Автор: Казазаев Владимир Геннадьевич
Должность: учитель математики, физики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Разработка открытого мероприятия по внеурочной деятельности
Тема: "Калейдоскоп"
Раздел: среднее образование
Проект внеурочного мероприятия
Учитель: Казазаев Владимир Геннадьевич
МБОУ «СШ им. Д.И. Коротчаева»
Тема: Калейдоскоп
Цель мероприятия:
узнать способ получения красивых узоров в калейдоскопе,
сделать калейдоскоп своими руками.
Задачи:
1.
Изучить историю создания калейдоскопа;
2.
Узнать как и где можно использовать калейдоскоп;
3.
Узнать строение калейдоскопа;
4.
Сделать калейдоскоп своими руками;
Методы: проблемный, критического мышления, анализ, моделирование.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, компьютер, пластиковые линейки,
цветная бумага, картон, клей, ножницы, скотч, бисер
Формы работы: беседа, анализ информации.
Актуальность: калейдоскоп – занимательная игрушка, которая нравится всем людям,
независимо от возраста уже на протяжении долгого времени.
План внеурочного мероприятия
1.
Теоретическая часть:
a.
История создания калейдоскопов.
b.
Устройство калейдоскопа
c.
Виды калейдоскопов.
2.
Подготовка к работе. Материалы и инструменты
3.
Техника безопасности во время работы
a.
Правила техники безопасности при работе с ножницами
b.
Правила техники безопасности при работе с шилом
c.
Правильная посадка во время работы
4.
Изготовления калейдоскопа
Ход внеурочного мероприятия:
№
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1. Орг. момент
Приветствие. Представление.
2. Актуализация
знаний
В
наше
время,
когда
цифровые
технологии
так
стремительно развиваются, знания о механике и оптике и
навыки
изготовления простейших приборов своими
руками особенно ценны.
Удивительные картинки калейдоскопа сегодня обычно
наблюдают на экране монитора, поскольку существует
множество роликов, которые можно найти в сети и
любоваться
чудесными
симметричными
узорами.
Настоящий же калейдоскоп, который можно держать в
руках - это уже редкость. Сегодня мы с вами изготовим
калейдоскоп из подручных средств.
3. Постановка
цели занятия
Узнать
способ
получения
красивых
узоров
в
калейдоскопе, сделать калейдоскоп своими руками.
4. История
создания
Название свое «калейдоскоп»
получил от греческого
(калос) - красивый, (эйдос) - вид и (скопео) - смотрю,
наблюдаю.
В
1816
году
во
время
проведения
эксперимента с поляризацией света открыт шотландским
физиком Дэвидом Брюстером. Он с самого детства
интересовался свойствами стекла и света. Калейдоскоп
принес Брюстеру славу первооткрывателя.
У нас в России калейдоскоп появился в конце 18 века и
изобрел его великий русский ученый М. В. Ломоносов,
который восхищался красотой стекла и изучал различные
способы
его
применения.
Три
его
калейдоскопа
в
настоящее время хранятся в Эрмитаже. К сожалению,
изобретение Ломоносова не было запатентовано, т. к.
закон о патентах был принят в России только в 1812 году.
5.
Устройство
калейдоскопа
После
того,
как
мы
узнали
об
истории
создания
калейдоскопа, интересно узнать: а как же устроен этот
прибор? Что находится внутри него, раз позволяет видеть
такое многообразие всевозможных чудесных узоров,
которые при этом никогда не повторяются? И это лишь
часть вопросов, возникающих, как только к нам в руки
попадает калейдоскоп.
Калейдоско
́
п — оптический прибор-игрушка, чаще всего
в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или
более
трёх)
продольных,
сложенных
под
углом
зеркальных стекла; при поворачивании трубки вокруг
продольной оси цветные элементы, находящиеся между
зеркалами,
отражаются
и
создают
меняющиеся
симметричные узоры. Различное взаимное расположение
зеркал
позволяет
получить
разное
количество
дублированных изображений.
6.
Виды
калейдоскопов
Сегодня существует несколько основных разновидностей
калейдоскопов. Классический калейдоскоп подразумевает
наличие разноцветной засыпки, которая перемещается при
вращении
корпуса
калейдоскопа
вокруг
своей
оси.
Гелевые
(или масляные) калейдоскопы существуют в
нескольких вариантах исполнения. Объединяет их всех
наличие гелеобразного вещества, в котором присутствует
разноцветная засыпка, иногда в виде бисера, цветных
стекол,
фигурных
элементов
из
фольги
и
других
материалов. В них перед глазами возникает эффект
движения благодаря перетеканию гелевого раствора с
разноцветной засыпкой, который отражается в системе
зеркал. Калейдоскоп с вращающимися кольцами больше
известен в странах Востока, чем в России. Традиционная
оптическая схема из трех зеркал внутри отражает узоры,
которые создаются вращением одного или двух колец на
торце трубки. Талейдоскопы (или теледоскопы) – изделия
с традиционной оптической схемой, не имеющие внутри
цветной засыпки. Их секрет кроется в другом: узоры
создаются из отражения частичек окружающего нас мира.
Фрагмент изображения, на который направлена труба
талейдоскопа,
увеличивается
благодаря
линзе
и
многократно
отражается
от
зеркальной
внутренней
призмы. Внутри талейдоскопа привычное нам окружение
трансформируется в необыкновенный мир.
7.
Подготовка к
работе
Нам понадобятся: цветная бумага; скотч; клей-карандаш;
пластмассовые линейки для изготовления трех зеркал;
калька; различные блестящие фигурки и бисер; ножницы;
втулка от фольги
8.
Техника
безопасности
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не
отвлекать других. Храните ножницы в отдельном месте,
кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы, вперед кольцами с сомкнутыми
лезвиями.
Нельзя
резать
на
ходу.
При
работе
с
ножницами,
необходимо
следить,
за
движением
и
положением лезвий, во время работы.
Правильная посадка во время работы.
Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так
как
при
другом
положении
ног
нарушается
кровообращение. Свет должен падать слева или спереди.
Нельзя опираться грудью на стол. Руки должны быть
согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10
см. Расстояние от глаз до изделия или детали, должно
быть 30-40 см. В процессе работы следует периодически
менять
положение
корпуса
(из
слегка
согнутого
к
выпрямленному и обратно)
9.
Изготовлени
е калейдоскопа
1.
Сложим 3 одинаковые пластмассовые линейки
плоской
стороной
внутрь
и
перемотаем
скотчем.
Получим трехгранную призму. С одного конца призму
заклеить
скотчем
(он
тоже
обладает
отражающей
способностью). Это будет объектив нашего калейдоскопа.
2.
Чтобы свет со стороны не проникал в призму,
плотно обмотаем её темной цветной бумагой и закрепим
скотчем. Лишнее обрежем ножницами.
3.
Для получения узорной камеры снова плотно
обмотаем призму картоном так, чтобы картон на 1-1,5 см
выходил за край объектива. Проклеиваем скотчем.
4.
В полученную камеру высыпаем наши крашения
(бисер, пайетки, кусочки пластика, цветной бумаги).
Накрываем узорную камеру калькой и плотно крепим её к
призме. Калейдоскоп готов.
5.
Можно
украсить,
обклеив
фольгой,
цветной
бумагой, рисунками. При желании обмотать картоном,
чтобы получилась трубка, и сделать окуляр.
6.
Для создания окуляра нужно вырезать из черной
бумаги кружок с отверстием посередине.
10.
Итог
занятия
Узнать
способ
получения
красивых
узоров
в
калейдоскопе; Сделать калейдоскоп своими руками.