Автор: Новгородова Зоя Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 4
Населённый пункт: г. Симферополя
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по музыкальному развитию детей подготовительной к школе группы
Тема: "Крымский вернисаж" (с применением здоровьесберегающей, арттерапевтической, игровой, интерактивной технологий, с использованием ИКТ)
Раздел: дошкольное образование
Ход НОД:
Дети в сопровождении муз.работника входят в зал и становятся полукругом
Муз. руководитель: Доброе утро, дети. Я рада приветствовать Вас в этот
солнечный и светлый осенний день! Поздняя осень редко дарит яркие краски,
поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться на открытие художественной
выставки, которая называется «Крымский вернисаж». Знает ли кто-то из Вас,
что такое вернисаж?
Дети: высказывают свои предположения
Муз. руководитель: Друзья мои вернисаж – это торжественное открытие
художественной выставки, которое сопровождают музыкальные номера,
хореографические композиции и поэтические чтения.
И мы с Вами
специально приглашенные гости! Приглашаю вас, пройти в галерею.
Презентация слайд 1 «Художественная галерея»
Выполняются музыкально ритмические движения.
После выполнения упражнений дети становятся лицом к мольбертам и
видеоэкрану
Муз. руководитель: Друзья, вот мы и пришли в картинную галерею, перед
Вами мольберты с картинами. На протяжении многих лет художники пишут
виды нашего полуострова, а вдохновляет их наша неповторимая и яркая
природа, о которой Елена Трутнева сказала так:
(муз. руководитель поочередно подходит к каждому мольберту, читает
стихотворение. )
Презентация слайд 2 «Времена года»
Четверо
художников,
Столько же
картин.
Белой краской
выкрасил
Все подряд
один.
Лес и поле
белые,
Белые луга:
У осин
заснеженных
Ветки как рога...
У второго —
синие
Небо и ручьи.
В синих лужах
плещутся
Стайкой
воробьи.
На снегу
прозрачные
Льдинки-
кружева.
Первые
проталинки,
Первая трава.
...На картине
третьего
Красок и не
счесть:
Желтая,
зеленая,
Голубая есть...
Лес и поле в
зелени,
Синяя река,
Белые,
пушистые
В небе облака.
А четвертый
золотом
Расписал сады,
Нивы
урожайные,
Спелые
плоды...
Всюду бусы-
ягоды
Зреют по
лесам,
Кто же те
художники?
Догадайся сам.
Муз. руководитель: Ребята, скажите пожалуйста, кто же эти «художники»?
Дети: Это времена года.
Муз. руководитель: Абсолютно верно,
природа щедро дарит нам свои
неповторимые краски и творческие люди не могут остаться равнодушными и
1
спешат
запечатлеть
эту
мимолетную
красоту.
Поэты
пишут
стихи,
композиторы записывают ноты, а художники берут в руки кисти и рисуют
картины. Прошу пару в белых футболках помочь мне
открыть первый
экспонат.
(Подходит к первому мольберту вместе с ребятами и
снимает
ткань
с
мольберта.
На
нем
картина
И.Крачковского «Зима в Крыму. Дорога на Учан – Су».
Муз.руководитель предлагает детям присесть, чтобы
лучше
рассмотреть
картину,
дети
рассматривают
картину, делятся впечатлениями )
Презентация слайд 3 «И. Крачковский»
Муз. руководитель: Перед Вами величественный пейзаж «Крым. Дорога на
Учан-Су», изображающий возвышающийся над Южным берегом Крыма
горный массив, написан Иосифом Крачковским более 130 лет назад. Вершина
Главной гряды Крымских гор – царственная Ай-Петри, издавна считалась
одним из главных символов Крыма. Живописец использует краски синих
тонов, создавая эффект своеобразной цветовой растяжки – от иссиня-черных
волн и тяжелого подножия гор – до яркого ультрамарина и уходящих ввысь
невесомых полупрозрачных небес. Резной силуэт синеющего вдали каменного
массива, четко выделяющийся на фоне светлого неба, рождает ощущение
мощи и холодного величия. Кажется, что чувствуются порывы ветра,
господствующего на самой вершине горного пика, из-за которого вот-вот
появится луч солнца.
Красота нашего полуострова вдохновляет творческих людей на протяжении
многих веков. Когда я смотрю на эту картину, я вспоминаю песню, которую
написала наша современница и моя коллега музыкальный руководитель
детского сада № 107 «Боровичок» Марина Дуденко.
(Подходит к фортепиано и исполняет припев песни «Драгоценный наш
Крым» М. Дуденко)
Муз. руководитель: Вам понравилась эта песня?
Дети: Да
Муз. руководитель: Я предлагаю Вам спеть вместе со мной припев этой
песни. Вы прекрасно знаете, что в горах звук отражается от скал и повторяет
несколько раз сказанное слово, и это явление называется эхо. Я буду петь
первую фразу, а Вы повторяете за мной как эхо.
Муз. руководитель разучивает с детьми припев песни в ходе музыкально-
дидактической игры «Эхо».
Муз. руководитель: Вы очень хорошо справились с этой песней. Я думаю, вы
запомнили эту картину, на память о ней, я предлагаю разместить магнитик с
изображением этой картины, на нашу магнитную доску. Гора Ай-Петри и
фонтан Учан-Су находится на южном побережье нашего полуострова,
предлагаю ребятам в белых футболках помочь мне разместить магнитик в
южной части нашей карты.
2
Муз. руководитель проводит пару детей к магнитной доске и размещают
магнит в южной части Крыма. Читает стихотворение Лидии Огурцовой
«Ай-Петри»
На Ай-Петри облака – Как молочная река.
Исчезают сосны, кедры И сама гора Ай-Петри.
Л. Огурцова
Муз.руководитель: А сейчас предлагаю перейти к следующей картине. Для
торжественного открытия следующего экспоната приглашаю ребят в синих
футболках.
(Подходит ко второму мольберту вместе
с ребятами и снимает ткань с мольберта.
На нем картина О. Путин «Цветущая
степь», дети рассматривают картину,
делятся впечатлениями )
Презентация слайд 4 «О. Путин»
Муз. руководитель: Какое время года изображено на картине? Как вы это
определили? Что происходит с природой весной?
Дети: высказывают свои предположения
Муз. руководитель: Эта
картина нашего современника Олега Путина и
написана она относительно недавно – 16 лет назад. На картине мы видим
бескрайнюю степь северного Крыма, благоухающую весенними цветами.
Друзья мои, хочу Вам предложить окунуться в атмосферу весенней поляны, а
поможет нам, конечно же, музыка. Давайте послушаем.
Звучит «Вечерний закат» А. Караманова
Презентация слайд 5 «Словарь эстетических эмоций»
Муз. руководитель: Давайте попробуем описать эту музыку с помощью
словаря эстетических эмоций. (обращает внимание на слайд)
Дети: высказывают свои предположения
Презентация слайд 6 «Портрет А. Караманова»
Муз. руководитель:
Мы с Вами прослушали пьесу «Вечерний закат»
крымского композитора Алемдара Караманова. Вам это имя, конечно же,
знакомо, ведь Алемдар Сабитович автор музыки гимна Республики Крым.
На
полочке
под
картиной
я
вижу
атрибуты,
которые
помогут
нам
перевоплотиться девочкам в прекрасные крымские цветы, а мальчикам в
волшебных мотыльков.
(девочки подходят и берут зонтики-цветы, а
мальчики одевают крылья)
Звучит «Вечерний закат» А. Караманова, дети выполняют импровизацию
«Цветущая степь»
Муз.руководитель: Как красиво! Мне кажется, в нашем зале даже запахло
волшебными неповторимыми ароматами крымской степи. На память об этой
картине,
давайте
разместим
следующий
магнитик
на
севере
нашего
полуострова. Помогут мне это сделать ребята в синих футболках.
Муз.руководитель проводит пару детей к магнитной доске и размещают
магнит в северной части Крыма. Муз.руководитель читает стихотворение
3
Степные ветра пахнут солью, В дозоре стоят тополя.
И видится скифов раздолье, Земля пряных трав, ковыля…
Л. Огурцова
Муз. руководитель: Продолжается наш вернисаж и мы спешим в следующему
экспонату, дети в красных футболках помогут мне это сделать.
(Подходит к третьему мольберту вместе с
ребятами и снимает ткань с мольберта. На
нем
картина
Г.
Харченко
«В
крымском
предгорье»
дети
рассматривают
картину,
делятся впечатлениями)
Презентация слайд 7 «Г. Харченко»
Муз. руководитель: Перед Вами картина нашего современника Григория
Харченко «В крымском предгорье» какое время года изображено на ней?
Дети: высказывают свои предположения
Муз. руководитель: Да, абсолютно верно, это лето. В это время года наш
полуостров утопает в зелени. Всё залито жарким солнцем и так хочется
отдохнуть в тени деревьев у ручья. На полочке мольберта я вижу реквизит для
нашего следующего перевоплощения – это листы бумаги, которые помогут
нам исполнить музыку ветра и шелест листьев.
(Подходит к мольберту и вместе с детьми раздает детям листы для
бумажного оркестра)
Звучит 2 куплет и припев «Драгоценный наш Крым» М. Дуденко, дети
играют на листах бумаги.
Презентация слайд 8 «Схема приемов игры на бумажном листе»
Муз.руководитель: Вы блестяще справились с этим заданием! Мне кажется,
что все здесь присутствующие смогли услышать шум листвы. На память об
этой картине, предлагаю разместить следующий магнитик на западе нашего
полуострова. Помогут мне это сделать ребята в красных футболках.
Муз.руководитель проводит пару детей в красных футболках к магнитной
доске и размещают магнит в западной части Крыма. Муз.руководитель
читает стихотворение Татьяны Боковой
Сколько солнца! Сколько света! Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, чтоб лето Было целый год со мной!
Т. Бокова
Муз.руководитель:
Но перед нами еще одна неоткрытая картина. Я
приглашаю ребят в желтых футболках представить нам последний экспонат.
4
(Подходит к четвертому мольберту
вместе с ребятами и снимает ткань с
мольберта.
На
нем
картина
И.
Айвазовского «Вечер в Крыму» дети
рассматривают
картину,
делятся
впечатлениями)
Презентация слайд 9 «И. Айвазовский»
Муз.руководитель: Крым – великолепен в любое время года! Осень щедро
дарит нам свои дары – богатый урожай и бархатный сезон. В это время года
благодаря чистому воздуху и менее сильной жаре, лучше отдыхать на берегу
Черного моря. На картине Ивана Айвазовского заходящее солнце окрашивает
в глубокие лилово-розовые тона горы на дальнем плане. Последние солнечные
лучи освещают городские постройки. Поймано лишь одно из мгновений
южного крымского вечера, изменчивость которого подчеркнута Айвазовским
с помощью контраста темного первого плана и ярко освещенных гор вдали.
Любуясь этим пейзажем, кажется, что вот-вот услышишь шум морского
прибоя. А поможет нам это сделать реквизит, который я вижу на полочке под
картиной. Это музыкальные трубы и наши в помощники в желтых футболках
раздадут всем эти инструменты.
Дети получают инструменты и муз.руководитель объясняет способы
звукоизвлечения на инструменте, обращает внимание на схему игры на слайде
Звучит минусовка песни 1 куплет и припев «Драгоценный наш Крым» М.
Дуденко, дети музицируют с Boomwhackers
Презентация
слайд
10
«Последовательность
исполнения
мелодии
Boomwhackers
ами
)
Муз.руководитель:
Ваше исполнение мне очень понравилось! Благодарю
Вас! Мы можем разместить еще один магнитик на нашей доске.
Муз.руководитель проводит пару детей в желтых футболках к магнитной
доске и размещают магнит в восточной части Крыма. Муз.работник читает
стихотворение Лидии Огурцовой
Море Чёрное – большое: Утром серо-голубое,
Днём оно зелёное, Пенное, солёное.
Ну, а ночью, при луне, Золотым казалось мне!
Муз.руководитель:
Мы познакомились во всеми экспонатами нашего
вернисажа и мне интересно, что Вам понравилось больше всего? Что нового
вы узнали? Какие картины вы увидели впервые? Какое задание было для вас
самым сложным?
Дети: делятся впечатлениями.
Муз.руководитель: Наш вернисаж подходит к завершению и мне хотелось бы
с вами закончить наше занятие закончить словами той песней, которую мы
спели с вами в самом начале. Но не просто спеть ее, а исполнить ее как
настоящие артисты.
Девочки в желтой и красной футболках - возьмут зонтики-цветы. А мальчики
в желтой и красной футболках наденут крылья. Пара ребят в белых футболках
5
возьмут листья для бумажного оркестра. А остальные ребята будут играть на
Boomwhackersах
Исполняется флешмоб «Драгоценный наш Крым» М. Дуденко.
Презентация слайд 11 клип к песне
Муз.руководитель: Наш вернисаж объявляется закрытым! Можете положить
инструменты и реквизит на мольберты. Я благодарю Вас за труд и внимание
на этом занятии и на память о нем, хочу вам преподнести небольшие
сувениры
Презентация слайд 12 «Я люблю Крым»
Звучит музыка
«Драгоценный наш Крым»,
муз.руководитель
раздает
сувениры, провожает детей в группу.
6