Автор: Григорьева Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 24 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Свидетельство о публикации в СМИ. Статья
Тема: Особенности развития детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети имеющие особенности
физического или умственного развития.
Часть нарушений носит врожденный характер, он обусловлен генетическими или
последствиями родовой травмы. другие изменения могут проявиться в период роста
ребенка.
Дети с ОВЗ не всегда являются инвалидами. Ребенок может быть признан инвалидом если
имеет стойкие нарушения здоровья. Ребенок-инвалид имеет право на получение
социальных выплат.
Нарушения, которые возможны для детей с ОВЗ:
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Дети с нарушением зрения и слуха
- Дети имеющие тяжелые нарушения речи
- Задержка психического развития
- Дети имеющие легкие и тяжелые интеллектуальные нарушения.
- Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутистические растройства)
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные
черты:
Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в
познании.
Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за
низкой интеллектуальной активности.
Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ
быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие
характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и
раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона
голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная
возбудимость, агрессивное поведение
Шкала ограниченных возможностей
Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать
британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.
Недуг
Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под
недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо
элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и
чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.
Дефекты с потерей жизненно важных способностей
На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к
ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые
доступны большинству людей.
Недееспособность
Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия
характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в
какой-либо сфере деятельности.
Какие заболевания входят в ОВЗ
В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из
видов.
Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний
одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.
Группы детей с
ОВЗ
Описание заболеваний
Дефекты слуха
1.Полная глухота. Характеризуется не способностью
восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети,
глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют
возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее,
у ребенка развиты речевые навыки.
Аномалии зрения
1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная
слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное
зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и
людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения
колеблется в пределах от 0,05 до 0,2
Нарушения речи
1. Заболевания, в результате которых речевые возможности
ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не
являться следствием неврологических механизмов или, к
примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с
проблемами чтения и правописания.
Дефекты опорно-
двигательного
аппарата
В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические
параличи и парезы; детский церебральный паралич;
последствия полиомиелита.
Нарушение
интеллекта
1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные
формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития
учебных навыков.
Аномалия
аутистического
спектра
Детский или атипичный аутизм, характеризующийся
отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков,
комплексом стереотипных интересов и действий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в
психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не
по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны
специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со
здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для
людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое
место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая
интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с
заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли
подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.
В дошкольном учреждении
В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские
сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.
Их отличительными особенностями являются:
наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости –
сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
малая численность групп (10-15 человек).
В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные
детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по
нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких
групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с
больными детьми.
Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или
обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны,
поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в
традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно
проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.
В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-
педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того
или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению
специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить
ухудшения физического и психологического состояния малыша.
В школе
С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать
трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется
значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует
выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.
Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья
обладают следующим особенностями в обучении:
страх перед обществом;
неумение общаться на равных;
низкая самооценка, излишняя стеснительность
₽
Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения
ребенка.
Коррекционная школа
В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу
может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые
школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень
возможностей детей программы.
Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а
развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях
коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.
Интеграция
Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных
классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе
специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под
возможности учеников.
Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с
тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в
социум, приобретения коммуникативных навыков.
Инклюзия
Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс.
Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как
детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для
гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических
недостатков.
При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые
дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Основными проблемами внедрения инклюзии являются:
дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные
методы и слова для работы с особенными детьми;
отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.
Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными.
Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.
Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже
самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются,
если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками.
Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.