Урок литературы 9 класс А.С.Грибоедов "Горе от ума" Сцена бала
Автор: Макарова Ольга Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: БОУ "СОШ № 4", структурное подразделение ООШ № 5 Населённый пункт: город Калачинск, Омской области Наименование материала: Конспект урока Тема: Урок литературы 9 класс А.С.Грибоедов "Горе от ума" Сцена бала Раздел: среднее образование
III действие комедии. Анализ сцены бала.
Цель урока: проанализировать III действие комедии, обучая анализу эпизода-
сцены;
развивать
умение
социально-психологической
характеристики
персонажа.
Звучит музыка, открывается занавес, бал в Москве.
Учитель
:
Слышите,
как
потрескивают
свечи,
за
окном
скрип
подъезжающих карет, слышите, как шуршат шелковые платья!?
Добро пожаловать на бал!
Вы, конечно, уже поняли, сегодня мы будем анализировать сцену бала:
определим взаимоотношения персонажей, поймем, что дает эта сцена для
понимания
характеров действующих
лиц, узнаем какова
роль
данной
сцены в развитии действия и конфликта пьесы.
ЭОР: Каково место сцены бала в сюжете комедии?
(Возможно, дети не ответят)
Какие события предшествуют сцене бала?
Выберите соответствующие иллюстрации
1.Диалог с Софьей
2.Диалог с Молчалиным
Я: Для чего Чацкий возвращается в дом Фамусова?
На доске появляется портрет Чацкого
-Для него остается загадкой то, что для зрителя яснее ясного.
Дождусь ее и вынужу признанье :
Кто, наконец, ей мил? Молчалин?
Скалозуб?
Горячие похвалы в адрес Молчалина не могут ни у кого оставить никаких
сомнений относительно ее подлинного чувства
к нему. Ни у кого, кроме
Чацкого. Он-то после разговора с Софьей приходит к мысли, что Софья ни
в грош его не ставит Молчалина и, следовательно, не любит. Теперь, чтобы
убедиться, он стремится поговорить с самим Молчалиным.
На доске портрет Молчалина.
В результате Чацкий отмечает подлость души и чувств того, кто выполняет
сюжетную
функцию
добродетельного
героя,
тем
самым
окончательно
дискредитируя его в глазах зрителей. В этом несложно убедиться, и нам
помогут реплики героев.
Предлагаю вам составить своеобразный кластер, который поможет нам
охарактеризовать героев. (Ребята выбирают из предложенных высказываний)
Чацкий
Служить бы рад,
прислуживаться тошно
Зачем же мнения чужие
только святы?
Дома новы, но
предрассудки
стары
Но есть ли в нем
та страсть, то
чувство, пылкость
та?
А судьи кто? За
древности лет к
свободной жизни их
вражда непримирима.
Где? Укажите нам,
Отечества отцы,
которых мы должны
принять за образцы
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя б по языку нас не считал за
немцев
Хотя б по языку нас не считал за
немцев
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Молчалин
Ну что же,
бал в самом
разгаре. Все двери в доме распахнуты, впуская
гостей. Вместе с тем нарастает конфликт, который будет питать энергией
все происходящее в дальнейшем, определять действие комедии до самой
последней реплики Фамусова.
Конфликт
нарастаетcrescendo,
в
дом
входят
гости,
( внесценические
персонажи- надпись на доске - словарная работа)
(на экране появляются картинки)
каждый из которых столкнется
с Чацким по какому-нибудь пустячному
поводу и вынесет о нем свое
суждение. И замечательно органичным для
этого круга
людей будет звучать окончательный
приговор о безумии
Чацкого.
А от кого же пошел слух о безумии Чацкого? - от Софьи.
(Включаю видео.)
Я: Фрагмент из спектакля театрального товарищества Олега Меньшикова.
Я: Воспроизведите цепочку рождения и распространения сплетни.
Чацкий Софья Г-н N. и Г-н D.
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь
Ну, право, что бы вас в
Москве у нас служить?
И награжденья брать и
весело пожить?
Татьяна Юрьевна!!! Известная, -
притом
Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные…
И вот любовника я
принимаю вид
В угодность дочери такого
человека
Ведь надобно ж зависеть от других
Вам не дались чины,
по службе неуспех?
А
почему
все
гости,
все
представители
фамусовского
общества
так
единодушно и скоро поверили в то, что Чацкий безумен? Откуда такое
единодушие?
Соотнесите реплики с героями, с тем, кто это сказал.
Хлестова - Сказала что-то я – он начал хохотать.
Молчалин – Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах
Графиня внучка – Меня модисткою изволил величать!
Наталья Дмитриевна Горич - А мужу моему совет дал жить в деревне.
Фамусов - Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршеским лицом
Так назовет он подлецом!
Загорецкий - безумный по всему!
Учитель: (ЭОР)
Какое
место
занимает
сцена
бала в комедии?
кульминация
конфликта –
(словарная
работа) наивысшая
точка
развития сюжета
Учитель:
Причину
сумасшествия
Чацкого
представители
фамусовской
Москвы связывают с просвещением. Книги, формирующие ум, развивающие
мысль, несут инакомыслие, свободомыслие. Такой
ум страшен. Страх и
рождает сплетню, поскольку бороться другими средствами это общество не в
силах