Напоминание

Междисциплинарный подход в обучении иностранным языкам студентов СПО


Авторы: Ламберт Татьяна Михайловна, Курсакова Екатерина Николаевна
Должность: преподаватели иностранного языка
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Междисциплинарный подход в обучении иностранным языкам студентов СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ СПО

Ламберт Т.М., преподаватель иностранного языка

ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»

Курсакова Е.Н., преподаватель иностранного языка

ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»

Аннотация:

статья

посвящена

тесной

взаимосвязи

между

общекультурными

и

профессиональными

компетенциями,

которыми

должен

обладать

выпускник

среднего

профессионального

образовательного учреждения. Раскрывается необходимость и значимость

дисциплинарного подхода в обучении иностранным языкам в СПО

Ключевые слова:

выпускник, компетенции, междисциплинарный

подход.

Современный мир-это международные отношения, сотрудничество в

различных сферах деятельности. Основная задача нас, как педагогов,

подготовить не просто специалиста с профессиональными навыками, а

высококвалифицированного

специалиста,

умеющего

общаться

и

взаимодействовать с людьми других наций, работать с иностранной

технической

документацией,

в

том

числе

и

в

рамках

своей

профессиональной деятельности. Это сложный процесс, который может

дать

высокие

результаты

при

условии

высокой

мотивации

и

целеустремленности обучающихся. Студенты должны быть мотивированы

на

изучение

иностранного

языка

как

средство

межкультурной

коммуникации.

Ежегодно на первых уроках иностранного языка можно услышать от

некоторых

первокурсников

вопрос:

«Зачем

нам

нужно

изучать

иностранный язык, если мы пришли получить профессию?». Конечно, нам,

преподавателям, не составляет труда ответить на этот вопрос, но мы

предлагаем всей группе подискутировать на эту тему, и подростки сами

убеждают своих сверстников в том, что в современном, стремительно

меняющемся мире, границы коммуникации стираются, повышается роль

такого личностного качества, как умение общаться с другими людьми, в

том числе из других стран. Сейчас значительно упрощена система

трудовой миграции, что дает профессионалу в любой сфере широкие

перспективы для работы или стажировки за рубежом. Поэтому владение

английским языком как языком международного общения становится

одним из основных требований к специалистам многих сфер экономики и

промышленности. Перед преподавателем стоит серьезная задача: не просто

научить студента основным видам деятельности на иностранном языке, а

подготовить

специалиста,

владеющего

иностранным

языком

на

профессиональном уровне: знать терминологию, уметь читать и понимать

техническую

документацию

на

иностранном

языке,

иноязычную

публикацию, уметь вести диалог, и четко выражать свои мысли. Это не

просто работа, а тесное сотрудничество преподавателя с обучающимся.

Выпускник

СПО

должен

обладать

общекультурными

и

профессиональными компетенциями. Одной из основных общекультурных

компетенций является владение иностранным языком, достаточным для

разговорного общении, для поиска и анализа иностранных источников

информации. Иностранный язык должен быть не просто одним из

предметов базовой программы, а средством международного общения и

сотрудничества,

в

том

числе

между

профессионалами

в

мировом

сообществе.

Общекультурные

и

профессиональные

компетенции

тесно

переплетаются друг с другом. Так, например, для приобретения навыка

поиска

иностранных

источников

информации

необходимо

обладать

общекультурной компетенцией - владение иностранным языком.

Основная

цель

междисциплинарного

подхода

в

обучении

иностранным языкам - формирование коммуникативных навыков. Для

достижения поставленной цели учебный процесс вводятся такие виды

деятельности, как викторины, ролевые игры (бытовые ситуации, прием на

работу и т.д.), дискуссии, ситуации и примеры из жизни и т.д.

Со

второго

года

обучения

начинается

учебная

дисциплина

«Иностранный язык в профессиональной деятельности», которая, в свою

очередь, направлена на формирование профессиональных компетенций.

Прежде чем составить программу по той или иной специальности или

профессии

мы

подробно

изучаем

учебный

план,

перечень

междисциплинарных

курсов,

профессиональных

модулей,

консультируемся с преподавателями спецдисциплин. Пред нами должен

выстроиться четкий план на развитие каких компетенции должна быть

спроектирована

наша

работа

со

студентами

и

каких

результатов

необходимо добиться.

Как видно из вышесказанного, для результативного внедрения

междисциплинарного подхода необходима сплоченная работа нескольких

направлений, которые могли бы внести свои коррективы, предложения,

реальные примеры из практики, необходимые будущему выпускнику.

Данный подход позволит студентам состояться как специалистам, которые

необходимы современному обществу.

Список используемой литературы:

1. Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова,

Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе

деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО

и СПО– М.: Изд. МГУ, 2017.

2.Профессиональный стандарт преподавателя иностранного языка.

3.Попова

Н.В.,

Степанова

М.М.

Междисциплинарный

подход

к

преподаванию

иностранного

языка//Материалы

второй

международной

научной

кофеенции

«Актуальные

проблемы

науки

и

образования».

Ставрополь:СевКавГТУ, 2010.-с.76-81

4. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных

языков / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. - М.: 2015. – 288 с.



В раздел образования