Напоминание

конспект прогулки-экскурсии «Удивительный мир природы»


Автор: Щербакова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №83 с.Воздвиженка
Населённый пункт: Уссурийский район с.Воздвиженка
Наименование материала: конспект прогулки-экскурсии «Удивительный мир природы»
Тема: конспект прогулки-экскурсии «Удивительный мир природы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД

№ 83 с. Воздвиженка

Воспитатель: Щербакова Елена Анатольевна

Осенняя прогулка в детском саду для подготовительной группы:

конспект прогулки-экскурсии «Удивительный мир природы»

Сентябрь 2020 год

Осенняя прогулка в детском саду для подготовительной группы: конспект прогулки-экскурсии

«Удивительный мир природы»

Аннотация

Прогулка в форме экскурсии разработана для детей 5 — 6 лет. Прогулка нацелена на закрепление

знаний по теме: «Насекомые», «Растения» и «Птицы».

Конспект летней прогулки-экскурсии по теме «Удивительный мир природы» подготовительной

группе

Воспитатель: Щербакова Елена Анатольевна

Место проведения: территория детского сада

Участники:

Дети – воспитанники подготовительной группы.

Взрослые:

Лесовик -

Водяной-

Цель: «Воспитание бережного отношения к природе и умения видеть ее красоту»

Задачи:

Воспитательная:

воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры,

гордиться недрами родной земли;

формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие

трудности; Развитие самостоятельности у детей путем участия в различных видах

деятельности (сюрпризной прогулке).

Развитие ловкости, координации движений, выносливости, умение ориентироваться по

карте, пространственного мышления.

Воспитание любознательности, положительного отношения детей к путешествиям.

Воспитывать волевые и дружеские качества в играх, чувство товарищества,

взаимопомощи.

Учить детей ориентироваться на местности, используя план-схему.

Продолжать учить выделять характерные повадки диких животных.

Пополнить словарь детей прилагательными.

Развивать у детей ловкость, смелость, глазомер.

Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Развивающая:

закрепить представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь,

охранять и защищать ее;

расширять представления о насекомых);

закреплять представления о деревьях ближайшего окружения ;

опыт с водой.

закреплять умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не

оставлять мусор);

Обучающие:

совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

расширять представления об особенностях приспособления птиц к окружающей среде;

Предварительная работа:

1.

Чтение стихов С. Есенина «Береза», «Черемуха»; А. Блока «На лугу»; В. Бианки «Сова».

2.

Чтение рассказов М. Зощенко «Великие путешественники», Н. Телешова «Уха», Ю. Коваль

«Русачок- травник», П. Воронко «Лучше нет родного края», В. Орлова «Ты лети к нам,

скворушка…».

3.Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

4.Изучение книги «Природа Приморского края».

5.Проведение наблюдений за изменениями в природе, бесед о птицах, насекомых.

6.Повторение техники безопасности во время прогулки.

7.Рассматривание иллюстраций из серии «Деревья», «Насекомые», «Птицы».

8.Разучивание подвижных игр «Ворон» и «Перелет птиц».

9.Прослушивание голосов птиц.

10.Подбор и прослушивание музыкальных произведений.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

савки

детский маленький бассеин

Сундучок;

Изображения птиц, кормушка; Карта территории детского сада с нанесенными точками –

пунктами маршрут.

Иллюстрации диких животных, следы.

Иллюстрация " Правила поведения в природе"

Таблички для станций;

Веточки хвойных деревьев.

Шишки и пластилин

мелки

Ход прогулки — экскурсии

(Дети в встают полукругом возле центрального выхода)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим прогулку-экскурсию по территории детского сада и

узнаем много нового о жизни растений, птиц, насекомых. Какое сейчас у нас время года? (осень).

Как нам нужно одеваться на прогулку-экскурсию? (Панаму, удобную обувь, удобную одежду).

На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными,

смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными.

- Ребята, какое сейчас время года? (осень)

- Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Сейчас начало осени. Какой это месяц? (сентябрь)

- Какая сегодня погода? (Теплая, небольшой ветер, солнечно и т. д.)

- Ну, что тогда сегодня нам повезло и можно отправляться.

Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает?! Здравствуйте, дорогие ребята! Я Фея Природы.

Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и

пригласить к себе в гости. Хотите там побывать? В моем королевстве есть клуб любителе природы.

Но для того, чтобы стать его другом Вы должны собрать волшебный цветок – Цветик –

семицветик, чтобы получить лепесток нужно выполнить задания.

Перед тем как отправиться в путешествие,

давайте вспомним правила поведения в природе

Игра «9 нельзя» (правила поведения в природе)

1.НЕЛЬЗЯ ломать ветки с деревьев

2. НЕЛЬЗЯ топтать цветы и грибы

3. НЕЛЬЗЯ разводить костёр пока не обкопаешь место или не обложишь его камнями

4. НЕЛЬЗЯ разорять птичьи гнезда

5. НЕЛЬЗЯ брать в рот незнакомое растение, оно может быть ядовитым

6. НЕЛЬЗЯ ловить диких животных и уносить домой

7. НЕЛЬЗЯ разорять муравейники

8. НЕЛЬЗЯ шуметь

9. НЕЛЬЗЯ оставлять мусор после себя

И тогда наши леса будут красивыми, и своей красотой будут радовать всех.

Молодцы! Посмотрите на карту – схему. Куда мы направляемся? ( На станцию №1).

- Ой, ребята, посмотрите, кто-то здесь наследил. Вам интересно, кто оставил эти следы? Давайте

посмотрим, куда они нас приведут.

1. Пункт маршрута. Станция " Следопыты"

Игра " Угадай чьи следа"

Цель игры: закрепление знаний о диких и домашних животных, учить различать их по следам,

развитие зрительного внимания и памяти.

Подготовка к игре: для игры нужны карточки, на которых изображены животные и карточки со

следами этих животных.

Ход игры: нескольким детям нужно подобрать следы к каждому из животных.

Мол Воспитатель: послушайте загадку и отгадав её вы узнаете куда мы отправимся (читает загадку

о берёзе)

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Берёза)

Давайте поищем это дерево на участке и подойдем к ней поближе. Как мы узнали, что это дерево

– берёза? Берёзу легко найти по необычному для дерева черно- белому стволу. Она нарядная и

красива в любое время года. Посмотрите, какие у неё резные листочки. Ствол у берёзы тоненький,

веточки клонятся к земле. Берёзу очень любят в нашей стране и ласково называют русской

красавицей. Берёза приносит пользу людям – из почек изготавливают лекарство, из листьев –

желтую и зелёную краску. А ещё берёзовые почки очень любят птицы. Кору берёзы кушают зайцы.

А теперь давайте вернемся к нашей берёзе. Скажите, почему у березы белый ствол?

Оказывается, в коре березы содержится белое вещество - бетулин. Говорят, что если потереть о

ствол березы темную ткань, то ткань окрасится в белый цвет. Вы хотите проверить?

Проводиться опыт «Почему у берёзы ствол белый» Вот какая необычная берёза – красивая и

полезная.

В народе есть такая пословица: «Сломить дерево - секунда, а вырастить – годы».

Как вы понимаете эту пословицу?

Отгадайте загадку:

В лесу у березы, суета беготня,

Народ рабочий, весь день хлопочет —

Из лесного сора строит себе город.

О ком эта загадка? (Ответы детей: это муравьи)

Кто такие муравьи? (Ответы детей: насекомые). Муравьи очень интересные насекомые. Они

строят себе жилище из чего? (Ответы детей: из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек).

В муравейнике много ходов и выходов. Муравьи очень трудолюбивы. Один крохотный

муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный. Муравьи — это

залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим.

Если вы понаблюдаете за муравьями — одним из чудес природы, то вы увидите, какие они

труженики.

А сейчас Тимур Л. и Аня Б. соберут пазлы, кто быстрей , чтобы получился муравей.

Модцы ребята и с этим заданием справились. Отправляемся в путь.

Угадать хвойные породы деревьев. Приготовлены веточки хвойных пород (сосна, лиственница,

ель.). Дети определяет породу хвойного дерева по веточкам и рассказывают, где данное дерево

растёт на территории детского сада.

2. Командная игра «Собери шишки».

Это игра, которая называется «Шишки». Поиграем? Становитесь в тесный круг, близко-близко друг

от друга, и давайте выберем водящего. Ребята, кто знает считалку, а родители знают? Игра

«Шишки» С помощью считалки выбирается водящий и озвучивает правила игры. Родители: Раз,

два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. Вдруг сорока прилетела И водить тебе велела!

(Показывает на одного из детей, и тот встает в центр круга.) Мы за спиной будем передавать

шишку и говорить слова: Гуси-лебеди летали, Они шишечки кидали. Все кидали и кричали: «У

меня!», «У меня!». - А ты, водящий, угадай, у кого в руке шишка. После произнесения текста

участники игры показывают руки, зажатые в кулачки. Водящий пытается отгадать, у кого из них

шишка. Вы честно заработали лепесток.

V этап. «Полянка Марьи искусницы»

Марья искусница: - Здравствуйте, гости дорогие, гости желанные. Куда путь дороженьку

держите?

Чтобы идти дальше нужно пройти по цветочной дороге. Но цветы на нашей дороге завяли и

потеряли свой цвет. Что делать? Как же цветы наполнить цветом? (предложения детей).

Давайте цветными мелками на асфальте нарисуем цветы.

Пункт маршрута. Станция " Трудолюбия"

Специально созданный беспорядок на участке.( Бытовые отходы: бумага, пакеты от сока, фантики

и т.п.)

Цель: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать

эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности. Формировать понятие о

разнообразии отходов человеческой деятельности, научить детей утилизировать бытовой мусор;

Ведущий: — Ребята, что же случилось с нашим участком? Посмотрите, тут побывали дети —

неряхи. Они не умеют вести себя, вон, сколько мусора оставили на траве.

А как можно помочь? (нужно убрать весь мусор на поляне). Правильно, давайте уберём мусор на

участке.

Задумайтесь, взрослые!

Задумайтесь, дети!

Хотите ли жить на прекрасной планете?

Где солнце сияет, деревья растут.

И жизнь зарождается

Люди живут.

Давайте все вместе её охранять,

Не мусорить - всё за собой убирать.

Ведь каждый цветочек

И каждый росток,

Найдёт в вашем сердце себе уголок.

И станет чудесней,

Красивей планета.

На радость Вам взрослым

И маленьким детям.

Молодцы! Полюбуемся красотой и отправимся дальше.

Пункт маршрута. Станция " Игралкина"

п\и «Перелет птиц»

На одном конце участка находятся дети – они птицы. На другом конце обручи - это деревья. По

сигналу воспитателя : «Птицы улетают» - дети махают руками, как крыльями разбегаются по всей

площадке, на следующий сигнал «Буря» - дети бегут к обручам и прячутся там. Когда воспитатель

говорит «Буря прекратилась» дети выходят и снова разбегаются по площадке.

Подвижная игра: « Хитрая лиса» (разучивание)

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог

обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с

этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить,

кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом,

спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса

прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются

по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека

пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

Пункт маршрута. Станция "Загадочная"

- Посмотрите внимательно вокруг и найдите предмет по моему описанию (находят конверт с

загадками)

Цель: Уметь внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с

конкретным животным, называть его и объяснять как отгадали загадку.

1.У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц)

2. Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

3. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(ёж)

4. Рыжая птичница.

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла.

(Лиса)

5. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

6. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь)

7. Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(Волк)

8. Белый на белом написал,

Где бегал

Рыжая прочтет – Белого найдет.

(Заяц, лиса)

9. На белочку чуть-чуть похож —

Спина в полосках, мал, пригож.

Полна кладовка, как сундук —

Запаслив крошка...

( Бурундук)

10. Симпатичен, сер, усат,

Хвост — шлагбаум полосат.

Пищу грязной не грызёт —

Моет всё в воде...

( Енот)

11. Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?

( Белка)

12. Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери.

( Ёж)

Обращаем внимание на карту. Наше путешествие продолжается.

Пункт маршрута. «Болото Водяного»

Выходит Водяной, даёт детям новое задание:

Я, Водяной, я Водяной!

Никто не водится со мной,

Внутри меня, водица,

ну что, с таким водиться?...

Я рад, ребята, встрече с вами.

Прошу вас : будьте мне друзьями?

Опыты с водой.

«Вода – жидкость».

Задача: выявить свойство воды – текучесть.

Перелить воду из одного стакана в другой.

Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.

«Вода прозрачная».

Задача: выявить свойство воды – прозрачность.

Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.

«Вода может изменить свой цвет»

Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.

Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.

«Вода не имеет запаха».

Задача: выявить, что вода не имеет запаха.

Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха

«Вода принимает форму».

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Заполнить сосуды водой.

Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому).

Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Водяной: Развеселите меня!? Уж что-то грустный больно...я.

м\п «Море – волнуется»

С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

морская фигура на месте замри!»

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее

отношение к морской тематике.

Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.)

На площадке выкладываются пластмассовые и резиновые игрушки. Необходимо водными

пистолетами сбить как можно больше игрушек.( индивид. работа)

Водяной: Молодцы, все задания вы выполнили, получайте ещё липесток.

Водяной выдаёт детям синий цвет.

Ну, пора в Болото мне, Заждались меня на дне.

В. Пойдем дальше. Что вы видите перед собой? (Ответы детей: это «птичий дом», сюда прилетают

птицы).

Воспитатель: Мы пришли на станцию «Птичья столовая». Давайте внимательно посмотрим, что и

кто находится на деревьях? (Кормушка, птицы). Что птицы делают на деревьях?

(Птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах, находят пищу).

Воспитатель: Кто помогает распространять семена деревьев? (Птицы) Соблюдайте тишину и

постарайтесь узнать по голосу, какие птицы спрятались на дереве?

Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Пункт маршрута. «Станция Поделкина»

В беседке стоят столы, на столе лежат шишки и пластилин. Воспитатель предлагает сделать для

феи поделки из природного материала.

Вот мы и выполнили все задания цветик – семицветик собран и вы все стали друзьями клуба

любителей природы. (каждому вручается значок ) Поздравляю вас ребята, продолжайте и дальше

любить и заботится о нашей природе.

Самостоятельная деятельность по выбору детей .



В раздел образования