"Современные технологии в работе музыкального руководителя"
Автор: Каримова Надежда Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 62 Населённый пункт: г. Майкоп Наименование материала: Обобщение опыта работы Тема: "Современные технологии в работе музыкального руководителя" Раздел: дошкольное образование
музыкальный руководитель
2016 г
"Современные технологии в работе музыкального
руководителя".
Актуальность.
Работа
музыкального
руководителя
в
дошкольном
образовательном
учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить
человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную,
ищущую.
Музыка
–
источник
особой
детской
радости,
и
применение
на
музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую
задачу
раннего
музыкального
воспитания
детей
–
формирование
ведущего
компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Выполнять
эту
задачу
эффективно
мне
помогает
метод
интеграции
деятельности
участников
образовательного
процесса
нашего
дошкольного
учреждения. Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и
эффективные
пути
стимулирования
их
гармоничного
развития.
Музыкальная
деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на
развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане
мне как музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому цель моей
работы
как
музыкального
руководителя
–
создание
комфортных
условий
для
творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников
способности
воспринимать,
чувствовать,
понимать
прекрасное
в
жизни,
в
искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит
именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту
основную
задачу,
используются
в
работе новые
программы
и
технологии.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость
выбирать
более
эффективные
средства
обучения
и
воспитания на
основе
современных
методов
и
новых
интегрированных
технологий. Интеграция в
педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы
организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного
развития и результативного обучения дошкольников.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно
на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет
по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы
занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного
участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду
становятся
интегрированные
занятия.
Цельэтого
вида
занятий
–
дать
детям
представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр,
хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств,
возможностях
своим
оригинальным
языком
передать
мысли
и
настроения
в
разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью
этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является
необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей.
Поэтому
важно
не
формально,
а
продуманно
объединять
разные
виды
художественной
деятельности,
чередовать
их,
находить
черты
близости
и
различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства,
по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление
художественных
образов
дети
глубже
прочувствуют
индивидуальность
произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
С
появлением
авторских
программ
по
музыкальному
воспитанию
-
«Элементарное
музицирование»
Т.Э.Тютюнниковой,
«Музыкальные
шедевры»
О.П.Радыновой, «Синтез» Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа -
появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания
детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого
себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. В своей работе я
активно
применяю
приемы
методики
Т.А.Тютюнниковой
«Элементарное
музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и
исполнением
на
детских
музыкальных
инструментах.
Простейшие
стихи,
проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно
чувство
метро
–
ритма,
координацию
движений,
слаженность
группового
действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.
На
таких
занятиях
царит
общая
творческая
атмосфера.
Дети
и
педагог
становятся
партнерами.
Логичный,
естественный
переход
от
одного
вида
художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и
увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не
дает детям утомляться. В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс
включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого
являются
рисунки,
пластика
движений,
словесное
творчество.
При
подборе
содержания ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир
природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые
программы
по
музыкальному
воспитанию
дают
возможность
научить
детей
слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных
и
образных
движениях,
пантомиме,
игре
на
музыкальных
инструментах,
в
рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями,
репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к
организации занятий.
Методы работы
В
работе
я
применяю метод
вариативности сочетания
элементов
этих
программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного
учреждения.
Этот
метод
является
новизной
моего
опыта. Метод
вариативности
с
инновационными
технологиями
музыкального
воспитанияориентирован
на
полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в
современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение
эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного
потенциала,
активизируют
у
ребенка
стремление
исследовать
с
радостью
и
удивлением
окружающий
мир,
развивать
эмоциональную
отзывчивость,
способность к самопереживанию.
Основная
цель метода
-
научить
детей
любить
и
понимать
музыку.
Осуществлению этой цели помогает мне решение следующих задач :
развитие творческих способностей,
развитие
интереса
детей
к
разным
видам
искусства,
приобщение
к
их
лучшим образцам,
обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей,
формирование элементарных музыкальных навыков.
Метод
проектирования ,
который
я
активно
применяю
в
своей
работе
-современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач,
подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в
системе. Метод
актуален
и
очень
эффективен.
Он
дает
ребенку
возможность
синтезировать
полученные
знания,
развивать
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки.
Кроме
того,
деятельность
проектного
характера
позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный
интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для
себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном.
Происходит
интеграция
между
общими
способами
решения
разных
задач,
и
видами
деятельности.
Проектная
деятельность
помогает
связать
обучение
с
жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.
Тема патриотизма актуальна и значима в работе нашего ДОУ. Я разработала и
реализовала
проекты
по
патриотическому
воспитанию:
по
фольклору
«Мне
посчастливилось
родиться
на
Руси»
-
дети
участвовали
в
праздничных
фольклорных
мероприятиях,
узнали
много
нового
материала
о
народных
традициях, быте предков.
Следующий проект посвящен Дню Победы «Мой прадедушка был на войне».
Вместе
с
родителями
дети
собирали
сведения
о
своих
родственниках
–
фронтовиках,
знакомились
на
занятиях
и
экскурсиях
с
событиями
Великой
Отечественной
войны,
встречались
с
ветеранами
тыла,
узнали
о
воинах
–
односельчанах и своих прадедушках, делали сообщения о них на праздничном
утреннике, который назывался «Мой прадедушка был на войне.
Инновационные
технологии,
которые
я
применяю
в
своей
работе,
ориентированы
на
полноценное
развитие
ребенка
как
личность,
на
желание
помочь
ему
войти
в
современный
мир,
приобщиться
к
его
ценностям,
на
практиче ское
воплощение
эмоционально
–
комфортных
у с л о в и й ,
способствующих
развитию
личностного
потенциала,
активизируют
у
ребенка
стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать
эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.
Анализ
работы
показывает,
что,
методика
интеграции
и
вариативности
применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень
музыкального развития детей. Исходя из результатов исследования статистики
поступающих выпускников ДОУ в Детскую школу искусств, можно сказать, что
выпускники
ДОУ
(60%)
ежегодно
поступают
в
ДШИ,
успешно
обучаются,
продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность.
Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку
дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить
любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У
детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему
миру, самостоятельному творчеству.
Восприятие
классической
музыки
позволяет
показать
ребенку
красоту,
выразительность
и
изобразительность
лучших
примеров
музыкальных
произведений композиторов – классиков, воспитывать любовь к музыке, увидеть
ее красоту и научиться ее понимать.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним
дверь
в
этот
мир,
помогаю
развивать
у
него
способности,
и
прежде
всего
эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в
комплексе
передовых
технологий
и
методик
обеспечивают
разностороннее
развитие
личности
ребенка
благодаря
тесной
взаимосвязи
эстетического
воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех
видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих
возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического
воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального
руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
Развивая
музыкальные
способности
детей
на
музыкальных
занятиях,
я
способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского
мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой
аудитории,
самосовершенствоваться
и
утверждаться.
Интегрированные
музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у
детей,
музыка
для
ребенка
становится
его
миром
радостных
переживаний.
Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному
возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной
цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей
любить и понимать музыку.
Литература:
1. Мерзлякова,
С.И.
«Роль
интегрированных
занятий
в
развитии
дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
2. Радынова,
О.П.
«Дошкольный
возраст:
как
формировать
основы
музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
3. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» //
Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
4. Скопинцева,
О.А.
«Развитие
музыкально-художественного
творчества
старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
5. Тарасова,
К.В.
«Развитие
музыкальных
способностей
в
дошкольном
детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10
6. Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель»
2009.- № 5.-с.4