Напоминание

"Говорим правильно"


Авторы: Шевнина Татьяна Ефимовна, Татьяна Ефимовна Шевнина
Должность: логопед
Учебное заведение: Служба помощи семье и детям Шегарского района Томской области
Населённый пункт: село Мельниково Томской области
Наименование материала: Статья для родителей
Тема: "Говорим правильно"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопед Службы помощи семье и детям Татьяна Ефимовна Шевнина

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Говорите с ребёнком правильно!

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает речь от

окружающих его людей.

Уважаемые родители!

Очень важно, чтобы вы и все взрослые в разговоре с малышом следили за

своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все

звуки и слова спокойным приветливым тоном.

Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи

ребёнка. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и

речь

ребёнка

будет

такой

же.

Нередко

причиной

неправильного

произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи

взрослых или товарищей. Не «подделывайтесь» под детскую речь, не

произносите слова искаженно: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме

вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать

овладение словарем.

Не употребляйте часто слова с уменьшительными суффиксами, слова

недоступные для понимания, сложные слова в слоговом отношении. Не

сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение.

Ваша речь должна служить образцом для малыша!

Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный

образец для произношения!

Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности,

таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и

др. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают

другие люди и что видит ваш ребёнок

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы и предложения.

Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если

ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то

ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка

использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он

делает?» вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность

говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что

это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта и т.д.

Обратите особое внимание на:

Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Это умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение

навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого

и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать

количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба,

та-ца-та, вы-вы-фы

Состояние грамматического строя речи. Следует обратить внимание

на, словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья),

согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет

безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день

разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества

предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный -

весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-

молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь,

жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

Состояние связной речи.

Основные

акценты

должны

быть

расставлены

на

умении

будущего

школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по

сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,

аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево»

в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в

разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение

слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой

деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной

игры,

умение

придумывать

и

принимать

правила).

Мотивация (наличие

желания

учиться,

узнавать

новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов,

предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация

«распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по

общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы,

мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы,

рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.), выделение лишнего с

объяснением). Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный

ритм).



В раздел образования