Автор: Горяничева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 74
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: доклад
Тема: формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74
«Радость» города Калуги
«Формирование здорового образа
жизни у дошкольников
посредством валеологии.»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Горяничева Е. Н.
Калуга 2021 г.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
посредством валеологии.
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье -
важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В.А. Сухомлинский.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных
задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие
темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его
здоровью.
Значение
культа
здоровья
значительно выросло.
Культура
здоровья – это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а
принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это
состояние
оптимальной
работоспособности,
творческой
отдачи,
эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.
Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей
здорового образа жизни посредством валеологии. Что такое валеологии?
Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает
«быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология – наука о
здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит
своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам,
укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный
труд,
рациональный
отдых,
закаливание,
занятия
физкультурой
и
саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена,
своевременное обращение к врачу и др.
Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой
положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного
здоровья;
формирование
психологического
здоровья
дошкольника;
профилактика заболеваний.
Задачи:
- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое
развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную
работоспособность детей;
- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;
- Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;
- Приобщать детей к спорту;
- Развивать основные физические возможности;
- Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;
- Профилактика и устранение вредных привычек;
- Закаливание;
- Создание оптимального режима дня;
- Квалифицированная диагностика состояния здоровья.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую
предметно – развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами,
символикой,
терминологией,
знаниями,
ритуалами
и
обычаями
валеологического характера. Это приведет к формированию потребности
вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и
здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого
практическими навыками и умениями.
Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме
создания
благоприятных
условий
для
развития
здорового
ребенка,
необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по
валеологии.
Система
работы
построена
с
учетом
возрастных,
психофизических и психологических особенностей детей, а также имеет упор
на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры
здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания
ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих
дошкольника,
создает
фундамент
культуры
здорового
образа
жизни,
включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки
валеологического характера.
Вся система работы по валеологическому развитию детей состоит из шести
блоков:
1.
Знай свое тело: на занятиях по этому блоку дети получают
элементарные представления о строении и функциях некоторых
органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того,
рассматривается влияние на работу этих органов различных форм
поведения.
2.
Соблюдай
правила
гигиены:
особое
внимание
уделяется
формированию практических умений и навыков соблюдения правил
гигиены.
3.
Вредные привычки: в работе по данному блоку широко используются
психологические приемы.
4.
Занимайся физкультурой и спортом: совместно с детьми выявляется
значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий
спортом.
5.
Соблюдай режим дня: воспитание самостоятельности при выполнении
основных режимных моментов.
6.
Настроение: дети получают представление о настроении, эмоциях и
чувствах, об их влиянии на здоровье.
Формы и методы работы:
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы и познавательных книг.
- Изо деятельности и творчество.
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Экспериментальная и опытническая деятельность.
- Взаимодействие со специалистами.
- Тематические беседы.
- Работа с родителями.
- Кружковая работа.
- Взаимодействие со спортивными учреждениями.
- Анкетирование и диагностика.
Сверхзадача этой работы – пропаганда здорового и творческого образа
жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее,
умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в
реальность».
И
нам
с
вами
(воспитателям)
следует
быть
очагами,
методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую
семью.