проект "Гендерное воспитание дошкольников 4-5 лет через взаимодействие и сотрудничество с семьей"
Автор: Ржеуцкая Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Белоснежка" Населённый пункт: г. Новый Уренгой Наименование материала: статья Тема: проект "Гендерное воспитание дошкольников 4-5 лет через взаимодействие и сотрудничество с семьей" Раздел: дошкольное образование
Актуальность проекта
Социальные изменения в обществе привели к разрушению
традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то
в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и
естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью
или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или
гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними,
и в результате у них формировались стереотипы поведения,
характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с
жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с
охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними
животными и т.п.
В современном обществе существует такой вариант воспитания: и
девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама
или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не
считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие
представительниц прекрасного пола, стираются границы между
"женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою
очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из
"добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все
обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские
плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.
Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что некоторые наши
девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно
разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою
очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены
эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала
культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что
мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-
разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и
слышат, по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в
дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность,
аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость,
твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к
представительницам противоположного пола, т. е. не развить
предпосылки женственности и мужественности, то это может
привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они
будут плохо справляться со своими семейными, общественными и
социальными ролями.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка,
важным компонентом которого является осознание себя как
представителя определенного пола. Именно в семье, на основе
наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает
первый полоролевой опыт. Семья есть основа гендерного воспитания
Вид проекта:
Познавательно-творческий. Долгосрочный
(октябрь – май)
Участники проекта:
Дети среднего дошкольного возраста,
родители, педагоги.
Цель проекта :
Создание условий для естественного развития
ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом
гендерных особенностей.
Задачи проекта:
Повышение уровня компетентности педагогов в общении с семьей
Повышение квалификации педагогов по проблеме воспитания
девочек и мальчиков
Повышение активности родителей в совместной деятельности по
гендерном у воспитанию детей
Этапы реализации проекта
1 - ВВОДНЫЙ.
Подбор и изучение методической литературы по проблеме гендерного
воспитания с привлечением родителей.
Анкетирование для родителей:
«Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин)?»
«Уделяем ли внимание своему ребенку?»
«Как ведет себя ребенок дома, в критической ситуации» и т.д.
Создав банк данных по семьям воспитанников, мы увидели, что: 49%
семей воспитывают дочерей, а 51%-сыновей, в полных семьях
воспитывается 61% мальчиков и 84% девочек, 40% родителей имеют
высшее образование, 57% родителей имеют среднее специальное
образование.
Исходя из всего этого становится очевидным, что семьи различны по
социальному положению и культурно-образовательному уровню, а
проблемы воспитания девочек и мальчиков сходны.
2 – ОCНОВНОЙ ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКИЙ
-
Организован круглый стол на темы «Педагогический стиль
родителей», «Для чего нужен папа?»
-
Родителям предлагалось решить педагогические ситуации для
изучения подхода того или иного родителя к воспитанию своего
ребенка.
-
Проведены этические беседы «Какие мы мамы?», «Какие мы папы?»,
где обсуждались проблемы современного родительства
-
Важную роль сыграло взаимодействие родителей и медперсонала по
вопросам здоровья и гигиены девочек и мальчиков.
Результатом этой
деятельности стали информационные буклеты
-
Усилиями педагогического коллектива была собрана мини-библиотека
для родителей, где они повышали свою компетентность по вопросам
гендерного воспитания детей
-
В информационном уголке для родителей постоянно обновлялись
консультации на темы: «Девочки и мальчики (психофизические
различия)», «Нужно ли учить мальчиков давать сдачи», «Полная или
не полная семья», «Памятка для родителей в воспитании мальчиков и
девочек», «Методы игрового общения с гиперактивными детьми
-
Одним из важнейших подходов к сотрудничеству родителями стало
создание предметно-развивающей среды дома. Установить
партнерские отношения с родителями, увидеть позитивный опыт
воспитания девочек и мальчиков нам помогает домашнее
визитирование. Мы обратили внимание, что во многих семьях есть
игрушки, необходимые для развития мальчиков и девочек, но дети
ими почти не играют. Поэтому мы организовали ситуацию
распредмечивания игровых материалов и игрушек. Психолог детского
сада в живой совместной игре показывала родителям, как можно
включится в партнерскую игровую деятельность с ребенком. Мы
рекомендовали список игрушек и игр, развивающей направленности
для мальчиков и девочек. Ввели понятие антиигрушка
-
Немаловажную роль играет участие родителей в сюжетно-ролевых и
подвижных играх вместе с детьми в группе:«Одушевляем куклу», «В
парикмахерской», «Перевозка грузов», «Летчики», «Дочки-
матери».Этот вариант позволяет родителям не только освоить способ
игры с ребенком, но и увидеть своего ребенка среди других играющих
детей, «подсмотреть», как взаимодействуют сами дети в игре, чтобы в
дальнейшем игровом партнерстве со своим ребенком не занижать
возможностей его возраста, но и не подавлять его
сверхтребованиями.
-
Наилучшим результатом взаимодействия с мамами и папами стала
работа родителей-волонтеров. Обратив внимание на статистику
семей наших воспитанников, насторожил тот факт, что у 39%
мальчиков неполные семьи. По мнению специалистов, мальчик, не
чувствуя поддержки отца «впитывает» материнскую модель
поведения, в которой мужская роль просто отсутствует. В итоге такой
мальчик может не только превратиться в «маменькиного сынка», но и,
будучи взрослым, создать неполноценную семью. В помощь матерям,
воспитывающих сыновей в неполной семье у нас действует кружок
«Мужские уроки», где несколько раз в месяц папы, дедушки, старшие
братья приходят пообщаться мальчишками, поиграть в спортивные
игры.
В помощь мамам организовали кружок «Мамины уроки». Мамы и
бабушки-волонтеры учат наших девочек делать красивые бусы,
плести простейшие косички, работать с тестом, быть хорошими
хозяйками.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП
Подводя промежуточные итоги, мы можем с уверенностью сказать, что
системная работа с родителями по гендерному воспитанию детей, несет
положительные результаты. У детей выработались навыки
доброжелательного отношения друг к другу, девочки и мальчики стали
увереннее в собственных силах, раскрылся их внутренний творческий
потенциал. У родителей сформировалось понятие «диалог с детским
садом». Полученные новые знания укрепили внутрисемейные связи,
изменили подход к воспитанию и развитию девочек и мальчиков.
- Созданы фотоальбомы «Моя семья», «Мой папа в армии служил».
- Консультации для родителей
- Выставка детских рисунков: «Мой любимый папа (дедушка)», «Моя
любимая мамочка»
Наша работа над проектом еще не закончена, нам еще предстоит
итоговый этап. В планах провести спортивные развлечения «А ну-ка
мальчики, а ну-ка, папы», провести анкетирование с родителями «Что вам
дал проект?» и диагностическую беседу с детьми.