Автор: Козлова Марина Евгеньевна
Должность: Методист
Учебное заведение: Азовского филиала ГБПОУ РО «РБМК»
Населённый пункт: город Азов, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого – педагогические особенности подготовки студентов очно – заочной формы обучения на примере Азовского филиала ГБПОУ РО « РБМК»
Раздел: среднее профессиональное
Психолого – педагогические особенности подготовки студентов
очно – заочной формы обучения на примере Азовского филиала ГБПОУ
РО « РБМК»
Очно – заочная форма обучения представляет собой форму подготовки
специалистов без отрыва от трудовой деятельности и предполагает
систематическое посещение студентами аудиторных занятий в течение всего
года, а не только в период установочных и экзаменационных сессий.
Преимущества такой формы обучения очевидны:
•
возможность совмещения работы и учебы;
•
возможность сразу применить полученные знания и навыки на
практике;
•
наличие у выпускника как теоретических знаний, так и опыта
практической работы.
Актуальность обучения взрослых обусловлена:
•
возможностью расширять имеющийся запас знаний;
•
сокращением разрыва в мировоззрении представителей разных
поколений;
•
возможностью повышения профессиональной квалификации;
•
конкурентноспособностью на рынке труда, что повышает качество
жизни.
Можно выделить определенные закономерности обучения взрослых в
системе профессионального обучения:
•
заинтересованность в образовательной услуге;
•
высокая мотивация образовательной деятельности;
•
обучение действию в организационно – деятельностном режиме;
•
уважительные партнерские отношения;
•
работа в группах – моделирование событий в реальных командах;
•
осознание собственной ответственности за результат( самооценка).
При осуществлении обучения по очно – заочной форме обучения следует
учитывать некоторые специфические особенности такой образовательной
деятельности:
В Азовском филиале РБМК на очно – заочной форме обучаются 169
студентов.
Средний возраст обучающихся -33,5 лет.
В результате имеем продуктивное взаимодействие взрослых преподавателей
и взрослых студентов.
Образовательный уровень субъектов образовательной
деятельности:
Студенты
Имеющие 2 высших образования-
4%
Имеющие 1 высшее образование –
26%
Имеющие 1 высшее и 1 средне –
специальное обр. – 11,8 %
Имеющие средне – специальное
образование – 17%
Имеющие начальное
профессиональное образование –
10,2%
Имеющие общее среднее
образование – 31%
Учитывая образовательный уровень субъектов, видим взаимодействие
преподавателей разных специальностей, научных статусов, должностей, со
студентами, имеющими уровни образования от среднего общего до 2-х
высших.
Личностные характеристики субъектов образовательной
деятельности:
Студенты, проживающие в
городе – 67,4 %
Студенты, проживающие в
сельской местности – 32,6%
Студенты
Имеют семьи – 80%
Имеют 1 ребенка – 34%
Имеют 2 ребенка – 28%
Имеют 3 и более детей – 4,3%
Не имеют детей – 33,7%
-
Трудовая занятость студентов:
Работающие в медицинских учреждениях
30%
В сфере торговли
15%
Частная косметология
14%
Домохозяйки
13%
Экономисты, бухгалтера
10%
Пищевая промышленность
8,6%
Военнослужащие
3%
Служба охраны
2%
Машиностроение
1,9%
Преподаватели
1,4%
Руководители предприятий
1,1%
Как видим, наличие у преподавателей, как и у студентов сложившихся
взглядов на жизнь, стереотипов профессиональной деятельности,
ценностных ориентаций, привычек, мотивов поведения, уже сделавших свою
карьеру, ориетировано на совместную деятельность.
Из перечисленных характеристик обучающихся, можно выделить основные
особенности обучения взрослых:
•
осознанное отношение к процессу своего обучения;
•
высокая самостоятельность;
•
потребность в осмыслении содержания обучения;
•
наличие жизненного опыта;
•
влияние на процесс обучения профессиональных, социальных,
бытовых и временных факторов.
Образование взрослых предъявляет особые требования к организации
обучения. В связи с этим используем основные методические технологии.
Основные методические технологии обучения взрослых
Название
Основная цель
Основная цель
Основные
основных
методических
технологий
преподавателя
студентов
приемы
педагогических
технологий
Информационн
ая технология
Передача
определенной
суммы знаний,
выстроенных в
систему
Осмысление и
закрепление
знаний в
усвоенных
ключевых
понятиях
Метод
образовательн
ой
трансляции,т.е
. сообщения
фактов, уже
добытых
знаний,
сведений
Технология
проблемного
обучения
Организация
совместного
поиска ответов
на вопросы, не
имеющие
однозначного
решения
Решение
актуальных
жизненных и
профессиональн
ых проблем
Диалог
преподавателя
и студентов;
обсуждение,
дискуссия,
обмен
мнениями.
Технология
проблемного
обучения,
технология
сотрудничеств
а.
Социально –
ролевая
методика
Помощь в
подготовке к
решению
жизненных и
профессиональн
ых ситуаций
Мысленное и
реальное
участие в
предложенных
условиях,
способствующее
формированию
профессиональн
ой активности в
реальных
производственн
ых условиях.
Применение
комплекса
интерактивны
х методов.
Решение
ситуационных
задач, ролевые
игры,
технология
контекстного
обучения
Предлагаю проследить применение и использование педагогических
технологий по курсам обучения.
Курс
обу-
чени
я
Этап
профессионального
становления
Цель применения
педагогических
технологий на
данном этапе
Виды педагогических
технологий,
приоритетных на
данном этапе
1
курс
Учебно –
профессионально
е
самоопределение
Осознание
правильности
выбора профессии
с учетом своих
способностей,
требований
профессионально
й деятельности
социально –
экономических
условий
Технология развития
критического
мышления;
дифференцированное
обучение;
игровое обучение;
информационные и
коммуникационные
технологии
2
курс
Учебно –
профессиональна
я самоадаптация
Процесс познания
и признания себя
в новой
профессионально
й роли
Технология развития
критического
мышления;
проектное обучение;
модульное обучение;
развивающее
обучение
3
курс
Учебно –
профессиональна
я
самоактулизация
Определение
индивидуального
стиля учебно –
профессионально
й деятельности,
профессиональны
х целей и
перспектив,
стремление к
раскрытию и
утверждению
своего потенциала
Проблемное
обучение;
технология развития
критического
мышления;
активное
(контекстное)обучени
е
технологии
систематизации и
презентации знаний;
социально –
профессионального
воспитания;
технологии
формирования
уверенности и
готовности к
самостоятельной
успешной работе
4
курс
Учебно –
профессиональна
я самореализация
Проявление
индивидуальных
и
профессиональны
х качеств,
воспроизводимых
в процессе
Проблемное
обучение;
технология развития
критического
мышления;
Технологии
социально –
педагогической и
социальной
деятельности
профессионального
воспитания;
Технологии
формирования
уверенности и
готовности к
самостоятельной и
успешной работе
( пояснения к таблице)
Как видно из таблицы, на этапе основного обучения ( начальные и средние
курсы), используются адаптированные технологии самоопределения,
самоадаптации, направленные на развитие личностных характеристик.
На завершающем этапе обучения осуществляется подготовка студентов к
самостоятельной профессиональной деятельности.
Очень важно развить в студентах готовность не только к практической
самореализации, но и умение презентовать свою профессиональную
компетенцию, что будет способствовать более успешному трудоустройству,
в соответствии с полученным образованием.
Подведем итог обучения:
квалификационные работы студентов очно – заочной формы обучения
более осознанны, практико – ориентированы и имеют хороший
практический выход.