Напоминание

Ролевая игра как нестандартная форма обучения английскому языку


Автор: Вечерина Надежда Сергеевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ КК Ахтырский техникум
Населённый пункт: п.Ахтырский, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Ролевая игра как нестандартная форма обучения английскому языку
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ролевая игра как нестандартная форма обучения английскому языку

Современное общество развивается стремительно, появляются новые технологии,

то, что вчера казалось привычным, сегодня может стать устаревшим. Поэтому человеку

необходимо быстро адаптироваться к подобным изменениям, шагать в ногу со временем и

быть востребованным в социуме.

Данная проблема не обходит стороной и образование. Именно в системе

образования нужно быстро подстраиваться под возникающие требования, чтобы

выпускать успешных специалистов, владеющих умениями общения на иностранном языке

в области их профессиональной деятельности, поэтому одна из главных задач обучения

иностранному языку в образовательном стандарте — формирование коммуникативной

компетентности студентов в целях профессионального общения. Система обучения

иностранному языку сегодня принимает важное значение. Необходимо искать новые

интересные приемы и технологии обучения, обмениваться опытом.

Задачей обучения иностранному языку является формирование профессиональной

иноязычной компетенции обучающегося, когда выпускник способен использовать

профессиональную терминологию на иностранном языке в различных ситуациях –

перевод инструкций, документов, общение с зарубежным гражданином, партнёром и т.п.

То есть, необходимо стремиться к достижению

предметных результатов изучения

дисциплины «Иностранный язык», указанных в ФГОС: достижение порогового уровня

владения иностранным языком, позволяющим общаться как в устной, так и в письменной

форме с носителями изучаемого языка и с представителями других стран, использующих

данный язык как средство общения.

Формирование иноязычной компетенции возможно на уровне функциональной

грамотности, когда обучающиеся уже знакомы с системой другого языка, умеют создавать

тексты, задавать вопросы и отвечать на них, строить фразы, работать в паре и группе

(команде), используя иностранный язык как средство общения. Но, как показывает

практика, достижение уровня подобной грамотности представляет собой сложную задачу

для педагога. Есть много причин,

главные из которых – низкий уровень знаний,

полученных в школе, восприятие иностранного языка как ненужной дисциплины в

будущей профессиональной деятельности и низкий уровень речевых навыков, отсутствие

умения говорения. Их можно преодолеть при учете индивидуальных особенностей

обучающихся.

Поэтому в данной ситуации стало актуально применять новые методы и формы

обучения. Одной из таких форм является использование ролевых игр в обучении

иностранному языку, которые, как показывает практика, способствуют формированию и

развитию речевых навыков и умений у обучающихся.

Преподаватель иностранного языка должен понимать, что продуктивность

использования ролевых игр на занятии будет зависеть от того, насколько основательно он

будет подготовлен и как будет подобран языковой материал.

Ролевая игра используется мною для решения комплексных задач усвоения нового

материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования

общеучебных умений. Она дает возможность обучающимся понять и изучить учебный

материал с различных позиций.

При изучении нового материала я использую более простую ролевую игру, которую

строю на основе небольшого диалога или текста. Так, например, при изучении темы:

«Предлоги места и направления» первым делом я предлагаю своим студентам

познакомиться и выучить новые лексические единицы, которые написаны на доске

(можно заранее подготовить опорные карточки), отработать произносительные навыки.

Затем предлагаю обучающиеся прочитать диалог по – ролям, который мог бы

иметь место в производственной ситуации. После этого я предлагаю учащимся разбиться

на пары (можно разбить группу на пары, используя жеребьёвку) составить свой вариант

диалога, опираясь на прочитанный. И в завершении студенты разыгрывают свои диалоги.

Используя ролевые игры на уроке, я добиваюсь того, что обучающиеся в

непринуждённой обстановке систематизируют знания грамматических структур времен

английского языка,

слова и выражения профессиональной направленности в речи.

А также я часто использую ролевую игру на основе небольшого текста,

наполненного профессиональной лексикой. Например, при изучении темы: «Моя будущая

профессия» я раздаю каждому участнику листок бумаги с одним предложением из

рассказа или диалога. Обучающемуся не разрешается показывать предложение кому-

нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две

минуты). Затем я собираю все листки и зачитываю каждое предложение. Студенты

прослушивают

их,

а

затем

каждый

из

них

в

соответствии

с

логической

последовательности по очереди называет своё предложение.

При таком виде игры у учащихся формируются навыки монологической или

диалогической речи, а так же закрепление ранее изученных лексических единиц и

грамматических структур.

На закреплении изученного языкового материала я провожу ролевую игру с

элементами импровизации. Такой вид ролевой игры можно проводить на заключительном

уроке, когда обучающиеся уже знакомы с некоторыми лексическими единицами,

грамматическими

структурами

предложений,

и

уже

немного

владеют

языковым

материалом. Создаю языковую ситуацию, приближенную к реальной производственной.

Например «Профессиональные соревнования» между командами сварщиков. Участникам

игры

дается

задание:

изготовить

решётчатую

конструкцию

из

предоставленных

материалов.

Данное

задание

ориентировано

на

профессиональную

деятельность

студентов.

Для проведения такой ролевой игры, как показывает практика, требуется

длительная подготовка, чтобы отработать её каждый «элемент», начиная с лексики и

грамматики, и заканчивая проведением самого соревнования. Чтобы профессиональные

соревнования

прошли

успешно

я

обращаюсь

за

консультацией

к

мастерам

производственного обучения для составления профессионального лексического словаря, и

сценария ролевой игры

В завершении могу сказать, что используя ролевые игры на уроках, постепенно я

отмечаю личностные изменения учащихся (они стали более коммуникабельными, легче

идут на откровенный разговор, более самостоятельны в принятии решений), повысился

интерес к изучению английского языка, следовательно повышается уровень успеваемости.

За последние годы, благодаря применению мной ролевой игры, качество обученности

моих студентов выросло на 30%.

Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она:

- способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;

- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных

ситуациях.

Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного

процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех его

этапах.



В раздел образования