Напоминание

"Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Раздольская Анна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 116 комбинированного вида
Населённый пункт: Невского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Успех в экологическом воспитании 3-летних малышей обеспечивается прежде

всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети

этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со

взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый

неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире

природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание

первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух

условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста

является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать

за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им.

Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании

младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное

обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с

ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в

которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в

руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают,

пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми

сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом,

просит детей повторять за ним.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические

моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер,

высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор,

яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит

детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что

видят глаза и что обозначено словом

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом

возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей

деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и

хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет

выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят

образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»,

«Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель во второй младшей группе многократно

рассказывает и разыгрывает с куклами

би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде

хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его

огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит

детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает

попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки

Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На

занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком,

то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой.

Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих

операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и

коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая

игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их

игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает

следующие компоненты:

• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной

рыбой, декоративной птицей (дома), елью на участке в зимнее время, осенними

цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-

5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих

объектах природы;

• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями,

которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-

пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые

фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их

изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста:

наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю)

воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за

комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям

и пониманию их значения для живых существ;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в

книгах;

• проведение экологических занятий один раз в две недели;

• проведение экологических досугов.

Технологии для детей третьего и четвертого года жизни построены на одном и

том же материале и различаются объемом отдельных мероприятий.



В раздел образования