Автор: Мамонтова Вера Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 10
Населённый пункт: г.Кстово Нижегородская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр по
развитию речи ранний возраст
Воспитатель: Мамонтова Вера Анатольевна
Игра «Домашние животные»
Цель: Знакомить с домашними животными. Развивать наряду с наглядно-
действенными наглядно-образное мышление. Развивать моторику рук.
Материал:
Ламинированые
картинки
с
изображение
домашних
животных(корова, собака, лошадь, свинья, коза, баран, осел),прищепки
основных цветов (пластмассовые, деревянные)
Игра «Домашние животные. Ферма»
Цель:
Закреплять
представление
детей
о
домашних
животных.
Способствовать развитию и обогащению игрового опыта . Формировать у
детей опыт поведения среди сверстников.
Материал:
Волшебный мешочек, ферма(пано с сараем и земельным
ковром),игрушечные
домашние
животные
разной
фактуры
и
разных
размеров(корова, теленок, свинья, поросенок, собака, кошка, коза и козленок,
овца, ягненок),деревянные доски для постройки дороги (5штук).
Игра «Деревянный театр»
Цель:
Приобщать
детей
художественной
литературе
посредством
театральной деятельности.
Материал: Деревянный театр «Коза и семеро козлят»
Игра «Найди щенят»
Цель:
Учить детей узнавать знакомую игрушку. Обогощать тактиль-
сенсорный опыт детей. Побуждать рассматривать сюжетную картинку.
Материал: Игрушка собака, маленькие и средние по размеру собаки разной
фактуры и цвета, картинка с изображением собаки со щенками.
Игра «Найди котят»
Цель: Развивать умение находить и узнавать знакомую игрушку. Учить
сравнивать одинаковые игрушки разной величины. Учить фонетически
обозначать понятия «большая» и «маленькая».
Материал: Мягкая игрушка кошка, маленькие игрушечные котята разной
фактуры и цвета(деревянные, мягкие, резиновые, пластмассовые), корзина,
пластмассовые тарелочки, игрушечные бутылочки.
Игра «Домашние птицы»
Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (на тему
«Домашние птицы». Побуждать называть и показывать на картинке, на доске
домашних птиц. Учить рассматривать сюжетную картинку.
Материал: Магниты «Домашние птицы». Сюжетная картинка птичий двор,
желтые фломастеры для магнитной доски, магнитная доска (100-200см).
Игра «Домашние птицы»
Цель:
Совершенствовать
умения
слушать
и
понимать
воспитателя.
Приобщать к художественной литературе.
Материал: Магниты (утки, гуси, куры, петух),фломастеры для магнитной
доски, магнитная доска.
Игра «Птичий двор»
Цель: Закреплять и обогащать представления детей о домашних птицах.
Побуждать находить и называть птиц, изображенных на картинке.Развивать
наглядно-образное мышление.
Материал:
Магниты
«Домашние
птицы»(две
одинаковые
упаковки),наглядное пособие «Птичий двор».
Игра «Курочка ряба»
Цель: Побуждать слушать по объему небольшие произведения с опорой на
наглядность.
Материал:
Иллюстрации к сказке
«Курочка ряба» применение ИКТ
технологии.
Игра «Деревянный театр»
Цель:
Приобщать
детей
художественной
литературе
посредством
театральной деятельности.
Материал: Деревянный театр «Курочка ряба»
Игра «Дикие птицы»
Цель: Расширять представления детей о диких птицах. Развивать наглядно-
образное мышление. Формировать навыки поведения среди сверстников.
Материал: Магниты «Дикие птицы», желтые маркеры для магнитной доски,
магнитная доска. Сюжетная картинка «Дикие птицы у кормушки»
Игра «Дикие животные»
Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (название диких
животных).Развивать мелкую моторику рук. Формировать наглядно-образное
мышление.
Материал:
Цветные
шнурочки(длина
30-40см),
заламинированные
наглядные пособия «Дикие животные»(одно из них с дырками для
шнурочков),тематическая картинка лес.
Игра «Дикие животные в лесу»
Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (название диких
животных).Развивать мелкую моторику рук. Формировать умения и навыки
совместного игрового взаимодействия. Развивать тактильно-сенсорный опыт
детей.
Материал:
Деревянный
конструктор
«Лес»-елки,
кусты, ,деревья(40деталей),большие прозрачные ящики с двумя круглыми
прорезями для руки(4 штуки) с природным наполнителем(фасоль, мелкая
разноцветная галька, рис с гречкой),небольшие деревянные и пластмассовые
игрушки «Дикие животные»(по 10 штук для каждого ящика),картинка «Лес».
Игра «Волшебный мешочек»
Цель:
Побуждать детей к активному взаимодействию с воспитателем.
Обогащать их представления о диких животных.
Материал: Мешочек, игрушечные животные разной фактуры (резиновый
медведь, тряпичный заяц, шерстяной волк, деревянная лиса, пластмассовый
лось, резиновый крот, тряпичный кабан),конструктор деревянный деревья.
Игра «Найди зайчат»
Цель: Побуждать детей к самостоятельности. Развивать умение находить и
узнавать знакомую игрушку. Учить сравнивать игрушки разной величины.
Побуждать фонетически показывать небольшие значения прилагательных
«большой» и «маленький». Развивать игровые навыки. Побуждать слушать
небольшие по объему стихотворения и песни.
Материал: Игрушечные зайцы разной фактуры(деревянный, резиновый,
шерсти, из хлопковой ткани, из плюшевой ткани),одного размера меньше
того который пришел в гости).
Игра «Зайкин день»
Цель:
Формировать
предпосылки
для
развития
наглядно-образного
мышления. Побуждать слушать небольшой рассказ с опорой на наглядность.
Материал:
Маркеры
для
магнитной
доски,
магниты
(заяц,
качели,
морковка).
Игра «Еж»
Цель:
Побуждать детей слушать небольшие рассказы с опорой на
наглядность.
Материал: Магнитная доска, фломастеры для магнитной доски, магниты
(ежик, свернувшийся ежик, группа детей, мальчик, шапка).
Предварительна работа:
На доске воспитатель рисует специальным
фломастером в одной части лес и тропинку, а в другой-дом,закрывает доску
шторками.
Игра «Медвежата»
Цель:
Обогащать представления детей о дикой природе. Побуждать
повторять движения за воспитателем. Обогащать двигательный опыт детей.
Материал:
Игрушечный медведь и медведица, игрушечные медвежата
разной фактуры и величины(но меньше чем медведица и медведь),платочки.
Игра «Животные жарких стран. Шнуровка»
Цель: Познакомить детей с названиями животных. Развивать наглядно-
образное мышление, зрительное восприятие и память. Развивать моторику
рук.
Материал:
Наглядное
пособие
«Животные
жарких
стран»
(заламинированные
картинки
с
прорезями
для
шнурков:
верблюд,слон,крокодил,бегемот,обезьяна,лев,жираф,горила),сюжетная
картинка «Животные жарких стран», цветные шнурочки основных цветов(по
4шт.,на каждого ребенка).
Игра «Морские жители»
Цель:
Обогащать представления детей о природном мире. Развивать
наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память. Развивать
моторику рук.
Материал:
Мешочки, пластмассовые и деревянные игрушки «Морские
обитатели»(по 3шт.в каждом мешочке), сюжетная картинка «Жители моря».
Игра «Морские жители»
Цель: Обогащать представления детей о морском мире. Развивать наглядно-
образное мышление, зрительное восприятие и память. Учить рисовать
волнистые линии маркером на магнитной доске. Развивать моторику рук.
Материал: Магниты «Морские жители», синие маркеры для магнитной
доски, магнитная доска, сюжетная картинка «Жители моря»
Игра «Морские обитатели. Картинки разрезные»
Цель: Закреплять представления детей о морских обитателях. Развивать
наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память.
Материал:
Сюжетная картинка «Жители моря», мешочки, наглядное
пособие «Морские жители»(заламинированная картинка разрезана на 2-
3части),наглядное пособие «Морские жители»-заламинированные картинки.
Игра «Насекомые на лугу»
Цель:
Познакомить детей с различными видами насекомых. Развивать
моторику рук, наглядно-образное мышление.
Материал: Наглядное пособие «Насекомые»(заламинированные картинки),
пластмассовые и деревянные прищепки, коробка для прищепок, сюженая
картинка «Луг. Насекомые».
Игра «Насекомые»
Цель: Закреплять представления детей о насекомых. Развивать зрительное
восприятие, память, внимание.
Материал:
Магнитная
доска;
синий,
зеленый,
красный
и
черный
фломастеры, магниты «Насекомые», сюжетная картинка «Луг. Насекомые»,
мисочки.
Игра «Цветы. Найди такой же»
Цель: Познакомить детей с различными видами цветов.Развивать наглядно-
образное мышление.
Материал:
Наглядное
пособие
«Цветы»(заломенированные
карточки),
искусственные цветы: колокольчики, мак, роза, тюльпан, подсолнух, сирень,
фиалка(по 5шт.,одинаковых на каждого ребенка);две корзины.
Игра «Мячик»
Цель: Побуждать детей слушать небольшие по объему стихотворения с
опорой на иллюстрации. Формировать предпосылки наглядно- образного
мышления.
Материал: Стихотворение А. Барто «Мячик», кукла «Таня», коробка с
мячами.
Игра «Считалка»
Цель:
Побуждать
детей слушать и понимать короткие. Доступные по
содержанию стихи. Побуждать рассматривать иллюстрации.
Материал: Иллюстрации к стихотворению С. Михалкова «Считалочка».
Раз-котенок самый белый,
Два-самый смелый,
Три-котенок самый умный,
А Четыре-самый шумный…
Игра «Найди куколок»
Цель: Развивать у детей пространственное восприятие. Способствовать
развитию
самостоятельности,
активности
ребенка.
Побуждать
самостоятельно
рассматривать
кукол.
Закреплять
опыт
игрового
взаимодействия с куклами.
Материал: Куклы.
Игра «Кукольный театр»
Цель: Формировать интерес детей к театральной деятельности. Развивать
внимание и волю.
Материал: Кукольный театр «Колобок», «Репка»
Игра «Одежда»
Цель: «Формировать наглядно-образное мышление у детей. Побуждать
детей повторять названия элементов одежды. Развивать мелкую моторику
рук.
Материал: Заламинированные картинки с изображением одежды (штаны,
плащ, шапочка, варежки, куртка, кофта),прищепки основных цветов разного
размера(деревянные пластмассовые).
Игра «Одень мальчика Колю гулять»»
Цель: Обогащать представление детей о летней одежде. Развивать глазомер.
Материал:
Наглядное пособие
«Летняя одежда»
(заломенированные
картинки с дырочками по периметру для шнурков),шнурки.
Игра «Одежда. Шнуровка»
Цель: «Формировать наглядно-образное мышление у детей. Побуждать
детей повторять названия элементов одежды. Развивать мелкую моторику
рук.
Материал: Заламинированные картинки с изображением одежды (штаны,
плащ, шапочка, варежки, куртка, кофта),прищепки основных цветов разного
размера(деревянные пластмассовые).
Игра «Цветные лоскуточки»
Цель: Закреплять представления детей о цветах. Развивать мелкую моторику
рук. Развивать артикуляционный аппарат.
Материал: Стулья(6штук); бельевые веревки красного, синего, желтого
цветов; разноцветные прищепки разной фактуры и величины(пластмассовые
и деревянные);красные, синий, желтый тазики; красные, синие, желтые
платочки разной фактуры(32штуки)
Вот наши платочки-(Дети берут в руки лоскуточки и показывают их)
Цветные лоскуточки.
Мы их постираем,(Трут платочек, сжав его руками, кулачок о кулачок.)
Постираем, постираем.
Крепко-крепко отжимаем,(Отжимают платочки-имитационные движения.)
Отжимаем, отжимаем.
А теперь мы их встряхнем,
За прищепками пойдем,(Воспитатель раздает прищепки и побуждает
подойти к натянутой веревке.)
Их повесим и уйдем.(Воспитатель помогает платочки на веревку.)
Игра «Обувь. Укрась картинку»
Цель: Познакомить детей с разными видами обуви. Развивать наглядно-
образное мышление, моторику рук.
Материал:
Наглядное пособие
«Обувь» (заламинированные карточки:
кроссовки; сандали; тапки; сапоги резиновые; ботинки; туфли; сланцы),
разноцветные прищепки разной фактуры и величины(пластмассовые и
деревянные);коробка для прищепок.
Игра «Овощи»
Цель:
Обогащать словарный запас детей существительными. Развивать
наглядно-образное мышление.
Материал:
Наглядное пособие «Овощи. Огород», магниты «Овощи»,
магнитная доска, фломастеры для магнитной доски.
Игра «Фруктовый сад на доске»
Цель: Закреплять представление детей о фруктах. Побуждать называть
фрукты. Учить различать фрукты.
Материал: Наглядное пособие «Сад», магниты «Фрукты», магнитная доска,
зеленый и черный маркеры для магнитной доски, мисочки.
Игра «Транспорт. Найди такой же»
Цель: Знакомить детей с различными видами транспорта. Продолжать
развивать наглядно-образное мышление.
Материал: Карточки с дырочками для шнурка: поезд, грузовая машина,
легковая машина, трамвай, автобус, самолет, вертолет, сюжетная картинка
«Улица. Транспорт»; шнурки основных цветов.
Игра «Цветные автомобили»»
Цель: Учить детей дифференцировать цвета.
Материал:
Сюжетная картинка «Дорога. Транспорт»; магниты-машины
основных цветов, мисочки, маркеры для магнитной доски основных цветов.