Напоминание

Музыкально – экологический праздник «Хлеб – всей жизни голова»


Автор: Кравцова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель (экологии)
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально – экологический праздник «Хлеб – всей жизни голова»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкально – экологический праздник

«Хлеб – всей жизни голова»

для детей подготовительной к школе группы

Разработала: воспитатель – эколог

Кравцова Надежда Владимировна,

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Малыш»

муниципального образования

город Ноябрьск, ЯНАО

Оформление зала: Панно «Хлебное поле», снопы зерновых культур, на плакатах

пословицы о хлебе: "Земля – матушка, а хлеб батюшка", " Много снега – много хлеба",

"Каравай хлеба не свалится с неба", " Пот на спине – так и хлеб на столе", " У кого хлебушко,

у того и счастье".

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, в центре – каравай на

рушнике.

В музыкальный зал под народную мелодию входит ведущий, дети (одеты в русские

народные костюмы).

Ведущий: здравствуйте, гости дорогие!

Вот и снова мы с вами встретились осенней порою.

Дети:

1.

Ждали встречи этой не напрасно.

Осень в России – как прекрасно!

2.

По полям, садам и селам,

По стране из края в край

Загорелый и веселый

Ходит новый урожай.

3.

Хочет он, чтоб полной чашей

Наша жизнь с тобой была,

Чтобы ярче, чтобы краше

Наша Родина цвела.

4.

Хорошо ребятам

Жить в родном краю.

Всей душой мы любим

Родину свою.

Ведущий. Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Песня «Родина моя» Г. Струве

Ведущий. Велика и необъятна вся российская земля,

Урожаями богаты наши нивы и поля.

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

1

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное – работой пахнет хлеб.

Дети:

1.Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари.

2.Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятка рук.

3.

Каждому знакомы мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!

4.Крепкою державой

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве – царь!

5.Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

На ветру шумят колосья -

Будет урожайной осень!

«Песенка о хлебе»

(музыка В. Витлина, слова П. Кагановой

).

Ведущий. Весна звенит ручьями,

Стрекочет, как будильник,

И зиму выключает, как будто холодильник.

И вот под снегом талым

Распахнуты поля,

Платком пуховым стала

Широкая земля.

Ребенок. Черная земелька, а милее нет,

Черная земелька – белый, белый хлеб.

Дети заводят хоровод под русскую народную

песню «Земелюшка-чернозем

».

Тракторист. Пришла горячая пора,

Пора больших забот.

Рокочут в поле трактора,

Весенний сев идет.

Трактористы, держа в руках рули, под музыку И. Кишко «Комбайнер» двигаются

топающим шагом – «вывозят зерно на поля».

Выбегают девочки – «зернышки-колоски», встают за трактористами, образуя три

колонны. «Зернышки» опускаются на левое колено, трактористы уезжают.

2

Появляется Петушок, бегает между «посеянных зернышек», намереваясь склевать

одно из них.

Зернышко. Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

Дети прогоняют петушка: «Кыш-кыш-кыш!». Петушок убегает.

Дети подготовительной группы, держа над головой колосья, свободно размещаются по

залу.

Ведущий. Посмотрю я вокруг –

Поле колосится.

Урожай наш, урожай,

Золото – пшеница.

Дети исполняют «Танец с колосьями» И. Кишко.

Ведущий. Солнце греет, ветер веет,

Хлеба поспевают.

На комбайне комбайнер

В поле выезжает.

Под музыку И. Кишко выезжает комбайнер-мальчик в комбинезоне, фуражке, держа

руль в руках. Топающим шагом он объезжает зал, «собирает урожай».

Комбайнер. Вот так славный урожай,

Будет вкусный каравай!

Колосья собирают и ставят в вазу.

Ведущий. Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

П. Синявский

Проводится аттракцион «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор».

Десять мешочков с «зерном» расставить в две колонки: в каждой по пять мешков,

которые находятся друг от друга на некотором расстоянии. Выходят два ребенка с

машиной, нагружают мешки в машину и везут на элеватор. Перед игрой дети говорят:

Побыстрее собирай,

Да зерно не рассыпай!

Ведущий.

Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей. В каждом селе

хлеборобы подводят итоги, сколько собрали со своих полей зерна. И, конечно,

сравнивают, кто вырастил зерна больше.

Под р. н. мелодию «Подъезжаем мы под село», выходит гармонист с девочками (2) с

двух сторон. Дети делятся на две группы.

Девочки:

1. Ба, кого мы видим, знакомых встречаем!

2. А вы откуда будете?

1 группа детей (вместе): мы из села Чудово!

2 группа детей (вместе): а мы из села Баклушино!

1 девочка: А какие у вас, Чудовцы, урожаи?

Ребенок из 1 группы (чудовцы): хорошие, знатные!

3

2 девочка: а у вас, Баклушинцы?

Ребенок из 2 группы (баклушинцы): О! Уж у нас урожаи получше будут!

Дети из 1 группы (чудовцы):

1. Хвастать - не косить – спина не болит, вот мы сейчас поглядим!

2. Чье это поле задремало стоя?

3. Баклушевцев поле – задремало стоя!

4. Как по полю не дремати, когда некому жати!

5.Так ведь они не жали!

Под межой лежали да ворон считали!

Дети из 2 группы (баклушинцы):

1. Вон смотрите, а у вас - то: колос от колоса – неслышно голоса!

2. Сноп от снопа – целая верста.

3. Копна от копны – целый день езды!

4. А как тише поедешь, так три дня проедешь!

5. А чье это поле веселится стоя?

Жнецы молодые, серпы золотые!

Жито пожали, в копны поклали?

Дети из 1 группы (чудовцы):

Это наше – чудовцев - поле!

Это мы жали – пожали,

Три пяди нажали.

Первую пять – на еду,

Вторую – на семена,

Третью – про запас!

Девочки:

1.

Что посеешь - то пожнешь!

2.

Что пожнешь – то и смолотишь!

1.

Что смолотишь – то и смелешь!

2.

Что смелешь – то и съешь!

Мальчик (гармонист):

А ну-ка, стойте, девчата, погодите, жнеюшки!

Есть у нас в Баклушине знатная работница:

Не прядет, не вяжет, то сядет, то ляжет.

Дети 2 группы (хором): так это же наша Кострома – лентяйка!

(по очереди)

Хорошо лентяю жить:

Ему не о чем тужить.

Лентяй пашенку не пашет,

Сеть шелковую не вяжет.

Он избу не прибирает, как испечь калач, не знает.

С зарей рано не встает,

С косой в поле не идет.

Девочка Кострома садится на лавочку на заднем плане. Дети исполняют хоровод – игру

«Кострома».

Кострома. Ох, и устала я, день – деньской в окошко-то глядючи! Ох, уморилась,

притомилась! Ручки, ножки затекли. (Зевает.) Ой! Матушка родимая, батюшки мои!

Работнички идуть, и чего им надобно?

Дети: здорово, Кострома!

Кострома. Здоровенько!

Ребенок. А что вы делаете? Пойдем с нами снопы вязать?

Кострома. Вы что, не видите? У меня ручки болять! А снопы вязать – только ручки

колоть! Идитя и не зовитя!

4

(шепотом). Здорово провела работничков! Ходят по дворам, только от дел отвлекают! Ой,

опять идуть!

Дети продолжают петь «Кострому».

Дети (хором). Здорово, Кострома!

Кострома. Здоровенько! (Ложится и охает.)

Ребенок. Кострома, мы уж снопы связали. Поехали с нами жито молоть?

Кострома. Вы что, не видитя? Я же вся больная ляжу, у меня же все болить!

(причитает) Ой, все болить! Плечики, животик, пятки!

Девочка. Ой, горемычная ты наша! Мы тебе бабку – знахарку приведем.

Две девочки уходят. Среди детей кто-то охает, жалеет Кострому, гладит по голове.

Входит Знахарка (сгорбленная и хромая, с палкой-клюкой, на ней черный платок, на поясе

бутыль с «живой водой»).

Знахарка. Сходите, девки, в огород,

Сорвите травки - гречки,

Попарьте ей плечики.

Две девочки приносят ветки и начинают хлестать Кострому по плечам.

Кострома (кричит). Ой! Ой! Болит животок!

Знахарка. Бегите, девки, в огород,

Сорвите травки репеек!

Попарьте ей животок.

Девочки приносят травки и хлещут Кострому по животу.

Кострома (кричит). Ой! Ой! Болят пятки!

Знахарка. Опять бежите, девки, в огород, сорвите травки мятки! Попарьте ей пятки.

Девочки приносят травки и хлещут Кострому по пяткам.

Кострома (кричит). Ой! Ой! Все болить!

Девочки (обращаясь к знахарке).

Уж мы парили, парили,

Припевали, приговаривали.

Ее пар не берет,

Пуще прежнего орет!

Знахарка. Медицина тут бессильна. Звоните «ноль три».

С рулем в руке появляется доктор.

Ведущий. Вот приехал детский врач Пал Витальевич Пугач.

Врач. Где больная? Что болит? Есть ли пульс и аппетит?

Кострома кричит и охает. Врач достает огромный шприц.

Кострома. Ой, батюшки мои, мамоньки родные! Не надо мне укола! Я лучше работать

буду, что хотите буду делать: и пахать, и полоть, и жать, и молоть.

Девочка. Ну вот и славно! Ленивым да нерадивым не место в нашем селе. Делу время –

потехе час.

Игра «Как рос хлеб»

Дети встают врассыпную, выполняют движения по тексту под фоновую музыку. Дети

(напевают).

Бороним землю, сеем семена.

Просим дождик: «Дождик, лей-лей!»

Просим солнышко: «Солнышко, свети!»

Прорастает колосок, качается на ветру.

Жнем серпами колосья, вяжем в снопы.

Пошли молотить.

Поехали на мельницу.

Получилась мука.

Игра «Перенеси мешки с мукой на пекарню»

Играет 2 команды детей по5- 8человек.

5

Ведущий: Ай, да ребята, молодцы! А уж из муки можно испечь, что душе пожелается!

А главное – хлеб! Без хлеба – нет обеда! Из белой пшеничной пекут сдобные булки и

ватрушки, из ржаной - хлебушек родной. Ведь с хлебом русский человек – богатырь из

века в век.

Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

1.Земля кормит людей, как мать детей.

2. Хлеб – всему голова.

3.Хлебушек ржаной – отец наш родной.

4.Хлеб – наше богатство.

5.

Рожь поспела – берись за дело.

6.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

7.

Будет хлеб – будет и песня.

Ведущий: В русских селах есть обычай – праздновать сбор урожая. Говорят: сделал дело -

гуляй смело!

Выходит гармонист (с группой девочек и мальчиков).

Гармонист: Отдых – это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Частушки (поют мальчики):

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Мы в Баклушино живем,

Сушки, пряники жуем.

Булочки и крендельки,

Кулебяки, пирожки.

Прянички печатные

До чего ж нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим!

Ты прости меня, Варюша,

Что тебя обидел,

Я пирог твой откусил,

А тебя не видел.

Маленькое, сдобное,

Не один его я съем,

Разделю ребятам всем!

Девочки (хором): А мы в Чудово живем! (Поют частушки):

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче, мы общались –

Без общенья жизни нет.

6

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души!

Вместе: Отдых – это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Ведущий: а я приглашаю ребят на веселую кадриль.

Дети исполняют танец "Кадриль".

Ведущий: ах, спасибо, работнички, уважили, хлеборобы умелые, музыканты смелые.

Дети:

Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Подходите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь.

Звучит "Песнь о хлебе" В. Захарченко в исполнении Л. Зыкиной.

Ведущий (на подносе выносит хлеб-соль).

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб – соль, этот русский обычай,

Из далекой пришел старины:

Уваженье гостям, радость встречи,

Словно символ людской доброты.

Дети.

1.

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

2.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придает,

Любит хлебушек народ!

3.

Вот он - хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый!

Словно солнцем налитой!

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришел.

4.В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

7

5.Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

6.В нем – Земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки -

Вырастай богатырем!

Ведущий. Очень приятно, когда все люди ценят, уважают нелегкий труд хлебороба. Но, к

сожалению, бывает и такое… Вот послушайте стихотворение.

Дети читают стихотворение С. Михалкова «Булка».

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

– Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

– Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

Ведущий. Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Вы запомните, дети, золотые слова: Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил -

Не жалел трудов и сил!

Ребенок:

Людям – хлеб, детям – мир.

Пусть начнется дружный пир.

Крикнуть нам сейчас пора

Хлебу – дружное «ура!».

Ведущий приглашает гостей на чаепитие.

8

9



В раздел образования