Напоминание

проект "Гендерное воспитание дошкольников 4-5 лет через взаимодействие и сотрудничество с семьей"


Автор: Ржеуцкая Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: проект "Гендерное воспитание дошкольников 4-5 лет через взаимодействие и сотрудничество с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Актуальность проекта
 Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.  В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.  Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что некоторые наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по- разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и
слышат, по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.  Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт. Семья есть основа гендерного воспитания
Вид проекта:
Познавательно-творческий. Долгосрочный (октябрь – май)
Участники проекта:
Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта
: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.
Задачи проекта:
 Повышение уровня компетентности педагогов в общении с семьей  Повышение квалификации педагогов по проблеме воспитания девочек и мальчиков  Повышение активности родителей в совместной деятельности по гендерном у воспитанию детей

Этапы реализации проекта
 1 - ВВОДНЫЙ. Подбор и изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей. Анкетирование для родителей: «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин)?» «Уделяем ли внимание своему ребенку?» «Как ведет себя ребенок дома, в критической ситуации» и т.д. Создав банк данных по семьям воспитанников, мы увидели, что: 49% семей воспитывают дочерей, а 51%-сыновей, в полных семьях воспитывается 61% мальчиков и 84% девочек, 40% родителей имеют высшее образование, 57% родителей имеют среднее специальное образование. Исходя из всего этого становится очевидным, что семьи различны по социальному положению и культурно-образовательному уровню, а проблемы воспитания девочек и мальчиков сходны.  2 – ОCНОВНОЙ ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКИЙ - Организован круглый стол на темы «Педагогический стиль родителей», «Для чего нужен папа?» - Родителям предлагалось решить педагогические ситуации для изучения подхода того или иного родителя к воспитанию своего ребенка. - Проведены этические беседы «Какие мы мамы?», «Какие мы папы?», где обсуждались проблемы современного родительства
- Важную роль сыграло взаимодействие родителей и медперсонала по вопросам здоровья и гигиены девочек и мальчиков. Результатом этой деятельности стали информационные буклеты - Усилиями педагогического коллектива была собрана мини-библиотека для родителей, где они повышали свою компетентность по вопросам гендерного воспитания детей - В информационном уголке для родителей постоянно обновлялись консультации на темы: «Девочки и мальчики (психофизические различия)», «Нужно ли учить мальчиков давать сдачи», «Полная или не полная семья», «Памятка для родителей в воспитании мальчиков и девочек», «Методы игрового общения с гиперактивными детьми - Одним из важнейших подходов к сотрудничеству родителями стало создание предметно-развивающей среды дома. Установить партнерские отношения с родителями, увидеть позитивный опыт воспитания девочек и мальчиков нам помогает домашнее визитирование. Мы обратили внимание, что во многих семьях есть игрушки, необходимые для развития мальчиков и девочек, но дети ими почти не играют. Поэтому мы организовали ситуацию распредмечивания игровых материалов и игрушек. Психолог детского сада в живой совместной игре показывала родителям, как можно включится в партнерскую игровую деятельность с ребенком. Мы рекомендовали список игрушек и игр, развивающей направленности для мальчиков и девочек. Ввели понятие антиигрушка - Немаловажную роль играет участие родителей в сюжетно-ролевых и подвижных играх вместе с детьми в группе:«Одушевляем куклу», «В парикмахерской», «Перевозка грузов», «Летчики», «Дочки- матери».Этот вариант позволяет родителям не только освоить способ игры с ребенком, но и увидеть своего ребенка среди других играющих детей, «подсмотреть», как взаимодействуют сами дети в игре, чтобы в дальнейшем игровом партнерстве со своим ребенком не занижать
возможностей его возраста, но и не подавлять его сверхтребованиями. - Наилучшим результатом взаимодействия с мамами и папами стала работа родителей-волонтеров. Обратив внимание на статистику семей наших воспитанников, насторожил тот факт, что у 39% мальчиков неполные семьи. По мнению специалистов, мальчик, не чувствуя поддержки отца «впитывает» материнскую модель поведения, в которой мужская роль просто отсутствует. В итоге такой мальчик может не только превратиться в «маменькиного сынка», но и, будучи взрослым, создать неполноценную семью. В помощь матерям, воспитывающих сыновей в неполной семье у нас действует кружок «Мужские уроки», где несколько раз в месяц папы, дедушки, старшие братья приходят пообщаться мальчишками, поиграть в спортивные игры. В помощь мамам организовали кружок «Мамины уроки». Мамы и бабушки-волонтеры учат наших девочек делать красивые бусы, плести простейшие косички, работать с тестом, быть хорошими хозяйками.  ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП Подводя промежуточные итоги, мы можем с уверенностью сказать, что системная работа с родителями по гендерному воспитанию детей, несет положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, девочки и мальчики стали увереннее в собственных силах, раскрылся их внутренний творческий потенциал. У родителей сформировалось понятие «диалог с детским садом». Полученные новые знания укрепили внутрисемейные связи, изменили подход к воспитанию и развитию девочек и мальчиков. - Созданы фотоальбомы «Моя семья», «Мой папа в армии служил». - Консультации для родителей
- Выставка детских рисунков: «Мой любимый папа (дедушка)», «Моя любимая мамочка» Наша работа над проектом еще не закончена, нам еще предстоит итоговый этап. В планах провести спортивные развлечения «А ну-ка мальчики, а ну-ка, папы», провести анкетирование с родителями «Что вам дал проект?» и диагностическую беседу с детьми.


В раздел образования