Напоминание

"Профилактика эмоционального выгорания"


Автор: Деменцова Евгения Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 26 компенсирующего вида Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профилактика эмоционального выгорания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района

Консультация для воспитателей на тему:

«Профилактика эмоционального выгорания»

подготовила

педагог-психолог

Деменцова Евгения Сергеевна

Санкт-Петербург

2013

В последние годы в России, так же как и в других развитых странах, все чаще говорят не

только

о

профессиональном

стрессе,

но

и

о

синдроме

профессионального

(эмоционального) выгорания.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической

защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные

психотравмирующие воздействия.

Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, и ведущий к истощению

эмоционально-энергитических

и

личностных

ресурсов

человека.

Эмоциональное

выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без

соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Работники, составляющие «группу риска»:

Вынужденные много и интенсивно по роду службы общаться с различными

людьми, знакомыми и незнакомыми;

Люди, испытывающий постоянный внутриличностный конфликт в связи с

работой. Чаще всего это женщины, переживающие внутренние противоречия

между семьей и работой.

Работники, деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и

хронического страха потери рабочего места.

На фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях,

когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен

проявить высокую эффективность. Например, молодой специалист.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно. Выделяют

следующие фазы:

1)

нервное

(тревожное)

напряжение

его

создают

хроническая

усталость,

дестабилизирующая

обстановка,

повышенная

ответственность,

сложность

контингента;

2)

сопротивление – человек пытается более или менее успешно оградить себя от

неприятных впечатлений;

3)

истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса,

которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось

неэффективным.

К. Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические,

поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

усталость;

чувство истощения;

восприимчивость к показателям внешней среды;

астенизация;

частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;

избыток или недостаток веса;

одышка;

бессонница.

К поведенческим и психологическим:

работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

поздно появляется на работе и рано уходит;

берет работу на дом;

чувство неосознанного беспокойства;

чувство скуки;

снижение уровня энтузиазма;

чувство обиды;

чувство разочарования;

неуверенность;

чувство вины;

чувство невостребованности;

легко возникающее чувство гнева;

раздражительность;

человек обращает внимание на детали;

подозрительность;

чувство всемогущества (власть над судьбой клиента, воспитанника);

ригидность;

неспособность принимать решения;

дистанцирование от воспитанников и стремление к дистанцированию от коллег;

растущее избегание;

общая негативная установка на жизненные перспективы.

Выгорание очень быстро может распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен

выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на

работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они

могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Эмоциональное

выгорание

-

процесс

довольно

коварный,

поскольку

человек,

подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть

себя со стороны и понять, что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании.

Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить и

ослабить или исключить его возникновение.

Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе

оказывают положительный эффект и

снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень

выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью

восстанавливается через три недели.

Широкий круг интересов поможет справиться с психотравмирующими ситуациями.

Иллюстрация: представьте стол с большой широкой столешницей. У него всего одна

ножка. Устойчив такой стол? Нет. Даже если ножка будет очень широкой, повредив ее,

мы сломаем весь стол. Чем больше ножек, тем устойчивее стол. Сломалась одна, устоим

на остальных, а там, глядишь, и эту отремонтируем. Так и нам важно знать, что у нас

много «ножек», на которые мы можем опереться.

Больше танцуйте, плавайте, гуляйте.

Движение, пластика помогает избавиться от

подавленных чувств, изливающихся в накоплении хронических мышечных напряжений.

Не копите в себе переживания и недовольство. Ситуация, даже самая тяжелая, имеет

свойство проходить и заканчиваться. И зачастую это происходит гораздо раньше, чем мы

перестаем о ней думать и переживать. Научитесь прошлое оставлять в прошлом.

Зачастую

при

внешнем

благополучии

актуальной

ситуации,

реальное

состояние

взаимоотношений с окружающими оказывает психотравмирующее воздействие на

сотрудника. Не «вынашивайте» эту ситуацию по принципу «а вдруг обойдется»,

разрешите ее.

Иллюстрация: Молодая женщина попросила встретившихся монахов помочь ей перейти

речку, один не ответил, а второй перенес ее. Когда они пошли дальше, первый упрекнул

второго: «Мы не должны общаться с женщинами». На что второй ответил: «Я оставил ее

на том берегу, а ты ее еще несешь!»

Помочь может и аутогенная тренировка. Чаще говорите себе, что Вы успешны, Вам

нравится Ваша работа, Вы получаете удовольствие приходя на работу.

Когда чувствуете сильную усталость, необходимо расслабиться и отдохнуть. Организм не

всегда отзывается на наши желания, «уговорите» его: «Я отдыхаю. Освобождаюсь от

всякого напряжения. Расслабляюсь. Я чувствую себя свободно и легко».

И, конечно, стоит поделиться своими переживаниями с близкими людьми. Озвучивая

свои опасения, раздражение, усталость, негативные переживания, мы признаем (прежде

всего, сами для себя), что они у нас есть. А это первый шаг к преодолению возникших

трудностей. А полученная поддержка значимых людей придаст уверенности.

Литература:

Малахова

А.Н.

Синдром

профессионального

выгорания

как

проблема

системы

образования:

Монография.

СПб.:

Санкт-Петербургское

высшее

военное

училище

радиоэлектроники (Военный институт), 2010. 130 стр.



В раздел образования