Автор: Михайлова Светлана Альфредовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Заинск
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
город на подоконнике
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию
любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать
растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о
растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и
развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте
выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем
уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации,
какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с
переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на
подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для
воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные
семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в
младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2
– 3, в старших и подготовительных – до 5.
Примерный перечень растений для посадки
лук-репка,
дольки чеснока,
корнеплоды свеклы,
морковь,
петрушка,
укроп,
листья салата
Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца,
томата, горошка.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией
результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или
фотографирует изменения. В средних– дети помогают (например,
воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и
подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно
всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и
связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята
наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет
листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые
для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный
последовательный материал.
Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить
занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к
самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению
творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность,
критичность и самостоятельность.
Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут
высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в
камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для
одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей
— холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные
еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим
фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель
достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в
значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития
растений.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу
хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного
дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп –
веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых
внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород
(растущих на территории детского сада).
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить
поэтапно.
1.
Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и
датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за
растениями. Подбор художественной литературы про посаженные
растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2.
Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов.
Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян
овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с
художественной литературой, создание картотеки художественного
слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе
исследовательской деятельности детей. Оформление выставки
рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как
ухаживать за растениями.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает
большими воспитательно-образовательными возможностями.