Автор: Белокопытова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педсовете
Тема: «Театрализованная деятельность как эффективный способ социально-коммуникативного развития ребёнка в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Выступление на педагогическом совете
«Театрализованная деятельность как эффективный способ
социально-коммуникативного развития ребёнка в ДОУ»
Цель:
систематизация знаний педагогов по театрализованной деятельности и
установление партнёрских отношений между участниками образовательного
процесса в ДОУ.
Задачи:
привлечь внимание педагогов к проблеме социально-коммуникативного
развития детей посредством театрализованной деятельности;
активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития
ребёнка через театрализованную деятельность.
Театрализованная
деятельность
-
самый
распространённый
вид
детского
творчества. Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для
общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное
развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических
процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую
активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и
детьми.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое
литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда
имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и
др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не
только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность
ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность
оказывать позитивное влияние на детей. В дошкольном образовательном
учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов
искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые
желания
и
интересы,
знакомиться
с
окружающим
миром
во
всем
его
многообразии,
активизировать
словарь
и
звуковую
культуру
речи.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития
чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Именно театрализованная
деятельность
позволяет ребёнку решать многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение
стихийно, потому что связана с игрой.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию,
проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению
информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют
настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и
духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в
ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через
образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать,
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения.
Именно
театрализованная
деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся и
художественно-эстетического воспитания, и развития речи, и социализации
ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных
событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже
познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает
ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
С
умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура
речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят
малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него
улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется
уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с
преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей
театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не
авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс
«я не умею» - все это удивляет и привлекает. Понимая значение театрализованных
игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в
своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать
условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре;
обеспечить
её
взаимосвязь
с
другими
видами
деятельности
в
едином
педагогическом процессе.
В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития
театральных способностей детей: театрализованную зону, перспективный план,
подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.
В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра-
пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой
условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.
Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок.
Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки.
Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти
выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые
импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в
организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние
другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение
внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай
где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более
выразительно
передают
образы
героев,
сами
ставят
сказки-спектакли,
договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли
малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная
шапочка».
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе
театрализованных
игр
приносит
свои
плоды:
у
ребят
активизируется
и
обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное,
они испытывают эмоциональный подъём.
Очевидно, что театрализованная
деятельность
учит
детей
быть
творческими
личностями,
способными
к
восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим
человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию,
умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел
мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. И это
всё сейчас требуется по ФГОС: организация конструктивного взаимодействия,
создание позитивных условий доброжелательных отношений между всеми
участниками образовательного процесса.
Литература:
1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера»,
Москва 2006г.
2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника. -М. 2004
3. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников//Дошкольное
воспитание–1999.- №11.
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М.: Сфера, 2001.
5. Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по
воспитанию зрительской культуры. -М., 2001.
6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду
Великий Новгород ,2006
7. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
8. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное
воспитание. – 1983. - №12.
9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2001.
10. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.