Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию (Весенний период)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад №54" общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию дошкольников
методическая разработка
Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по
экологическому воспитанию.
(Весенний период )
Автор: воспитатель Северинова Наталья Владимировна
г.Новокузнецк 2021
В данном пособии предоставлена работа по экологическому воспитанию детей
старшего
дошкольного возраста. Перспективный план работы предоставлен в виде таблицы. В ней
представлено примерное содержание работы, проводимой в процессе экскурсий, наблюдений,
бесед, трудовой, опытно-исследовательской и продуктивной деятельности, а также при чтении
художественной литературы, использовании аудиовизуальных средств, в процессе общения
детей , в играх, праздниках и развлечениях.
Последовательность работы по данному плану определяется воспитателем в соответствии с
педагогической
целесообразностью,
условиями
работы
в
группе
и
индивидуальными
особенностями детей.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с
окружающей средой.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующее:
формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережное
отношение к ней;
бережное отношение к своему здоровью.
Цели и задачи экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
Основными задачами экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте являются
следующее:
развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего
поведения в природе;
продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы,
находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об
окружающем мире;
воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
закреплять умение правильно вести себя в природе;
научить называть 7-10 видов деревьев, 3-4 кустарника, 5-6лесных и садовых ягод,
грибов, 5-6 комнатных растений, наиболее распространенные виды животных дикой
природы, по8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;
дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир;
познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного
размножения (черенкованием, усами, листьями).
Советы и рекомендации. Целесообразно упражнять детей в самостоятельности в процессе ухода
за растениями и животными. Необходимо выработать у детей интерес и потребность познавать
явления природы. Для этого нужно познакомить детей с физической картой, опасностях для
природы, необходимость ее защиты.
Примерный тематический план обучения детей старшего дошкольного
возраста по
экологическому воспитанию на весенний период времени.
Месяц
Тематика мероприятия
Задачи
Март
Экскурсия в весенний парк
Продолжать учить детей наблюдать изменения в
живой
и
неживой
природе,
рассуждать,
сравнивать; прививать интерес к природе, к
жизни растений и животных; развивать речь
детей.
НОД «Встреча весны»
Продолжать
знакомить
детей
с
сезонными
изменениями
в
природе;
учить
сравнивать
ветреную погоду с тихой, замечать красоту
природы и отражать ее в рассказах.
Наблюдение за сезонными
изменениями
Продолжать формировать о весенних изменениях
в природе; учить видеть изменения в поведении
воробьев с приходом весны; воспитывать интерес
к наблюдениям за птицами, бережное отношение
к ним.
Дидактическая игра «Гнездовья
птиц»
Познакомить
детей
с
разнообразием
видов
гнездовья птиц. Закреплять знания детей о
строительных
материалах,
используемых
птицами
при
строительстве
гнезд,
процессе
строительства
птицами
гнезд,
природных
приспособлениях птиц- строителей. Развивать
умение соотносить размер гнезда с величиной
птиц, типы природных материалов с птицей-
строителем, особенностями образа жизни птиц в
зависимости от места, где она вьет гнездо.
Подвижная игра «Перелет
птиц»
Развивать выносливость, ловкость, способность
сохранять равновесие, стремление к достижению
цели. Воспитывать выдержку, настойчивость,
коллективизм,
дружелюбие;
способствует
проявлению взаимопомощи; прививает чувство
радости за успех товарищей; информирует о
влиянии времен года на жизнь птиц.
Исследовательская
деятельность
«Что выделяет растение?»
Помочь
установить,
что
растения
выделяет
кислород; понять необходимость дыхания для
растений.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Весна»
Закреплять умение передавать в рисунке картину
природы, характерные признаки весны. Развивать
чувство
композиции,
цвета,
эстетическое
восприятие.
Учить
использовать
прием
размывки, рисовать по сырой бумаги.
Ознакомление с
художественной литературой
Стихотворение Ф.И. Тютчев
«Зима недаром злится...»
Помочь почувствовать красоту описанной
природы в стихотворении, выучить его наизусть.
Закреплять знания о различиях стихотворного и
прозаического жанров. Продолжать учить
внимательно слушать, высказывать свое
отношение к содержанию.
Опытно-экспериментальная
деятельность
«Есть ли у растений органы
дыхания»
Помочь детям определить, что все части растения
участвуют в дыхании.
Труд в природе
Высаживание фасоли в еящики
Совершенствовать навыки ухода за растениями
различных
видов
(знать
способы
полива,
определять
степень
влажности
земли).Воспитывать
бережное
отношение
к
растениям,
любознательность,
стремление
ухаживать за растениями.
Культурно- досуговая
Спортивное развлечение
«Весна пришла»
Закрепить знания детей о характерных признаках
весны.
Апрель
Экскурсия в весенний парк
Привитие интереса и любви к природе родного
края;
развитие
умения
наблюдать
за
изменениями, которые посезонно происходят в
живой
и
неживой
природе,
устанавливать
взаимосвязи
этих
изменений;
развитие
мыщления, речи детей.
НОД «Жизнь птиц зимой»
Обобщать
знания
детей
о
зимующих
и
перелетных
птицах;
выявить
экологические
знания детей; правила поведения в лесу; учить
воспринимать
предложенную
воспитателем
ситуацию, принимать в ней участие, выполняя
определенную роль; создавать эмоциональный
настрой детей; воспитывать бережное отношение
к живой природе.
Наблюдение за насекомыми
Продолжать развивать знания и представления об
особенностях внешнего вида
насекомых,
их
жизненных
проявлениях;
формировать
реалистические представления о природе.
Дидактическая игра
«Деревья и кустарники»
Продолжать
формировать
умение
детей
по
представлению составлять силуэты деревьев и
кустарников
при
помощи
специально
заготовленных деталей. Правильно располагать
ветви согласно размеру в ширине.
Подвижная игра
«Пауки у мухи»
Развивать ловкость и выносливость, быстроту;
воспитывать смелость, решительность, честность
и
справедливость
при
оценке
действий
товарищей; приучать действовать организованно;
информировать об образе жизни и санитарном
значении пауков.
Продуктивная деятельность
Конструирование из
природного материала «Птицы»
Продолжать совершенствовать конструктивные
навыки и умения: соединение частей при помощи
пластилина, дополнять изображение деталями;
отбирать
самостоятельно
средства
выразительности.
Продолжать развивать у детей воображение,
творчество, мелкую моторику, интерес к красоте
птиц, умение радоваться созданным поделкам.
Воспитывать интерес к живой природе, доброе
отношение к объектам живой природы, желание
оказать посильную помощь.
Ознакомление с
художественной литературой
Ф.Тютчева «Весенние воды»
Продолжать
знакомить
дошкольников
со
стихотворениями Ф.Тютчева.
Закрепить знание
времени года, названия месяцев; знание примет
весны.
Продолжать
развивать
творческие
способности, слуховое внимание, связную речь;
умение замечать меткие сравнения.
Труд в природе. Высевать
семена помидор, перца на
рассаду. Высевать семена
цветов на рассаду.
Продолжать учить детей подготавливать
бороздки, ямки для посева ; сеять
самостоятельно.
Опытно- экспериментальная
деятельность
Могут ли животные жить в
земле?
Помочь выявить, что именно находиться в почве
для жизни живых организмов (воздух, вода,
органические остатки).
Культурно- досуговая
деятельность Развлечение
«Друзья птиц»
Воспитывать бережное отношение к природе,
учить
понимать
природу
в
произведениях
литературы,. Уточнять представления детей о
птицах (перелетных и зимующих).
Май
НОД «Лес весной. весенние
первоцветы»
Вызвать у детей интерес к окружающему миру,
формировать реалистическое представление об
окружающей нас природе, желание стать другом
природы,
беречь и охранять ее; расширять
представления и знания детей о весенних лесных
первоцветах, об их значении в нашей жизни;
развивать речь детей, активизировать внимание и
память.
Беседа Солнечные лучики
Дать понятие детям о роли солнца в жизни
растений, животных, человека.
Наблюдение за одуванчиком
Уточнять
знания
об
одуванчике
(обратить
внимание
на
начало
цветения);
Продолжать
формировать умение и желание активно беречь и
защищать
природу;
закреплять
знания
о
лекарственных растениях.
Дидактическая игра
«Бабочки»
Выявить знания детей о насекомых, бабочках.
Продолжать
формировать
умение
зрительно
соотносить
пропорции
в
строении
бабочек,
формы и окраску с существующей реальностью в
мире бабочек.
Подвижная игра
«Разнообразие видов»
Развивать
быстроту,
ловкость,
внимание,
зрительный контроль, память, сосредоточенность
на выполнении задания; закреплять знания о
видах, группах и т.п представителей животного
и растительного мира.
Ознакомление с
художественной литературой
М.М.Пришвин «Золотой луг»
Довести до детей содержание и художественную
форму рассказа в единстве; закрепить понимание
специфики жанра рассказа; учить пересказывать
от третьего лица; учить подбирать определения и
сравнивать;
упражнять
в
согласовании
существительных и прилагательных
в роде и
числе; упражнять в регулировании темпа речи и
силы голоса.
Труд в природе
Посадка семян гороха
Продолжать
формировать
навыки
посадки
гороха (разложить семена в бороздки, присыпать
землей, поливать); воспитывать положительное
отношение к трудовой деятельности.
Опытно- экспериментальная
деятельность
«Куда тянутся корни? »
Помочь установить связь видоизменений частей
растения с выполняемыми ими функциями и
факторами внешней среды.
Продуктивная деятельность
Коллективная аппликация
«Бабочки на лугу»
Продолжать формировать у детей знания о
внешнем
виде
и
отличительных
признаках
насекомых. Продолжать учить детей составлять
изображение
бабочки
из
полос
бумаги,
располагать насекомых на панно красиво.
Познакомить
детей
с
техникой
создания
мозаики.
Развивать
чувство
цвета,
умение
подбирать
цвета
при
украшении
поделки,
получать радость от результатов коллективной
работы.
Воспитывать
любовь
к
природе,
формировать представление о том, что все в
природе взаимосвязано.
Культурно- досуговая
деятельность Развлечение
«Цветочный калейдоскоп»
Продолжать развивать познавательный интерес к
миру цветов. Формировать бережное отношение
к
цветам,
развивать
желание
ухаживать
за
цветами. Воспитывать любовь к прекрасному,
красоте окружающего мира.
Литература:
А.И.Новицкая., В.М.Минаева., П.И.Новицкий .,2003 Экологическое Воспитание. Подвижные
игры.
Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день с описанием
организации образовательной деятельности детей 6-7 лет. Зима- подготовительная группа.
Л.И. Грехова В союзе с природой Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми .-М.:
ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002._288с.
Р.М.Миронова М64 Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя.- Мн.: Нар. асвета, 1989,-
176с.
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7
лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А.Мартынова,
И.М. Сучкова.- Волгоград: Учитель, 2012.-333с.
Горькова Л.Г., КочергинаА.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию:
Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.-240с.-(Дошкольники: учим,
развиваем, воспитываем).
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. -
М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.-112с.:ЦВ.ВКЛ
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. 2-е изд., допол.
Методическое пособие. - М.: ТЦ.: Сфера, 2015. -288с. -(Развиваем речь)
Новицкая А.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры: Пособие для педагогов и кл.рук.
общеобразоват. шк., педагогов -организаторов внеш. учреждений / А.И Новицкая, В.М. Минаева,
П.И. Новицкий. -Мн.: БелЭн, 2003. -96 с.: ил.