Автор: Кравцова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель (экологии)
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально – экологический праздник «Хлеб – всей жизни голова»
Раздел: дошкольное образование
Музыкально – экологический праздник
«Хлеб – всей жизни голова»
для детей подготовительной к школе группы
Разработала: воспитатель – эколог
Кравцова Надежда Владимировна,
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Малыш»
муниципального образования
город Ноябрьск, ЯНАО
Оформление зала: Панно «Хлебное поле», снопы зерновых культур, на плакатах
пословицы о хлебе: "Земля – матушка, а хлеб батюшка", " Много снега – много хлеба",
"Каравай хлеба не свалится с неба", " Пот на спине – так и хлеб на столе", " У кого хлебушко,
у того и счастье".
Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, в центре – каравай на
рушнике.
В музыкальный зал под народную мелодию входит ведущий, дети (одеты в русские
народные костюмы).
Ведущий: здравствуйте, гости дорогие!
Вот и снова мы с вами встретились осенней порою.
Дети:
1.
Ждали встречи этой не напрасно.
Осень в России – как прекрасно!
2.
По полям, садам и селам,
По стране из края в край
Загорелый и веселый
Ходит новый урожай.
3.
Хочет он, чтоб полной чашей
Наша жизнь с тобой была,
Чтобы ярче, чтобы краше
Наша Родина цвела.
4.
Хорошо ребятам
Жить в родном краю.
Всей душой мы любим
Родину свою.
Ведущий. Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Песня «Родина моя» Г. Струве
Ведущий. Велика и необъятна вся российская земля,
Урожаями богаты наши нивы и поля.
У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
1
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное – работой пахнет хлеб.
Дети:
1.Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари.
2.Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.
3.
Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!
4.Крепкою державой
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве – царь!
5.Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
На ветру шумят колосья -
Будет урожайной осень!
«Песенка о хлебе»
(музыка В. Витлина, слова П. Кагановой
).
Ведущий. Весна звенит ручьями,
Стрекочет, как будильник,
И зиму выключает, как будто холодильник.
И вот под снегом талым
Распахнуты поля,
Платком пуховым стала
Широкая земля.
Ребенок. Черная земелька, а милее нет,
Черная земелька – белый, белый хлеб.
Дети заводят хоровод под русскую народную
песню «Земелюшка-чернозем
».
Тракторист. Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора,
Весенний сев идет.
Трактористы, держа в руках рули, под музыку И. Кишко «Комбайнер» двигаются
топающим шагом – «вывозят зерно на поля».
Выбегают девочки – «зернышки-колоски», встают за трактористами, образуя три
колонны. «Зернышки» опускаются на левое колено, трактористы уезжают.
2
Появляется Петушок, бегает между «посеянных зернышек», намереваясь склевать
одно из них.
Зернышко. Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
Дети прогоняют петушка: «Кыш-кыш-кыш!». Петушок убегает.
Дети подготовительной группы, держа над головой колосья, свободно размещаются по
залу.
Ведущий. Посмотрю я вокруг –
Поле колосится.
Урожай наш, урожай,
Золото – пшеница.
Дети исполняют «Танец с колосьями» И. Кишко.
Ведущий. Солнце греет, ветер веет,
Хлеба поспевают.
На комбайне комбайнер
В поле выезжает.
Под музыку И. Кишко выезжает комбайнер-мальчик в комбинезоне, фуражке, держа
руль в руках. Топающим шагом он объезжает зал, «собирает урожай».
Комбайнер. Вот так славный урожай,
Будет вкусный каравай!
Колосья собирают и ставят в вазу.
Ведущий. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
П. Синявский
Проводится аттракцион «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор».
Десять мешочков с «зерном» расставить в две колонки: в каждой по пять мешков,
которые находятся друг от друга на некотором расстоянии. Выходят два ребенка с
машиной, нагружают мешки в машину и везут на элеватор. Перед игрой дети говорят:
Побыстрее собирай,
Да зерно не рассыпай!
Ведущий.
Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей. В каждом селе
хлеборобы подводят итоги, сколько собрали со своих полей зерна. И, конечно,
сравнивают, кто вырастил зерна больше.
Под р. н. мелодию «Подъезжаем мы под село», выходит гармонист с девочками (2) с
двух сторон. Дети делятся на две группы.
Девочки:
1. Ба, кого мы видим, знакомых встречаем!
2. А вы откуда будете?
1 группа детей (вместе): мы из села Чудово!
2 группа детей (вместе): а мы из села Баклушино!
1 девочка: А какие у вас, Чудовцы, урожаи?
Ребенок из 1 группы (чудовцы): хорошие, знатные!
3
2 девочка: а у вас, Баклушинцы?
Ребенок из 2 группы (баклушинцы): О! Уж у нас урожаи получше будут!
Дети из 1 группы (чудовцы):
1. Хвастать - не косить – спина не болит, вот мы сейчас поглядим!
2. Чье это поле задремало стоя?
3. Баклушевцев поле – задремало стоя!
4. Как по полю не дремати, когда некому жати!
5.Так ведь они не жали!
Под межой лежали да ворон считали!
Дети из 2 группы (баклушинцы):
1. Вон смотрите, а у вас - то: колос от колоса – неслышно голоса!
2. Сноп от снопа – целая верста.
3. Копна от копны – целый день езды!
4. А как тише поедешь, так три дня проедешь!
5. А чье это поле веселится стоя?
Жнецы молодые, серпы золотые!
Жито пожали, в копны поклали?
Дети из 1 группы (чудовцы):
Это наше – чудовцев - поле!
Это мы жали – пожали,
Три пяди нажали.
Первую пять – на еду,
Вторую – на семена,
Третью – про запас!
Девочки:
1.
Что посеешь - то пожнешь!
2.
Что пожнешь – то и смолотишь!
1.
Что смолотишь – то и смелешь!
2.
Что смелешь – то и съешь!
Мальчик (гармонист):
А ну-ка, стойте, девчата, погодите, жнеюшки!
Есть у нас в Баклушине знатная работница:
Не прядет, не вяжет, то сядет, то ляжет.
Дети 2 группы (хором): так это же наша Кострома – лентяйка!
(по очереди)
Хорошо лентяю жить:
Ему не о чем тужить.
Лентяй пашенку не пашет,
Сеть шелковую не вяжет.
Он избу не прибирает, как испечь калач, не знает.
С зарей рано не встает,
С косой в поле не идет.
Девочка Кострома садится на лавочку на заднем плане. Дети исполняют хоровод – игру
«Кострома».
Кострома. Ох, и устала я, день – деньской в окошко-то глядючи! Ох, уморилась,
притомилась! Ручки, ножки затекли. (Зевает.) Ой! Матушка родимая, батюшки мои!
Работнички идуть, и чего им надобно?
Дети: здорово, Кострома!
Кострома. Здоровенько!
Ребенок. А что вы делаете? Пойдем с нами снопы вязать?
Кострома. Вы что, не видите? У меня ручки болять! А снопы вязать – только ручки
колоть! Идитя и не зовитя!
4
(шепотом). Здорово провела работничков! Ходят по дворам, только от дел отвлекают! Ой,
опять идуть!
Дети продолжают петь «Кострому».
Дети (хором). Здорово, Кострома!
Кострома. Здоровенько! (Ложится и охает.)
Ребенок. Кострома, мы уж снопы связали. Поехали с нами жито молоть?
Кострома. Вы что, не видитя? Я же вся больная ляжу, у меня же все болить!
(причитает) Ой, все болить! Плечики, животик, пятки!
Девочка. Ой, горемычная ты наша! Мы тебе бабку – знахарку приведем.
Две девочки уходят. Среди детей кто-то охает, жалеет Кострому, гладит по голове.
Входит Знахарка (сгорбленная и хромая, с палкой-клюкой, на ней черный платок, на поясе
бутыль с «живой водой»).
Знахарка. Сходите, девки, в огород,
Сорвите травки - гречки,
Попарьте ей плечики.
Две девочки приносят ветки и начинают хлестать Кострому по плечам.
Кострома (кричит). Ой! Ой! Болит животок!
Знахарка. Бегите, девки, в огород,
Сорвите травки репеек!
Попарьте ей животок.
Девочки приносят травки и хлещут Кострому по животу.
Кострома (кричит). Ой! Ой! Болят пятки!
Знахарка. Опять бежите, девки, в огород, сорвите травки мятки! Попарьте ей пятки.
Девочки приносят травки и хлещут Кострому по пяткам.
Кострома (кричит). Ой! Ой! Все болить!
Девочки (обращаясь к знахарке).
Уж мы парили, парили,
Припевали, приговаривали.
Ее пар не берет,
Пуще прежнего орет!
Знахарка. Медицина тут бессильна. Звоните «ноль три».
С рулем в руке появляется доктор.
Ведущий. Вот приехал детский врач Пал Витальевич Пугач.
Врач. Где больная? Что болит? Есть ли пульс и аппетит?
Кострома кричит и охает. Врач достает огромный шприц.
Кострома. Ой, батюшки мои, мамоньки родные! Не надо мне укола! Я лучше работать
буду, что хотите буду делать: и пахать, и полоть, и жать, и молоть.
Девочка. Ну вот и славно! Ленивым да нерадивым не место в нашем селе. Делу время –
потехе час.
Игра «Как рос хлеб»
Дети встают врассыпную, выполняют движения по тексту под фоновую музыку. Дети
(напевают).
Бороним землю, сеем семена.
Просим дождик: «Дождик, лей-лей!»
Просим солнышко: «Солнышко, свети!»
Прорастает колосок, качается на ветру.
Жнем серпами колосья, вяжем в снопы.
Пошли молотить.
Поехали на мельницу.
Получилась мука.
Игра «Перенеси мешки с мукой на пекарню»
Играет 2 команды детей по5- 8человек.
5
Ведущий: Ай, да ребята, молодцы! А уж из муки можно испечь, что душе пожелается!
А главное – хлеб! Без хлеба – нет обеда! Из белой пшеничной пекут сдобные булки и
ватрушки, из ржаной - хлебушек родной. Ведь с хлебом русский человек – богатырь из
века в век.
Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
1.Земля кормит людей, как мать детей.
2. Хлеб – всему голова.
3.Хлебушек ржаной – отец наш родной.
4.Хлеб – наше богатство.
5.
Рожь поспела – берись за дело.
6.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
7.
Будет хлеб – будет и песня.
Ведущий: В русских селах есть обычай – праздновать сбор урожая. Говорят: сделал дело -
гуляй смело!
Выходит гармонист (с группой девочек и мальчиков).
Гармонист: Отдых – это не безделки,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Частушки (поют мальчики):
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Мы в Баклушино живем,
Сушки, пряники жуем.
Булочки и крендельки,
Кулебяки, пирожки.
Прянички печатные
До чего ж нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
Ты прости меня, Варюша,
Что тебя обидел,
Я пирог твой откусил,
А тебя не видел.
Маленькое, сдобное,
Не один его я съем,
Разделю ребятам всем!
Девочки (хором): А мы в Чудово живем! (Поют частушки):
На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет.
Как и нынче, мы общались –
Без общенья жизни нет.
6
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души!
Вместе: Отдых – это не безделки,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Ведущий: а я приглашаю ребят на веселую кадриль.
Дети исполняют танец "Кадриль".
Ведущий: ах, спасибо, работнички, уважили, хлеборобы умелые, музыканты смелые.
Дети:
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Подходите, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь.
Звучит "Песнь о хлебе" В. Захарченко в исполнении Л. Зыкиной.
Ведущий (на подносе выносит хлеб-соль).
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб – соль, этот русский обычай,
Из далекой пришел старины:
Уваженье гостям, радость встречи,
Словно символ людской доброты.
Дети.
1.
Вот тебе ломоть ржаной!
Он душистый, он живой.
Вкусен он с лучком зеленым
И с огурчиком соленым.
2.
Хлебушек ржаной питает,
Нас от голода спасает,
Силу, крепость придает,
Любит хлебушек народ!
3.
Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый!
Словно солнцем налитой!
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал – пришел.
4.В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
7
5.Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
6.В нем – Земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки -
Вырастай богатырем!
Ведущий. Очень приятно, когда все люди ценят, уважают нелегкий труд хлебороба. Но, к
сожалению, бывает и такое… Вот послушайте стихотворение.
Дети читают стихотворение С. Михалкова «Булка».
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
– Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
Ведущий. Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Вы запомните, дети, золотые слова: Хлеб – всему голова!
Хлеб – всему голова!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил -
Не жалел трудов и сил!
Ребенок:
Людям – хлеб, детям – мир.
Пусть начнется дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу – дружное «ура!».
Ведущий приглашает гостей на чаепитие.
8
9