Автор: Алексеева Юлия Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №147
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Медиабезопасность обучающихся в условиях общеобразовательной организации при подготовке к урокам английского языка
Раздел: среднее образование
Алексеева Юлия Валерьевна
Научный руководитель: к. пед. н., доцент Морозова М.И.
г. Санкт-Петербург, Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина
Медиабезопасность обучающихся в условиях
общеобразовательной организации при подготовке к урокам
английского языка
Аннотация. В статье рассматривается такое понятие, как
«медиабезопасность» обучающихся в школе и дома при подготовке
к урокам английского языка, а также проводится анализ уровня ее
сформированности у подростков, а именно учащихся 8-9 классов
общеобразовательной организации.
Ключевые
слова:
медиа,
медиаобразование,
медиабезопасность.
С каждым годом возрастает объём информации в современном
обществе. Доступ к необходимой информации во многом облегчается
с развитием информационных технологий. Однако это ведет к новой
проблеме, к общему информационному шуму. Нередко информация,
которая обрушивается на учащегося оказывается недостоверной, а
нередко вредной.
Пропаганда жестокости средствами массовой связи, Интернетом
становится не только социальной, но и педагогической проблемой, так
как необходимо повышать уровень и качество образованности
подрастающего поколения, чтобы обеспечить их самореализацию в
обществе. В связи с этим возникает острая необходимость вносить
новые компоненты в общее среднее образование, связанные с
обучением медиабезопасности.
В связи с этим актуально создать безопасную информационную
среду, в которой будут созданы условия для развития ребенка, а
также будет обеспечена защита его интересов.
Проблема
безопасного
поведения
стала
объектом
многих
научных исследователей. Спецификой рисков и взаимодействия с
интернетом занимались и описывали в своих трудах такие учёные, как
Л.И. Лучинкина, Е.П. Белинская, И.А. Паравозов, В.А. Плешаков, В.В.
Нестеров,
М.Ю.
Сидорова,
Ф.О.
Смирнов
и
др.
Проблема
медиабезопасности и медиаобразования подробнее рассматривается
в работах Л.Н. Гладковой, В.П. Кириленко, С.В. Вершинина, С.Ю.
Прохоровой, И.В. Жилавской, Н.Ю. Лесконог и др.
Медиа
–
это
обширное
понятие,
включающее
в
себя
совокупность методов и приемов, которые служат для передачи
информации человеку.
По мнению И.А. Фатеевой термин «медиабезопасность» - это
вид безопасности человека, живущего в атмосфере постоянных
рисков, наряду с другими видами безопасности. В широком смысле
медиабезопаность является деятельностью, которая направлена на
защиту
интересов
граждан
от
появления
и
распространения
недостоверной информации в сети интернет. В узком смысле
«медиабезопасность»
-
деятельность,
обеспечивающая
личную
безопасность пользователя сети интернет, которая позволяет не
только
распознавать
недостоверную
информацию,
но
и
предотвращать ее распространение. [Абрамовских, 2018: 13]
К угрозам медиабезопасности можно отнести свободное и
неконтролируемое распространение информации в электронных СМИ,
в т.ч. в социальных сетях. В сети интернет подростки могут
столкнуться
с
такими
проблемами,
как:
издевательство
и
высмеивание
отдельных
групп
лиц,
кибербуллинг,
троллинг
в
социальных сетях, распространение неприятной информации и
фотографий, а также мошенничество в интернете. [Пищева, 2017: 2-3]
Д.Я. Ягофаров отмечает, что самый уязвимый возраст, когда
дети попадают в какие-либо сложные ситуации – подростки. Именно в
этом
возрасте
активно
формируется
личность.
Характерными
особенностями подросткового возраста являются: эмоциональная
незрелость,
недостаточное
умение
контролировать
собственное
поведение, соотносить желания и возможности для удовлетворения
своих
потребностей,
повышенная
внушаемость,
желание
самоутвердиться и стать взрослым. В связи с этим, именно в этом
возрасте
учащиеся
чаще
всего
сталкиваются
с
какими-либо
проблемами в сети интернет. [Гладкова, 2019: 42]
Подключаясь к интернету, подросток погружается в социальное
пространство. Информационные и сетевые ресурсы содержат в себе
самый разнообразный контент для удовлетворения широкого круга
потребностей. Вариантность открытой и доступной социальной среды,
в которую выходит подросток через интернет, содержит как массу
возможностей для развития личности, так и множество рисков,
связанных с необходимостью принимать самостоятельные решения.
В
ходе
изучения
данной
проблемы
было
проведено
анкетирование, состоящее из 27 вопросов. Анкетирование было
направлено на изучение уровня медиабезопасности подростков в
общеобразовательной организации. Вопросы были направлены на то,
чтобы узнать, как часто подростки выходят в интернет, с какими
проблемами они могут столкнуться, а также имеют ли они какие-либо
знания по данному вопросу. В анкетировании участвовали учащиеся 8
и 9 классов, всего было опрошено 42 человека.
Как
показывают
результаты
исследования,
опрошенные
подростки достаточно автономны в своих действиях в онлайн-среде.
Всего 29% учащихся отметили, что выходят в интернет либо в
компании друзей, в присутствии своих родителей, либо не используют
интернет вообще. Соответственно 71% опрошенных выходят в сеть
самостоятельно. Подавляющее большинство выходят в интернет
регулярно, т.е. каждый день – 92%, и только 8% учащихся выходят в
интернет несколько раз в неделю, или еще реже. Из этого количества
83% отметили, что проводят в социальных сетях более 8 часов в день.
По большей части, учащиеся выходят в интернет с помощью
мобильных телефонов, планшетов и прочих устройств – 68%, в то
время как 32% опрошенных подключаются к сети через персональный
компьютер или ноутбук дома.
В результате анкетирования было выявлено, что 98% учащихся
зарегистрированы в каких-либо социальных сетях, в то время как 2%
не зарегистрированы.
43,2 % учеников используют интернет для общения с друзьями в
социальных сетях; 31% - в целях получения информации для учебы;
17,3% - для просмотра и скачивания фильмов, музыки и т.д.; 8,5% -
для онлайн-игр.
К
числу
наиболее
популярных
проблем,
встречаемых
несовершеннолетними
в
интернете,
являются:
мошенничество;
высмеивание и издевательство сверстников или незнакомых людей;
разглашение личных данных, взлом социальных сетей.
84% респондентов встречались с какими-либо проблемами в
сети интернет из выше перечисленных.
По результатам опроса было выявлено, что у 77% учащихся не
установлены
никакие
антивирусные
программы,
а
также
нет
родительского
контроля
посещения
сайтов.
Только
у
23%
присутствует
родительский
контроль
или
наличие
фильтрации
посещаемости сайтов.
67% учащихся не следуют правилам поведения в интернете,
проходят по незнакомым ссылкам, а также не знают, как реагировать
на мошенников и травлю в сети интернет, в то время, как только 33%
опрошенных не выставляют в интернет личные данные, а также
данные своих близких и одноклассников, с осторожностью относятся к
незнакомым сайтам, не переходят по сомнительным ссылкам и
внимательно относятся к проводимым инструктажам о безопасности в
сети интернет.
В связи с проведенным анкетированием, можно сделать выводы,
что у большинства учащихся низкий уровень сформированности
медиабезопасности и поведения в интернете. Большинство учащихся
не используют интивирусные программы и не имеют знаний о том, что
такое
«медиабезопасность».
В
заключительном
вопросе
анкетирования учащимся необходимо было ответить на вопрос «что
такое медиабезопасность», только 16% опрошенных смогли ответить
своими словами и остальные 84% оставили вопрос без ответа.
Подводя итоги, можно сказать, что для того чтобы повысить
уровень медиабезопасности подростков в общеобразовательной
организации, необходимо улучшить воспитательную деятельность и
разработать
специальную
программу
в
несколько
этапов,
заключающуюся
в
работе
с
подростками
(классные
часы,
инструктажи, специальные обучающие игры), с родителями (собрания,
вебинары), а также работа с учителями (обучающие семинары). Для
того, чтобы улучшить знания детей в данном вопросе, необходимо
работать со всеми субъектами образовательного процесса.
Список литературы
1) Абрамовских
Т.А.
Организация
медиабезопасности
в
образовательной
организации
[Электронный
ресурс]:
методические
рекомендации
для
руководителей
образовательных
организаций
/
Т.А.
Абрамовских.
–
Челябинск: ЧИППКРО, 2018. –56с.
2) Гладкова Л.Н. Формирование опыта социально безопасного
поведения
несовершеннолетних
в
процессе
онлайн-
социализации / Л.Н. Гладкова. – Тюмень, 2019. – 259 с.
3) Пищова, А. В. Риски медиасоциализации в обеспечении
медиабезопасности обучающихся / А. В. Пищова, А. Г
Давыдовский
//
Образование
как
фактор
развития
интеллектуально
нравственного
потенциала
личности
и
современного общества: материалы VII между-нар. научн.
конф., 9-10 ноября 2017 г. / отв. ред. М. И. Морозова. - Санкт-
Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 352 с. - C. 26-31
.