Напоминание

Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста


Автор: Мамонтова Вера Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 10
Населённый пункт: г.Кстово Нижегородская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр по

развитию речи ранний возраст

Воспитатель: Мамонтова Вера Анатольевна

Игра «Домашние животные»

Цель: Знакомить с домашними животными. Развивать наряду с наглядно-

действенными наглядно-образное мышление. Развивать моторику рук.

Материал:

Ламинированые

картинки

с

изображение

домашних

животных(корова, собака, лошадь, свинья, коза, баран, осел),прищепки

основных цветов (пластмассовые, деревянные)

Игра «Домашние животные. Ферма»

Цель:

Закреплять

представление

детей

о

домашних

животных.

Способствовать развитию и обогащению игрового опыта . Формировать у

детей опыт поведения среди сверстников.

Материал:

Волшебный мешочек, ферма(пано с сараем и земельным

ковром),игрушечные

домашние

животные

разной

фактуры

и

разных

размеров(корова, теленок, свинья, поросенок, собака, кошка, коза и козленок,

овца, ягненок),деревянные доски для постройки дороги (5штук).

Игра «Деревянный театр»

Цель:

Приобщать

детей

художественной

литературе

посредством

театральной деятельности.

Материал: Деревянный театр «Коза и семеро козлят»

Игра «Найди щенят»

Цель:

Учить детей узнавать знакомую игрушку. Обогощать тактиль-

сенсорный опыт детей. Побуждать рассматривать сюжетную картинку.

Материал: Игрушка собака, маленькие и средние по размеру собаки разной

фактуры и цвета, картинка с изображением собаки со щенками.

Игра «Найди котят»

Цель: Развивать умение находить и узнавать знакомую игрушку. Учить

сравнивать одинаковые игрушки разной величины. Учить фонетически

обозначать понятия «большая» и «маленькая».

Материал: Мягкая игрушка кошка, маленькие игрушечные котята разной

фактуры и цвета(деревянные, мягкие, резиновые, пластмассовые), корзина,

пластмассовые тарелочки, игрушечные бутылочки.

Игра «Домашние птицы»

Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (на тему

«Домашние птицы». Побуждать называть и показывать на картинке, на доске

домашних птиц. Учить рассматривать сюжетную картинку.

Материал: Магниты «Домашние птицы». Сюжетная картинка птичий двор,

желтые фломастеры для магнитной доски, магнитная доска (100-200см).

Игра «Домашние птицы»

Цель:

Совершенствовать

умения

слушать

и

понимать

воспитателя.

Приобщать к художественной литературе.

Материал: Магниты (утки, гуси, куры, петух),фломастеры для магнитной

доски, магнитная доска.

Игра «Птичий двор»

Цель: Закреплять и обогащать представления детей о домашних птицах.

Побуждать находить и называть птиц, изображенных на картинке.Развивать

наглядно-образное мышление.

Материал:

Магниты

«Домашние

птицы»(две

одинаковые

упаковки),наглядное пособие «Птичий двор».

Игра «Курочка ряба»

Цель: Побуждать слушать по объему небольшие произведения с опорой на

наглядность.

Материал:

Иллюстрации к сказке

«Курочка ряба» применение ИКТ

технологии.

Игра «Деревянный театр»

Цель:

Приобщать

детей

художественной

литературе

посредством

театральной деятельности.

Материал: Деревянный театр «Курочка ряба»

Игра «Дикие птицы»

Цель: Расширять представления детей о диких птицах. Развивать наглядно-

образное мышление. Формировать навыки поведения среди сверстников.

Материал: Магниты «Дикие птицы», желтые маркеры для магнитной доски,

магнитная доска. Сюжетная картинка «Дикие птицы у кормушки»

Игра «Дикие животные»

Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (название диких

животных).Развивать мелкую моторику рук. Формировать наглядно-образное

мышление.

Материал:

Цветные

шнурочки(длина

30-40см),

заламинированные

наглядные пособия «Дикие животные»(одно из них с дырками для

шнурочков),тематическая картинка лес.

Игра «Дикие животные в лесу»

Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (название диких

животных).Развивать мелкую моторику рук. Формировать умения и навыки

совместного игрового взаимодействия. Развивать тактильно-сенсорный опыт

детей.

Материал:

Деревянный

конструктор

«Лес»-елки,

кусты, ,деревья(40деталей),большие прозрачные ящики с двумя круглыми

прорезями для руки(4 штуки) с природным наполнителем(фасоль, мелкая

разноцветная галька, рис с гречкой),небольшие деревянные и пластмассовые

игрушки «Дикие животные»(по 10 штук для каждого ящика),картинка «Лес».

Игра «Волшебный мешочек»

Цель:

Побуждать детей к активному взаимодействию с воспитателем.

Обогащать их представления о диких животных.

Материал: Мешочек, игрушечные животные разной фактуры (резиновый

медведь, тряпичный заяц, шерстяной волк, деревянная лиса, пластмассовый

лось, резиновый крот, тряпичный кабан),конструктор деревянный деревья.

Игра «Найди зайчат»

Цель: Побуждать детей к самостоятельности. Развивать умение находить и

узнавать знакомую игрушку. Учить сравнивать игрушки разной величины.

Побуждать фонетически показывать небольшие значения прилагательных

«большой» и «маленький». Развивать игровые навыки. Побуждать слушать

небольшие по объему стихотворения и песни.

Материал: Игрушечные зайцы разной фактуры(деревянный, резиновый,

шерсти, из хлопковой ткани, из плюшевой ткани),одного размера меньше

того который пришел в гости).

Игра «Зайкин день»

Цель:

Формировать

предпосылки

для

развития

наглядно-образного

мышления. Побуждать слушать небольшой рассказ с опорой на наглядность.

Материал:

Маркеры

для

магнитной

доски,

магниты

(заяц,

качели,

морковка).

Игра «Еж»

Цель:

Побуждать детей слушать небольшие рассказы с опорой на

наглядность.

Материал: Магнитная доска, фломастеры для магнитной доски, магниты

(ежик, свернувшийся ежик, группа детей, мальчик, шапка).

Предварительна работа:

На доске воспитатель рисует специальным

фломастером в одной части лес и тропинку, а в другой-дом,закрывает доску

шторками.

Игра «Медвежата»

Цель:

Обогащать представления детей о дикой природе. Побуждать

повторять движения за воспитателем. Обогащать двигательный опыт детей.

Материал:

Игрушечный медведь и медведица, игрушечные медвежата

разной фактуры и величины(но меньше чем медведица и медведь),платочки.

Игра «Животные жарких стран. Шнуровка»

Цель: Познакомить детей с названиями животных. Развивать наглядно-

образное мышление, зрительное восприятие и память. Развивать моторику

рук.

Материал:

Наглядное

пособие

«Животные

жарких

стран»

(заламинированные

картинки

с

прорезями

для

шнурков:

верблюд,слон,крокодил,бегемот,обезьяна,лев,жираф,горила),сюжетная

картинка «Животные жарких стран», цветные шнурочки основных цветов(по

4шт.,на каждого ребенка).

Игра «Морские жители»

Цель:

Обогащать представления детей о природном мире. Развивать

наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память. Развивать

моторику рук.

Материал:

Мешочки, пластмассовые и деревянные игрушки «Морские

обитатели»(по 3шт.в каждом мешочке), сюжетная картинка «Жители моря».

Игра «Морские жители»

Цель: Обогащать представления детей о морском мире. Развивать наглядно-

образное мышление, зрительное восприятие и память. Учить рисовать

волнистые линии маркером на магнитной доске. Развивать моторику рук.

Материал: Магниты «Морские жители», синие маркеры для магнитной

доски, магнитная доска, сюжетная картинка «Жители моря»

Игра «Морские обитатели. Картинки разрезные»

Цель: Закреплять представления детей о морских обитателях. Развивать

наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память.

Материал:

Сюжетная картинка «Жители моря», мешочки, наглядное

пособие «Морские жители»(заламинированная картинка разрезана на 2-

3части),наглядное пособие «Морские жители»-заламинированные картинки.

Игра «Насекомые на лугу»

Цель:

Познакомить детей с различными видами насекомых. Развивать

моторику рук, наглядно-образное мышление.

Материал: Наглядное пособие «Насекомые»(заламинированные картинки),

пластмассовые и деревянные прищепки, коробка для прищепок, сюженая

картинка «Луг. Насекомые».

Игра «Насекомые»

Цель: Закреплять представления детей о насекомых. Развивать зрительное

восприятие, память, внимание.

Материал:

Магнитная

доска;

синий,

зеленый,

красный

и

черный

фломастеры, магниты «Насекомые», сюжетная картинка «Луг. Насекомые»,

мисочки.

Игра «Цветы. Найди такой же»

Цель: Познакомить детей с различными видами цветов.Развивать наглядно-

образное мышление.

Материал:

Наглядное

пособие

«Цветы»(заломенированные

карточки),

искусственные цветы: колокольчики, мак, роза, тюльпан, подсолнух, сирень,

фиалка(по 5шт.,одинаковых на каждого ребенка);две корзины.

Игра «Мячик»

Цель: Побуждать детей слушать небольшие по объему стихотворения с

опорой на иллюстрации. Формировать предпосылки наглядно- образного

мышления.

Материал: Стихотворение А. Барто «Мячик», кукла «Таня», коробка с

мячами.

Игра «Считалка»

Цель:

Побуждать

детей слушать и понимать короткие. Доступные по

содержанию стихи. Побуждать рассматривать иллюстрации.

Материал: Иллюстрации к стихотворению С. Михалкова «Считалочка».

Раз-котенок самый белый,

Два-самый смелый,

Три-котенок самый умный,

А Четыре-самый шумный…

Игра «Найди куколок»

Цель: Развивать у детей пространственное восприятие. Способствовать

развитию

самостоятельности,

активности

ребенка.

Побуждать

самостоятельно

рассматривать

кукол.

Закреплять

опыт

игрового

взаимодействия с куклами.

Материал: Куклы.

Игра «Кукольный театр»

Цель: Формировать интерес детей к театральной деятельности. Развивать

внимание и волю.

Материал: Кукольный театр «Колобок», «Репка»

Игра «Одежда»

Цель: «Формировать наглядно-образное мышление у детей. Побуждать

детей повторять названия элементов одежды. Развивать мелкую моторику

рук.

Материал: Заламинированные картинки с изображением одежды (штаны,

плащ, шапочка, варежки, куртка, кофта),прищепки основных цветов разного

размера(деревянные пластмассовые).

Игра «Одень мальчика Колю гулять»»

Цель: Обогащать представление детей о летней одежде. Развивать глазомер.

Материал:

Наглядное пособие

«Летняя одежда»

(заломенированные

картинки с дырочками по периметру для шнурков),шнурки.

Игра «Одежда. Шнуровка»

Цель: «Формировать наглядно-образное мышление у детей. Побуждать

детей повторять названия элементов одежды. Развивать мелкую моторику

рук.

Материал: Заламинированные картинки с изображением одежды (штаны,

плащ, шапочка, варежки, куртка, кофта),прищепки основных цветов разного

размера(деревянные пластмассовые).

Игра «Цветные лоскуточки»

Цель: Закреплять представления детей о цветах. Развивать мелкую моторику

рук. Развивать артикуляционный аппарат.

Материал: Стулья(6штук); бельевые веревки красного, синего, желтого

цветов; разноцветные прищепки разной фактуры и величины(пластмассовые

и деревянные);красные, синий, желтый тазики; красные, синие, желтые

платочки разной фактуры(32штуки)

Вот наши платочки-(Дети берут в руки лоскуточки и показывают их)

Цветные лоскуточки.

Мы их постираем,(Трут платочек, сжав его руками, кулачок о кулачок.)

Постираем, постираем.

Крепко-крепко отжимаем,(Отжимают платочки-имитационные движения.)

Отжимаем, отжимаем.

А теперь мы их встряхнем,

За прищепками пойдем,(Воспитатель раздает прищепки и побуждает

подойти к натянутой веревке.)

Их повесим и уйдем.(Воспитатель помогает платочки на веревку.)

Игра «Обувь. Укрась картинку»

Цель: Познакомить детей с разными видами обуви. Развивать наглядно-

образное мышление, моторику рук.

Материал:

Наглядное пособие

«Обувь» (заламинированные карточки:

кроссовки; сандали; тапки; сапоги резиновые; ботинки; туфли; сланцы),

разноцветные прищепки разной фактуры и величины(пластмассовые и

деревянные);коробка для прищепок.

Игра «Овощи»

Цель:

Обогащать словарный запас детей существительными. Развивать

наглядно-образное мышление.

Материал:

Наглядное пособие «Овощи. Огород», магниты «Овощи»,

магнитная доска, фломастеры для магнитной доски.

Игра «Фруктовый сад на доске»

Цель: Закреплять представление детей о фруктах. Побуждать называть

фрукты. Учить различать фрукты.

Материал: Наглядное пособие «Сад», магниты «Фрукты», магнитная доска,

зеленый и черный маркеры для магнитной доски, мисочки.

Игра «Транспорт. Найди такой же»

Цель: Знакомить детей с различными видами транспорта. Продолжать

развивать наглядно-образное мышление.

Материал: Карточки с дырочками для шнурка: поезд, грузовая машина,

легковая машина, трамвай, автобус, самолет, вертолет, сюжетная картинка

«Улица. Транспорт»; шнурки основных цветов.

Игра «Цветные автомобили»»

Цель: Учить детей дифференцировать цвета.

Материал:

Сюжетная картинка «Дорога. Транспорт»; магниты-машины

основных цветов, мисочки, маркеры для магнитной доски основных цветов.



В раздел образования