Автор: Атаманчукова Александра Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №35
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие в страну сказок
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта
непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной к школе группе
Составила: воспитатель Атаманчукова А.В.
Описание: Занятие ориентировано для детей подготовительной группы, включает интеграцию образовательных областей познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие. Занятие содержит элементы продуктивной
деятельности, разработано с использованием ИКТ технологий. Соответствует ФГОС ДО.
Тема: Путешествие в страну сказок.
Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет
Форма ООД: занятие
Место проведения: групповая комната
Форма организации: подгрупповая
Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, презентация для проведения НОД, композиция «В гостях у сказки», музыкальная композиция «В
мире много сказок», домик-теремок, ткань, листы с буквами Г, Н, О, М, конверт с письмом
Оборудование для детей: листы белой бумаги, с нарисованными пятью кругами, карандаши, страницы от книги в виде больших пазлов
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию умения слушать и слышать другого.
Способствовать развитию умения использовать мимику и пантомимику, голос в общении.
Способствовать закреплению слов синонимов и антонимов.
Способствовать расширению словарного запаса детей
Закреплять умения детей отгадывать название сказки по картинкам и характеризовать звук на который начинается сказка.
Закреплять умение опираясь на мнемотаблицу узнавать сказку
Закреплять правильные приемы разгадывания ребусов.
Развивающие:
Развивать логическое, образное, понятийное, творческое мышление
Развивать воображение, слуховую, зрительную память, внимание и связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать добрые чувства к друг другу, желание и умение сотрудничать, уважать и учитывать интересы других, умение находить общие
решения.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Предварительная работа:
Чтение детям сказок;
Обсуждение прочитанного материала;
Пересказ сказок по мнемотаблицам;
Отгадывание загадок;
Собирание пазлов к сказкам;
Разгадывание ребусов;
Раскрашивание изображений к сказкам
Этапы,
продолжительность
Задачи этапа
Методы,
приемы,
способы
Деятельность педагога
Предполагаемая
деятельность детей
Планируемые
результаты
1.
Вводная часть
(2 минуты)
Заинтересовать
детей на
предстоящую
деятельность
Создание
мотивации к
занятию, вопрос
Педагог:
Здравствуйте,
ребята.
Сегодня я нашла в нашей группе
письмо, оно оказалось не простое и
пришло оно из далекой страны сказок.
(Показывает детям конверт и достает
письмо). Прислали его нам жители
этой страны. Они приглашают нас к
себе
в
гости.
Дети
вы
готовы
путешествовать?
Педагог: Дорога будет не простая,
впереди вас ждут испытания, но я
уверена, что вы с ними справитесь. В
конце путешествия вас ждет
заслуженный приз
Ситуативный
разговор с детьми
Ответы детей на
вопрос: да
У детей появился
положительный
эмоциональный
настрой на
предстоящую
деятельность
2.
Основная часть
(25 минут)
Воспитывать
умение
выслушивать
высказывания
товарищей
Формирование
умения работать
в команде
Загадка
Показ слайда
№2
Педагог: А чтобы узнать, на чем мы
туда отправимся, нужно отгадать
загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались – путь далек,
Лишь оставили дымок.
Педагог: Правильно, на поезде.
Но нам с вами его нужно собрать из
геометрических фигур.
Коммуникативная,
игровая,
двигательная и
продуктивная
деятельность детей
Дети: Поезд
Под музыку на
полу дети
выкладывают из
геометрических
фигур, вырезанных
из картона разного
цвета поезд
Умение уважать и
учитывать
интересы других,
находить общие
решения
Развитие
фантазии,
творческого
мышления
Формирование
умения слушать
и слышать
другого
Проведение
игрового
упражнения
Педагог: - Давайте придумаем ему
название
Педагог: - Итак, в путь. Нам пора!
Повторяйте движения и слова за мной.
Как приятно вместе ехать,
И, конечно же, дружить,
Берег – справа, (повороты направо)
Слева – речка, (повороты налево)
А вдали мы видим лес (всматриваются
вдаль).
Дорога лентой впереди,
В небе птицы – погляди (смотрят
вверх),
Чтобы ехать нам скорей,
Побежим мы побыстрей (бегут по
кругу друг за другом),
Мы работаем ногами (шагают)
Не угнаться вам за нами.
Педагог: Ребята, поезд нас привез на
волшебную полянку. Именно на ней
нужно произнести волшебные слова,
чтобы попасть в сказочную страну.
Давайте все вместе произнесем слова:
«Повертелись, покружились, в стране
сказок очутились!»
Наконец – то мы в стране сказок.
Ответы детей с
вариантами
названий поезда.
Например,
«Голубая стрела»
как в сказке.
Дети встают друг
за другом, идут
маленькими
топающими
шажками,
имитируя
движение поезда.
Далее повторяют
слова и движения
за педагогом
Дети встают в круг
на ковре
Дети выполняют
движения
соответственно
произносимым
Развитие
координации
движений,
закрепление навыка
пространственных
отношений (справа,
слева), улучшение
качества речи,
путем развития
двигательной
сферы
Показ слайда 3
Беседа
Показ слайда 4
Дидактическая
игра
«Ассоциации»
Показ слайда 5
Ой, ребята посмотрите, что это такое?
Педагог: Правильно, это страницы из
книги
Дети, а какие бывают книги?
Педагог: Ну а эта волшебная
Все страницы перепутаны. Страницы
не простые, на них, что-то нарисовано.
Как вы думаете, что это такое? Что же
надо с ними сделать?
Педагог: Мы не просто соберём книгу
по листочкам, но и выполним задание,
чтобы волшебная книга помогла нам в
путешествии. Посмотрите на картинку
и будьте внимательны. Вверху слева
нарисованы кот и сапоги, между ними
есть связь, как вы понимаете: это кот
из сказки «Кот в сапогах». Справа
нарисован Емеля к нему нужно
подобрать предмет, который имел
такую же связь. Нужно внимательно
рассмотреть предметы, которые
нарисованы ниже.
Итак?
Педагог: Итак, мы получаем две пары
предметов, но я хочу, чтобы вы
потренировали свои способности
действовать в уме. Нам дана пара слов
золотое яичко - курочка. А теперь
нужно подобрать к словосочетанию
«золотой ключик» только одно из пяти
предложенных: Баба Яга, Карабас
словам
Дети: Так это же
листочки из книги;
они разбросаны
Дети: новые,
интересные,
библиотечные и
т.д.
Дети: Собрать
книгу по
листочкам.
Дети: печь, потому
что Емеля ездил на
печи.
Повышение
скорости
интеллектуальных
процессов
Закрепление
слов синонимов
и антонимов
Показ слайда 6
Показ слайда 7
Загадка
Беседа
Дидактическая
игра «Наоборот»
Барабас, Василиса Премудрая, Золотая
рыбка.
Педагог: Давайте посмотрим,
правильно ли выполнили задание. Мы
собрали волшебные странички книги
правильно, и попали в сказочный лес.
Кругом стоит тишина, а как вы
думаете, в сказочном лесу какие звери
живут?
Педагог: загадаю вам загадку, чтобы
понять, кто же притаился за деревом
На овчарку он похож, что не зуб - то
острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов
напасть.
Педагог: Какой в сказках бывает волк?
Педагог: Назовите сказки, в которых
встречается волк?
Педагог: молодцы, правильно!
Мы с
вами знаем, что сказочные герои, в том
числе
и
волк,
обладают
разными
чертами характера, настроение у них
Дети: Карабас
Барабас.
Дети: волк, лиса,
медведь, заяц,
лось, кабан, белка
Дети отвечают на
вопрос загадки
(волк)
Дети: злой,
зубастый,
страшный, глупый,
хитрый, опасный.
Дети: Лисичка-
сестричка и серый
волк
- Иван-царевич и
серый волк
- Волк и семеро
козлят
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
Развитие
грамматических
навыков устной
речи
Развивать
логическое
мышление,
способность
действовать по
алгоритму
Закреплять
Показ слайда 8
Игра «Данетка»
На экране
бывает тоже разное. Давайте поиграем
в
игру,
которая
называется
«Наоборот». Для игры мы возьмём
волшебную
палочку.
Я
буду
дотрагиваться
палочкой
до
ваших
ладошек
и
называть
какое-нибудь
слово, которое ассоциирует животное,
а
вы
должны
назвать
слово
с
противоположным значением.
Добрый – злой;
трудолюбивый – ленивый;
вежливый – грубый; грустный –
весёлый; радостный – печальный;
сытый – голодный;
трусливый –
храбрый;
вредный – полезный; щедрый
– скупой; здоровый — больной.
Педагог:
Вы
отлично
справились
заданием. И сказочный волк пропустил
нам путешествовать дальше, он не
тронет нас. Но посмотрите, что за
сугроб стоит на нашем пути (под
тканью спрятан домик-теремок).
Как
вы думаете, что там спрятано? Давайте
поиграем в игру «Да-нет». Для того,
чтобы отгадать что там спрятано, вы
будете мне задавать вопросы, а я буду
отвечать на них да, нет, не имеет
значения. Подсказка – это неживой
предмет.
Педагог снимает ткань.
Педагог: Это домик, но имя сказочного
героя, который в нём живёт
заколдовано. Чтобы отгадать его мы
должны выполнить задания. Вы
готовы?
Посмотрите
на
экран.
Художник
- Красная шапочка.
Дети называют
слова антонимы
Дети задают
вопросы согласно
алгоритма
Дети: Да!
Дети принимают
активное участие в
дидактической игре
Совершенствование
навыков общения
детей в коллективе
Развитие у детей
познавательной
активности,
творческих
способностей,
коммуникативности
умения детей
отгадывать
название сказки
по картинкам и
характеризовать
звук на который
начинается
сказка
Развитие
логического,
образного,
понятийного
мышления
картинка с
перепутанными
сказками (слайд
9)
Загадки
нарисовал сказки, но подул ветер и все
сказки
перепутал.
А какие
сказки
он перепутал? Вам нужно не просто
вспомнить названия этих сказок, но и
назвать
звук
на
который
она
начинается и дать ему характеристику
(согласный,
гласный,
глухой
или
звонкий, твёрдый или мягкий)
Педагог: Молодцы! Вы справились с
заданием (открываем первую букву Г).
А чтобы получить вторую букву,
нужно разгадать загадки:
1)
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.
(Кот в сапогах)
2)
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка,
На печи зевает сладко.
(Избушка на курьих ножках)
3)
Был друг у Ивана
Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым.
(Конек-горбунок)
4)
С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.
(Карлсон)
5)
Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте.
(Царевна-лягушка)
6)
Много серебра и злата
Дети отвечают,
какие сказки
перепутаны и дают
характеристику
звуку
Дети отгадывают
загадки
Развитие
сообразительности,
логики, смекалки
Развитие
памяти,
внимания,
мышления
Показ слайдов
10,11,12,13,14
Работа с
мнемотаблицам
и (показ слайдов
15,16,17,18)
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)
7)
Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал.
(Емеля)
8)
Что старик закинул в море,
Чтобы рыбку изловить,
Чтоб старухе не простою,
А хозяйкой моря быть?
(Невод)
Педагог: все загадки разгадали ребята,
поэтому (открываем вторую букву Н).
Но чтобы составить слово, нам нужны
еще
буквы,
а
для
этого
нужно
разгадать сказочные ребусы Ребус
–
это загадка, в которой зашифровано с
помощью рисунков, фигур или знаков
какое-то
слово.
Посмотрите,
пожалуйста, на экран, нам предложены
ребусы.
Время
на
каждый
ребус
ограничено, всего по 30 секунд. Будьте
внимательны, начали.
Педагог: Здорово! Вы настоящие
молодцы! Открываем третью букву О.
А теперь нам нужно определить по
мнемотаблицам о какой сказке идет в
ней речь. Я вам показываю
мнемотаблицу, а вы поднимаете руку,
если узнали сказку, для которой она
составлена
Дети отгадывают
ребусы
Дети: Курочка
Ряба, Снегурочка,
Золушка, Морозко,
Репка
Дети определяют
по мнемотаблицам,
Развитие умения
анализировать
предложенные
схемы
Формирование
целостности
зрительного
восприятие,
звукобуквенного
анализа
Составление из
предложенных
букв слова
ГНОМ
Звучит музыка
Игра
«Изобретатель»
Педагог: Молодцы, ребята. Дружно
поработали, все сказки правильно
назвали! (Открываем последнюю
букву М). Давайте вместе составим
слово из тех букв, которые мы
открыли.
Педагог: Правильно. В домике-теремке
живет ГНОМ и он нас приглашает
поиграть и отдохнуть, совсем чуть-
чуть и отправляться снова в путь.
Педагог: Сейчас я взмахну палочкой
волшебной, а вы превратитесь в белые
снежинки, которые спускаются с неба,
а теперь в птиц; в бабочек; в рыбок; в
прекрасных лебедей.
Педагог: Ребята, а какие еще
волшебные предметы из сказок вы
знаете?
Педагог: наш сказочный друг ГНОМ
предлагает вам стать изобретателями
волшебных предметов и поиграть в
игру «Изобретатель»
Педагог: Как можно использовать
простой карандаш?
Педагог: Конечно, прежде всего, он
предназначен
для
рисования.
Попробуйте изобрести новое сказочное
применение для карандаша. Передавая
карандаш, друг другу, и не говоря, ни
слова с помощью него изобразите, что-
нибудь
жестами,
мимикой,
движениями, постарайтесь передать к
нему своё отношение. А мы будем
к какой сказке она
составлена
Дети: Гуси-лебеди,
Три поросенка,
Лисичка со
скалочкой,
Заюшкина
избушка
Дети: Получилось
слово ГНОМ. В
домике живет
ГНОМ.
Дети танцуют под
музыку
Дети: Сапоги-
скороходы,
скатерть-
самобранка,
шапка-невидимка,
говорящее зеркало
Дети: (ответы)
Дети:
Скрипка
Учить создавать
образы на
основе
схематичного
изображения,
развивать
творческое
воображение
Дидактическая
игра «Дорисуй-
ка»
Показ слайд 19
отгадывать вслух. Педагог изображает
игру на скрипке…
Педагог: Теперь пришла пора нам быть
изобретателями! Да – да! Наш
сказочный друг ГНОМ любит все
круглое и для вас, ребята, он
приготовил листочки, на которых
нарисованы 5 кругов. Гномик просит
вас помочь превратить эти круги в
разные предметы. Давайте ему
поможем!
Педагог: Давайте проверим, у кого
круг превратились в подобные
предметы, будете поднимать руку.
Великолепно!
указка; палочки от
барабана;
гитара;
палочка,
помешивающая
что-то в баночке;
палочка
который
машет дирижер и
т.д.
Дети рисуют
солнышко, лицо,
смайлик, тарелку,
часы, глобус,
сердцевина цветка
3.
Заключительная
часть (5 минут)
Воспитывать
желание
радоваться
достигнутому
результату
Беседа
Рефлексия
1.
Гномик остался очень доволен тем, что
вы нарисовали и хочет у вас узнать
понравилось ли вам путешествие в
страну сказок?
Педагог: А что больше всего
понравилось. Какое задание больше
всего?
Педагог: А как, вы себя чувствовали в
сказочной стране?
Педагог: Постарались вы, ребята.
Молодцы!
2.
Коммуникативная
и игровая
деятельность детей
3.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей.
Дети ответили на
вопросы
Дети радуются
Показ слайда 20
Верю, путь был трудным, но и
интересным,
А ещё для вас сюрприз:
Ждёт вас самый главный приз
Сказочному
гномику
очень
понравилось, вы отлично потрудились.
Каждому из вас он подарил медальки
«Знаток сказок» и новую книгу сказок
всей группе.
До встречи!
Детям вручают
медальки и книгу
сказок
достигнутому
результату