Напоминание

Пути активизации электорального поведения молодёжи


Автор: Кузьменко Андрей Федорович
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Пути активизации электорального поведения молодёжи
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Пути активизации электорального

поведения молодёжи

Проблема

электорального

поведения

молодежи

является актуальной. Молодые люди составляют сегодня в

России 23% электората. Потенциальные возможности

молодежи в силу этого обстоятельства не могут не

учитываться ни одним из участников предвыборной

борьбы. Между тем, проблема привлечения молодежи к

выборным процессам стоит в России со времен первых

демократических

выборов.

За

молодежью

прочно

закрепился термин «пассивный электорат». Большинство

молодых граждан просто не ходят на выборы. Проблемы

политического

устройства

оказываются

далеки

от

молодежи.

Они

не

входят

в

ее

базовые

ценности.

Существуют электоральные группы, активно участвующие

в выборах, постоянно голосующие и интересующиеся

выборами.

В то

же

время

в

обществе

получили

распространение электоральная пассивность и элементы

протестного

голосования.

В

этой

связи

проблема

организации и проведения выборов, работы избирательных

комиссий

обретает

не

только

формально-правовой

характер,

но

и

глубоко

нравственный,

социально-

гражданский смысл.

В выборах по-разному участвуют различные группы

населения,

и

на

эти

группы

различным

образом

воздействуют сами выборы. В последние годы заметно

растет отчуждение значительной части электората от

практики

выборов.

Одним

из

симптомов

глубокого

нравственного кризиса, выражающегося в откровенном

электоральном протесте, выступает рост числа активных

избирателей, из раза в раз голосующих против всех

альтернативных кандидатов на выборные должности.

Одним из показателей и условий реальной

демократии являются выборы в различного рода

центральные и местные представительные учреждения.

Эти

учреждения

создаются

правоспособными

гражданами

посредством

голосования

за

кандидатов,

выдвигаемых в соответствии с установленными законом

правилами. В то же время существуют и иные органы,

которые также избираются либо населением страны,

либо

населением

субъектов

федерации

или

административно-территориальных единиц. Во всех этих

случаях проводятся всеобщие,

федеральные,

местные

выборы, представляющие собой массовые политические

2

кампании.

В ходе выборов осуществляется

политическая

социализация

населения.

Реализация

избирательных прав граждан, создание предвыборных

организаций, широкое использование средств массовой

информации для агитации и пропаганды прямо или

косвенно способствуют политическому просвещению масс

и создают условия для активного вовлечения граждан и их

объединений в политический процесс.

Электоральное поведение - совокупность

действий

(поступков) граждан,

связанных

с

осуществлением

местных

или

общенациональных

выборов в органы власти, а так же их участием в

референдумах. Формы электорального поведения могут

включать так называемое протестное голосование,

голосование против всех, конформистское голосование

за

партию

или

лидера,

которого

поддерживает

большинство избирателей и т.п. Основными мотивами

участия в выборах является стремление людей оказать

влияние на власть или продемонстрировать свое

отношение к ней. Основными мотивами уклонения от

участия в выборах служит уверенность, что от участия в

выборах ничего не зависит, а также отсутствие интереса к

политике, абсентеизм.

3

Электоральное поведение каждого отдельного

избирателя определяется, прежде всего, тем, что каждый

их них сознательно стремится к максимальной реализации

своих интересов. Между тем, многочисленные наблюдения

показывают, что люди чаще всего голосуют за партию, с

которой они себя ассоциируют, а отнюдь не на основании

собственного интереса.

Электоральная активность - важнейший

показатель

гражданской

зрелости

молодежи.

Исследованием особенностей электорального поведения

молодых людей занимаются сегодня многие ученые,

политики, журналисты.

Исследуя

электоральное

поведение

молодежи,

необходимо

учитывать

реальное

состояние

дел

в

молодежной

среде,

ее

предпочтения

и

ориентации.

Важными

оценочными

показателями

здесь

являются

степени заинтересованности политикой и участие в ней, а

также самоидентификация молодых людей с конкретными

социально-политическими силами современной России.

Этот политический аспект требует своей интерпретации и

глубокого научного анализа, на основе которых можно

прогнозировать электоральное поведение.

4

Социолог Г.В. Осипов выделяет четыре группы

возможных мотиваций участия молодых людей в выборах,

представляющих

собой

конкретные

побудители

к

действию:

эгоистические,

корыстные

мотивы,

связанные

с

достижением

личного

благополучия, личного успеха;

альтруистические

мотивы,

выражающиеся в стремлении улучшить жизнь

социума, благодетельствовать окружающих;

корпоративные,

возникающие

как

реакция на прямое или косвенное давление

окружающих;

неосознанные,

предопределенные

подсознательными

и

досознательными

структурами

человеческой

психики.

В основе электорального поведения лежат

потребности

личности,

которые

является

исходными

побудительными причинами электоральной деятельности.

Потребности

в

значительной

степени

определяются

внешними условиями и свойствами личности и оказывают

на них существенное влияние. Потребности определяют

5

электоральные

ценности

личности,

которые

в

определенном

смысле

можно

рассматривать

как

многократно

воспроизведённые

и

закрепленные

потребности.

На

электоральные

ценности

влияют

внутренние

и

внешние

факторы

жизнедеятельности

личности. Вместе они определяют интересы людей в

политике и в избирательном процессе и

определяют

мотивы,

стимулы

и установки электорального

поведения.

Внешние факторы электорального поведения

молодежи можно разделить на четыре основные группы:

господствующие в обществе ценности;

макросоциальные факторы;

статусные характеристики;

ситуационные факторы.

Одним из факторов устранения молодежи от

электоральных процессов является отсутствие молодежной

политики,

как

таковой,

в

современном

государстве.

Молодые избиратели нередко ждут от выборов решения

молодежных проблем. Среди главных проблем называют

материальное,

в

том

числе

финансовое

обеспечение

молодежи;

занятость

и

трудоустройство;

улучшение

качества здравоохранения. Многие желают стабильности и

6

порядка в стране. Отсутствие решения этих проблем

приводит к тому, что молодые люди чувствуют себя

обманутыми, не находя поддержки со стороны

государства,

они

отказываются

поддерживать его

политические институты.

Одной из особенностей электорального поведения

молодежи является такая форма поведения, как абсентеизм

- нежелание участвовать в выборах. Абсентеисты - это,

скорее, равнодушные и разочаровавшиеся люди, а не те,

которые готовы голосовать против всех кандидатов. Они

находятся вне политики и не желают тратить свои усилия и

время на нее. Однако и среди них многие отказ от участия

в выборах рассматривают как протест против имеющихся

социальных и политических институтов.

Одной из причин протеста является недоверие как

к окружающим,

так

и

к политическим институтам.

Недоверие молодежи - это реакция на обман

их «взрослым» миром. Имеется еще один негативный

фактор, снижающий электоральную активность молодежи,

который отмечают все исследователи, это использование

молодежи

на

выборах

в

качестве

объекта

манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный

процесс, используя различного рода шоу, формируют

7

эмоциональную

связь,

которая

реализуется

в

акте

голосования, а потом благополучно забывают о ней до

следующих выборов. В результате в сознании молодежи

возникает негативная эмоция, что «тебя использовали».

Исследователи обращают внимание на такую

причину низкой электоральной активности, как отсутствие

доверия и к самой власти. Этому есть два основания: во-

первых, власть просто не может на сегодняшний день дать

все то, что необходимо молодежи, а во-вторых, власть

часто остается и просто глуха к этим потребностям.

Немаловажно и то, что интересы молодежи в ходе

избирательных

кампаний

слабо

акцентируются

политическими организациями.

Исследователи

электорального

процесса

выделяют

наиболее

распространенные

модели

негативного

электорального поведения молодежи.

Первая модель: «На выборы не хожу, потому что

никому не верю». Эта модель голосования объясняет не

участие

в

выборах

исходя

из

общего

неприятия

действующей власти и института выборов. Выборы - это

«циничный процесс», их механизм, как полагают молодые

избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат

набирает команду, ему пишут речи, делают листовки, учат

8

подстраиваться под избирателей, и победа обеспеченна.

Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и

поэтому отказываются в ней участвовать.

Вторая модель: «На выборы не хожу, потому что

мой голос ничего не изменит». Говоря по-другому,

неучастие

молодежи

в

выборах

объясняется

тем

обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют

политические

силы,

способные

артикулировать

и

агрегировать интересы молодежи. С одной стороны,

молодые

люди

считают,

что

на

выборы

ходить

бессмысленно, поскольку все уже давно решено. С другой -

они уверенны, что один голос - всего лишь капля в море, и

их неявка никак не отразится на результатах голосования.

Молодежь не видит своего места в избирательном процессе

и не ощущает результатов своего политического участия.

Значительное распространение этой установки объясняется

отсутствием

на

политической

сцене

серьезных

молодежных организаций и лидеров, готовых отстаивать

их интересы.

Третья модель: «На выборы не хожу, потому что

мне это вообще не интересно». Она характерна для

молодежи, занятой своими собственными делами, для

которой политическая жизнь не представляет никакого

9

интереса, так как «политика — это сплошной обман», «как

начальство

решит,

так

и

будет,

и

спорить

с

ним

бесполезно».

Для

части

молодёжи

данная

формула

является указанием на нежелание что-либо объяснять по

поводу

своего

отношения

к

выборам.

Это

удобная

формула, за которой скрывается первая или вторая модель

поведения.

Данное электоральное поведение демонстрируют не

только различного рода неформалы и радикалы, но и часть

студенческой и рабочей молодежи, которая разуверилась

во власти и потому просто не желает тратить время на ее

проблемы. Власть в глазах этой категории молодежи

настолько дискредитировала себя, что они считают ее даже

не заслуживающей внимания. К сожалению, количество

молодых людей, придерживающихся данной позиции,

растет.

Исследователи сходятся во мнении, что в

настоящее время у молодежи отсутствует общая идея.

Сегодня молодежь готова поддержать национальную идею,

но не знает какую. Следовательно, идеологические мотивы,

по мнению экспертов, не определяют электоральное

поведение молодежи. Таким образом, на молодежь не

влияют ни прагматические, ни идеологические мотивы.

10

Остаются случайные воздействия, что и определяет низкий

уровень

электоральной

активности

и

электоральной

культуры в целом.

Таким образом, низкий уровень электоральной

активности молодежи является вполне закономерным

результатом

двух

процессов.

Первый

-

отстранение

государства от молодежи и от решения ее проблем. Второй

- использование молодежи в электоральном процессе более

сильными

социальными

группами

как

средства

достижения

своих

групповых

целей.

В

результате

молодежь чувствует себя обманутой и повторять свой опыт

политического участия особого желания не испытывает.

Это является основным психологическим механизмом

блокировки политической активности молодёжи.

Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус

избирателя.

Что

значит

быть

избирателем?

При

демократическом режиме избиратель участвует в выборах

на

основе

принципов

всеобщего,

равного,

прямого

избирательного права при тайном голосовании. Участие в

выборах

является

проявлением

социальной

ответственности,

совести,

политической

и

правовой

зрелости

и

культуры

каждого

гражданина.

Честное

11

выполнение обязанностей избирателя – один из важных

признаков гражданственности.

Что же делать молодым? Идти на выборы всех

уровней.

Выборы способствуют повышению общей

культуры обучения. Лишь, выбрав в депутаты того

человека, который будет открыто ставить на первое место

среди проблем страны дела учащейся молодежи, можно

радикально

изменить

ситуацию.

Выборы,

это

единственный путь высказать свою гражданскую позицию.

Если самоустраниться от решения проблемы, это вовсе не

будет означать её правильное решение. Повышение общего

уровня развития каждого молодого гражданина.

12

Список литературы:

1.

Конституция Российской

Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 48 с.

2.

Л. Б. Белая, Д. Р. Иткина

Клубы избирателей и клубы будущих избирателей –

эффективная форма подготовки организаторов выборов,

повышения правовой культуры граждан. – Белгород:

КОНСТАНТА, 2008. – 316 с.

3.

Н. П. Великих, Г. В. Калитина,

Л. Н. Москвитина Материалы для обучения будущих

избирателей основам избирательного законодательства. –

Белгород: Издательско-полиграфический центр

«ПОЛИТЕРРРА», 2006. – 204 с.

13



В раздел образования