Автор: Захарова Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с № 58" Населённый пункт: Северск Наименование материала: конспект Тема: Музей одного образа. Сказки Раздел: дошкольное образование
Цели: учить детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и сказочным
героям;
Развивать творческое воображение ребенка, способствовать освоению образных
движений.
Познакомить с историей возникновения сказок, разными видами театра.
Оборудование:
Магнитофон
Аудиокассета с записью звуков леса
Мяч «колобок»
Картинки с изображениями сказок.
Ход занятия:
Сказочница: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в музей сказок.
Я расскажу вам как давным давно люди стали придумывать сказки, а чтобы было
интересно
их
рассказывать,
они
придумали
кукол.
Сначала
одну,
которую
назвали
Петрушкой, который разговаривал с людьми и рассказывал им разные истории. Потом
Петрушке одному стало скучно и люди решили изготавливать разных героев, о которых
рассказывают сказки и не только таких как Петрушка, а разных.
Все любят сказки. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий
нашими мечтами и фантазиями. Вспомните бабу Ягу-костяную ногу в избушке на курьих
ножках, Кощея Бессмертного, чахнущего под златом, леших, русалок и прочую нечисть…,
а богатыри, а Василиса-красавица…
Но кто-нибудь задумывался, есть ли за этими сказаниями реальные события, были ли
сказочные герои самыми обычными людьми, чья жизнь и приключения могли стать
основой для сказок.
А почему бы и нет? Например, Лешим мог оказаться кто-то, долго живущий в лесу,
отвыкший от общения с людьми, но хорошо ладивший с лесом и его обитателями.
Н у ,
В а с и л и с а - к р а с а в и ц а
–
т у т
в с е
п о н я т н о .
А вот Кощей Бессмертный похож на старика, женившегося на молодой девушке – и ее
родители деньги на этой сделки заработали, и вроде любит, а толку мало…
Баба-Яга не блещет добротой, скорее, она создает массу испытаний и неприятностей
для тех, кто идет этой дорогой. Избушка на курьих ножках и ее хозяйка – это преодоление
препятствий в доказательство себе, что ты чего-то достиг, ты что-то можешь…
Что такое сказки? Не обычная ли реальность была основой для столь искусных творений
человеческой мысли, наших мечтаний, наших надежд.
Мы
отправимся
в
путешествие.
Вы
согласны
отправиться
со
мной
в
это
путешествие? Тогда приготовьтесь – мы отправляемся…
Сказочница: Мы отправляемся в сказочный лес (включает аудиокассеты с записью звуков
леса).
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
Мы пойдем гулять сейчас
И зовем скорее вас!
Сказочница: Посмотрите, кто нам повстречался.
Игра-упражнение «Колобок».
Мы с вами встаем в круг и будем катать друг другу мяч-колобок. Тот к кому он
прикатиться отвечает на мой вопрос. Согласны?
Вопросы: 1. Откуда я появился?
2. Когда я катился по дорожке, кого встретил? Назовите первого и последнего
героя?
( Заяц и лиса)
А еще у него есть сказочные друзья, расскажите о них.
Картинки: «Дед Мороз»
1.
Назвать персонажа?
2.
На чем он ездит?
( Тройка лошадей, сани)
3.
Что у него в правой руке и зачем?
( Посох, можно колдовать, опираться)
4.
Назвать сказки с этим персонажем? Но условие: не менее двух.
(«Морозко», «Мороз Иванович», «Два Мороза», «Снегурочка»)
«Баба Яга»
1.
Назвать персонаж.
2.
Какой у нее домик?
(на курьих ножках)
3.
Что умеет делать сказочного?
( колдовать, летать на ступе)
4.
Какое животное - помощник у нее живет?
( черный кот-баюн)
Молодцы! Знакомы с моими друзьями, а теперь я приглашаю вас прогуляться по
сказочному лесу.
Игра-имитация: «Лесная аэробика»
Сказочница: Мы будем слушать и этих зверей изображать. Вставайте каждый на свою
тропинку леса.
Мышка, мышка
Серое пальтишко
Мышка тихо идет
В норку зернышко несет
А за мышкой шел медведь
Да как начал он реветь:
«У-у-у! У-у-у!
Я вразвалочку иду!»
А веселые зайчата
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок
Через поле за лесок.
Шел по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток – и молчок.
Птички в гнездышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, всем привет!
Мы летаем выше всех!»
(Н.Воронова)
Сказочница: До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали.
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Н.Воронова)
Сказочница: Ребята, я ведь к вам пришла не с пустыми руками, я принесла вам подарочек.
Вот здесь, под пеньком его оставляла, в корзиночке. Заглядывает в корзинку, а там вместо
подарка (подарок на дне) лежит письмо от Бабы-Яги.
( Конверт открывается и включается аудиозапись письма )
Б-Я: Ха-ха-ха! Мои голубчики! Подарочек захотели? Сказочный? Как бы не так! Я сказки
больше вас люблю и поэтому подарок ваш похитила и спрятала в надежном месте. Но
если вы выполните все мои задания и докажете мне, что тоже любите и хорошо знаете
сказки, то, так уж и быть, верну вам назад подарок Волшебницы!
Сказочницы: Ну что, докажем Бабе-Яге, что мы тоже очень любим и хорошо знаем
сказки?
Дети: Да!
Сказочница: Тогда не будем терять ни минуты! А для того, чтобы выполнить первое
задание, надо отгадать загадку:
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут!
Дети: Гуси-лебеди.
Сказочница: Правильно. Слушайте первое задание Бабы-Яги, оно называется «Отгадай
запреты».
1.
Что нельзя было делать девочке в сказке.
( уходить со двора)
Сказка «Маша и медведь». Что нельзя было делать в этой сказке?
Отставать от подружек.
Не садиться на пенек, не есть пирожок.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что запрещала Аленушка братцу?
Пить воду из лужи .
Сказочница: Молодцы, вы справились с первым заданием Бабы-Яги, давайте отгадаем
загадку и перейдем ко второму заданию:
Уговаривала братца
Старшая сестрица:
Ты из лужицы не пей
Мутную водицу.
Но не послушался мальчонка
И превратился он в козленка.
Дети: Это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Сказочница: Правильно, слушайте теперь второе задание Бабы-Яги. Оно называется
«Угадай сказку». Назовите сказу, отрывок из которой вы услышите.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
( А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его и могучем богатыре Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)
Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом.
И садится под кустом.
Звёзды на небе считает
И краюшку уплетает.
( П. Ершов «Конёк-горбунок» )
Волки от испуга скушали друг друга,
Бедный крокодил жабу проглотил.
А слониха вся, дрожа, так и села на ежа.
( К. Чуковский «Тараканище»)
Милый, милый Людоед,
Смилуйся над нами.
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
( К. Чуковский «Бармалей»)
Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказывать про такую победу.
Делать нечего – черти собрали оброк…
( А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» )
Сказочница: Молодцы, вы справились со вторым заданием, переходим к третьему:
Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке,
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал.
Дети: Сказка называется «По щучьему велению»
Сказочница: Третье задание называется «Угадай из какой сказки предмет». Мне нужны
восемь помощников.
(На столе под покрывалом лежат предметы…)
- Горшочек мёда
- Ключ
- Аленький цветочек
- Волшебное зеркало
- Горошина
- Яйцо
- Лук и стрелы
- Игла
Сказочница: Молодцы, вы справились со всеми заданиями Бабы-Яги, пора бы и подарочек
получить, но где же оно?
( Звучит аудиозапись письма Бабы-Яги)
Баба-Яга: Так и быть, возвращаю вам подарок и признаю, что вы, так же как и я, знаете и
любите сказки. До новых встреч на страницах книг!
Сказочница: Спасибо вам, ребята, за то, что вы любите сказки и так хорошо их знаете.
Мне было очень приятно встретиться с вами, а теперь пришла пора нам с вами прощаться.
Я с радостью дарю вам фломастеры, чтобы вы могли рисовать своих любимых сказочных
героев.
Дома выберите с мамой книжку с любимой сказкой и прочитайте ее. До встречи!