Напоминание

"Нравственное воспитание на уроках музыки"


Автор: Плакаева Зекие Музафаровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №44 им. Героя России Алиме Абденановой"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание на уроках музыки"
Раздел: среднее образование





Назад




Нравственное воспитание на уроках музыки.

«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков -

важное средство нравственного и умственного воспитания

человека, источник благородства сердца и чистоты души».

В. А. Сухомлинский

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним открывается

чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке,

в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку,

игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога

к сердцу ребёнка». В.А. Сухомлинский

Музыка для ребёнка - мир положительных переживаний. Чтобы он познал этот мир, надо

развивать его способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Только тогда музыка будет выполнять свои воспитательные функции.

Основная задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя –

вот «портрет» души маленького человека, который смотрит широко открытыми глазами,

который верит, что мир прекрасен.

Среди всех видов искусств, музыкальное искусство является одним из ведущих по силе

воздействия на людей.

Музыка - эффективное средство проявления в человеке эмоций, она обладает удивительным и

неповторимым свойством воспитания нравственности души человека.

Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать.

Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный

привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой,

тусклой, невыразительной.

Дети по своей природе эмоциональны и чувствительны. Они очень тонко воспринимают

музыку. Задача учителя - соединить обучение с естественными для детского возраста интересами

и переживаниями, открыть в ребенке стремление к творчеству.

Учитель должен учить школьников понимать музыку, привить им вкус и приобщать к высшим

духовным ценностям, научить познавать мир средствами искусства, в общении с искусством

музыки понять себя.

Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как

доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной

музыкой, тем более успешным станет его духовно-нравственное развитие.

В

музыкальном

воспитании

восприятие

музыки

детьми

является

ведущим

видом

деятельности.

Давая слушать детям классическую музыку, мы формируем основы музыкальной культуры.

Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка,

духовно-нравственного становления личности.

Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт

поколений.

Цель занятий с детьми народной музыкой - познакомить с образцами фольклора, привить

любовь к родной природе, умению чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально

переживать, а также знакомить с традициями и историей народной музыки.

Многие композиторы в своем творчестве обращались к народной музыке, черпая в ней

неиссякаемый источник вдохновения. «Музыку пишет народ, а мы, композиторы, ее

аранжируем» - так говорил М. И. Глинка.

Дети в младшем школьном возрасте чаще всего предпочитают классическую музыку.

Поэтому в начальных классах на уроках звучат произведения Бетховена, Шумана, Чайковского,

Прокофьева, Кабалевского и др. Эта музыка легко воспринимается и запоминается, раскрывая

перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.

Также можно сказать о вокальных произведениях. Песня входит в духовную жизнь детей,

придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к

красоте окружающего мира. Именно песня может раскрыть красоту души народа.

Мелодия и слово родной песни -это могучая воспитательная сила. Музыка и песня

воспитывают тонкость, эмоциональность натуры, что выражается в том, что сердце становится

восприимчивым к доброму слову, совету, в готовности сочувствовать и сопереживать.

Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все

ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Все виды музыкальной деятельности на уроках, а также во внеурочной

деятельности, воздействуя комплексно, могут служить средствами духовно-

нравственного развития.

Нельзя не сказать о еще одной деятельности на уроках музыки - это коллективное

музицирование.

При знакомстве и последующем музицировании на инструментах дети познают приёмы

игры на них, учатся различать инструменты по их тембру. Это позволяет им пополнять свои

музыкальные знания, развивать умения и навыки, развивать музыкальный слух. Игра на таких

инструментах, как ложки, трещетки, бубен и т.п., очень хорошо развивает чувство ритма у

учеников. На своих уроках музыки и во внеурочной деятельности я использую также игру на

сопилках. В процессе обучения у учащихся развиваются не только музыкальные способности,

техника игры на сопилке, а также чувствительность к звучанию, эмоциональность.

Эти дети, по наблюдениям учителей-предметников, например, выразительно и на более

эмоциональном уровне декламируют стихи, а из задач, которые дает на выбор учитель,

выбирают задачи творческие. Благодаря систематическим занятиям улучшаются и

музыкальные данные детей. У детей, которые постоянно играют на инструменте,

увеличиваются вокальные возможности, расширяется диапазон голоса, объем дыхательного

аппарата. При исполнении музыкальных произведений, песен дети умеют экономно

использовать дыхание. Кстати, игра на сопилке имеет большой оздоровительный эффект, ведь

это и развитие легких, и правильное дыхание (принцип игры на сопилке сравнивают с

аппаратом Кузнецова для лечения астмы).

Привить навыки вокально-хорового исполнения и навыки игры на музыкальных

инструментах - одна из целей музыкального образования. Процесс обучения должен быть

ориентирован на активную музыкальную деятельность школьников - песенное исполнение,

музицирование в доступной форме. Дети очень любят петь и подыгрывать себе на

инструментах. Перед учениками открывается обширное поле для творчества, фантазии и

импровизации.

Таким образом, из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей

духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но

развивает и облагораживает чувства.

Уроки музыки направлены не столько на воспитание музыканта, сколько на воспитание

всесторонне развитой личности, на его эмоциональную сферу и духовное становление.

Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования

духовно развитой личности.



В раздел образования