Напоминание

формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии


Автор: Горяничева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 74
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: доклад
Тема: формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74

«Радость» города Калуги

«Формирование здорового образа

жизни у дошкольников

посредством валеологии.»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Горяничева Е. Н.

Калуга 2021 г.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников

посредством валеологии.

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье -

важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В.А. Сухомлинский.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных

задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие

темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его

здоровью.

Значение

культа

здоровья

значительно выросло.

Культура

здоровья – это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а

принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это

состояние

оптимальной

работоспособности,

творческой

отдачи,

эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.

Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей

здорового образа жизни посредством валеологии. Что такое валеологии?

Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает

«быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология – наука о

здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит

своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам,

укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный

труд,

рациональный

отдых,

закаливание,

занятия

физкультурой

и

саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена,

своевременное обращение к врачу и др.

Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой

положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного

здоровья;

формирование

психологического

здоровья

дошкольника;

профилактика заболеваний.

Задачи:

- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое

развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную

работоспособность детей;

- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;

- Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;

- Приобщать детей к спорту;

- Развивать основные физические возможности;

- Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;

- Профилактика и устранение вредных привычек;

- Закаливание;

- Создание оптимального режима дня;

- Квалифицированная диагностика состояния здоровья.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую

предметно – развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами,

символикой,

терминологией,

знаниями,

ритуалами

и

обычаями

валеологического характера. Это приведет к формированию потребности

вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и

здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого

практическими навыками и умениями.

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме

создания

благоприятных

условий

для

развития

здорового

ребенка,

необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по

валеологии.

Система

работы

построена

с

учетом

возрастных,

психофизических и психологических особенностей детей, а также имеет упор

на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры

здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания

ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих

дошкольника,

создает

фундамент

культуры

здорового

образа

жизни,

включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки

валеологического характера.

Вся система работы по валеологическому развитию детей состоит из шести

блоков:

1.

Знай свое тело: на занятиях по этому блоку дети получают

элементарные представления о строении и функциях некоторых

органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того,

рассматривается влияние на работу этих органов различных форм

поведения.

2.

Соблюдай

правила

гигиены:

особое

внимание

уделяется

формированию практических умений и навыков соблюдения правил

гигиены.

3.

Вредные привычки: в работе по данному блоку широко используются

психологические приемы.

4.

Занимайся физкультурой и спортом: совместно с детьми выявляется

значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий

спортом.

5.

Соблюдай режим дня: воспитание самостоятельности при выполнении

основных режимных моментов.

6.

Настроение: дети получают представление о настроении, эмоциях и

чувствах, об их влиянии на здоровье.

Формы и методы работы:

- Непосредственная образовательная деятельность.

- Чтение художественной литературы и познавательных книг.

- Изо деятельности и творчество.

- Экскурсии и целевые прогулки.

- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

- Экспериментальная и опытническая деятельность.

- Взаимодействие со специалистами.

- Тематические беседы.

- Работа с родителями.

- Кружковая работа.

- Взаимодействие со спортивными учреждениями.

- Анкетирование и диагностика.

Сверхзадача этой работы – пропаганда здорового и творческого образа

жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее,

умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в

реальность».

И

нам

с

вами

(воспитателям)

следует

быть

очагами,

методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую

семью.



В раздел образования