Автор: Трубникова Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ №123
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование дидактических игр в коррекции звукопроизношения детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
«Использование дидактических игр в коррекции
звукопроизношения детей с ОВЗ»
В ходе логопедической работы с детьми я обратила внимание на некоторые
трудности. Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения
-
одна
из
важнейших
составляющих
этапа
формирования
первичных
произносительных умений и навыков, которая следует за постановкой звука.
Закрепление
правильного
звукопроизношения
характеризуется
продолжительностью и значительной трудоемкостью. Наиболее сложной работой
является автоматизация звука в слогах. Дело в том, что отдельный слог, как и
звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им
как
структурный компонент речевого высказывания.
Я
стремилась
сделать
занятия
по
автоматизации
интересными,
разнообразными, а значит продуктивными и эффективными. А как? Конечно, с
помощью игры. Логопедический опыт показывает, что игра способствует более
успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками, особенно если
дети с ограниченными возможностями здоровья . Только в условиях игры
появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном
материале при сохранении эмоционального
положительного отношения детей
к заданию.
Игра включает внимание, развивает произвольную память. Применение
игровых приемов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную
и активизирует мыслительную деятельность.
Потому,
я пришла к выводу о необходимости широко использовать и
разнообразить игровые методы,
приёмы и средства в своей работе, чтобы
удержать внимание и интерес детей в процессе занятий.
Это позволило решить сразу несколько задач:
• Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе
исправления звукопроизношения.
• Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
• Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
• Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
• Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая
их подчиняться правилам игры.
Занимаясь с детьми, я поняла, что использование дидактических игр и
игровых приёмов при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного
возраста с ОВЗ, в частности, автоматизации звуков эффективно в работе с детьми.
Поэтому
дидактических
игры
и
игровые
приёмы
обязательно включаю в логопедическую практику.
Игры по автоматизации звука изолированно и в слогах
.
Цель: автоматизация звука изолировано или в слогах.
1.
«Логопедические дорожки»: «Весёлое путешествие», «Самолёты», «Помоги
змейке, пчёлке, гномику и др.»,
Оборудование: игровое поле с героем и путь,
который он проделывает.
Ход игры: Ребёнок ставит пальчик на начало
пути и проводит им до конца, произнося звук,
соответствующий герою путешествия: Р-Р-Р
или Ж-Ж-Ж или ЛА-Ла Ла др. По игровому
полю вместо пальца могут двигаться
игрушечные машины или животные.
------------------------------
2. «Лесенка», «На качелях», «По дорожке», «Пирамида» и др.
Оборудование: тренажёр для развития
графомоторных навыков, игрушечная
лесенка, пирамида, игровое оборудование
для развития мелкой моторики и др.
Ход игры: Ребёнок шагает пальчиками по
лесенке, собирает пирамиду, передвигает
фигурки на панно для развития мелкой
моторики и произносит закрепляемый
звук.
-------------------------------
3. «Добавь любимый звук тигра (жука, куклы Сони, и т.д.)»
Ход игры: Ребёнок добавляет звук в конце слова: Вот дедушка Его…р. Он несёт
топо…р. -------------------------------
4. «Построй башню»
Оборудование: кубики.
Ход игры:
Ребёнок произносит звук, сопровождая выстраиванием башни из
кубиков или конструктора
--------------------------------
5. «Научи Незнайку, тигрёнка, змейку и др.»
Оборудование: игрушка (или пальчиковая кукла)
Ход игры: Логопед берет игрушку (или пальчиковую куклу) и просит ребенка
научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок произносит
звук, логопед озвучивает игрушку.
--------------------------------
6. «Рисуем дорожку змейки, ёлочку, забор»
Оборудование: карандаш, бумага.
Ход игры: Ребенок произносит звуки или слоги и
рисует дорожку, забор.
---------------------------------
7. «Пальчики здороваются»
Ход игры: Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца,
произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к
указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или
слог.
-------------------------------------
8. «Внимательные ушки»
Ход игры: Ребенок произносит звук или слог, логопед при этом поощряет: “Как
хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для
правого уха (логопед показывает на свои уши).
--------------------------------------
9. «Кто дальше протянет нитку?»
Оборудование: катушка с ниткой.
Ход игры: Логопед и ребенок как можно дольше произносят звук, вытягивая нитку
из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.
-----------------------------------------
10. «Капитошка»
Оборудование: картинка Капитошки
и капелек.
Ход
игры:
Ребенок
пальчиком
«прыгает» по капелькам и произносит
звук или слог.
----------------------------------
11. «Цветочек»
Ход игры: Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков
(лепестки открываются и закрываются).
--------------------------------
12. «Маленькие ножки бежали по дорожке»
Ход игры: Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося
на каждый шаг звук или слог.
-------------------------------------
13. «Прокати мяч»
Оборудование: мяч
Ход игры: Логопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу. Пока катится мяч,
ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и
произнося длительно звук или слог.
---------------------------------
14. «Волшебная палочка»
Оборудование: палочка.
Ход игры: Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько логопед ударил
палочкой.
15. «Соберем грибы, ягоды, игрушки в корзину»
Оборудование: счётный материал, предметные картинки и др.
Ход игры: Ребёнок произносит звук или слог, цепочки слогов, либо называет
картинку и кладёт оборудование в корзину.
---------------------------
16. «Подбрось-поймай мяч»
Оборудование: мяч
Ход игры: Ребенок подбрасывает мяч вверх, произнося при этом заданный звук,
слог.
---------------------------------
18. «Лягушка-попрыгушка»
Оборудование:
игровое
поле,
на
котором
нарисовано
болото
с
лягушками.
Ход игры: Ребёнок ставит палец на
лягушку,
произнося нужные звуки
или слоги.
-----------------------------------
19. «Ромашка»
Оборудование: На листе нарисована ромашка, ее центре написана нужная буква,
обозначающая согласный звук, а на лепестках – буквы, обозначающие гласные
звуки.
Ход игры: Ребенок проводит пальцем от середины цветка к лепесткам и читает
прямые слоги. Затем обратные слоги.
II. Игры по автоматизации звука в словах.
Цель: автоматизация звука в словах.
1.
«Украсим ёлочку игрушками»
Оборудование: ёлочка – плоскостное
изображение, предметные картинки на
заданный звук.
Ход игры: Ребёнок берёт предметную
картинку на заданный звук и кладёт её на
ёлочку, произнося слово.
----------------------------------
2. «Весёлые путешественники»
Оборудование: Плоскостные изображения
поезда, самолета или машины предметные
картинки с отрабатываемыми звуками.
Ход игры: Дети «рассаживают» животных,
птиц, насекомых в поезд или самолет. Правильно
называя слова.
---------------------------------------
3. «Лабиринты», «Улитки», «Ходилки»
Оборудование:
игровое
поле
с
картинками
на
заданный звук.
Ход игры: Дети проходят в нужном направлении и
проговаривают слова с заданным звуком.
-----------------------------------------
4. «Исправь малыша»
Оборудование: кукла-малыш.
Ход игры:
Логопед озвучивает куклу-малыша, неправильно произнося или
пропуская
автоматизируемый звук
в
слове.
Ребенок исправляет дефектное
произношение малыша.
------------------------------------------
5. «В магазине»
Оборудование: картинка магазина, на полках
которого лежат продукты, в названии которых
есть нужный звук, и девочки-покупателя.
Ход игры:
Ребенок называет продукты,
которые
покупает
девочка,
хорошо
проговаривая нужный звук.
----------------------------------------
6. «Одень ребятишек»
Оборудование: картинка на которой изображены мальчик и девочка.
Ход игры:
Детям нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке –
летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные
картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
---------------------------------------------
7. «Назови ласково»
Оборудование: мяч
Ход игры: Педагог говорит:
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук
Не откажемся мы от его услуг.
Логопед бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и
называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-
Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко,
горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).
----------------------------------------
8. «Родители и детки»
Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а
ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-
медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
--------------------------------------------
9. «Путешествия в сказку»
Цель: автоматизация звука Л в словах
Оборудование:
картинки с изображением сказочных героев
Ход
игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки. Каждый ребенок
выбирает себе картинку, в названии которой есть звук Л и называет сказку
(колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.).
----------------------------------------------
10. «Один – много»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Оборудование: мяч
Ход игры: педагог бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе.
Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы,
дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
------------------------------------------------
11. «Вещи, которые нас окружают»
Оборудование: картинки с изображением
Ход игры: Много есть вещей полезных,
Деревянных и железных,
Что помогут нам всегда,
Нам без них ни как нельзя.
Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-
качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).
------------------------------------------------
12. «Лабиринты», «Улитки»
Оборудование:
игровое
поле
с
картинками на заданный звук.
Ход игры: Педагог объясняет детям,
что им нужно пройти по стрелкам и
назвать предметы.
---------------------------------------------------
13. «Буратино и Мальвина»
Цель: автоматизация звуков в словах, развитие фонематического слуха.
Оборудование: Плоскостные изображения Буратино и Мальвины, предметные
картинки, содержащие нужный звук.
Ход игры: Педагог объясняет детям,
что Буратино и Мальвина собираются в
школу.
Нужно
дать
Мальвине
предметы, в названиях которых есть
нужный звук, а Буратино школьные
принадлежности, в названиях которых
его нет. Дети раскладывают картинки.
Педагог предлагает рассказать, что есть
у Мальвины
III.
Игры по автоматизации звука в словосочетаниях и предложениях.
Цель: автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях.
1.
«Придумай словосочетания»
Оборудование: Предметные картинки, содержащие в названиях нужный звук.
Ход игры: Ребёнку нужно выбрать картинку и придумать с ней словосочетание:
«Пушистая кошка», «Мягкая подушка», «Добрая бабушка» и др.
-----------------------------------------------
2. «Украшаем шапки»
Оборудование: Плоскостные
изображения вязаных шапочек, контейнер
с предметными картинками, содержащими
в названиях
звук [ш].
Ход игры: Ребёнку нужно выбрать
картинку, положить ее на шапку
и сказать предложение: «Я украшу шапку
вишней» или
«Я вышью на шапке
мышку».
---------------------------------------------
3. «Праздничный ужин»
Оборудование: картинка на которой
нарисован продукт и блюдо,
приготовленное из него.
Ход игры: Ребенок должен сказать
полным предложением
что из чего готовят блюдо: «Из
моркови готовят морковный салат».
-----------------------------
4. «Путаница»
Оборудование: картинки-нелепицы
Ход игры:
Ребенок должен найти смысловую ошибку в предъявляемых
картинках и исправить ее.
--------------------------------------------------
5. «Что где находится»
Оборудование: Предметные картинки, разложенные рядами.
Ход игры:
Логопед спрашивает ребёнка: «Что находится между сумкой и
стаканом?»,
ребёнок
отвечает
полным
предложением,
в
соответствии
с
расположением предметов.