Напоминание

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ


Автор: Егоркина Юлия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №246 Отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности адаптации детей к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности адаптации детей к условиям ДОУ.

Адаптация

- это

приспособление

ребенка

к

новым

условиям

пребывания в детском саду.

Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на 3

этапа:

1.

Острый период или период дезадаптации, когда имеется более или

менее выраженные разногласия между привычными поведенческими

стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды (ДОУ); В

этот

период

наиболее

выражены

изменения

со

взрослыми

и

сверстниками, изменения в деятельности в нервной системе.

2.

Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно

начинает осваивать новую среду, вырабатывая соответствующие ей

(среде: ДОУ) формы поведения. Прежде всего нормализуется аппетит (

в течении 10 – 15 дней), но продолжительны нарушения сна и

эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая

активность (40 – 60 дней, т.е. полноценно дети будут играть , привычно

для себя через такой период);

3.

Период компенсации или адаптированности к ДОУ, в этот период

ребенок привыкает к условиям ДОУ, вся обстановка для него

становится привычной, он спокойный и с желанием посещает ДОУ.

Характер и особенности течения первых 2-х периодов могут иметь

следующие степени адаптации : легкая (до 20 – 30 дней): поведение детей

нормализуется в течении 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение

аппетита, в течении 10 дней обьем сьедаемой пищи ребенком выравнивается

до возрастной нормы. Сон налаживается в течении 7 – 10 дней.

Эмоциональное состояние, речевая активность и игра нормализуется в

течении 20 - 30 дней ( иногда и пораньше); Взаимоотношения со взрослыми

почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. В период

легкой степени адаптации заболеваний не возникает.

Психологами доказано, что легко адаптируются дети моложе 8 -9 месяцев

или старше 1,5

благополучным анамнезом (беременность и роды без

патологии)

Адаптация средней тяжести: до 40 дней: Адаптация тяжелой степени – до 60

дней.

Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе,

играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли

выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что

подкорректировать

дома.

В

большинстве

случаев

педагоги

готовы

поделиться с родителями такой информацией. Ведь наиболее успешно

адаптация проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут

похожими. Например, если в группе принято аккуратное поведение за едой, а

дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты

с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. А вскоре может

начаться "я в садик не хочу", капризы и так далее.

Если у ребенка возникли проблемы в общении с товарищами: его

обижают, или наоборот, он ведет себя слишком агрессивно, или лжет, то

поможет обращение к подобранной по теме конфликта сказке, ролевой игре с

куклами. Например, предложить робкому ребенку побыть Волком, а

агрессивному – Красной шапочкой, тем самым воспитывается способность

вчувствования в переживания другого. Затем роли можно поменять, чтобы

ребенок смог выработать новые стратегии поведения, с учетом опыта,

который он получил при вхождении в «чужую роль».

Влияет на адаптацию и возраст поступления ребенка в ДОУ. Дети 8

месяцев настороженно относятся к незнакомым людям, что проявляется в

полной мере в яслях, если малыша приводят в дошкольное учреждение

именно в этом возрасте. Годовалые дети и дети трех лет переживают

нормативный

кризис

развития,

который

выражается,

в

частности,

в

проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут

давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в

детский сад. В этом случае, надо интересоваться у воспитателей, как

чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается,

оставшись без мамы, а вечером не хочет уходить из сада, значит, адаптация

идет

благополучно

и

беспокоиться

не

о

чем.

У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и ситуаций в

яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым,

обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает его

адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше держать дома, посещая

группы

развития.

А

в

садик

отдавать

ближе

к

5

годам.

Случается, что именно мама, не способная найти свое место в жизни за

границами заботы о малыше, испытывает особое удовольствие, когда малыш

плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на

подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.

У детей, у которых не были сформированы прежде теплые близкие

контакты с родителями, адаптация наоборот происходит легко. Психологи

указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в

дошкольное учреждение (например, в первые полгода жизни), тем более он

будет коллективистски настроен в дальнейшем. Однако опасность здесь

состоит в том, что первичный эмоциональный контакт такой ребенок

установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется

на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может

не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания, ему

будет трудно устанавливать отношения близкие, семейные, интимные.

Необходимо учитывать также темперамент ребенка. Хуже остальных

чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим и

холерическим темпераментом. Холерики, особенно мальчики, нелегко

переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом

порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные

воспитатели делают бесчисленные замечания. Hо труднее всего приходится

медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни

детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А

если воспитатель не понимает проблем такого ребенка и начинает его еще

больше подстегивать, то эмоциональный стресс действует таким образом,

что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым,

безучастным

Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности

адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и

аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные

болезни, то следует бить тревогу. Прежде всего, надо выслушать ребенка.

Однако маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мыли и

чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами.

Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу.

Итак, причины плохой адаптации могут быть разные: во-первых, есть

дети, которые нуждаются в особых условиях, во-вторых, причина может

лежать в поведении воспитателя, не способного принять ребенка и помочь

ему, в-третьих, трудности могут возникнуть из-за поведения родителей,

когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и

неблагополучной

атмосферы

в

семье.

Если настроение ребенка вызывает опасение, следует расспросить его о тех

возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не

обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на

что-то пожаловался – то на это стоит обратить внимание. Естественно, дети

излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда

откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется ходить в садик,

потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он

делает все, чтобы мама его оттуда забрала); случается, что дети просто

фантазируют. Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей

(не

сразу

обвинять,

а

именно

выяснить).

Приходя за ребенком, мама присматривается не только к тому, с кем и

как играет ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можно несколько

раз прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери

слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется

неоднократными обоснованными жалобами ребенка, тогда следует сделать

соответствующий

вывод.

Известно, что легче адаптируются дети общительных, контактных

родителей, которые в детстве сами не испытывали проблем с детским садом.

Подтверждается и обратная картина: если оба родителя не отличаются

общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает

играть

один.

В случае, если адаптация ребенка проходит тяжело и затягивается, надо

подумать, возможно, лучше подождать с детским садом общего типа до 4-5

лет или отдать малыша в игровую группу, где детей немного и есть

специалисты, помогающие малышам адаптироваться. При этом не стоит

выбирать группу, где, "в порядке ускорения" учат малышей иностранному

языку и чтению в ущерб играм, общению, эмоциональному развитию. В

сложных случаях родители могут и должны обращаться к психологам и

психоневрологам, которые работают как в детских садах, так и медико-

психолого-педагогических центрах системы образования

.



В раздел образования