Напоминание

«Использование дидактических игр в коррекции звукопроизношения детей с ОВЗ»


Автор: Трубникова Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ №123
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование дидактических игр в коррекции звукопроизношения детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование дидактических игр в коррекции

звукопроизношения детей с ОВЗ»

В ходе логопедической работы с детьми я обратила внимание на некоторые

трудности. Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения

-

одна

из

важнейших

составляющих

этапа

формирования

первичных

произносительных умений и навыков, которая следует за постановкой звука.

Закрепление

правильного

звукопроизношения

характеризуется

продолжительностью и значительной трудоемкостью. Наиболее сложной работой

является автоматизация звука в слогах. Дело в том, что отдельный слог, как и

звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им

как

структурный компонент речевого высказывания.

Я

стремилась

сделать

занятия

по

автоматизации

интересными,

разнообразными, а значит продуктивными и эффективными. А как? Конечно, с

помощью игры. Логопедический опыт показывает, что игра способствует более

успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками, особенно если

дети с ограниченными возможностями здоровья . Только в условиях игры

появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном

материале при сохранении эмоционального

положительного отношения детей

к заданию.

Игра включает внимание, развивает произвольную память. Применение

игровых приемов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную

и активизирует мыслительную деятельность.

Потому,

я пришла к выводу о необходимости широко использовать и

разнообразить игровые методы,

приёмы и средства в своей работе, чтобы

удержать внимание и интерес детей в процессе занятий.

Это позволило решить сразу несколько задач:

• Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе

исправления звукопроизношения.

• Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

• Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

• Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

• Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая

их подчиняться правилам игры.

Занимаясь с детьми, я поняла, что использование дидактических игр и

игровых приёмов при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного

возраста с ОВЗ, в частности, автоматизации звуков эффективно в работе с детьми.

Поэтому

дидактических

игры

и

игровые

приёмы

обязательно включаю в логопедическую практику.

Игры по автоматизации звука изолированно и в слогах

.

Цель: автоматизация звука изолировано или в слогах.

1.

«Логопедические дорожки»: «Весёлое путешествие», «Самолёты», «Помоги

змейке, пчёлке, гномику и др.»,

Оборудование: игровое поле с героем и путь,

который он проделывает.

Ход игры: Ребёнок ставит пальчик на начало

пути и проводит им до конца, произнося звук,

соответствующий герою путешествия: Р-Р-Р

или Ж-Ж-Ж или ЛА-Ла Ла др. По игровому

полю вместо пальца могут двигаться

игрушечные машины или животные.

------------------------------

2. «Лесенка», «На качелях», «По дорожке», «Пирамида» и др.

Оборудование: тренажёр для развития

графомоторных навыков, игрушечная

лесенка, пирамида, игровое оборудование

для развития мелкой моторики и др.

Ход игры: Ребёнок шагает пальчиками по

лесенке, собирает пирамиду, передвигает

фигурки на панно для развития мелкой

моторики и произносит закрепляемый

звук.

-------------------------------

3. «Добавь любимый звук тигра (жука, куклы Сони, и т.д.)»

Ход игры: Ребёнок добавляет звук в конце слова: Вот дедушка Его…р. Он несёт

топо…р. -------------------------------

4. «Построй башню»

Оборудование: кубики.

Ход игры:

Ребёнок произносит звук, сопровождая выстраиванием башни из

кубиков или конструктора

--------------------------------

5. «Научи Незнайку, тигрёнка, змейку и др.»

Оборудование: игрушка (или пальчиковая кукла)

Ход игры: Логопед берет игрушку (или пальчиковую куклу) и просит ребенка

научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок произносит

звук, логопед озвучивает игрушку.

--------------------------------

6. «Рисуем дорожку змейки, ёлочку, забор»

Оборудование: карандаш, бумага.

Ход игры: Ребенок произносит звуки или слоги и

рисует дорожку, забор.

---------------------------------

7. «Пальчики здороваются»

Ход игры: Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца,

произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к

указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или

слог.

-------------------------------------

8. «Внимательные ушки»

Ход игры: Ребенок произносит звук или слог, логопед при этом поощряет: “Как

хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для

правого уха (логопед показывает на свои уши).

--------------------------------------

9. «Кто дальше протянет нитку?»

Оборудование: катушка с ниткой.

Ход игры: Логопед и ребенок как можно дольше произносят звук, вытягивая нитку

из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.

-----------------------------------------

10. «Капитошка»

Оборудование: картинка Капитошки

и капелек.

Ход

игры:

Ребенок

пальчиком

«прыгает» по капелькам и произносит

звук или слог.

----------------------------------

11. «Цветочек»

Ход игры: Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков

(лепестки открываются и закрываются).

--------------------------------

12. «Маленькие ножки бежали по дорожке»

Ход игры: Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося

на каждый шаг звук или слог.

-------------------------------------

13. «Прокати мяч»

Оборудование: мяч

Ход игры: Логопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу. Пока катится мяч,

ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и

произнося длительно звук или слог.

---------------------------------

14. «Волшебная палочка»

Оборудование: палочка.

Ход игры: Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько логопед ударил

палочкой.

15. «Соберем грибы, ягоды, игрушки в корзину»

Оборудование: счётный материал, предметные картинки и др.

Ход игры: Ребёнок произносит звук или слог, цепочки слогов, либо называет

картинку и кладёт оборудование в корзину.

---------------------------

16. «Подбрось-поймай мяч»

Оборудование: мяч

Ход игры: Ребенок подбрасывает мяч вверх, произнося при этом заданный звук,

слог.

---------------------------------

18. «Лягушка-попрыгушка»

Оборудование:

игровое

поле,

на

котором

нарисовано

болото

с

лягушками.

Ход игры: Ребёнок ставит палец на

лягушку,

произнося нужные звуки

или слоги.

-----------------------------------

19. «Ромашка»

Оборудование: На листе нарисована ромашка, ее центре написана нужная буква,

обозначающая согласный звук, а на лепестках – буквы, обозначающие гласные

звуки.

Ход игры: Ребенок проводит пальцем от середины цветка к лепесткам и читает

прямые слоги. Затем обратные слоги.

II. Игры по автоматизации звука в словах.

Цель: автоматизация звука в словах.

1.

«Украсим ёлочку игрушками»

Оборудование: ёлочка – плоскостное

изображение, предметные картинки на

заданный звук.

Ход игры: Ребёнок берёт предметную

картинку на заданный звук и кладёт её на

ёлочку, произнося слово.

----------------------------------

2. «Весёлые путешественники»

Оборудование: Плоскостные изображения

поезда, самолета или машины предметные

картинки с отрабатываемыми звуками.

Ход игры: Дети «рассаживают» животных,

птиц, насекомых в поезд или самолет. Правильно

называя слова.

---------------------------------------

3. «Лабиринты», «Улитки», «Ходилки»

Оборудование:

игровое

поле

с

картинками

на

заданный звук.

Ход игры: Дети проходят в нужном направлении и

проговаривают слова с заданным звуком.

-----------------------------------------

4. «Исправь малыша»

Оборудование: кукла-малыш.

Ход игры:

Логопед озвучивает куклу-малыша, неправильно произнося или

пропуская

автоматизируемый звук

в

слове.

Ребенок исправляет дефектное

произношение малыша.

------------------------------------------

5. «В магазине»

Оборудование: картинка магазина, на полках

которого лежат продукты, в названии которых

есть нужный звук, и девочки-покупателя.

Ход игры:

Ребенок называет продукты,

которые

покупает

девочка,

хорошо

проговаривая нужный звук.

----------------------------------------

6. «Одень ребятишек»

Оборудование: картинка на которой изображены мальчик и девочка.

Ход игры:

Детям нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке –

летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные

картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).

---------------------------------------------

7. «Назови ласково»

Оборудование: мяч

Ход игры: Педагог говорит:

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

Ч (Ш) – наш самый нежный звук

Не откажемся мы от его услуг.

Логопед бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и

называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-

Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко,

горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).

----------------------------------------

8. «Родители и детки»

Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а

ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-

медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).

--------------------------------------------

9. «Путешествия в сказку»

Цель: автоматизация звука Л в словах

Оборудование:

картинки с изображением сказочных героев

Ход

игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки. Каждый ребенок

выбирает себе картинку, в названии которой есть звук Л и называет сказку

(колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.).

----------------------------------------------

10. «Один – много»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Оборудование: мяч

Ход игры: педагог бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе.

Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы,

дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).

------------------------------------------------

11. «Вещи, которые нас окружают»

Оборудование: картинки с изображением

Ход игры: Много есть вещей полезных,

Деревянных и железных,

Что помогут нам всегда,

Нам без них ни как нельзя.

Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-

качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).

------------------------------------------------

12. «Лабиринты», «Улитки»

Оборудование:

игровое

поле

с

картинками на заданный звук.

Ход игры: Педагог объясняет детям,

что им нужно пройти по стрелкам и

назвать предметы.

---------------------------------------------------

13. «Буратино и Мальвина»

Цель: автоматизация звуков в словах, развитие фонематического слуха.

Оборудование: Плоскостные изображения Буратино и Мальвины, предметные

картинки, содержащие нужный звук.

Ход игры: Педагог объясняет детям,

что Буратино и Мальвина собираются в

школу.

Нужно

дать

Мальвине

предметы, в названиях которых есть

нужный звук, а Буратино школьные

принадлежности, в названиях которых

его нет. Дети раскладывают картинки.

Педагог предлагает рассказать, что есть

у Мальвины

III.

Игры по автоматизации звука в словосочетаниях и предложениях.

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях.

1.

«Придумай словосочетания»

Оборудование: Предметные картинки, содержащие в названиях нужный звук.

Ход игры: Ребёнку нужно выбрать картинку и придумать с ней словосочетание:

«Пушистая кошка», «Мягкая подушка», «Добрая бабушка» и др.

-----------------------------------------------

2. «Украшаем шапки»

Оборудование: Плоскостные

изображения вязаных шапочек, контейнер

с предметными картинками, содержащими

в названиях

звук [ш].

Ход игры: Ребёнку нужно выбрать

картинку, положить ее на шапку

и сказать предложение: «Я украшу шапку

вишней» или

«Я вышью на шапке

мышку».

---------------------------------------------

3. «Праздничный ужин»

Оборудование: картинка на которой

нарисован продукт и блюдо,

приготовленное из него.

Ход игры: Ребенок должен сказать

полным предложением

что из чего готовят блюдо: «Из

моркови готовят морковный салат».

-----------------------------

4. «Путаница»

Оборудование: картинки-нелепицы

Ход игры:

Ребенок должен найти смысловую ошибку в предъявляемых

картинках и исправить ее.

--------------------------------------------------

5. «Что где находится»

Оборудование: Предметные картинки, разложенные рядами.

Ход игры:

Логопед спрашивает ребёнка: «Что находится между сумкой и

стаканом?»,

ребёнок

отвечает

полным

предложением,

в

соответствии

с

расположением предметов.



В раздел образования