Автор: Толкачева Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 116 комбинированного вида
Населённый пункт: Невского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: «Безопасность ребенка дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Статья.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и
здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир
изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая
катастрофа и терроризм.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и
взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания
ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных
направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и
персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с
возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о
необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного
поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для
подражания.
С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары,
открытые просмотры, вечера -развлечений и выставок художественно- продуктивной
деятельности детей и взрослых.
Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание в работе с детьми начиная
с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический,
целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду
заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в
чрезвычайных ситуациях.
При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как
педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления
уровня их знаний и интересов, которое проводилось в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
Данная работа ведется через:
организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и
ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
свободно самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
В каждой группе имеется картотека игр по развитию у детей познавательных процессов.
Дважды в году воспитателями проводится диагностическая работа по определению уровня
познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая
индивидуальная работа.
Эту проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках
детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного
поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами
ГИБДД и ПЧ
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч
дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому
дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей
решения, при всеобщем участии.
Обучение дошкольников культуре поведения на улица тесно связано с развитием у детей
ориентировки в пространстве. Каждый педагог должен знать: правила дорожного движения для
пешеходов и воспитывать дисциплинарного пешехода. Правила дорожного движения едины для
детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить
правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность
несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. В детском саду работа ведется по
программе «Обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах» (региональный
стандарт). Задачи по воспитанию безопасного поведения является составной частью программы
воспитания и обучения в детском саду. Полученные в учебной деятельности знания дети могут
отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепке, аппликации,
конструировании. В методическом кабинете собран огромный материал по ПДД, снабжен
инструктивным материалом, методической и детской литературой, периодическими изданиями
(газеты «Добрая Дорога Детства), плакатами, конспектами, сценариями, играми, работы
педагогов, взаимодействие с родителями и отделом ГИБДД.
Для правильной организации работы с детьми по формированию навыков культурного
поведения на улице очень важно постоянно повышать уровень знания педагогов.