Автор: Раздольская Анна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 116 комбинированного вида
Населённый пункт: Невского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Успех в экологическом воспитании 3-летних малышей обеспечивается прежде
всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети
этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со
взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый
неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире
природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание
первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух
условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста
является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать
за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им.
Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании
младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное
обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с
ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в
которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в
руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают,
пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми
сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом,
просит детей повторять за ним.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические
моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер,
высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор,
яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит
детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что
видят глаза и что обозначено словом
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом
возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей
деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и
хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет
выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят
образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»,
«Заюшкина избушка».
С самого начала года воспитатель во второй младшей группе многократно
рассказывает и разыгрывает с куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде
хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его
огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит
детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает
попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки
Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На
занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком,
то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой.
Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих
операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и
коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая
игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их
игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает
следующие компоненты:
• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной
рыбой, декоративной птицей (дома), елью на участке в зимнее время, осенними
цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-
5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих
объектах природы;
• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями,
которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-
пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые
фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их
изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста:
наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю)
воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за
комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям
и пониманию их значения для живых существ;
• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в
книгах;
• проведение экологических занятий один раз в две недели;
• проведение экологических досугов.
Технологии для детей третьего и четвертого года жизни построены на одном и
том же материале и различаются объемом отдельных мероприятий.