Напоминание

Медиабезопасность обучающихся в условиях общеобразовательной организации при подготовке к урокам английского языка


Автор: Алексеева Юлия Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №147
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Медиабезопасность обучающихся в условиях общеобразовательной организации при подготовке к урокам английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Алексеева Юлия Валерьевна

Научный руководитель: к. пед. н., доцент Морозова М.И.

г. Санкт-Петербург, Ленинградский государственный университет

имени А.С. Пушкина

Медиабезопасность обучающихся в условиях

общеобразовательной организации при подготовке к урокам

английского языка

Аннотация. В статье рассматривается такое понятие, как

«медиабезопасность» обучающихся в школе и дома при подготовке

к урокам английского языка, а также проводится анализ уровня ее

сформированности у подростков, а именно учащихся 8-9 классов

общеобразовательной организации.

Ключевые

слова:

медиа,

медиаобразование,

медиабезопасность.

С каждым годом возрастает объём информации в современном

обществе. Доступ к необходимой информации во многом облегчается

с развитием информационных технологий. Однако это ведет к новой

проблеме, к общему информационному шуму. Нередко информация,

которая обрушивается на учащегося оказывается недостоверной, а

нередко вредной.

Пропаганда жестокости средствами массовой связи, Интернетом

становится не только социальной, но и педагогической проблемой, так

как необходимо повышать уровень и качество образованности

подрастающего поколения, чтобы обеспечить их самореализацию в

обществе. В связи с этим возникает острая необходимость вносить

новые компоненты в общее среднее образование, связанные с

обучением медиабезопасности.

В связи с этим актуально создать безопасную информационную

среду, в которой будут созданы условия для развития ребенка, а

также будет обеспечена защита его интересов.

Проблема

безопасного

поведения

стала

объектом

многих

научных исследователей. Спецификой рисков и взаимодействия с

интернетом занимались и описывали в своих трудах такие учёные, как

Л.И. Лучинкина, Е.П. Белинская, И.А. Паравозов, В.А. Плешаков, В.В.

Нестеров,

М.Ю.

Сидорова,

Ф.О.

Смирнов

и

др.

Проблема

медиабезопасности и медиаобразования подробнее рассматривается

в работах Л.Н. Гладковой, В.П. Кириленко, С.В. Вершинина, С.Ю.

Прохоровой, И.В. Жилавской, Н.Ю. Лесконог и др.

Медиа

это

обширное

понятие,

включающее

в

себя

совокупность методов и приемов, которые служат для передачи

информации человеку.

По мнению И.А. Фатеевой термин «медиабезопасность» - это

вид безопасности человека, живущего в атмосфере постоянных

рисков, наряду с другими видами безопасности. В широком смысле

медиабезопаность является деятельностью, которая направлена на

защиту

интересов

граждан

от

появления

и

распространения

недостоверной информации в сети интернет. В узком смысле

«медиабезопасность»

-

деятельность,

обеспечивающая

личную

безопасность пользователя сети интернет, которая позволяет не

только

распознавать

недостоверную

информацию,

но

и

предотвращать ее распространение. [Абрамовских, 2018: 13]

К угрозам медиабезопасности можно отнести свободное и

неконтролируемое распространение информации в электронных СМИ,

в т.ч. в социальных сетях. В сети интернет подростки могут

столкнуться

с

такими

проблемами,

как:

издевательство

и

высмеивание

отдельных

групп

лиц,

кибербуллинг,

троллинг

в

социальных сетях, распространение неприятной информации и

фотографий, а также мошенничество в интернете. [Пищева, 2017: 2-3]

Д.Я. Ягофаров отмечает, что самый уязвимый возраст, когда

дети попадают в какие-либо сложные ситуации – подростки. Именно в

этом

возрасте

активно

формируется

личность.

Характерными

особенностями подросткового возраста являются: эмоциональная

незрелость,

недостаточное

умение

контролировать

собственное

поведение, соотносить желания и возможности для удовлетворения

своих

потребностей,

повышенная

внушаемость,

желание

самоутвердиться и стать взрослым. В связи с этим, именно в этом

возрасте

учащиеся

чаще

всего

сталкиваются

с

какими-либо

проблемами в сети интернет. [Гладкова, 2019: 42]

Подключаясь к интернету, подросток погружается в социальное

пространство. Информационные и сетевые ресурсы содержат в себе

самый разнообразный контент для удовлетворения широкого круга

потребностей. Вариантность открытой и доступной социальной среды,

в которую выходит подросток через интернет, содержит как массу

возможностей для развития личности, так и множество рисков,

связанных с необходимостью принимать самостоятельные решения.

В

ходе

изучения

данной

проблемы

было

проведено

анкетирование, состоящее из 27 вопросов. Анкетирование было

направлено на изучение уровня медиабезопасности подростков в

общеобразовательной организации. Вопросы были направлены на то,

чтобы узнать, как часто подростки выходят в интернет, с какими

проблемами они могут столкнуться, а также имеют ли они какие-либо

знания по данному вопросу. В анкетировании участвовали учащиеся 8

и 9 классов, всего было опрошено 42 человека.

Как

показывают

результаты

исследования,

опрошенные

подростки достаточно автономны в своих действиях в онлайн-среде.

Всего 29% учащихся отметили, что выходят в интернет либо в

компании друзей, в присутствии своих родителей, либо не используют

интернет вообще. Соответственно 71% опрошенных выходят в сеть

самостоятельно. Подавляющее большинство выходят в интернет

регулярно, т.е. каждый день – 92%, и только 8% учащихся выходят в

интернет несколько раз в неделю, или еще реже. Из этого количества

83% отметили, что проводят в социальных сетях более 8 часов в день.

По большей части, учащиеся выходят в интернет с помощью

мобильных телефонов, планшетов и прочих устройств – 68%, в то

время как 32% опрошенных подключаются к сети через персональный

компьютер или ноутбук дома.

В результате анкетирования было выявлено, что 98% учащихся

зарегистрированы в каких-либо социальных сетях, в то время как 2%

не зарегистрированы.

43,2 % учеников используют интернет для общения с друзьями в

социальных сетях; 31% - в целях получения информации для учебы;

17,3% - для просмотра и скачивания фильмов, музыки и т.д.; 8,5% -

для онлайн-игр.

К

числу

наиболее

популярных

проблем,

встречаемых

несовершеннолетними

в

интернете,

являются:

мошенничество;

высмеивание и издевательство сверстников или незнакомых людей;

разглашение личных данных, взлом социальных сетей.

84% респондентов встречались с какими-либо проблемами в

сети интернет из выше перечисленных.

По результатам опроса было выявлено, что у 77% учащихся не

установлены

никакие

антивирусные

программы,

а

также

нет

родительского

контроля

посещения

сайтов.

Только

у

23%

присутствует

родительский

контроль

или

наличие

фильтрации

посещаемости сайтов.

67% учащихся не следуют правилам поведения в интернете,

проходят по незнакомым ссылкам, а также не знают, как реагировать

на мошенников и травлю в сети интернет, в то время, как только 33%

опрошенных не выставляют в интернет личные данные, а также

данные своих близких и одноклассников, с осторожностью относятся к

незнакомым сайтам, не переходят по сомнительным ссылкам и

внимательно относятся к проводимым инструктажам о безопасности в

сети интернет.

В связи с проведенным анкетированием, можно сделать выводы,

что у большинства учащихся низкий уровень сформированности

медиабезопасности и поведения в интернете. Большинство учащихся

не используют интивирусные программы и не имеют знаний о том, что

такое

«медиабезопасность».

В

заключительном

вопросе

анкетирования учащимся необходимо было ответить на вопрос «что

такое медиабезопасность», только 16% опрошенных смогли ответить

своими словами и остальные 84% оставили вопрос без ответа.

Подводя итоги, можно сказать, что для того чтобы повысить

уровень медиабезопасности подростков в общеобразовательной

организации, необходимо улучшить воспитательную деятельность и

разработать

специальную

программу

в

несколько

этапов,

заключающуюся

в

работе

с

подростками

(классные

часы,

инструктажи, специальные обучающие игры), с родителями (собрания,

вебинары), а также работа с учителями (обучающие семинары). Для

того, чтобы улучшить знания детей в данном вопросе, необходимо

работать со всеми субъектами образовательного процесса.

Список литературы

1) Абрамовских

Т.А.

Организация

медиабезопасности

в

образовательной

организации

[Электронный

ресурс]:

методические

рекомендации

для

руководителей

образовательных

организаций

/

Т.А.

Абрамовских.

Челябинск: ЧИППКРО, 2018. –56с.

2) Гладкова Л.Н. Формирование опыта социально безопасного

поведения

несовершеннолетних

в

процессе

онлайн-

социализации / Л.Н. Гладкова. – Тюмень, 2019. – 259 с.

3) Пищова, А. В. Риски медиасоциализации в обеспечении

медиабезопасности обучающихся / А. В. Пищова, А. Г

Давыдовский

//

Образование

как

фактор

развития

интеллектуально

нравственного

потенциала

личности

и

современного общества: материалы VII между-нар. научн.

конф., 9-10 ноября 2017 г. / отв. ред. М. И. Морозова. - Санкт-

Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 352 с. - C. 26-31

.



В раздел образования