Авторы: Негода Наталия Павловна, Юровских Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №38
Населённый пункт: г.Орск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль потешек в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Тема: «Роль потешек в развитии речи детей младшего дошкольного
возраста»
Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички,
побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические
характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и
детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью
взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт,
обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему
миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый
говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша,
но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического
творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Произведения устного народного творчества имеют огромное
познавательное и воспитательное значение.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее
практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь
становится основой перестройки психических процессов, орудием
мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Речь является
ведущим процессом психического развития ребенка. В связи с внедрением
ФГОС в образовательный процесс ДО изменились формы, методы
организации воспитательно -образовательной деятельности. Особую роль в
развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные
формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно
ценно для ребёнка.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены
на решение следующих задач:
— воспитание звуковой культуры речи
— обогащение словаря
— формирование грамматического строя речи
— развитие монологической и диалогической речи
— развитие мелкой моторики
Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря
на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка
складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на
восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что
потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе
развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и
творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским
фантазиям.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить
фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий
успешность его общего развития в дошкольный период детства. С помощью
малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики
развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого
развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот
богатейший материал словесного творчества народа.
Потешки – песенки, приговорки, потешки, первые художественные
произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и
ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки
(«петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на
художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях
успокаивает его, в других – бодрит.
Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, игрушек.
Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его
особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в
потешке; хорошо когда у детей уже сформировано представление о
рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка»,
«котик», «коровушка» и т.д.
Использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию
картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из
какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по
мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и
пусть дети отобрадают ее содержание в действиях). Потешка превращается в
игру, увлекает детей. Словесная игра «в подарки» — дети дарят потешку
друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» — достают из
коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-
печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки»,
«подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).
Можно проводить игры – инсценировки; например: «курочка – Рябушка на
реку пошла». «Живые картинки» — при чтении потешки «сорока-белобока»
— всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому
последнему – нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать
потешки действием.
Использовать дидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время
умывания, причесывания детей нужно обязательно использовать потешки:
«Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в
игру. Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития
ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших – с
более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но
и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие
животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика,
собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могут
обыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети
могли попробовать себя в роли любого персонажа. Больше использовать
потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на
время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более
эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и
движениям животных и птиц.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым
позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
Песенка- приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент
педагогики, который нужно начинать использовать в самом раннем возрасте.
В малом дошкольном возрасте (2-3 года) потешка играет особую роль.
Особенно ценно для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого
потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся
звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Таким
образом, потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании
звуковой культуры речи. Так же у ребёнка развивается речевой слух и
произношение звуков.
В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что
позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы.
Чтение потешек происходит с множеством повторов, что способствует
запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек
богато глаголами. И как следствие, происходит естественное обогащение
словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование
грамматического строя речи, развитие монологической и дилогической речи.
В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым
доступным для понимания ребенка, интересным, музыкальным
и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент
психофизического развития ребенка в дошкольный период детства.
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные
навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный
фольклор.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить
фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий
успешность его общего развития в дошкольный период детства