Автор: Рукосуева Людмила Николаевна
Должность: УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ
Учебное заведение: МБДОУ № 33
Населённый пункт: Г. КРАСНОЯРСК
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Сенсомоторное развитие детей дошкольного
возраста с ЗПР посредством дидактических игр»
Разработал:
учитель-дефектолог Рукосуева Л.Н.
Актуальность.
Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его двигательной сферы за счёт развития
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. с использованием двигательного
анализатора.
Сенсомоторное развитие,
с одной стороны,
составляет фундамент общего
интеллектуального развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие и, как его продолжение, действие-ответ необходимо и для успешного
выживания на жизненном пути, и для обучения ребенка, как важнейшей части этого пути. В
период детства закладывается база дальнейшей социализации личности, возможной трудовой
деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все
другие формы познания — запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов
восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное
развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Усвоение сенсорных эталонов —
длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий
свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно
называть
то
или
иное
свойство
объекта.
Необходимо
иметь
четкие
представления
о
разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для
анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование качеств “единиц
измерения” при оценке свойств веществ, а вызываемые при этом моторные реакции продвигают
ребёнка к овладению умениями.
При нарушении или искажении нормального формирования детского организма неизбежно
присутствуют отклонения в сенсомоторном развитии. При выравнивании сенсомоторного
развития происходит положительная динамика общего развития, значительное облегчение
состояния ребёнка.
Детей с задержкой психического развития характеризует замедленный темп формирования
высших
психических
функций,
вследствие
слабовыраженных
органических
поражений
центральной нервной системы (ЦНС). Задержка психического развития чаще всего относится к
«пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных
психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность проявления
отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе
последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и
социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания. В дошкольном возрасте у
детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным
образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность,
координация),
выявляются
недостатки
психомоторики.
Слабо
сформированы
навыки
самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании.
Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима,
затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет,
однако уровень моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников,
затруднено формирование графомоторных навыков.
Сенсорное развитие у детей с ЗПР также отличается качественным своеобразием. Зрение и
слух у этой группы детей физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько
затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного,
слухового,
тактильно-двигательного).
Затруднена
ориентировочно-исследовательская
деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее
количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети
затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно
отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема
в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки
при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления,
которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка,
не формируются
своевременно, что затрудняет успешное овладения любой практической деятельностью.
Вышеперечисленные особенности детей дошкольного возраста
с ЗПР доказывают
актуальность их сенсорного развития. Одним из условий для сенсомоторного развития данной
категории детей является подбор специальных дидактических игр и упражнений. Специально
подобранные игры позволяют решить вопросы овладения способами чувственного познания мира
и наглядно-образным мышлением с целью последующего успешного усвоения многих учебных
предметов в школе. Веселые задания и занимательные упражнения, исполненные в ярких красках
и картинках, пробуждают интерес к познанию и обучению. Многие игры предусматривают тесное
взаимодействие ребенка со взрослым, вызывая положительные эмоции.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год.
Участники проекта:
1.
Учитель-дефектолог
2.
Дети с ЗПР
3.
Воспитатели
4.
Родители
Место реализации: МБДОУ
Цель: создать условия для сенсомоторного развития дошкольников с ЗПР посредством
дидактических игр.
Задачи:
Для детей:
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами
- способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков
- способствовать развитию у детей общей и мелкой моторики
- обогащать словарный запас
- развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление) и мелкую моторику.
Для педагогов:
- проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного
и моторного
развития детей
- подобрать и изготовить игры
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с
сенсорномоторным развитием детей с ЗПР
Для родителей:
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений
о сенсомоторной деятельности детей
Предполагаемый результат:
Для детей:
- знают основные цвета, геометрические фигуры
- умеют различать цвет, форму и величину предметов
- умеют группировать предметы по цвету, форме, величине; сравнивать их
- умеют ориентироваться на плоскости и в пространстве
- движения тела и кистей рук стали более точными и уверенными
Для педагогов:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания
поддержки детям с ЗПР
- подобраны и изготовлены игры
- создана картотека игр, упражнений по сенсорномоторному развитию
-разработаны информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с
сенсорномоторным развитием детей с ЗПР
Для родителей:
- повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР, оказания им
поддержки и помощи в коррекционном процессе
Показатели результативности и эффективности проекта
Пополнение
развивающей
среды,
включающей
организованное
предметно-игровое
пространство.
Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая
интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать,
поддерживать и развивать.
Повышение показателей качества обученности ребёнка.
Познавательная активность ребёнка с ЗПР.
Этапы реализации проекта
1 этап - Организационный
- Изучение литературы по сенсомоторному развитию дошкольников.
- Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
- Планирование работы с родителями.
2 этап – Практический
Работа с детьми:
Проведение дидактических игр:
«Найди пару», «Подбери такой же», «Подбери по образцу», «Разложи по домикам»,
«Разноцветные заборчики», «Рассели жучков», «Найди одинаковые», «Разноцветные мячи»,
«Большой – маленький», «Геометрическая палитра», «Рассели рыбок», «Бусы», «Продолжи ряд»,
«Геометрические закладки», «Составь узор из фигур», «Угадай предмет по контуру и найди на
ощупь», «Найди предмет на ощупь и подбери схему», «Найди картинку и собери» и др.
Работа с педагогами:
- Посещение занятий у воспитателей.
- Консультация «Дидактические игры для развития восприятия сенсорных эталонов у детей с
ЗПР».
-Проведение семинара - практикума для воспитателей «Изготовление и использование игр для
сенсомоторного развития».
-Организация интерактивной выставки в МБДОУ «Дидактические игры для сенсомоторного
развития детей с ЗПР»
- Оформление памятки для воспитателей «Применение игр и пособий по сенсомоторному
развитию дошкольников с ЗПР».
Работа с родителями:
- Консультации: «Развиваем ребенка в игре»
- Оформление папки - передвижки «Игры и упражнения для сенсомоторного развития детей
дома».
- Консультация тренинг «Использование игр на липучках для развития восприятия сенсорных
эталонов у детей с ЗПР».
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Оформление памятки для родителей «Играя развиваемся».
3 этап – Итоговый
- Участие детей с ЗПР в мероприятиях ДОУ.
- Разработка картотеки игр и упражнений для сенсомоторного развития дошкольников.
- Представление опыта работы в ДОУ и на РМО.
Вывод:
Правильная и своевременная работа по сенсомоторному развитию детей с ЗПР имеет особое
значение. Огромная роль в коррекционной работе с данными детьми отводится дидактическим
играм. Благодаря этим дидактическим играм можно так организовать деятельность ребёнка, что
она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные
практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст
возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и словесном плане. Игры,
направленные на сенсомоторное развитие могут быть включены в любой раздел программы и
служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной
игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища,
умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих
сверстников)
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных дидактических игр и пособий для
коррекционной работы с детьми ЗПР во взаимодействии со всеми участниками образовательного
процесса.