Автор: Тишаков Олег Игоревич
Должность: преподавтели физической культуры
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
Преподаватель высшей категории
Кожанова Л.И.,
Преподаватель Тишаков О.И.
Человек выбирает свой путь развития в любой, даже неблагоприятной
среде или вопреки среде. Он может создавать собственную среду развития
как условие и фактор самореализации личности. В сфере профессионального
самоопределения создание собственной среды развития – это прежде всего
осознанный
выбор
профессии
как
реализация
своих
желаний
и
возможностей, а также достижение высоких результатов в деятельности.
Выделены периоды жизненного пути специалистов. Два из них связаны с
учебой в возрасте 12–13 лет и от 18 до 27 лет, и два связаны с работой в
возрасте от 20 до 30 лет (первый пик достижений) и от 40 до 50 лет
(наибольшие достижения в карьере специалистов).
В результате анализа жизненного пути специалистов выявлены три
уровня самореализации личности и различные сферы самореализации (семья,
учеба, профессиональная деятельность). Среди факторов, оказавших влияние
на жизненный путь и самореализацию специалистов, выделяются факторы
макросреды (голод 30-х годов, Великая Отечественная война, интенсивное
развитие отрасли в 50-х, 60-х годах), факторы микросреды (семья и в первую
очередь влияние матери и ее образования, а также школа и институт),
личностный
фактор
(активность,
целеустремленность,
стремление
к
лидерству и достижениям).
К числу личностных особенностей специалистов, сформированных
профессиональной
деятельностью,
относятся
эмоциональная
зрелость,
рационализм, дипломатичность и готовность практически решать жизненные
проблемы.
Цель
профессионального
самоопределения
заключается
в
постепенном
формировании внутренней
готовности
человека
к
осознанному
и
самостоятельному
построению, корректировке
и
реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного
и личностного). Принимая во внимание динамизм, изменчивость в
современных
условиях
структуры
профессиональной
занятости
в
обществе,
следует
отметить
открытость,
незавершенность,
а,
следовательно, и актуальность для личности процесса профессионального
самоопределения во взаимосвязи с ее самореализацией.
Содержательный аспект профессии отражается в сознании человека
совокупностью представлений об объектах, целях, результатах и смыслах
профессиональной деятельности. Востребованность и значимость для
общества
результатов
профессиональной
деятельность,
а
также
собственные
представления
человека
об
этом
выступают
как
осознаваемые предпосылки формирования отношения человека к своей
профессии как миссии в обществе и собственном бытие.
Возможность
человека
полностью
реализовать
себя
через
профессию
определяется адекватностью
профессионального
выбора.
Вместе
с
этим,
теоретически
следует
допустить
вероятность
существования фрагментарной, частичной самореализации личности в
профессии.
Период профессионального образования является особым этапом
личностного становления каждого человека, поскольку в это момент кроме
постижения специальных знаний утверждается его нравственная позиция.
Например, в исследованиях А.Е. Воробьевой, А.Б. Купрейченко
доказано, сто пик эмоциональной включенности в активное соблюдение
нравственных норм и приверженности миросозидательной ориентации
приходится именно на студенческий возраст. Таким образом, можно
говорить, о необходимости культивирования нравственных ценностей и
профессиональных качеств личности через систему средне – специального
образования.
Это
обусловливает
актуальность
активизации
профессионально-нравственной самореализации личности на качественно
новом уровне ее понимания в педагогическом процессе.
Современному обществу нужны молодые люди, готовые к включению в
дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие
перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом
зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и
готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые
приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на
самоопределение и самореализацию.
В тоже время, как показывает практика, выпускники колледжей
сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной
самореализации на рынке труда и снижения значимости их профессии, у
выпускника порождается неуверенность перед будущим, тревожность по
поводу дальнейшего трудоустройства. Поэтому, именно на подготовку
компетентных специалистов, способных уверенно конкурировать на рынке
труда должна быть направлена работа в сфере
профессионального
образования.
Важно, чтобы за период обучения в колледже, кроме
качественной
теоретической
подготовки,
студенты
овладели
профессиональными и социальными компетенциями, которые позволили бы
им выгодно позиционировать себя на рынке труда в дальнейшем.
В ОГАПОУ «Белгородском политехническом колледже» реализуется
система поддержки профессионально-личностного развития студентов в
образовательном
процессе,
а
также
и
психолого-педагогическое
сопровождение студентов. В результате проведенной работы был выявлен
ряд
типичных трудностей, которые негативно влияют либо могут повлиять
на процесс профессионального и личностного развития студентов. Эти
трудности связаны как непосредственно с учебным процессом, так и с
личными переживаниями.
В первый год обучения, адаптационный период, осуществляется
оптимизация процесса жизнестойкости студентов в новых условиях при
овладении профессией. Особое внимание уделяется созданию здорового,
психологического микроклимата в коллективе. Происходит формирование
готовности и способности к саморазвитию и самоорганизации в овладении
новыми знаниями. Проводится диагностическое исследование общего уровня
развития и социально-психологического климата в группах нового набора.
Полученные данные становятся основой для планирования воспитательной и
развивающей работы, на их основе подбираются разнообразные формы
работы на весь период обучения. Проводятся классные часы- тренинги на
сплочение коллектива, вовлечение студентов в традиционные мероприятия
колледжа, организация встреч с выпускниками колледжа добившихся успеха
в профессии. И конечно на первом курсе главное привить интерес к
выбранной специальности как куратору группы так и преподавателям
специальных предметов. Как показывает практика, актуально в привитие
любви к профессии, знакомство с предприятиями города и области, а так же
организация развернутых экскурсий.
Следующий этап – период социализации (2,3,4 курсы) предполагает
формирование психологической готовности к самореализации, саморазвитию
и самоопределению студентов в учебной и дальнейшей профессиональной
деятельности. Уделяется много внимания тренингу личностного роста,
развитие навыков эффективного общения, диагностике профессионально
важных качеств и уровню профессиональной идентичности студентов.
На завершающем этапе, периоде профессионализации, а это выпускные
группы, является целью помощь в построении и реализации личностно-
профессиональных целей и перспектив. Программа сопровождения на этом
этапе
рассматривает
диагностику
готовности
выпускников
к
профессиональной деятельности, планированию карьеры, подготовку по
вопросам трудоустройства.
На данном этапе педагоги создают условия для профессиональной
деятельности студента, показывают точки соприкосновения с профессией,
учат ориентироваться на свои сильные стороны, открывая новые грани их
личности.
Хорошо зарекомендовали себя такие виды деятельности как проектная
деятельность, квест - игры.
Важной составляющей
на данном уровне
является применение в учебно - воспитательном процессе инновационных
технологий
обучения.
С
целью
формирования
у
студентов
профессионального образа ''Я'' нами разработаны деловые игры, в ходе
которых у студентов формируются ключевые компетенции современного
специалиста, которые не могут быть сформированы во время традиционных
лекций. В колледже успешно проводятся такие деловые игры, как «Умение
учиться - основное умение конкурентоспособного специалиста», «Я –
концепция»,
«Грани
моего
Я»,
«Профессиональные
компетенции
специалиста», «Собеседование с работодателем» , проводят тематические
классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола,
квест - игр, среди которых можно выделить «Моя профессия - мой выбор»,
«Есть такая профессия – студент», «Освоение профессии как путь к успеху в
жизни», «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные планы», «Моя
профессиональная и коммуникативная культура».
А так же на этом этапе, в современном профессиональном обучение,
способствует
профессиональному
становлению
личности
-дуальное
обучение.
Сейчас техникумы и колледжи переходят на дуальное обучение. Это,
когда теория занимает только часть времени, а основная нагрузка на
практическую работу - на предприятии, которое и берет на себя расходы по
подготовке специалиста
Результатом
реализации
системы
поэтапного
педагогического
сопровождения является психологическая готовность выпускника колледжа к
профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и
профессионального потенциала, мобильному реагированию на изменения,
происходящие в социальной сфере, способного выгодно позиционировать
себя как профессионала на рынке труда. Достигнуть цели профессионального
самоопределения.
Литература:
1.
Гончарова
О.Л.
Педагогическая
поддержка
самоопределения
обучающихся
в
условиях
преемственности
начального
и
среднего
профессионального образования – социально-педагогическая проблема //
Материалы II Всероссийской научно-практической конференции – М.:
Издательство МЭСИ, 2008. – С. 357-360.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. –
3-е изд., перераб./ Э.Ф. Зеер. – М.: Изд-во Московского психолого-
социального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – 480 с.
3. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение
самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи
современного естествознания. – 2010. – № 1 – С. 74-78
4. Людмила Сергеевна Жгун, Профессиональное становление студентов
педагогического колледжа и психологическое сопровождение их
личностного роста
5. И. С. Рыбина. — Текст: непосредственный // Теория и практика
образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г.
Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская
площадь, 2014. — С. 167-171.