Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ


Автор: Тишаков Олег Игоревич
Должность: преподавтели физической культуры
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»

Преподаватель высшей категории

Кожанова Л.И.,

Преподаватель Тишаков О.И.

Человек выбирает свой путь развития в любой, даже неблагоприятной

среде или вопреки среде. Он может создавать собственную среду развития

как условие и фактор самореализации личности. В сфере профессионального

самоопределения создание собственной среды развития – это прежде всего

осознанный

выбор

профессии

как

реализация

своих

желаний

и

возможностей, а также достижение высоких результатов в деятельности.

Выделены периоды жизненного пути специалистов. Два из них связаны с

учебой в возрасте 12–13 лет и от 18 до 27 лет, и два связаны с работой в

возрасте от 20 до 30 лет (первый пик достижений) и от 40 до 50 лет

(наибольшие достижения в карьере специалистов).

В результате анализа жизненного пути специалистов выявлены три

уровня самореализации личности и различные сферы самореализации (семья,

учеба, профессиональная деятельность). Среди факторов, оказавших влияние

на жизненный путь и самореализацию специалистов, выделяются факторы

макросреды (голод 30-х годов, Великая Отечественная война, интенсивное

развитие отрасли в 50-х, 60-х годах), факторы микросреды (семья и в первую

очередь влияние матери и ее образования, а также школа и институт),

личностный

фактор

(активность,

целеустремленность,

стремление

к

лидерству и достижениям).

К числу личностных особенностей специалистов, сформированных

профессиональной

деятельностью,

относятся

эмоциональная

зрелость,

рационализм, дипломатичность и готовность практически решать жизненные

проблемы.

Цель

профессионального

самоопределения

заключается

в

постепенном

формировании внутренней

готовности

человека

к

осознанному

и

самостоятельному

построению, корректировке

и

реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного

и личностного). Принимая во внимание динамизм, изменчивость в

современных

условиях

структуры

профессиональной

занятости

в

обществе,

следует

отметить

открытость,

незавершенность,

а,

следовательно, и актуальность для личности процесса профессионального

самоопределения во взаимосвязи с ее самореализацией.

Содержательный аспект профессии отражается в сознании человека

совокупностью представлений об объектах, целях, результатах и смыслах

профессиональной деятельности. Востребованность и значимость для

общества

результатов

профессиональной

деятельность,

а

также

собственные

представления

человека

об

этом

выступают

как

осознаваемые предпосылки формирования отношения человека к своей

профессии как миссии в обществе и собственном бытие.

Возможность

человека

полностью

реализовать

себя

через

профессию

определяется адекватностью

профессионального

выбора.

Вместе

с

этим,

теоретически

следует

допустить

вероятность

существования фрагментарной, частичной самореализации личности в

профессии.

Период профессионального образования является особым этапом

личностного становления каждого человека, поскольку в это момент кроме

постижения специальных знаний утверждается его нравственная позиция.

Например, в исследованиях А.Е. Воробьевой, А.Б. Купрейченко

доказано, сто пик эмоциональной включенности в активное соблюдение

нравственных норм и приверженности миросозидательной ориентации

приходится именно на студенческий возраст. Таким образом, можно

говорить, о необходимости культивирования нравственных ценностей и

профессиональных качеств личности через систему средне – специального

образования.

Это

обусловливает

актуальность

активизации

профессионально-нравственной самореализации личности на качественно

новом уровне ее понимания в педагогическом процессе.

Современному обществу нужны молодые люди, готовые к включению в

дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие

перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом

зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и

готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые

приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на

самоопределение и самореализацию.

В тоже время, как показывает практика, выпускники колледжей

сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной

самореализации на рынке труда и снижения значимости их профессии, у

выпускника порождается неуверенность перед будущим, тревожность по

поводу дальнейшего трудоустройства. Поэтому, именно на подготовку

компетентных специалистов, способных уверенно конкурировать на рынке

труда должна быть направлена работа в сфере

профессионального

образования.

Важно, чтобы за период обучения в колледже, кроме

качественной

теоретической

подготовки,

студенты

овладели

профессиональными и социальными компетенциями, которые позволили бы

им выгодно позиционировать себя на рынке труда в дальнейшем.

В ОГАПОУ «Белгородском политехническом колледже» реализуется

система поддержки профессионально-личностного развития студентов в

образовательном

процессе,

а

также

и

психолого-педагогическое

сопровождение студентов. В результате проведенной работы был выявлен

ряд

типичных трудностей, которые негативно влияют либо могут повлиять

на процесс профессионального и личностного развития студентов. Эти

трудности связаны как непосредственно с учебным процессом, так и с

личными переживаниями.

В первый год обучения, адаптационный период, осуществляется

оптимизация процесса жизнестойкости студентов в новых условиях при

овладении профессией. Особое внимание уделяется созданию здорового,

психологического микроклимата в коллективе. Происходит формирование

готовности и способности к саморазвитию и самоорганизации в овладении

новыми знаниями. Проводится диагностическое исследование общего уровня

развития и социально-психологического климата в группах нового набора.

Полученные данные становятся основой для планирования воспитательной и

развивающей работы, на их основе подбираются разнообразные формы

работы на весь период обучения. Проводятся классные часы- тренинги на

сплочение коллектива, вовлечение студентов в традиционные мероприятия

колледжа, организация встреч с выпускниками колледжа добившихся успеха

в профессии. И конечно на первом курсе главное привить интерес к

выбранной специальности как куратору группы так и преподавателям

специальных предметов. Как показывает практика, актуально в привитие

любви к профессии, знакомство с предприятиями города и области, а так же

организация развернутых экскурсий.

Следующий этап – период социализации (2,3,4 курсы) предполагает

формирование психологической готовности к самореализации, саморазвитию

и самоопределению студентов в учебной и дальнейшей профессиональной

деятельности. Уделяется много внимания тренингу личностного роста,

развитие навыков эффективного общения, диагностике профессионально

важных качеств и уровню профессиональной идентичности студентов.

На завершающем этапе, периоде профессионализации, а это выпускные

группы, является целью помощь в построении и реализации личностно-

профессиональных целей и перспектив. Программа сопровождения на этом

этапе

рассматривает

диагностику

готовности

выпускников

к

профессиональной деятельности, планированию карьеры, подготовку по

вопросам трудоустройства.

На данном этапе педагоги создают условия для профессиональной

деятельности студента, показывают точки соприкосновения с профессией,

учат ориентироваться на свои сильные стороны, открывая новые грани их

личности.

Хорошо зарекомендовали себя такие виды деятельности как проектная

деятельность, квест - игры.

Важной составляющей

на данном уровне

является применение в учебно - воспитательном процессе инновационных

технологий

обучения.

С

целью

формирования

у

студентов

профессионального образа ''Я'' нами разработаны деловые игры, в ходе

которых у студентов формируются ключевые компетенции современного

специалиста, которые не могут быть сформированы во время традиционных

лекций. В колледже успешно проводятся такие деловые игры, как «Умение

учиться - основное умение конкурентоспособного специалиста», «Я –

концепция»,

«Грани

моего

Я»,

«Профессиональные

компетенции

специалиста», «Собеседование с работодателем» , проводят тематические

классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола,

квест - игр, среди которых можно выделить «Моя профессия - мой выбор»,

«Есть такая профессия – студент», «Освоение профессии как путь к успеху в

жизни», «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные планы», «Моя

профессиональная и коммуникативная культура».

А так же на этом этапе, в современном профессиональном обучение,

способствует

профессиональному

становлению

личности

-дуальное

обучение.

Сейчас техникумы и колледжи переходят на дуальное обучение. Это,

когда теория занимает только часть времени, а основная нагрузка на

практическую работу - на предприятии, которое и берет на себя расходы по

подготовке специалиста

Результатом

реализации

системы

поэтапного

педагогического

сопровождения является психологическая готовность выпускника колледжа к

профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и

профессионального потенциала, мобильному реагированию на изменения,

происходящие в социальной сфере, способного выгодно позиционировать

себя как профессионала на рынке труда. Достигнуть цели профессионального

самоопределения.

Литература:

1.

Гончарова

О.Л.

Педагогическая

поддержка

самоопределения

обучающихся

в

условиях

преемственности

начального

и

среднего

профессионального образования – социально-педагогическая проблема //

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции – М.:

Издательство МЭСИ, 2008. – С. 357-360.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. –

3-е изд., перераб./ Э.Ф. Зеер. – М.: Изд-во Московского психолого-

социального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – 480 с.

3. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение

самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи

современного естествознания. – 2010. – № 1 – С. 74-78

4. Людмила Сергеевна Жгун, Профессиональное становление студентов

педагогического колледжа и психологическое сопровождение их

личностного роста

5. И. С. Рыбина. — Текст: непосредственный // Теория и практика

образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г.

Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская

площадь, 2014. — С. 167-171.



В раздел образования