Автор: Лорина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №570
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам."
Раздел: среднее образование
Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам.
Жить в культуре и ничего о ней не знать сегодня является опасным и разрушительным для
общества и культуры. Вследствие этого необходима значительная степень культурологизации
образования, то есть внесение элементов культурологического знания во все уровни обучения и
воспитания. В современной Конституции Российской Федерации говорится о том, что содержание
образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной
культуры общества; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и
мировую культуру (Конституция Российской Федерации. №10, 28). Необходимо обеспечить
освоение культурного наследия молодым поколением как существенную сторону
воспроизводства российской нации. Нужно дать молодёжи возможность обрести современный
комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных
ориентаций, личностное самосознание и идентичность, что может быть названо системой
культурной компетентности учащегося.
Предмет «иностранный язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран
изучаемого языка, но путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры,
знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию
школьников в контексте «диалога культур».
Культура – понятие необыкновенно широкое и исторически изменчивое. Оно охватывает как
сферу общественного бытия, так и область общественного сознания, всю социальную и личную
жизнь человека, его материальную и духовную деятельность.
Привлечение материалов культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, то
есть школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными
фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения с учетом
интересов школьников становится особенно эффективным.
Современная цель обучения иностранному языку и культуре может быть сформулирована как
обеспечение межкультурного общения и взаимопонимания между партнерами, т.е. подготовка к
реальной межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация – это адекватное
взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным
национальным культурам. (Веденина Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение
слова//Иностранные языки в школе, 2000. - №5)
Основным средством реализации поставленной цели является обучение лексике, так как именно
в ней отражены ценностные ориентиры и факты культуры. Однако в настоящее время
обучающиеся недостаточно подготовлены к использованию иностранного языка в межкультурной
коммуникации, что обусловливает актуальность проблемы.
Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным
материалом для осуществления устно-речевого общения, т. е. прямыми средствами передачи
понятий, мысли в целом. (Бим, И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. -
1989. - №12, 63)
Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений
формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных
правил, которых придерживаются носители языка. Необходимо учитывать тот факт, что общие для
многих языков коммуникативные категории (например, просьба, приказ и др.) в разных языках
имеют свою специфику выражения.
За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических
единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е.
овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и
научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.
При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания:
а) продуктивные навыки: правильно выбирать слова/словосочетания в соответствии с
коммуникативным намерением; правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях; владеть
лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями; сочетать новые слова с ранее
усвоенными;