Напоминание

Особенности развития детей с ОВЗ


Автор: Григорьева Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 24 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Свидетельство о публикации в СМИ. Статья
Тема: Особенности развития детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети имеющие особенности

физического или умственного развития.

Часть нарушений носит врожденный характер, он обусловлен генетическими или

последствиями родовой травмы. другие изменения могут проявиться в период роста

ребенка.

Дети с ОВЗ не всегда являются инвалидами. Ребенок может быть признан инвалидом если

имеет стойкие нарушения здоровья. Ребенок-инвалид имеет право на получение

социальных выплат.

Нарушения, которые возможны для детей с ОВЗ:

- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

- Дети с нарушением зрения и слуха

- Дети имеющие тяжелые нарушения речи

- Задержка психического развития

- Дети имеющие легкие и тяжелые интеллектуальные нарушения.

- Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутистические растройства)

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные

черты:

Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в

познании.

Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за

низкой интеллектуальной активности.

Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.

Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.

Минимальная мотивация к познавательной деятельности.

Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.

Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ

быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.

Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.

Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие

характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.

Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и

раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона

голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная

возбудимость, агрессивное поведение

Шкала ограниченных возможностей

Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать

британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.

Недуг

Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под

недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо

элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и

чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

Дефекты с потерей жизненно важных способностей

На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к

ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые

доступны большинству людей.

Недееспособность

Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия

характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в

какой-либо сфере деятельности.

Какие заболевания входят в ОВЗ

В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из

видов.

Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний

одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

Группы детей с

ОВЗ

Описание заболеваний

Дефекты слуха

1.Полная глухота. Характеризуется не способностью

восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети,

глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют

возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее,

у ребенка развиты речевые навыки.

Аномалии зрения

1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная

слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное

зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и

людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения

колеблется в пределах от 0,05 до 0,2

Нарушения речи

1. Заболевания, в результате которых речевые возможности

ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не

являться следствием неврологических механизмов или, к

примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с

проблемами чтения и правописания.

Дефекты опорно-

двигательного

аппарата

В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические

параличи и парезы; детский церебральный паралич;

последствия полиомиелита.

Нарушение

интеллекта

1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные

формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития

учебных навыков.

Аномалия

аутистического

спектра

Детский или атипичный аутизм, характеризующийся

отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков,

комплексом стереотипных интересов и действий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в

психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не

по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны

специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со

здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.

В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для

людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое

место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая

интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с

заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли

подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

В дошкольном учреждении

В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские

сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.

Их отличительными особенностями являются:

наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости –

сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);

разработанные индивидуальные программы развития и обучения;

малая численность групп (10-15 человек).

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные

детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по

нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких

групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с

больными детьми.

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или

обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны,

поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в

традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно

проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-

педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того

или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению

специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить

ухудшения физического и психологического состояния малыша.

В школе

С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать

трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется

значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует

выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья

обладают следующим особенностями в обучении:

страх перед обществом;

неумение общаться на равных;

низкая самооценка, излишняя стеснительность

Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения

ребенка.

Коррекционная школа

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу

может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые

школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень

возможностей детей программы.

Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а

развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях

коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.

Интеграция

Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных

классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе

специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под

возможности учеников.

Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с

тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в

социум, приобретения коммуникативных навыков.

Инклюзия

Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс.

Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как

детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для

гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических

недостатков.

При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые

дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.

Основными проблемами внедрения инклюзии являются:

дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные

методы и слова для работы с особенными детьми;

отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.

Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными.

Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.

Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже

самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются,

если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками.

Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.



В раздел образования