Автор: Дышленок Марина Юрьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ № 281 филиал № 5
Населённый пункт: посёлок Нижний Ингаш, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок учебной практики "Обработка притачной манжеты и соединение с нижним срезом рукава"
Раздел: среднее профессиональное
ФИЛИАЛ № 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 281
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Методическая разработка проведение открытого урока
Учебной практики
Тема: Обработка притачной манжеты и соединение с нижним срезом рукава.
Разработал: Дышленок Марина Юрьевна
Мастер производственного обучения.
п. Нижний Ингаш
План урока
Профессия СПО: 29.01.08 «Оператор швейного оборудования».
Место проведения: учебная мастерская.
Раздел: Обработка рукавов.
Тема: Обработка притачной манжеты и соединение с нижним срезом рукава.
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная: - формирование у обучающихся навыков по обработке нижнего
среза рукава разными видами манжет;
- формирование умения самоконтроля и взаимоконтроля во время
выполнения задания.
Воспитательная: - воспитание аккуратности и точности во время работы, чувства
ответственности за выполняемую работу;
Развивающая:
- развитие познавательного интереса обучающихся, их внимания,
воображения, самостоятельности;
- развитие навыков работы с инструкционными картами;
Учебное и материально-техническое оснащение урока: инструкционные карты,
таблицы дефектов, карточка самоконтроля, образцы различных видов притачных
манжет, образцы с дефектами (для сравнения и нахождения типичных ошибок);
инструменты,
приспособления и оборудование:
сантиметровая лента, ножницы,
оборудование для ВТО, швейное оборудование.
Методы ведения урока:
- словесные: объяснение, беседа, консультирование с постановкой
проблемных вопросов, диалог, инструктаж;
- наглядный: демонстрация конкретных образцов;
- практический: выполнение практического задания обучающихся.
ХОД УРОКА
Организационный момент (Много, минут 5):
- приветствие обучающихся;
- проверка по журналу присутствующих на занятии;
- проверка готовности рабочих мест, готовности обучающихся, их внешний вид
(соответствие одежды безопасным условиям труда).
Вводный инструктаж (65 минут):
Сообщение темы и цели урока:
Обработка притачной манжеты и соединение с нижним срезом рукава. Мастер
раздает инструкционные карты № 1, № 2, № 3, № 4.
Проверка теоретических знаний (беседа с обучающимися):
- какие виды манжет вы знаете? (цельнокроеные, замкнутые, притачные);
- какие способы обработки низа рукава вы знаете? (краевыми швами, бейкой,
манжетой);
- в чем сходство и различие манжет? (внешний вид, обработка);
- что необходимо проверить, прежде чем приступить к обработке манжет?
(наличие деталей кроя);
- с чего начинается обработка манжеты? (с дублирования);
- какова ширина шва стачивания манжеты? (0,5-0,7 см.);
- какова ширина шва притачивания манжеты к нижнему среза рукава? (0,5-
0,7 см.).
Вступительное слово мастера: «На сегодняшнем уроке мы с вами будем выполнять
обработку притачной замкнутой и приточной не замкнутой манжеты и их соединение
с
нижним
срезом
рукава».
(Обучающимся
раздаются
образцы
манжет,
инструкционные карты, таблицы дефектов, карточки самоконтроля. Мастер
рассаживает обучающихся по бригадам
и раздает готовые образцы разного
качества, для сравнения и нахождения ошибок в обработке).
Мастер: «Вам были выданы готовые образцы обработанных манжет разного
качества обработки, сравните образцы между собой, обратите внимание на качество
обработки. Вам необходимо указать на ошибки и дефекты, если они имеются. При
этом вы работаете в парах и озвучиваете по очереди найденные ошибки и отличия.
Также на ваших столах находятся таблицы дефектов (Приложение № 5, № 6).
Внимательно посмотрите, встретились ли вам перечисленные дефекты в образцах.
Если вы нашли больше дефектов, чем перечислены в таблице, дополните ее, записав
эти дефекты.
При выполнении задания вы можете столкнуться с подобными ошибками. Для
своевременного их выявления воспользуйтесь карточками самоконтроля. Пользуясь
данной карточкой, вы всегда можете своевременно выявить свои ошибки, исправить
их, и главное – научитесь их не допускать в дальнейшем. Будьте внимательны!
Сейчас я вам продемонстрирую правильную обработку манжеты и соединение
её с рукавом, внимательно смотрим и если что-то не понятно задаем вопросы».
Личный показ мастером трудовых приёмов. Мастер на своём рабочем месте,
оборудованном швейной машиной, с помощью веб-камеры, проектора и экрана,
поэтапно
показывает
выполнение
обработки
данного
узла,
предупреждая
о
возможных ошибках, демонстрирует свою готовую работу обучающимся.
Повторение инструктажа по технике безопасности.
Мастер
проводит
опрос
обучающихся
перекрестным
методом.
Затем
обучающиеся продолжают опрос самостоятельно: вопрос, ответ друг другу по
очереди: первая пара спрашивает у второй пары, третья пара у четвертой и т.д.
- Для чего необходимо соблюдать правила безопасности в швейной мастерской.
- Перечислите правила безопасного при работе на швейном оборудовании.
-
Перечислите
правила
безопасности
при
работе
на
влажно-тепловом
оборудовании.
- Какие меры необходимо соблюдать для обеспечения пожарной безопасности?
Сообщение норм времени (на каждое задание выделяется 60 минут).
Задания для обучающихся:
1. Выполнение обработки притачной замкнутой манжеты (Инструкционная карта
№ 1);
2. Выполнение обработки притачной незамкнутой манжеты (Инструкционная
карта № 2);
3. Выполнение обработки нижнего среза рукава замкнутой манжетой
(Инструкционная карта № 3);
4. Выполнение обработки нижнего среза рукава незамкнутой манжетой
(Инструкционная карта № 4).
Организация рабочего места, заправка машины, выдача инструментов
обучающимся под роспись (15 минут).
Текущий инструктаж (240 минут).
Самостоятельная работа обучающихся по выполнению практических заданий,
выданных мастером.
Обучающиеся в ходе работы осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль,
обмениваясь своими работами друг с другом, оценивая работы друг у друга, указывая
на недочеты и дефекты.
Целевой обход рабочих мест мастером:
- Проверка правильности организации и содержания рабочего места;
- Проверка соблюдения правил безопасности труда;
- Проверка правильности выполнения трудовых приемов;
- Проверка правильности соблюдения технологической последовательности;
- Проверка ведения самоконтроля, взаимоконтроля;
- Приёмка и оценка выполненной работы.
Заключительный инструктаж (20 минут):
- Анализ выполненных работ и качество взаимоконтроля с использованием
карточки самоконтроля (Приложение № 3), подведение итогов рабочего дня;
- Сообщение оценки качества работы каждого обучающегося;
- Оценка и демонстрация лучших работ;
- Анализ наиболее типичных ошибок.
Рефлексия (10 минут):
Ответы на вопросы мастера п/о:
было интересно…
было трудно…
я научилась…
Сдача инструментов под роспись (5 минут).
Уборка рабочих мест.
Инструкционная карта №1
1.
Обработка притачной замкнутой манжеты
Ход работы:
Получить детали кроя;
Продублировать манжету;
Стачать боковой срез манжеты (ширина шва 0,5- 0,7 см);
Вывернуть на лицевую сторону манжету;
Приутюжить сгиб манжеты;
Проложить отделочную строчку (0,1-0,2 см)
Проверить качество выполненной работы.
Инструкционная карта № 2
2.
Обработка притачной незамкнутой манжеты
Ход работы:
Получить детали кроя;
Продублировать манжету;
Сложить манжету лицевой стороной внутрь, обтачать углы манжеты
(ширина шва 0,5- 0,7 см);
Высечь уголки на припуске шва;
Вывернуть на лицевую сторону манжету;
Приутюжить;
Проложить отделочную строчку по модели (0,1-0,2 см);
Проверить качество выполненной работы.
Инструкционная карта № 3
3.
Обработка нижнего среза рукава замкнутой манжетой
Ход работы:
Вывернуть рукав на лицевую сторону;
Вложить его в манжету совмещая швы;
Притачать манжету к нижнему срезу рукава (ширина шва 1 см);
Обметать;
Заутюжить;
Проверить качество выполненной работы.
Инструкционная карта № 4
4.
Обработка нижнего среза рукава незамкнутой манжетой
Ход работы:
Вывернуть рукав на лицевую сторону, заложить по 1-2 складочки по нижнему срезу
рукава;
Вывернуть рукав на изнаночную сторону;
Наложить манжету со стороны подманжеты на изнаночную сторону рукава;
Притачать манжету к нижнему срезу рукава (ширина шва 1 см.);
Подогнуть срезы шва внутрь манжеты;
Приутюжить;
Проложить отделочную строчку по краю манжеты;
Проверить качество выполненной работы.
Приложение № 1
Таблица дефектов при обработке притачной манжеты
Дефект
Причины
Метод устранения
Отсутствие
закрепок
в
начале и конце строчки
стачивания манжет
Не внимательность
Распороть
строчку
и
выполнить строчку заново с
закрепками
Не
ровная
отделочная
строчка
Отклонение от
установленного направления
Распороть
строчку
и
выполнить строчку заново
Несимметричны
углы
обтачивания манжет
Не соблюдение ширины шва,
неровная строчка
Распороть строчку, отмерить и
начертить
ширину
шва
выронив углы и выполнить
строчку заново
Дополнение обучающихся
Приложение № 2
Таблица дефектов при притачивании манжеты к нижнему срезу рукава
Дефект
Причины
Метод устранения
Не ровная ширина шва
притачивания манжеты
к рукаву
Не правильно намечена
линия притачивания
Распороть, наметить правильной
ширины линию притачивания,
притачать
Разная ширина манжеты
в готовом виде
Не правильно намечена
линия притачивания по
манжете
Распороть строчку, намеливать
линию правильно и притачать
По окружности размер
рукава не соответствует
размеру манжеты
Не соблюдена ширина шва
стачивания рукава или
манжеты
Распороть строчку стачивания
манжета или рукава, проверить
окружность рукава и манжеты,
стачать
Дополнение обучающихся
Приложение № 3
Карточка самоконтроля
По теме: «Обработка притачной манжеты и соединение с нижним срезом рукава»
№
Требования
Оценка
самоконтроля
Оценка
взаимоконтроля
Коллективная
оценка
1.
Качественная машинная строчка притачивания
манжеты к нижнему срезу рукава
2.
Одинаковая ширина шва по всей длине
притачивания манжеты к нижнему срезу
рукава
3.
Качество обметанной строчки
4.
Ровные углы обтачивания манжет
5.
Ровная отделочная строчка по манжете,
отклонений нет
6.
Качественные закрепки притачивания
манжеты
7.
Качественно выполнена влажно-тепловая
обработка манжеты