Автор: Гераскина Татьяна Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ №1596
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Тема: "В гостях у Осени"
Раздел: дошкольное образование
Комплексное занятие в старшей группе «В гостях у Осени».
Цель: Закрепить знания детей об осени и ее признаках, деревьях, грибах
Задачи:
1.
Образовательная:
- закрепление представлений (знаний) детей об осенних явлениях в природе;
2.
Логопедическая:
- обогащение словарного запаса,
- закрепление навыка образования относительных прилагательных,
- закрепление навыка составления предложений по опорным словам-картинкам,
- обучение составлению сложных предложений со значением противопоставления (+ усвоение
переносного значения слов)
- развитие длительного направленного выдоха.
3.
Коррекционно-развивающая:
- формирование интереса к окружающему миру,
- развитие зрительного восприятия,
- развитие общей моторики,
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
4.
Психологическая:
- совершенствование коммуникативных навыков, (обучение навыкам межличностного
взаимодействия),
- установление межличностного доверия,
- развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению,
- развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.
5. Воспитательная:
- обучение навыкам межличностного общения (взаимодействия);
- развитие умения работать в коллективе и самостоятельно
Оборудование:
2 корзины, разноцветные бумажные листья деревьев, силуэты перчаток, цветные карандаши, силуэты
грибов и картинки с изображением грибов, половинки грибов с предметными картинками, 2 обруча, перчатки,
костюмы Шуршика и Старичка-Лесовичка
ХОД ИГРОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Приветствие и приглашение в путешествие .
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-путешествие! Мы с вами отправимся
в осенний лес в гости к Осени.
Беседа об осени.
- Какое сейчас время года? (Осень) Почему вы так думаете? (ответы детей)
- Какие Вы знаете признаки осени? (например: люди собирают урожай, перелётные птицы улетают в
тёплые края…)
- Давайте вспомним, какая осень? (красивая, разноцветная, яркая…
Если дождь – дождливая, а если солнце – солнечная…)
Стихотворение об осени (читают дети)
- Осень – красивое время года. Ребята, может кто-нибудь знает стихотворение об осени и нам прочитает?!
………..
- Ребята, Вы так красиво прочитали стихотворение об осени. Я думаю что она вас услышала и придет к нам.
2. Вход Осени (под музыку входит Осень с корзиной с листьями)
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости, в мой осенний лес.
Упражнение «С какого дерева лист?»
Услышала я Ваше красивое стихотворение и решила к Вам поскорее придти. А по дороге – насобирала
листьев целую корзину.
- Посмотрите, какие листья я вам принесла?
- Листья какие? (красивые, желтые, красные, разноцветные….)
- С каких деревьев они опали? Этот листочек с какого дерева? (с клена) значит он какой? (кленовый) А этот?
(березовый) и т.д.
3. Дыхательные упражнения «Осенние листочки»
- Молодцы ребята, все листочки назвали. За это каждому из вас я дам по одному красивому осеннему
листочку. И мы с вами станем осенними ветерками.
- Давайте подуем на листочки так, чтобы они закружились в воздухе.
Как подует ветер,
В этот день осенний,
Полетят, закружатся
Листики с деревьев!
- Посмотрите, как это делаю я!
(Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листьев, пока воспитатель или
дефектолог читает стихотворение):
Кружатся листочки в воздухе осеннем.
Падают на землю тихо и печально.
Вот один упал на мою ладошку.
Ой, не улетай, листочек, подожди немножко.
3. Зрительная гимнастика с листочками
- Ребята, а давайте научим Осень одному полезному упражнению с листочками. Покажем, как можно делать
зарядку для глаз, используя листочки.
Закройте глазки – послушаем как шумит осенний лес! (звучит музыка – «шум леса»)
- А теперь потихонечку открывайте глазки и начинаем играть – следить глазками за листочками.
Мы листочки увидали,
И с листочками играли. (Дети берут листья в руки сфокусировав на них взгляд)
Листья вправо полетели,
Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо)
Влево листья полетели
Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево)
Ветер листья вверх поднимал
И на землю опускал. (Вверх, вниз) Дети смотрят вверх и вниз
Глазки закрываем.
Глазки отдыхают.
4. Игры и упражнения по теме «Овощи и фрукты»
- Осень, посмотри какие нарядные дети к тебе в лес пришли.
- И правда нарядные. Ребята, какие у вас необычные костюмы. Мне кажется, или вы нарядились в костюмы
овощей и фруктов? (да)
После этого осень спрашивает некоторых детей – в какой овощ или фрукт нарядился тот или другой
ребенок.
Игра «2 колонны» - дети делятся на 2 команды по костюмам // Игра под музыку «Соберись у своей
корзинки» (2 картинки – на одной сад, фрукты, деревья…, на другой – огород, овощи, грядка. Картинки педагоги
меняют и местами меняются, «прогуливаясь» по залу. Дети под музыку двигаются по залу, а как музыка
закончится – собираются около педагога с соответствующей картинкой.
Игра «Суп и компот» - с муляжами овощей и фруктов
5. Танец
6. «Грибная поляна»
- Осенью желтеют и краснеют листья, люди собирают урожай овощей и фруктов. Но не только этим богата
осенняя пора.
- В осеннем лесу можно встретить множество грибов. Сейчас я проверю, на сколько хорошо вы знаете
названия грибов! Отгадайте загадки:
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... (сыроежки)
Растут в лесу сестрички, рыжие ... (лисички)
(за каждую правильную отгадку ребенок получает цветное изображение гриба)
(на полу или на доске силуэты грибов)
- Ой, сколько вы грибов знаете! Все правильно угадали! А теперь – найдите. Где росли ваши грибочки
(дети ищут соответствующий силуэт, накладывают изображение и встают рядом с ним)
- Молодцы! А теперь проверим, знаете ли вы. Какие грибы съедобные, а какие – ядовитые! Вот две
корзинки. Съедобные грибы «соберем» в корзинку Осени, а несъедобные – воспитателю! (дети раскладывают
грибы по корзинкам)
7. «Птицы
»
(составление предложений по словам-картинкам)
- Осенью перелетные птицы улетают на юг. Посмотрите, некоторые птички решили задержаться –
с нами поиграть и попрощаться. Назовите, каких птиц вы видите?
Картинки с изображением перелётных птиц.
- Упражнение «Сосчитай»
1 утка….2 утки…5 уток
- Задание на ориентировку по теме Перелётные птицы
8. Итог
- Ребята, Вам пора возвращаться из моего Осеннего леса в группу. Давайте вспомним и расскажем,
что мы видели в лесу и что тут делали (Ответы предложениями)
Например: К кому в гости мы пришли? (Мы пришли в гости к Осени)
Какой урожай собирают осенью?
Какие птицы с нами попрощались?..
Задание «Закончи предложение» (Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью)
Давайте расскажем, что мы знаем об осени:
– Зимой бывает снегопад, а осенью….
– Летом бывает жарко, а осенью…
– Весной птицы прилетают из теплых стран, а осенью…
– Осенью листья опадают, а весной…
– Летом деревья зеленые, а осенью…
- я люблю осень, потому что…
- осень скучное время года, так как……..
- я сегодня не пойду гулять, потому что…
- дети надевают куртки, резиновые сапоги, берут на прогулку зонт, потому что…
- осень красивое время года, так как…
- я не люблю осень, потому что…
- птицы осенью улетают в теплые края, потому что…
- Давайте споем Осени песенку на прощанье.
9. Песня
10. Итог. Возвращение в группу.
Давайте попрощаемся с Осенью, скажем «До свидания!» и пойдем в группу. (дети прощаются с
Осенью и уходят из зала)