Напоминание

«Роль потешек в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»


Авторы: Негода Наталия Павловна, Юровских Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №38
Населённый пункт: г.Орск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль потешек в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Тема: «Роль потешек в развитии речи детей младшего дошкольного

возраста»

Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички,

побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические

характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и

детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью

взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт,

обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему

миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый

говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша,

но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического

творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Произведения устного народного творчества имеют огромное

познавательное и воспитательное значение.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее

практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь

становится основой перестройки психических процессов, орудием

мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Речь является

ведущим процессом психического развития ребенка. В связи с внедрением

ФГОС в образовательный процесс ДО изменились формы, методы

организации воспитательно -образовательной деятельности. Особую роль в

развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные

формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно

ценно для ребёнка.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены

на решение следующих задач:

— воспитание звуковой культуры речи

— обогащение словаря

— формирование грамматического строя речи

— развитие монологической и диалогической речи

— развитие мелкой моторики

Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря

на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка

складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на

восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что

потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе

развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и

творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским

фантазиям.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить

фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий

успешность его общего развития в дошкольный период детства. С помощью

малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики

развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого

развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот

богатейший материал словесного творчества народа.

Потешки – песенки, приговорки, потешки, первые художественные

произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и

ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки

(«петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на

художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях

успокаивает его, в других – бодрит.

Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, игрушек.

Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его

особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в

потешке; хорошо когда у детей уже сформировано представление о

рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка»,

«котик», «коровушка» и т.д.

Использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию

картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из

какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по

мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и

пусть дети отобрадают ее содержание в действиях). Потешка превращается в

игру, увлекает детей. Словесная игра «в подарки» — дети дарят потешку

друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» — достают из

коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-

печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки»,

«подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).

Можно проводить игры – инсценировки; например: «курочка – Рябушка на

реку пошла». «Живые картинки» — при чтении потешки «сорока-белобока»

— всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому

последнему – нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать

потешки действием.

Использовать дидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время

умывания, причесывания детей нужно обязательно использовать потешки:

«Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в

игру. Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития

ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших – с

более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но

и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие

животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика,

собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могут

обыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети

могли попробовать себя в роли любого персонажа. Больше использовать

потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на

время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более

эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и

движениям животных и птиц.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым

позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

Песенка- приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент

педагогики, который нужно начинать использовать в самом раннем возрасте.

В малом дошкольном возрасте (2-3 года) потешка играет особую роль.

Особенно ценно для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого

потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся

звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Таким

образом, потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании

звуковой культуры речи. Так же у ребёнка развивается речевой слух и

произношение звуков.

В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что

позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы.

Чтение потешек происходит с множеством повторов, что способствует

запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек

богато глаголами. И как следствие, происходит естественное обогащение

словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование

грамматического строя речи, развитие монологической и дилогической речи.

В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым

доступным для понимания ребенка, интересным, музыкальным

и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент

психофизического развития ребенка в дошкольный период детства.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные

навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный

фольклор.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить

фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий

успешность его общего развития в дошкольный период детства



В раздел образования