Автор: Ефимова Марина Алексеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ "Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Нижневартовский район, село Ларьяк
Наименование материала: Программа по сплочению детского коллектива
Тема: «Давайте жить дружно!»
Раздел: среднее образование
КОУ «Ларьякская школа- интернат для детей с ОВЗ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
____________ Е.А.Кузьмин
Программа
по сплочению детского коллектива
«Давайте жить дружно!»
Программу разработала: педагог-психолог
Ефимова Марина Алексеевна
Ларьяк 2021 год
Пояснительная записка
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его
общение со сверстниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит
его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и
закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к
окружающему миру.
Классному руководителю необходимо знать структуру межличностных отношений,
чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку, беря во внимание его
сильные и слабые стороны, а так же влиять на формирование и развитие сплоченного
коллектива. Для содействия работе классного руководителя при разобщенности класса,
частых конфликтах в нем с классным коллективом могут проводится психолого-
педагогические мероприятия, нацеленные на повышение уровня сплоченности в группе,
формирования ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и
позиций членов группы, к числу которых относится и данная программа.
Цель программы: создание комфортного микроклимата в детском коллективе.
Задачи:
1.
Формирование благоприятного психологического климата в классе;
2.
Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3.
Помочь ученику найти свое место в коллективе. Осознание каждым участником своей
роли, функции в группе;
4.
Развитие умения работать в команде;
5.
Профилактика конфликтного поведения в школьной среде. Развитие взаимоуважения.
Целевая группа: учащиеся 1-4 классов.
Методы работы:
1.Социометрия (психодиагностика)
4. Психотехнические игры, упражнения.
5. Консультация.
Формы работы:
групповое тестирование, индивидуальная консультация учащихся,
тренинговые занятия, индивидуальные консультации с классным руководителем.
Период реализации: 2 месяца с периодичностью 1-2 раза в неделю, длительность занятий
35-40 минут.
Этапы работы:
1) Диагностический: проведение контрольной диагностики детского коллектива.
2) Консультативный: консультация классного руководителя по результатам диагностики
и выдача рекомендаций.
3) Тренинг: 5 занятий, направленных на сплочение классного коллектива.
По завершению работы участникам будет предложено заполнить анкету обратной связи.
Ожидаемый результат: подростки в группе станут более сплоченными, дети научатся
терпимее относиться к другим, повысится желание общаться друг с другом, но
эффективность результатов будет зависеть от внутренней мотивации каждого участника.
Тематический план тренинговых занятий.
Количество
занятий
Планируемые результаты
Вид деятельности
1
Научиться работать в
команде, оказывать
поддержку друг другу
1.Знакомства с правилами группы.
2. Разминка «Снежный ком»
3. Игры:
«Заколдованная тропинка»
«Продолжи движение»
«Рука в руке»
4.Рефлексия
2
Сплочение, установление
доверительного контакта
между детьми
1. Повторение правила группы.
2.Разминка
3.Игры:
«Гусеница»
«Скульптура»
«Угадай меня»
4. Рефлексия
3
Научиться согласовывать
свои действия с действиями
своих товарищей
1. Повторение правила группы.
2.Разминка
3.Игры:
«Помоги другу»
«А я сегодня вот такой!»
«Я хочу с тобой дружить»
4. Рефлексия
4
Сплочение, формирование
единства в коллективе
1. Повторение правила группы.
2.Разминка
3.Игры:
«Это я, узнай меня»
«Похлопаем в ладоши»
«Найди свой дом»
4. Рефлексия
5
Развитие внимательности,
эмпатии, умения чувствовать
настроение других членов
группы
1. Повторение правила группы.
2.Разминка
3.Игры:
«Что мы делали, не скажем, а
покажем»
«Подарок»
«Запрещённое движение»
4. Рефлексия
Содержание программы.
Занятие №1.
Цель: научиться работать в команде, оказывать поддержку друг другу.
1.Принятие групповых правил.
Чтоб веселее нам играть,
пять правил будем соблюдать:
1. Игру вместе всем начинать!
2. Друг друга не перебивать, по очереди отвечать!
3. Быть активным, все выполнять!
4. Всех по имени называть!
5. Чаще улыбаться, друг над другом не смеяться
2.Разминка.
«Снежный ком»
Участник называет свое имя и рассказывает о себе или озвучивает важный для себя тезис.
Следующий участник пересказывает, называет себя и озвучивает информацию о себе,
следующий называет все предыдущее и добавляет информацию о себе. Участники могут
добавлять от себя яркие характеристики участников. Информации становится все больше
и больше – снежный ком.
3.Игры:
«Заколдованная тропинка»
Один ученик из группы – ведущий, он показывает остальным участникам игры, как
пройти по заколдованной тропинке через дремучий лес. Дети должны с максимальной
точностью повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с дороги, превращается в
«елочку». Основная задача группы – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо
сказать ему приятные слова, обнять, погладить.
«Продолжи движение»
Учащиеся становятся по кругу. Водящий (один из учеников) начинает выполнять какое-
либо движение. По сигналу водящий останавливается – замирает, а его движение должен
подхватить сосед слева. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли
водящего.
«Рука к руке»
Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и
он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться с товарищем руками. Тот, кто не успел
найти себе свободного партнера, становится водящим. Варианты команд: «Нога к ноге»;
«Нос к носу»; «Плечо к плечу»; «Голова к голове» и т.д.
4. Обсуждение и рефлексия.
Занятие №2.
Цель: Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
1.Повторение групповых правил.
Чтоб веселее нам играть,
пять правил будем соблюдать:
1. Игру вместе всем начинать!
2. Друг друга не перебивать, по очереди отвечать!
3. Быть активным, все выполнять!
4. Всех по имени называть!
5. Чаще улыбаться, друг над другом не смеяться
2.Разминка.
«Дотронься до...».
Водящий
произносит
фразу:
«Дотронься
до...
синего!»
Все
должны
мгновенно
сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого
предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий.
3.Игры:
«Гусеница»
Ученики становятся цепочкой друг за другом и кладут руки на плечи своему товарищу.
Таким образом, они начинают двигаться по игровой комнате, обходят различные
предметы и преодолевают различные препятствия.
«Скульптура»
Все участники игры разбиваются на пары. Ведущий предлагает им договориться, кто из
них будет скульптором, а кто – «глиной», какого сказочного героя будет лепить
скульптор. Затем скульптор начинает лепить, бережно и аккуратно прикасаясь к «глине».
«Глина» - очень послушный материал, поэтому во всем слушается скульптора, но не
может говорить. Когда скульптор закончит свою работу, он оживляет свою скульптуру. Та
начинает двигаться так, чтобы другие дети смогли отгадать, что это за сказочный герой.
Затем дети меняются ролями.
«Угадай меня»
Дети сидят на стульях. Водящий (один из учеников) с закрытыми глазами ходит по кругу,
кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого
назвали, говорит: «Да, это я…(имя)». Игра продолжается, пока все дети не побывают в
роли водящего.
4. Обсуждение и рефлексия.
Занятие №3.
Цель: Научиться согласовывать свои действия с действиями своих товарищей
1.Повторение групповых правил.
Чтоб веселее нам играть,
пять правил будем соблюдать:
1. Игру вместе всем начинать!
2. Друг друга не перебивать, по очереди отвечать!
3. Быть активным, все выполнять!
4. Всех по имени называть!
5. Чаще улыбаться, друг над другом не смеяться
2.Разминка.
«Мяч в руки»
Ведущий по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить
на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?»,
или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
3.Игры:
«Помоги другу»
Все учащиеся делятся на пары. Одному из ребят завязывают глаза. На полу между двумя
стульями расставляют большие игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести
своего партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы он не сбил
ни одной игрушки.
«А я сегодня вот такой!»
Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот
такой (ая)!», сопровождая эту фразу каким-либо действием и мимикой, отражающими его
настроение (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети
повторяют это движение и мимику, произнося: «(ИО) сегодня ВОТ ТАКАЯ!». Затем в
круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до
тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.
«Я хочу с тобой подружиться»
Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу
подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком
говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим
становится он. Игра продолжается, пока все участники не выступят в роли водящего
4. Обсуждение и рефлексия.
Занятие №4.
Цель: Сплочение, формирование единства в коллективе
1.Повторение групповых правил.
Чтоб веселее нам играть,
пять правил будем соблюдать:
1. Игру вместе всем начинать!
2. Друг друга не перебивать, по очереди отвечать!
3. Быть активным, все выполнять!
4. Всех по имени называть!
5. Чаще улыбаться, друг над другом не смеяться
2.Разминка.
«Карандаши»
Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных
пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа,
не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
5.Присесть, встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).
Игры:
Это я, узнай меня»
Участники игры сидят на стульях. Водящий поворачивается спиной к остальным
участникам игры. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и
говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли
водящего должен побывать каждый ребенок.
«Похлопаем в ладоши»
Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Похлопайте в ладоши те, кто: сегодня веселый
(грустный, злой, сердитый и т.д.); любит веселиться, смотреть мультфильмы, слушать
сказки, играть в игры; у кого в одежде есть желтый (или любой другой) цвет; у кого
светлые (темные) волосы; у кого дома живет попугай (кошка)».
«Найди свой дом»
Дети сидят на стульях. У всех участников в руках разные игрушки. На слова ведущего
«Пойдем гулять» все дети оставляют игрушки «дома» (на стульях) и идут за ним.
Несколько минут все участники ходят, прыгают, бегают по помещению, а ведущий в это
время незаметно меняет местами их игрушки. Затем он говорит: «Дождь начинается!» и
все бегут в свои «домики». Но так как на их стульях сидят не их игрушки, дети должны
найти свою и «переехать» к ней – сесть на стульчик со своей игрушкой.
4. Обсуждение и рефлексия.
Занятие №5.
Цель: Развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение других членов
группы
1.Повторение групповых правил.
Чтоб веселее нам играть,
пять правил будем соблюдать:
1. Игру вместе всем начинать!
2. Друг друга не перебивать, по очереди отвечать!
3. Быть активным, все выполнять!
4. Всех по имени называть!
5. Чаще улыбаться, друг над другом не смеяться
2.Разминка.
«Нос, пол, потолок
»
Ведущий показывает рукой на то место, которое произносит. Правила предусматривают
запутывание, т.е. говорит ведущий одно, а показывает на другое. Кто ошибается
выполняет шаг вперёд.
Игры:
«Что мы делали не скажем, а покажем»
Вся группа делится на команды численностью 4-6 человек. Каждой команде педагог
шепотом говорит задание – разыграть сценку, которую затем участники должны показать
группе. Дети в команде договариваются, кто какие движения будет показывать,
репетируют, а затем все по очереди показывают свои сценки. Задача остальных
участников – отгадать, что же им показали. Темы для инсценировок: накрываем на стол,
сажаем цветы, убираем игрушки, поем песни, играем в футбол, наряжаем елку и т.д.
«Подарок»
Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «На День рождение Ване подарили…». Дети в
паре договариваются и по сигналу педагога одновременно называют подарок. Варианты
продолжения игры: «Этот подарок был…»; «Он больше всего любил…».
Запрещённое движение
.
Ведущий показывает движение, которое запрещено выполнять. Дети выполняют ОРУ.
Тот, кто сделает запрещённое движение, замедлит выполнение или запутался – шаг
вперёд.
4. Обсуждение и рефлексия.
Литература.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Москва, 1998. - 704 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] / Э.М.
Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
3. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я.
Анцупов. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
4. Байард, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Байард. - Москва, 1991. - 224 с.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова.
- М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
6. Брандиер, Г.Л. Почему психолог похож на кота. Тонкости социальнопсихологической
помощи взрослых детям [Текст] / Г.Л. Брандиер. - СПб: ПЦ «Эксперимент», 1997. – 96 с.
7. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] / И.В.Вачков. -
М.: «Ось – 89», 2002.- 223 с.
8. Витакер, Д. Группы как инструмент психологической помощи [Текст] / Д.Витакер. - М:
Независимая фирма «Класс», 2000. - 430 с.
9. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания [Текст] / Н.М.
Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - Екатеринбург, «Деловая книга», 1998. - 144
с.
10.
Кипнис,
М.Ш.
59
лучших
игр
и
упражнений
для
развития
управления
коммуникациями: Тренируем общение, способность влиять и убеждать [Текст] / М.Ш.
Кипнис. - Москва: Прайм-Еврознак, 2009.- 224 с.
11. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н.И. Козлов. -
Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 144 с.
12. Курбатов, В.И. Конфликтология [Текст] / В.И. Курбатов. - Ростов-наДону: Феникс,
2005. - 445 с.