Автор: Каримова Татьяна Федоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Алтайский край, г. Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: Семейное воспитание
Раздел: дошкольное образование
Семейное воспитание
Семейное воспитание ребенка – тот фундамент, на котором формируется
личность человека. От того, какое воспитание получил человек в семье, во
многом зависит, каким человеком он станет, какой будет его судьба.
Ребенок живет и воспитывается в семье – это определяет огромную роль
семейного воспитания в жизни людей.
В то же время надо понимать, что не существует общего метода семейного
воспитания: каждая семья в зависимости от своих особенностей, от условий
и обстоятельств своей жизни может и должна воспитывать своих детей,
сообразуясь с этими особенностями и условиями. Существуют лишь весьма
общие правила, которых следует придерживаться в воспитании.
Ведь одно дело, когда в семье один ребенок, и совсем другое дело, если их
пять и более. Одно дело, когда семья полная – есть отец и мать, а может
быть, и бабушка или дедушка, и совсем другое дело, если семья неполная и
мать одна воспитывает ребенка, а то и несколько детей. Точно так же совсем
по – разному будет строиться воспитание в деревне, в малом поселке и в
большом городе. Характер супружеских отношений – еще один важнейший
воспитательный фактор.
Важнейшим условием хорошего воспитания является гармоничная и крепкая
супружеская любовь. Эмоциональный климат семьи во многом определяет
особенности общения супругов. Характер общения супругов должен
отличаться:
открытостью - безболезненным, свободным обсуждением различных тем,
возникающих в процессе жизни;
интимностью – возможностью обсуждения глубоких и значимых тем для
супругов, которые невозможно обсуждать с кем – либо другим;
доверием друг к другу и ожиданием взаимного доверия;
высоким уровнем эмпатии – умением сопереживать, понимать друг друга с
полуслова, с одного взгляда;
конструктивностью – умением не одерживать победы друг над другом, а
находить взаимоприемлемые решения;
рефлексивностью – в процессе общения супруги должны осознавать свои
чувства и переживания.
Очень важно, чтобы супруги избегали в общении ярлыков и оценок в адрес
друг друга, не откладывали разрешение возникшего конфликта на завтра,
открыто высказывали свои чувства, и, прежде чем предъявлять претензии
другому, хорошо осознавали, что вызвало особое раздражение, не привлекая
к обсуждению актуальных конфликтов прошлые обиды.
Такие отношения между супругами особенно важны для воспитания детей.
Известный детский врач Станислав Долецкий считает, что воспитание детей
имеет центр тяжести. И этим центром тяжести является создание в семье
таких условий, что дурные качества, заложенные в ребенке, как и в любом
человеке, не могли проявиться, а лучшие качества, наоборот, получили бы
все возможности для своего расцвета.
Долецкий выделяет несколько постулатов воспитания, которым важно
следовать в практике повседневного воспитания.
Первый из них – отсутствие страстности в любых воспитательных акциях.
Страстность рождает реакцию, обратную желаемой. Когда вам слишком
громко, резко и многократно говорят об одном и том же, у вас невольно
возникает желание возрастить. И, наоборот, спокойные доводы, лишенные
каких – либо личных эмоциональных оттенков, произнесенных в форме
шутки, осторожной оговорки («Возможно я ошибаюсь…»), дадут
положительный результат.
Воспитывая своих мужа или ребенка, надо, прежде чем сделать замечание,
мысленно сказать себе : «Чужой муж?», «Чужой ребенок?» тогда вместо:
«Васька! Зачем ты, балда, полез в кастрюлю руками! Десятый раз тебе
говорю!» - получится: «Вася, подожди минуточку, сейчас положу тебе
картошку на тарелку». Спокойное повторение, спокойный тон – обязательное
условие семейного воспитания.
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета
заключается в том, что он не требует доказательства, а принимается как
несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые
простым детским взглядом.
В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет?
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и
работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью
своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания
закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка
бывает много случаев, когда он не знает, как поступить, когда он нуждается в
совете и помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не
умеет этого сделать. Вы сами должны прийти с помощью.
Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой,
утомительной. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить
ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал
преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.
Линия ответственности является следующей важной линией родительского
авторитета. Ребенок должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за
него перед обществом и другими людьми. Поэтому в некоторых случаях
требования к детям должно быть выражено в самой суровой форме, не
допускающей возражений (Макаренко А.С., 1957, с. 351-357).