Напоминание

Семейное воспитание


Автор: Каримова Татьяна Федоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Алтайский край, г. Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: Семейное воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семейное воспитание

Семейное воспитание ребенка – тот фундамент, на котором формируется

личность человека. От того, какое воспитание получил человек в семье, во

многом зависит, каким человеком он станет, какой будет его судьба.

Ребенок живет и воспитывается в семье – это определяет огромную роль

семейного воспитания в жизни людей.

В то же время надо понимать, что не существует общего метода семейного

воспитания: каждая семья в зависимости от своих особенностей, от условий

и обстоятельств своей жизни может и должна воспитывать своих детей,

сообразуясь с этими особенностями и условиями. Существуют лишь весьма

общие правила, которых следует придерживаться в воспитании.

Ведь одно дело, когда в семье один ребенок, и совсем другое дело, если их

пять и более. Одно дело, когда семья полная – есть отец и мать, а может

быть, и бабушка или дедушка, и совсем другое дело, если семья неполная и

мать одна воспитывает ребенка, а то и несколько детей. Точно так же совсем

по – разному будет строиться воспитание в деревне, в малом поселке и в

большом городе. Характер супружеских отношений – еще один важнейший

воспитательный фактор.

Важнейшим условием хорошего воспитания является гармоничная и крепкая

супружеская любовь. Эмоциональный климат семьи во многом определяет

особенности общения супругов. Характер общения супругов должен

отличаться:

открытостью - безболезненным, свободным обсуждением различных тем,

возникающих в процессе жизни;

интимностью – возможностью обсуждения глубоких и значимых тем для

супругов, которые невозможно обсуждать с кем – либо другим;

доверием друг к другу и ожиданием взаимного доверия;

высоким уровнем эмпатии – умением сопереживать, понимать друг друга с

полуслова, с одного взгляда;

конструктивностью – умением не одерживать победы друг над другом, а

находить взаимоприемлемые решения;

рефлексивностью – в процессе общения супруги должны осознавать свои

чувства и переживания.

Очень важно, чтобы супруги избегали в общении ярлыков и оценок в адрес

друг друга, не откладывали разрешение возникшего конфликта на завтра,

открыто высказывали свои чувства, и, прежде чем предъявлять претензии

другому, хорошо осознавали, что вызвало особое раздражение, не привлекая

к обсуждению актуальных конфликтов прошлые обиды.

Такие отношения между супругами особенно важны для воспитания детей.

Известный детский врач Станислав Долецкий считает, что воспитание детей

имеет центр тяжести. И этим центром тяжести является создание в семье

таких условий, что дурные качества, заложенные в ребенке, как и в любом

человеке, не могли проявиться, а лучшие качества, наоборот, получили бы

все возможности для своего расцвета.

Долецкий выделяет несколько постулатов воспитания, которым важно

следовать в практике повседневного воспитания.

Первый из них – отсутствие страстности в любых воспитательных акциях.

Страстность рождает реакцию, обратную желаемой. Когда вам слишком

громко, резко и многократно говорят об одном и том же, у вас невольно

возникает желание возрастить. И, наоборот, спокойные доводы, лишенные

каких – либо личных эмоциональных оттенков, произнесенных в форме

шутки, осторожной оговорки («Возможно я ошибаюсь…»), дадут

положительный результат.

Воспитывая своих мужа или ребенка, надо, прежде чем сделать замечание,

мысленно сказать себе : «Чужой муж?», «Чужой ребенок?» тогда вместо:

«Васька! Зачем ты, балда, полез в кастрюлю руками! Десятый раз тебе

говорю!» - получится: «Вася, подожди минуточку, сейчас положу тебе

картошку на тарелку». Спокойное повторение, спокойный тон – обязательное

условие семейного воспитания.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета

заключается в том, что он не требует доказательства, а принимается как

несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые

простым детским взглядом.

В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и

работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью

своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания

закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка

бывает много случаев, когда он не знает, как поступить, когда он нуждается в

совете и помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не

умеет этого сделать. Вы сами должны прийти с помощью.

Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой,

утомительной. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить

ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал

преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.

Линия ответственности является следующей важной линией родительского

авторитета. Ребенок должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за

него перед обществом и другими людьми. Поэтому в некоторых случаях

требования к детям должно быть выражено в самой суровой форме, не

допускающей возражений (Макаренко А.С., 1957, с. 351-357).



В раздел образования