Напоминание

Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию (Весенний период)


Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию (Весенний период)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад №54" общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию дошкольников

методическая разработка

Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по

экологическому воспитанию.

(Весенний период )

Автор: воспитатель Северинова Наталья Владимировна

г.Новокузнецк 2021

В данном пособии предоставлена работа по экологическому воспитанию детей

старшего

дошкольного возраста. Перспективный план работы предоставлен в виде таблицы. В ней

представлено примерное содержание работы, проводимой в процессе экскурсий, наблюдений,

бесед, трудовой, опытно-исследовательской и продуктивной деятельности, а также при чтении

художественной литературы, использовании аудиовизуальных средств, в процессе общения

детей , в играх, праздниках и развлечениях.

Последовательность работы по данному плану определяется воспитателем в соответствии с

педагогической

целесообразностью,

условиями

работы

в

группе

и

индивидуальными

особенностями детей.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с

окружающей средой.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующее:

формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и

животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережное

отношение к ней;

бережное отношение к своему здоровью.

Цели и задачи экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

Основными задачами экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте являются

следующее:

развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего

поведения в природе;

продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы,

находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об

окружающем мире;

воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;

закреплять умение правильно вести себя в природе;

научить называть 7-10 видов деревьев, 3-4 кустарника, 5-6лесных и садовых ягод,

грибов, 5-6 комнатных растений, наиболее распространенные виды животных дикой

природы, по8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;

дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир;

познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного

размножения (черенкованием, усами, листьями).

Советы и рекомендации. Целесообразно упражнять детей в самостоятельности в процессе ухода

за растениями и животными. Необходимо выработать у детей интерес и потребность познавать

явления природы. Для этого нужно познакомить детей с физической картой, опасностях для

природы, необходимость ее защиты.

Примерный тематический план обучения детей старшего дошкольного

возраста по

экологическому воспитанию на весенний период времени.

Месяц

Тематика мероприятия

Задачи

Март

Экскурсия в весенний парк

Продолжать учить детей наблюдать изменения в

живой

и

неживой

природе,

рассуждать,

сравнивать; прививать интерес к природе, к

жизни растений и животных; развивать речь

детей.

НОД «Встреча весны»

Продолжать

знакомить

детей

с

сезонными

изменениями

в

природе;

учить

сравнивать

ветреную погоду с тихой, замечать красоту

природы и отражать ее в рассказах.

Наблюдение за сезонными

изменениями

Продолжать формировать о весенних изменениях

в природе; учить видеть изменения в поведении

воробьев с приходом весны; воспитывать интерес

к наблюдениям за птицами, бережное отношение

к ним.

Дидактическая игра «Гнездовья

птиц»

Познакомить

детей

с

разнообразием

видов

гнездовья птиц. Закреплять знания детей о

строительных

материалах,

используемых

птицами

при

строительстве

гнезд,

процессе

строительства

птицами

гнезд,

природных

приспособлениях птиц- строителей. Развивать

умение соотносить размер гнезда с величиной

птиц, типы природных материалов с птицей-

строителем, особенностями образа жизни птиц в

зависимости от места, где она вьет гнездо.

Подвижная игра «Перелет

птиц»

Развивать выносливость, ловкость, способность

сохранять равновесие, стремление к достижению

цели. Воспитывать выдержку, настойчивость,

коллективизм,

дружелюбие;

способствует

проявлению взаимопомощи; прививает чувство

радости за успех товарищей; информирует о

влиянии времен года на жизнь птиц.

Исследовательская

деятельность

«Что выделяет растение?»

Помочь

установить,

что

растения

выделяет

кислород; понять необходимость дыхания для

растений.

Продуктивная деятельность

Рисование: «Весна»

Закреплять умение передавать в рисунке картину

природы, характерные признаки весны. Развивать

чувство

композиции,

цвета,

эстетическое

восприятие.

Учить

использовать

прием

размывки, рисовать по сырой бумаги.

Ознакомление с

художественной литературой

Стихотворение Ф.И. Тютчев

«Зима недаром злится...»

Помочь почувствовать красоту описанной

природы в стихотворении, выучить его наизусть.

Закреплять знания о различиях стихотворного и

прозаического жанров. Продолжать учить

внимательно слушать, высказывать свое

отношение к содержанию.

Опытно-экспериментальная

деятельность

«Есть ли у растений органы

дыхания»

Помочь детям определить, что все части растения

участвуют в дыхании.

Труд в природе

Высаживание фасоли в еящики

Совершенствовать навыки ухода за растениями

различных

видов

(знать

способы

полива,

определять

степень

влажности

земли).Воспитывать

бережное

отношение

к

растениям,

любознательность,

стремление

ухаживать за растениями.

Культурно- досуговая

Спортивное развлечение

«Весна пришла»

Закрепить знания детей о характерных признаках

весны.

Апрель

Экскурсия в весенний парк

Привитие интереса и любви к природе родного

края;

развитие

умения

наблюдать

за

изменениями, которые посезонно происходят в

живой

и

неживой

природе,

устанавливать

взаимосвязи

этих

изменений;

развитие

мыщления, речи детей.

НОД «Жизнь птиц зимой»

Обобщать

знания

детей

о

зимующих

и

перелетных

птицах;

выявить

экологические

знания детей; правила поведения в лесу; учить

воспринимать

предложенную

воспитателем

ситуацию, принимать в ней участие, выполняя

определенную роль; создавать эмоциональный

настрой детей; воспитывать бережное отношение

к живой природе.

Наблюдение за насекомыми

Продолжать развивать знания и представления об

особенностях внешнего вида

насекомых,

их

жизненных

проявлениях;

формировать

реалистические представления о природе.

Дидактическая игра

«Деревья и кустарники»

Продолжать

формировать

умение

детей

по

представлению составлять силуэты деревьев и

кустарников

при

помощи

специально

заготовленных деталей. Правильно располагать

ветви согласно размеру в ширине.

Подвижная игра

«Пауки у мухи»

Развивать ловкость и выносливость, быстроту;

воспитывать смелость, решительность, честность

и

справедливость

при

оценке

действий

товарищей; приучать действовать организованно;

информировать об образе жизни и санитарном

значении пауков.

Продуктивная деятельность

Конструирование из

природного материала «Птицы»

Продолжать совершенствовать конструктивные

навыки и умения: соединение частей при помощи

пластилина, дополнять изображение деталями;

отбирать

самостоятельно

средства

выразительности.

Продолжать развивать у детей воображение,

творчество, мелкую моторику, интерес к красоте

птиц, умение радоваться созданным поделкам.

Воспитывать интерес к живой природе, доброе

отношение к объектам живой природы, желание

оказать посильную помощь.

Ознакомление с

художественной литературой

Ф.Тютчева «Весенние воды»

Продолжать

знакомить

дошкольников

со

стихотворениями Ф.Тютчева.

Закрепить знание

времени года, названия месяцев; знание примет

весны.

Продолжать

развивать

творческие

способности, слуховое внимание, связную речь;

умение замечать меткие сравнения.

Труд в природе. Высевать

семена помидор, перца на

рассаду. Высевать семена

цветов на рассаду.

Продолжать учить детей подготавливать

бороздки, ямки для посева ; сеять

самостоятельно.

Опытно- экспериментальная

деятельность

Могут ли животные жить в

земле?

Помочь выявить, что именно находиться в почве

для жизни живых организмов (воздух, вода,

органические остатки).

Культурно- досуговая

деятельность Развлечение

«Друзья птиц»

Воспитывать бережное отношение к природе,

учить

понимать

природу

в

произведениях

литературы,. Уточнять представления детей о

птицах (перелетных и зимующих).

Май

НОД «Лес весной. весенние

первоцветы»

Вызвать у детей интерес к окружающему миру,

формировать реалистическое представление об

окружающей нас природе, желание стать другом

природы,

беречь и охранять ее; расширять

представления и знания детей о весенних лесных

первоцветах, об их значении в нашей жизни;

развивать речь детей, активизировать внимание и

память.

Беседа Солнечные лучики

Дать понятие детям о роли солнца в жизни

растений, животных, человека.

Наблюдение за одуванчиком

Уточнять

знания

об

одуванчике

(обратить

внимание

на

начало

цветения);

Продолжать

формировать умение и желание активно беречь и

защищать

природу;

закреплять

знания

о

лекарственных растениях.

Дидактическая игра

«Бабочки»

Выявить знания детей о насекомых, бабочках.

Продолжать

формировать

умение

зрительно

соотносить

пропорции

в

строении

бабочек,

формы и окраску с существующей реальностью в

мире бабочек.

Подвижная игра

«Разнообразие видов»

Развивать

быстроту,

ловкость,

внимание,

зрительный контроль, память, сосредоточенность

на выполнении задания; закреплять знания о

видах, группах и т.п представителей животного

и растительного мира.

Ознакомление с

художественной литературой

М.М.Пришвин «Золотой луг»

Довести до детей содержание и художественную

форму рассказа в единстве; закрепить понимание

специфики жанра рассказа; учить пересказывать

от третьего лица; учить подбирать определения и

сравнивать;

упражнять

в

согласовании

существительных и прилагательных

в роде и

числе; упражнять в регулировании темпа речи и

силы голоса.

Труд в природе

Посадка семян гороха

Продолжать

формировать

навыки

посадки

гороха (разложить семена в бороздки, присыпать

землей, поливать); воспитывать положительное

отношение к трудовой деятельности.

Опытно- экспериментальная

деятельность

«Куда тянутся корни? »

Помочь установить связь видоизменений частей

растения с выполняемыми ими функциями и

факторами внешней среды.

Продуктивная деятельность

Коллективная аппликация

«Бабочки на лугу»

Продолжать формировать у детей знания о

внешнем

виде

и

отличительных

признаках

насекомых. Продолжать учить детей составлять

изображение

бабочки

из

полос

бумаги,

располагать насекомых на панно красиво.

Познакомить

детей

с

техникой

создания

мозаики.

Развивать

чувство

цвета,

умение

подбирать

цвета

при

украшении

поделки,

получать радость от результатов коллективной

работы.

Воспитывать

любовь

к

природе,

формировать представление о том, что все в

природе взаимосвязано.

Культурно- досуговая

деятельность Развлечение

«Цветочный калейдоскоп»

Продолжать развивать познавательный интерес к

миру цветов. Формировать бережное отношение

к

цветам,

развивать

желание

ухаживать

за

цветами. Воспитывать любовь к прекрасному,

красоте окружающего мира.

Литература:

А.И.Новицкая., В.М.Минаева., П.И.Новицкий .,2003 Экологическое Воспитание. Подвижные

игры.

Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день с описанием

организации образовательной деятельности детей 6-7 лет. Зима- подготовительная группа.

Л.И. Грехова В союзе с природой Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми .-М.:

ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002._288с.

Р.М.Миронова М64 Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя.- Мн.: Нар. асвета, 1989,-

176с.

Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7

лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А.Мартынова,

И.М. Сучкова.- Волгоград: Учитель, 2012.-333с.

Горькова Л.Г., КочергинаА.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию:

Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.-240с.-(Дошкольники: учим,

развиваем, воспитываем).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. -

М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.-112с.:ЦВ.ВКЛ

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. 2-е изд., допол.

Методическое пособие. - М.: ТЦ.: Сфера, 2015. -288с. -(Развиваем речь)

Новицкая А.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры: Пособие для педагогов и кл.рук.

общеобразоват. шк., педагогов -организаторов внеш. учреждений / А.И Новицкая, В.М. Минаева,

П.И. Новицкий. -Мн.: БелЭн, 2003. -96 с.: ил.



В раздел образования