Авторы: Шевнина Татьяна Ефимовна, Татьяна Ефимовна Шевнина
Должность: логопед
Учебное заведение: Служба помощи семье и детям Шегарского района Томской области
Населённый пункт: село Мельниково Томской области
Наименование материала: Статья для родителей
Тема: "Говорим правильно"
Раздел: дошкольное образование
Логопед Службы помощи семье и детям Татьяна Ефимовна Шевнина
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Говорите с ребёнком правильно!
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает речь от
окружающих его людей.
Уважаемые родители!
Очень важно, чтобы вы и все взрослые в разговоре с малышом следили за
своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все
звуки и слова спокойным приветливым тоном.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи
ребёнка. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и
речь
ребёнка
будет
такой
же.
Нередко
причиной
неправильного
произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи
взрослых или товарищей. Не «подделывайтесь» под детскую речь, не
произносите слова искаженно: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме
вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать
овладение словарем.
Не употребляйте часто слова с уменьшительными суффиксами, слова
недоступные для понимания, сложные слова в слоговом отношении. Не
сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение.
Ваша речь должна служить образцом для малыша!
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный
образец для произношения!
Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности,
таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и
др. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают
другие люди и что видит ваш ребёнок
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы и предложения.
Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если
ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то
ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка
использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он
делает?» вместо «Он играет?»
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность
говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что
это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта и т.д.
Обратите особое внимание на:
Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки
Состояние фонематических процессов.
Это умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение
навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого
и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать
количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба,
та-ца-та, вы-вы-фы
Состояние грамматического строя речи. Следует обратить внимание
на, словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья),
согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет
безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...
Состояние словарного запаса.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день
разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества
предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный -
весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-
молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь,
жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.
Состояние связной речи.
Основные
акценты
должны
быть
расставлены
на
умении
будущего
школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по
сюжетной картинке, серии картинок
На что ещё обратить внимание:
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,
аппликационные работы).
Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево»
в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в
разных положениях.
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение
слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой
деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной
игры,
умение
придумывать
и
принимать
правила).
Мотивация (наличие
желания
учиться,
узнавать
новое).
Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов,
предметов).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация
«распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по
общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы,
мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы,
рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.), выделение лишнего с
объяснением). Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный
ритм).