Автор: Беспалова Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад 27
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека пальчиковых игр для детей ясельной группы
Раздел: дошкольное образование
Картотека
пальчиковых игр для
детей
ясельной группы
СЕНТЯБРЬ
Тема 1. Здравствуй, детский сад
«В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик –
прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Дети поочередно загибают пальчики руки.
Дети машут кистями рук.
Тема 2. Урожай
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту мнем-мнем.
А потом, а потом мы ее жуем-
жуем.
Ам!
- говорить ритмично, руками показать как мы
рубим капусту.
- показать, как мы трем морковку.
- пальчики щепоткой – посолить.
- руками "мять" капусту.
- класть по очереди щепотками в рот.
Тема 3. Краски осени
«Дождь»
Капельки-
дождинки
Упали на
травинки.
Кап-кап
капельки,
Кап-кап
маленьки.
На ладошки
дети
Ловят капли
эти.
Кап-кап
капельки,
Кап-кап
маленьки.
раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли.
подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней,
делаем то же самое с другой ладонью.
Тема 4. Профессии
«Разные профессии»
Много есть профессий знатных, Соединять пальцы правой руки с большим
И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель… Последовательно соединять пальцы обеих рук с
большим
Сразу всех не называю, Сжимать и разжимать кулачки.
Вам продолжить предлагаю. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх
ОКТЯБРЬ
Тема 1. Животный мир
«Мышка»
У серой малышки —
Маленькой мышки
В это воскресенье
Будет день рожденья!
Вот она ушками
махала!
Уж она лапками
стучала!
Шевелила хвостиком
И звала всех в гости к
нам!
— собираем пальцы обеих рук в щепоть и двигаем ими по
столу, изображая мышек.
— раскрываем ладони и приставляем их к ушам, машем
сомкнутыми пальцами.
— хлопаем ладонями по столу.
— сгибаем и разгибаем указательные пальцы, изображая
мышиные хвостики.
— потираем ладони одна о другую.
Тема 2. Я – человек
«Части тела»
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие
части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
Тема 3. Народная культура и традиции в игре
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на
тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке
толстопятому,
Заиньке усатому.
- соединяем ладони и растираем их друг о друга.
- пальцами одной руки растираем каждый палец другой руки
от основания до кончиков.
Тема 4. Наш быт
«Варись, варись, кашка»
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее!
«Буль! Буль!..»
Варись, кашка, сладка
Из густого молока,
Изгустого молока,
Даизмелкой крупки... (Говорком.)
Утого, кто кашку съест, Вырастут
все зубки!
А. Рождественская
Водят указательным пальцем по ладошке другой
руки(«варят кашку»).
Произносят слова и сжимают и разжимают
пальцы.
«Варят кашку».
Грозят пальцем.
Щелкают зубами.
НОЯБРЬ
Тема 1. Дружба
«Котик»
Котик маленький
сидит
И ушами
шевелит.
Вот как, вот как,
Как ушами
шевелит.
Котик маленький
замерз
Прикрывает
лапкой нос.
Котик-котик,
Котофей!
Быстро мы тебя
согреем!
Прыг-скок, прыг-
скок!
Прыгай с пятки на
носок!
раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем
сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами,
потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью.
прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки
на носок
Тема 2. Транспорт
«Машины»
По шоссе идут
машины,
По асфальту едут
шины.
По дороге не беги,
Я скажу тебе: «Би-
би».
Крутят воображаемый руль.
Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно
друг другу. Погрозили пальцем.
Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
Тема 3. Предметный мир
«Какая у кого песенка?»
У ходиков песня такая:
— Тик. Тик. Тик. Руки — стрелки.
У птички-синички — такая:
— Пик. Пик. Пик. Ладошки клювиком.
У поросенка — такая:
— Рюх. Рюх. Рюх. Кольцо из большого и указательного пальцев.
У ежика песня такая:
— Плюх. Плюх. Плюх. Левая рука с растопыренными пальцами — колючками и по
ней шлепки правой ладонью.
У кисоньки песня такая: -Мяу, Мяу. Рука гладит кошечку.
А у рыбешки какая? Закрывают рот рукой.
Тема 4. Кто как готовится к зиме
«Зайчата»
Вот встречаются
зайчата.
Как согреться нам,
ребята?
Чтобы побыстрей
согреться,
Надо спинками
тереться.
Сжать пальчики в кулаки, а указательные и средние
выпрямить – «ушки». «Зайчики»-кулачки прыгают. Дети трут
кулачками друг о друга.
ДЕКАБРЬ
Тема 1. Здравствуй, зимушка-зима
«Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой
Я надену шубку,
Я надену шарфик,
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые пушистые,
Крошки – рукавички
На ручки натяну.
Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.
Тема 2. Зимушка-зима
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. пальчики «идут»
Бабу снежную лепили. Имитировать лепку комков
Птичек крошками кормили, Крошить хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались. Вести указательным пальцем правой руки по ладони
левой руки
А еще в снегу валялись. Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли, Отряхивать ладошки
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку
Тема 3. Новогодний калейдоскоп
«Елочка»
Праздник приближается,
ёлка наряжается:
Шарики висят,
Звёздочки горят,
А хлопушка - бом
Конфетти кругом!
-пальчики двух рук пропустить между собой (елка).
- «фонарики», кисти рук крутятся в воздухе.
- хлопок в ладоши.
- «клюем» пальчиками.
Тема 4. Новогодний калейдоскоп
«Новый год»
Вот снежок пошел, каждым пальчиком по очереди касаемся ладошки
противоположной руки
Дед Мороз пришел. пальчики шагают по столу
Дед Мороз большой делаем большой круг руками
В рукавицах, с бородой. «надеваем рукавицы» на руки, подносим руки к подбородку,
изображая бороду
ЯНВАРЬ
Тема 1. В гостях у сказки
«Курочка Ряба»
Мышка быстренько бежала, Мышка хвостиком
виляла.
Ой, яичко уронила.
Посмотрите-ка, разбила!
- бег пальцами по столу.
- имитация движения
«хвостиком».
- сжимают ручки в кулачки -
«яичко».
- «бросить» кисти рук вниз.
Тема 2. В гостях у сказки
«Колобок»
Тесто мы месили,
Пирожки лепили.
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,
Получился колобок.
Делают круговые движения кулачками.
Лепят «пирожки».
«Тарелочки».
Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони.
Тема 3. Зимние забавы
«Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре,
пять
Мы во двор пошли
гулять,
Бабу снежную слепили,
Птичек крошками
кормили,
С горки мы потом
катались,
А ещё в снегу валялись,
Все в снегу домой
пришли,
Суп поели,
Спать легли.
- загибают пальчики.
- указательным и средними пальчиками "идут" по столу.
- катают ручками "комок".
"кормят птичек ".
- ведут указательным пальцем правой руки по ладони
левой руки.
- кладут ладошки на стол то одной стороной, то
другой.
- отряхивают ладошки.
- "едят суп".
- ладошки под щечку.
Тема 4. Этикет
«Тихо — громко»
У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают.
Громче хлопают,
Сами хлопают,
Ну и хлопают,
Вот так хлопают!
У ребяток ножки топают,
Тихо-тихо ножки топают. Громче топают,
Сами топают,
Ну и топают,
Вот так топают!
Тихо хлопают в
ладоши.
Громко хлопают.
Тихо топают ногами.
Громко топают.
ФЕВРАЛЬ
Тема 1. Моя семья
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
- загибают поочередно пальцы, начиная с большого.
- хлопают в ладоши.
Тема 2. «Мой дом»
«Дом»
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
- постукивать кулачками друг о друга.
- соединить кончики пальцев обеих рук.
- поднять выпрямленные ладони вверх.
- похлопать в ладоши.
Тема 3. Наши защитники
«Наша армия»
Аты - баты, аты -
баты!
На парад идут
солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами
правой и левой руки.
Тема 4. Маленькие исследователи
«Шарик»
Надуваем быстро
шарик.
Он становится
большой.
Вдруг шар
лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонкий и
худой!
Пальцы сложить в замочек. Медленно их разводим. Кончики
пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут.
Хлопаем.
Смыкаем ладошки друг с другом.
МАРТ
Тема 1. «Женский день»
«Оладушки»
Как вчера у
бабушки
Мы пекли
оладушки.
Раз-два, румяные
Раз-два, горячие!
Раз-два, их
жарили!
Три —
поворачивали!
Вкусные
оладушки
Ели мы у
бабушки!
кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно
переворачиваем! их на тыльную сторону.
ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки.
повторяем первое движение.
ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки
Тема 2. Миром правит доброта
«Пес»
Возле будки дремлет пес,
Спит, закрывши лапой нос.
Накормить его забыли,
С поводка не отцепили,
И голодный наш Трезор
Грустно охраняет двор.
Я налью побольше щей,
Накормлю его скорей!
соединяем ладони с сомкнутыми пальцами крест-
накрест и качаем кистями рук вправо-влево,
вперед-назад.
ладонной стороной кисти одной руки поглаживаем
тыльную сторону другой
затем руки меняем.
поднимаем кисти рук ладонями наружу,
сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы.
Тема 3. Волшебница вода
«Дождик»
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще —
Станет трава гуще!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Русская народная песня
Поднимают руки и встряхивают кистями. Стучат
указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Встряхивают кистями рук.
Плавно поднимают руки вверх.
Грозят пальчиком.
Стучат кулаком по ладони другой руки.
Тема 4. Театральный калейдоскоп
"Часы "
Мышь полезла в первый
раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:
"Бом!",
Мышь скатилась
кувырком.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:
"Бом, бом!"
Мышь скатилась
кувырком.
Мышь полезла в третий
раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:
"Бом, бом, бом!"
Мышь скатилась
кувырком.
Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до
макушки.
Один хлопок над головой.
Руки "скатываются" на пол.
Два хлопка.
Руки "скатываются" на пол.
Три хлопка.
Руки "скатываются" на пол.
АПРЕЛЬ
Тема 1. Весна шагает по планете
«Птички»
В гости к нашей
сестричке
Весной прилетали
птички:
Эта птичка — совушка,
Ну, а эта — скворушка.
Эта птичка — воробей,
Ну, а эта — соловей.
Это — дятел, это —
стриж,
Это же — поющий чиж.
Эта птичка —
коростель,
Эта птичка —
свиристель,
Ну, а это издалека
Прилетела к нам сорока.
Поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц.
Называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно
каждый палец.
Тема 2. Мир вокруг нас
«МЕБЕЛЬ»
Мебель я начну считать:
Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх.
Тема 3. Быть здоровыми хотим
«Плескалочка»
Лейся вниз,
Вода текучая.
Вверх тянись,
Дитя растучее.
Смывайся, беда,
Как с гуся вода.
Л. Яхнин
Дети проводят ладонями по телу от головы до ног.
Поднимают руки и тянутся вверх, вставая на носки.
Проводят ладонями по лицу сверху вниз.
Тема 4. Путешествие с книгой
«Колобок»
1.Жили-были дед да баба
На поляне у реки. (Стучим кулачком о кулачок.)
2.И любили очень-очень
На сметане колобки. Сжимаем, разжимаем кулачки.
3.Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила. Встряхиваем кисти рук.
4.Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках. Трем ладошки.
5.Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий. Гладим поочередно руки.
6.Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно. Хлопаем в ладоши.
МАЙ
Тема 1. Праздник весны и труда
«Солнце»
Солнышко яркое в
небе сияло,
Лучами своими нас
согревало.
Тучки по небу
быстро бежали,
Лучики в тучках
надолго застряли.
Но появился ветер
могучий
И разогнал все
мрачные тучи.
Солнышко снова на
небе сияет,
Жаркие лучики нас
согревают.
— поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы
наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями
рук.
— соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук
выполняем перекатывающие движения.
— поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные
движения вправо-влево.
— снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».
Тема 2. Наши добрые дела
«Котик»
Котик маленький
сидит
И ушами
шевелит.
Вот как, вот как,
Как ушами
шевелит.
Котик маленький
замерз
Прикрывает
лапкой нос.
Котик-котик,
Котофей!
Быстро мы тебя
согреем!
Прыг-скок, прыг-
скок!
Прыгай с пятки на
носок!
раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем
сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами,
потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью.
прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки
на носок.
Тема 3. Мир природы
«ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»
Друг от друга деревья росли далеко Показать дерево обеими кистями)
Человеку пройти этот путь нелегко, Шагать указательным и средним пальцами
Только корни деревьев Приложить кисти друг к другу тыльными
Однажды сплелись, сторонами, пальцы вниз)
Будто дерева два навсегда обнялись
.
Тема 4. «Вот какие мы стали большие»
«Цветочек»
Как у Насти
маленькой
Есть цветочек
аленький,
А его лепестки
—.
Это пальцы у
руки.
Раз, два, три,
четыре, пять
Учим Настеньку
считать!
раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой
руки поглаживаем ее круговыми движениями
тем же указательным пальцем— слегка нажимаем на подушечки
пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от
основания до подушечки.
Повторяем все для другой руки.
ИЮНЬ
Тема 1. Здравствуй, лето!
«Паучок»
Паучок ходил по
ветке,
А за ним ходили
детки.
Дождик с неба
вдруг полил,
Паучков на землю
смыл.
Солнце стало
пригревать,
Паучок ползёт
опять,
А за ним ползут все
детки,
Чтобы погулять на
ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а
затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение
(дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качаем руками (солнышко светит).
Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на
голове.
Тема 2. День России
«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка
вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! «Обнимашки»
Моя страна
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля –(поочереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Тема 3. Краски лета
«Я рисую лето»
Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)
Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)
Солнце,
На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)
Тема 4. Мой любимый город
«Дом»
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
- постукивать кулачками друг о друга.
- соединить кончики пальцев обеих рук.
- поднять выпрямленные ладони вверх.
- похлопать в ладоши.
ИЮЛЬ
Тема 1. День семьи
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
- загибают поочередно пальцы, начиная с большого.
- хлопают в ладоши.
Тема 2. Уральские писатели детям
«Это я»
Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала левый,
потом правый глаз).
Это ушки. Вот. Вот. (Берутся за левое ухо, потом за правое)
Это нос. Это рот. (Показывают рот левой рукой, нос-правой)
Там спинка. Тут живот. (Кладут левую руку на спину,
правую – на живот).
Это ручки. Хлоп, хлоп. (Вытягивают вперёд обе руки, 2 раза
Хлопают).
Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бёдра, 2 раза топают)
Ой, устали. Вытрем лоб. (Проводят правой ладонью по лбу).
Тема 3. Удивительный мир насекомых
«ПЧЕЛА»
Прилетела к нам вчера. Машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк. На каждое название насекомого загибают
пальчик.
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и подносят к
глазам
Пожужжали, полетали, Машут ладошками,
От усталости упали. Роняют ладони на стол.
Тема 4. Мой огород
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту мнем-мнем.
А потом, а потом мы ее жуем-
жуем.
Ам!
- говорить ритмично, руками показать как мы
рубим капусту.
- показать, как мы трем морковку.
- пальчики щепоткой – посолить.
- руками "мять" капусту.
- класть по очереди щепотками в рот.
АВГУСТ
Тема 1. Малые олимпийские игры
«Десять птичек — стайка».
Десять птичек — стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: Спокойные взмахи расслабленными ладонями
Эта птичка — соловей, Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Эта птичка — воробей, левой руки
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. Загибаем по очереди пальцы начиная с
мизинца
Это-зяблик, это — стриж, правой руки
Это — развеселый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам. Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»
Тема 2. Мы построим город наш. День строителя
«Строим дом»
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным
пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём.
( Вращать кисти рук).
Тема 3. Азбука безопасности
«ТРАНСПОРТ»
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть:
Сжимать и разжимать пальчики.
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт.
Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Тема 4. Досвидания. лето!
«Мы пошли в лесок гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (загибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.