Напоминание

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста


Автор: Михайлова Светлана Альфредовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Заинск
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




город на подоконнике

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию

любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать

растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о

растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и

развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте

выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем

уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации,

какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с

переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на

подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для

воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные

семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в

младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2

– 3, в старших и подготовительных – до 5.

Примерный перечень растений для посадки

лук-репка,

дольки чеснока,

корнеплоды свеклы,

морковь,

петрушка,

укроп,

листья салата

Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца,

томата, горошка.

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией

результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или

фотографирует изменения. В средних– дети помогают (например,

воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и

подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно

всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и

связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята

наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет

листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые

для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный

последовательный материал.

Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить

занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к

самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению

творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность,

критичность и самостоятельность.

Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут

высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в

камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для

одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей

— холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные

еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим

фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель

достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в

значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития

растений.

Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу

хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного

дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп

веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых

внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород

(растущих на территории детского сада).

Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить

поэтапно.

1.

Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и

датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за

растениями. Подбор художественной литературы про посаженные

растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

2.

Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов.

Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян

овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с

художественной литературой, создание картотеки художественного

слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.

3.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе

исследовательской деятельности детей. Оформление выставки

рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как

ухаживать за растениями.

Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает

большими воспитательно-образовательными возможностями.



В раздел образования