Автор: Харченко Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальноое дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №46
Населённый пункт: Московская область, п.Спартак
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Сказки фиолетового леса"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №46
Утверждаю:
Заведующий МДОУ №46
___________М.А.Лалаева
«___»___________2020 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Сказки фиолетового леса»
Автор-составитель:
Харченко И.А.
педагог дополнительного образования
п.Спартак, 2020г.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная образовательная программа «Сказки фиолетового леса»
направлена на развитие интеллектуальных способностей дошкольников на
основе их собственной творческой деятельности.
Данная Программа составлена в соответствии с:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012
г.
№
273-ФЗ.
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 1726-р) 3. Приказ Министерства просвещения РФ от
09.11.2018г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”. 4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и
организации
режима
образовательных
организаций
дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
04.07.2014
№
41)
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы).
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242) 6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18
августа 2017г. №09-1672 “О направлении методических рекомендаций”.
Департамент Государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи
Министерства
образования
и
науки
РФ
сообщает,
что
методические рекомендации “О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ” 14.12.2015 г. № 09-3564
отозваны как утратившие силу (письмо от 20.09.2016г. № 09-2312) 7.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от
11.12.2006 №06-1844).
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили
многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью
реформирования образовательной системы. Все современные программы и
технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи –
всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством
умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.
Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических
процессов. В настоящее время основным направлением педагогической
деятельности стало обучение детей самостоятельному получению информации,
что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное
коллективное рассуждение, и через игры. На смену традиционным методам
обучения и воспитания приходят новые, направленные на пробуждение у
ребенка способности к познанию. Становление познавательных процессов, и в
том числе воображения, не происходит самостоятельно, то есть непроизвольно.
Отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин доказывают, что
психические процессы необходимо развивать во время деятельности, а ведущим
видом творческой активности для дошкольников является игра. Существует
большое количество игр, способствующих развитию воображения и
познавательных способностей детей дошкольного возраста. Важно подбирать те
технологии и методики, которые помогают не только решить данную задачу, но
и заинтересовать как педагога, так и детей. Данная задача полностью
реализуется посредством технологии В,В. Воскобовича «Сказочные лабиринты
игры».
Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС
дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и
задачи.
Основные принципы:
самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка
через его включение в различные виды деятельности,
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.
1.2.
Актуальность Программы
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры.
Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень
динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым
материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности,
движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность
выполнения действий.
1.3.
Новизна Программы
Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное
мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику,
умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. В таких играх дети через
практику постигают теорию.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
- Игры разработаны, исходя из интересов детей.
Занимаясь
с
такими
игровыми
пособиями
дети
получают
истинное
удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Широкий возрастной диапазон.
В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет
большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
- Многофункциональность и универсальность.
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность
проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое
количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами,
цветом или формой, счетом и т.д.).
- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый
развивающий дидактический материал.
- Методическое сопровождение.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со
сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными
заданиями, вопросами и иллюстрациями.
Целевая группа
Дети дошкольного возраста 4 – 5 лет.
1.4.
Цель Программы
Развитие интеллектуально-творческих способностей детей посредством
развивающих игр В.Воскобовича.
Задачи Программы
- Развитие познавательной сферы детей: восприятия, внимания, памяти,
образного мышления, творческих способностей.
- Развитие познавательной активности и элементарной исследовательской
деятельности дошкольников.
- Развитие эмоциональной сферы детей (эмоциональной отзывчивости,
нравственных, этических качеств).
- Формирование коммуникативных навыков детей в совместной продуктивной
деятельности.
Срок реализации
1 год
Направленность Программы
Интеллектуально-творческая, естественнонаучная
1.5.
Краткое содержание Программы
Программа направлена на создание организованного педагогического процесса
с
применением
научно
обоснованных
методик
В.Воскобовича,
которые
являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игры и упражнения,
реализуемые в программе, учитывают возрастные особенности и интересы
ребенка.
Большинство
развивающих
игр Воскобовича
сопровождаются
специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками,
в которых
необходимо
выполнить
интересные
задания
или ответить
на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой
форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша
общению
и взаимопониманию.
Ребенок
самостоятельно
выбирает
темп
и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое. Дети в ходе
увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают
эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.
1.6.Планируемые результаты
- У детей повысится уровень развитияпознавательной сферы: восприятия,
внимания, памяти, образного мышления, творческих способностей.
-Дошкольники овладеют навыками элементарной исследовательской
деятельности; у детей повысится уровень познавательной активности.
- У детей будут формироваться эмоциональная отзывчивость, повысится
уровень нравственных, этических качеств.
- Дошкольники будут овладевать коммуникативными навыкамив совместной
продуктивной деятельности.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные
развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на
развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить
доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете,
самостоятельно приобретать знания.
По
решаемым
образовательным
задачам
все
развивающие
игры
В.В.
Воскобовича делятся на три группы.
Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В процессе
освоения
чисел,
геометрических
фигур,
пространственных
отношений
произойдет развитие мыслительных операций.
(«Геоконт»,
«Волшебная
восьмерка»,
«Конструктор
цифр»,
«Прозрачная
цифра»,
«Чудо
–
соты»,
«Чудо-крестики»,
«Двухцветный
квадрат
Воскобовича»).
Вторая группа - это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька»,
«Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на
шариках 1», », «Читайка на шариках 2»).
Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф «Ларчик»,
«Игровизор», «Геовизор»)
Игры
Цель
1. «Цифроцирк»
Формирование представлений о количественном составе чисел, обучение счету.
Совершенствование мелкой моторики руки и умений следовать внутреннему
плану действий.
Знакомство
с
цифрами
и
числами
натурального
ряда,
порядковым
и
количественным значением числа.
Усвоение счета и отсчета в пределах десяти.
Развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и объединять.
2. «Чудо-соты»
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, мелкой
моторики руки и умения конструирования целых фигур из частей.
Развитие сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины,
глазомера.
Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование
процессов логического мышления.
Знакомство с приемами сложения предметов из частей по образцу, развитие
умения самостоятельно создавать образы предметов и называть их.
3. «Кораблик Плюх-Плюх»
Совершенствование интеллекта.
Тренировка мелкой моторики рук.
Развитие
математических
представлений
о
цвете,
высоте
предметов,
пространственных представлениях, условной мерке (флажок), количественном и
порядковом счете, составе числа.
Развитие умений решать логико-математических задач.
4. «Чудо-цветик»
Освоение состава числа в пределах 10, соотношения целого и части (дробей).
Развитие умения составлять целое из частей по схематичному рисунку и
собственному замыслу.
Формирование умения анализировать, сравнивать.
Развитие внимания, памяти, воображение, творческих способностей.
Развитие мелкой моторики рук.
5. «Прозрачный
квадрат»
Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части,
пространственными отношениями предметов.
Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти,
элементов
логического
и
пространственного
мышления,
творческого
воображения.
Знакомство с такими физическими свойствами, как гибкость, прозрачность.
Развитие умения находить геометрические фигуры на пластинках и объединять
их в группы, конструировать квадраты из 2-3 геометрических фигур,
складывать из пластин простые фигуры, созданию образов объектов по
собственному замыслу.
6. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)
Развитие тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого
воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Усвоение эталонов формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины) и
приёмов
конструирования
геометрических
фигур,
алгоритмов
сложения
предметных форм.
Освоение приемов конструирования - сложения плоскостных и объемных
фигур.
Развитие умения самостоятельно создавать образы объектов и называть их.
7.Эталоны цвета «Лепестки»
Знакомство с основными цветами радуги и количественным счетом.
Формирование
умения
отсчитывать
нужное
количество
и
определять
порядковый номер.
Знакомство с понятием пространственного расположения и его смыслового
отражения в речи (над, под, слева, справа, рядом, между).
Развитие внимания, памяти, воображения, цветовосприятия, мелкой моторики
руки, речи.
8. «Прозрачная цифра»
Знакомство с такими свойствами предметов, как гибкость и прозрачность.
Развитие умения классифицировать предметы по определенным признакам,
сортировать пластинки по цвету, количеству, расположению полосок.
Усвоение знаний о том, что один и тот же образ может быть воспроизведен
различными способами.
Формирование конструктивных навыков, умения составлять знаки и фигуры по
образцу и по памяти.
Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части,
пространственными отношениями предметов.
Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти,
элементов логического мышления, творческого воображения и творческих
способностей, мелкой моторики рук и речь.
9. «Геовизор»
Развитие интеллектуальной сферы.
Освоение таких понятий, как пространственные отношения, система координат,
количественный счет, деление целого на части, симметрия; обучение решению
логико-математических задач.
Развитие внимания, памяти, логического и пространственного мышления,
воображения и творческих способностей, тренировка мелкой моторики рук.
Освоение
технических
умений
рисовать
предмет
по
заданным
точкам
различными способами.
10.«Игровизор»
Совершенствование
психических
процессов
и
развитие
математических
представлений, знакомство с предметным и природным миром.
Развитие сенсорных и познавательных способностей; с помощью зрительного,
тактильного и осязательного анализаторов учить конструировать разнообразные
фигуры.
Развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений, памяти,
речи, пространственного мышления и творческого воображения. Готовить детей
к простейшему программированию.
11. «Шнур-затейник»
Развитие творческих и сенсорных способностей, мышления, памяти, внимания и
воображения.
Формирование
речевых
навыков,
интеллектуальных
способностей,
подготовленности руки к письму.
12. «Геоконт»
Развитие сенсорных и познавательных способностей, умения называть отрезки,
простейшие геометрические фигуры, освоение цветов радуги.
Развитие умения самостоятельно создавать образцы объектов.
Игровые ситуации для детей дошкольного возраста по образовательным
областям ФГОС ДО.
Разделение игровых ситуаций на отдельные блоки весьма условное, т.к. в
каждой игровой ситуации отслеживается интеграция всех пяти образовательных
областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и
взаимодействия
ребёнка
со
взрослыми
и
сверстниками,
формирование
социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности со сверстниками.
Игровые ситуации для детей 3-4х лет: «Помоги гномикам найти свой домик»,
«Дружные Гномики», «Подарки Слона Лип – Лип», «Как гномики Желе и Кохле
пошли в гости к гномику Зеле», «Жили – были гномики», «Помоги грустным
гномикам перебраться на левый берег».
Познавательное
развитие предполагает
развитие
любознательности,
познавательных интересов, сенсорное развитие, становление познавательной
мотивации и формирование познавательных действий, развитие воображения и
творческой активности.
Игровые ситуации для детей 3-4х лет: «Цветы для Пчёлки Жужи», «Пчёлка
Жужа собирает нектар», «Подружки Пчёлки Жужи», «Ягоды на Поляне»,
«Лесная Поляна», «Слон Лип – Лип собирает ягоды», «Ягодное варенье».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и звуковой
культуры речи; фонематического слуха; развитие речевого творчества.
Игровые ситуации для детей 3-4х лет: «Тук – Тук», «Большие и маленькие»,
«Подбери признак».
Художественно
–
эстетическое
развитие предполагает
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру,
стимулирование
сопереживания
персонажам,
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно
–
модульной,
музыкальной и др.), развитие воображения.
Игровые ситуации для детей 3-4х лет: «Пирог для Жужи», «Соберём бусы»,
«Украсим коврик».
Физическое
развитие включает
приобретение
опыта
в
двигательной
деятельности, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики
обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни и прочее.
Игровые ситуации для детей 3-4х лет: «Покормим воронят», «Искупаем
слонят», «К лягушатам в гости», «Путешествие по морю», «Паучок потерялся».
Педагогическая целесообразность. Принципы, заложенные в основу этих игр -
интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так
как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым
и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к
приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого - то
«предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по
спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной
трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества,
стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается
лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения
ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих
игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность
позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного
развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Сказки
Фиолетового леса» по технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты
игры» Фиолетовый Лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок.
Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями,
приключениями
забавных
персонажей
и
одновременно
занимательными
вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и
преобразование предметов
3.ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
3.1. Формы организации работы с детьми:
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивную деятельность.
5. Развлечения.
3.2 Методы: игровые, практические, словесные.
1.
Игровые приемы:
o
манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
o
побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
2.
Практические приемы:
манипуляция,
превращение,
складывание,
выбор,
складывание,
показ,
совместные действия,
сравнение.
3.
Словесные приемы:
диалог с игровыми персонажами,
объяснение,
описание,
рассказ,
сказка,
уточнение,
стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка, саморефлексия);
игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении
материала).
3.3. Принципы технологии:
Игра плюс сказка
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое
обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре
реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные
лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и детей через
реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные
задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию
создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система
вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку,
ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи,
выполняет задания.
Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой
деятельности,
в результате
которой
развиваются
психические
процессы
внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное
усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность
в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается
какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей
дошкольного
возраста. В
этом
возрасте
у них,
как
правило,
развивают
вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки,
рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много
знает,
о многом
слышал.
Таких
ребят
школьные
учителя
называют
"натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо
учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть
развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы
внимания,
способность к анализу,
синтезу, сформированность причинно-
следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую
очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений
технологии
"Сказочные
лабиринты
игры"
является
развитие
именно
невербального интеллекта у детей. Авторы технологии "Сказочные лабиринты
игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь
материал
является
сензитивным,
то есть
наиболее
благоприятным
для
восприятия
детей
дошкольного
возраста,
с учетом
их психологических
особенностей.
Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" — раннее творческое развитие
дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует
развитие
творческих
способностей
ребенка.
Взрослому
остается
лишь
использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят
в более сложные формы игровой активности.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
3.4. Формы организации работы с детьми:
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивную деятельность.
5. Развлечения.
Методы: игровые, практические, словесные.
3.
Игровые приемы:
o
манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
o
побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
4.
Практические приемы:
манипуляция,
превращение,
складывание,
выбор,
складывание,
показ,
совместные действия,
сравнение.
4.
Словесные приемы:
диалог с игровыми персонажами,
объяснение,
описание,
рассказ,
сказка,
уточнение,
стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка, саморефлексия);
игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении
материала).
Специальные «ключевые слова и фразы» способствуют активизации
мыслительных процессов ребёнка или группы детей:
ключевые
слова
и
фразы,
направленные
на
активизацию
познания:
«соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «опишите»,
«установите» и т.д.;
ключевые
слова
и
фразы,
направленные
на
активизацию
понимания:
«расскажите своими словами»; «опишите, что вы чувствуете относительно…»;
«суммируйте»; «покажите взаимосвязь»; «объясните смысл» и т.д.
ключевые
слова
и
фразы,
направленные
на
активизацию
применения:
«покажите как…»; «продемонстрируйте»; «объясните цель применения» и т.д.;
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию анализа: «сравните»;
«разложите
по
порядку»;
«объясните,
как
и
почему»;
«разложите
на
составляющие» и т.д.;
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию синтеза: «придумайте»;
«создайте»; «что произойдёт, если…»; «придумайте другой вариант» и т.д.;
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию оценки: «выберите то,
что вам больше нравиться»; «отберите и выберите»; «что вы думаете о …»;
«подскажите критические замечания» и т.д.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап:
- Создание эмоционального настроя в группе;
- Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей
2. Мотивационный этап:
- Сообщение темы занятия, появление персонажа;
- Выяснение исходного уровня знаний по данной теме.
3. Практический этап:
- Подача новой информации га основе имеющихся данных;
-
Задания
на
развитие
познавательных
процессов(восприятия,
памяти,
мышления, воображения, внимания, речи) и творческих способностей;
- Обработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап
- Обобщение нового материала;
- Подведение итогов занятия.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями
автора развивающих игр: Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 4-5 лет
«Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической
диагностики,
котораяп
редусматривает
выявление
уровня
развития
познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной
образовательной деятельности. Приэтом:
- на 1 этапе - удерживает внимание на 5 мин.
- на 2 этапе – удерживает внимание на 10 мин.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 4-5 картинки или предмета. А затем назвать:
- на 1 этапе – 3-4 из них;
- на 2 этапе – 4-5 из них;
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
3. Развитие восприятия.
Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с
возрастом.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
4. Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить:
на 1 этапе – «Преврати кружочек»,
на 2 этапе – «Придумай игру»,
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на
каждом
этапе
реализациипрограммы,
при
этом
их
количество
не
сокращается.Например, при выполнении задания «Сложи картинку», на 1 этапе
предлагается
составить
картинку
из
2
частей,
на
втором
–
из
4
частей.Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы:
2,45 – 3 балла – высокий уровень
1,9 – 2,4 – средний уровень
1,85 и ниже – низкий уровень
Диагностика эмоциональной сферы и коммуникативных навыков проводится по
результатам педагогического наблюдения.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение
первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения
программного материала на каждом этапе реализации программы.
5.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИГРЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Сказки Фиолетового Леса» (4 – 5 лет) Игры и пособия:
1. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) — по количеству детей.
2. «Квадрат Воскобовича» + сказка — 1 шт.
3. «Фонарики» — по количеству детей.
4. «Фонарики Ларчик» — 1 шт.
5. «Чудо-крестики 2» — по количеству детей.
6. «Чудо-крестики Ларчик» — 1 шт.
7. «Лепестки» — по количеству детей или 1 шт.
8. «Логоформочки 3» — по количеству детей.
9. «Геоконт Малыш» — по количеству детей.
10. «Геоконт Великан» — 1 шт.
11. «Прозрачный квадрат» — по количеству детей.
12. «Прозрачная цифра» — по количеству детей.
13. «Математические корзинки 10» — по количеству детей.
14. «Счетовозик» — по количеству детей.
15. «Кораблик Плюх-Плюх» — по количеству детей.
16. «Чудо-соты 1» —по количеству детей.
17. «Чудо-соты „Ларчик"» — 1 шт.
18. «Чудо-цветик» — по количеству детей.
19. «Игровизор + маркер» — по количеству детей.
20. «Волшебная восьмерка 1» — по количеству детей.
21. «Волшебная восьмерка 3» — 1 шт.
22. «Шнур-затейник» — по количеству детей.
23. «Коврограф Ларчик» — 1 шт. Персонажи:
24. Магнолик,
Забавные цифры (Ежик- наездник, Зайка-укротитель, Мышкагимнастка,
Крыска- силачка, Пес-жонглер, Кот-акробат), Медвежонок Мишик, Галчонок
Каррчик, Китенок Тимошка, Краб Крабыч, Пчелка Жужа, Крутик По,
Гусеница Фифа, Лопушок, Девочка Долька, Гусь и Лягушки, Ворон Метр,
Малыш Гео, Паучок
.
6.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/
п
Наименование раздела
Количество часов
Аттестация
/контроль
всего
теория
практика
1.
Раздел1.Игровая
ситуация
«Как друзья подарили
друг другу по конфете»
2
1
1
-
2.
Игровая ситуация «Как
зверята собирали грибы»
2
1
1
-
3.
Игровая ситуация «Как
кораблик Плюх-Плюх
готовился к
путешествию»
2
1
1
-
4.
Игровая ситуация «Как
Крутик По подарил
Пчёлке Жуже лодочку»
2
1
1
-
5.
Игровая ситуация
«Как Лопушок и
Гусеница Фифа гуляли
по Ковровой Полянке»
2
1
1
-
6.
Игровая ситуация «Как
Малыш Гео гостил у
Паучка и Девочки
Дольки»
2
1
1
-
7.
Игровая ситуация «Как
друзья разгадывали
загадки Краб Крабыча»
2
1
1
-
8.
Игровая ситуация «Как
зверята выступали на
арене Цифроцирка»
2
1
1
-
9.
Игровая ситуация «Как
кораблик попал в
шторм»
2
1
1
Сочинить
сказку.
10.
Игровая ситуация «Как
команда кораблика
наводила порядок после
шторма »
2
1
1
-
11.
Игровая ситуация«Как
друзья пили чай с
пирогами»
2
1
1
-
12.
Игровая ситуация «Как
Пчёлка Жужа угощала
Девочку Дольку»
2
1
1
-
13.
Игровая ситуация «Как
Гусеница Фифа
наряжалась»
2
1
1
-
14.
Игровая ситуация «Как
друзья украшали ёлку в
Цифроцирке»
2
1
1
-
15.
Игровая ситуация «Как
команда Кораблика
получила подарки».
2
1
1
-
16.
Игровая ситуация «Как
Лопушок и Гусеница
Фифа делили фигуры»
2
1
1
-
17.
Игровая ситуация «Как
Медвежонок с
Галчонком поссорились
и помирились»
2
1
1
-
18.
Игровая ситуация «Как
зверята поменяли грибы
на лепестки»
2
1
1
Сочинить сказку
и
сконструировать
сказку
19.
Всего:
36
18
18
-
6.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Программные задачи:
Материалы:
Литератур
а
Октябрь
1 неделя:
Развивать умения составлять
фигуру – головоломку по
1. Игры «Чудо-соты» и
«Квадрат Воскобовича»
Т. Г. Харько
Игровая ситуация
«Как друзья подарили
друг другу по конфете»
определённому
алгоритму(пространственное
положение и цвет), понимать
пространственные
характеристики «слева
наверху» и «слева внизу»,
«справа наверху» и «справа
внизу», самостоятельно
складывать фигуру
«конфета» путём
перемещения частей в
пространстве, придумывать
и составлять силуэт
«конфета», находить
отрицательные и
положительные стороны в
одном и том же предмете
(технология ТРИЗ).
(Двухцветный) (по
количеству детей);
2. Пособие «Коврограф
“Ларчик”»;
3. Персонажи Пчёлка
Жужжа и Галчонок Каррчик.
Методика
познавательно-
творческого
развития
дошкольников
«Сказки
фиолетового
леса»
(стр 11)
2 неделя:
Игровая ситуация «Как
зверята собирали грибы»
Развивать умения называть
цифры от 1 до5, отсчитывать
нужное количество
предметов, сравнивать их по
количеству, придумывать и
составлять силуэт «цветок»,
называть его, изображать
действия цирковых артистов
(элементы театрализованной
деятельности).
1. Игры «Математические
корзинки10» (игровое поле
от 1 до5) и «Чудо – цветик»
(по количеству детей);
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
3. Персонажи «Забавные
цифры» (Ёжик- наездник,
Зайчик-укротитель, Мышка-
гимнастка, Крыска-силачка,
Пёс-жонглёр);
4 Девочка Долька.
Т. Г. Харько
Методика
познавательно-
творческого
развития
дошкольников
«Сказки
фиолетового
леса»
(стр 12)
Ноябрь
1 неделя:
Игровая ситуация «Как
кораблик Плюх-Плюх
готовился к
путешествию»
Развивать умение
группировать предметы по
цвету, определять и
называть высоту предметов,
придумывать и составлять из
частей силуэты деревьев,
называть их, тренировать
мелкую моторику рук и
координацию действий «глаз
– рука».
1. Игры «Кораблик Плюх-
Плюх» и «Фонарики»(по
количеству детей);
2. Персонажи Гусь и
Лягушки.
Т. Г. Харько
Методика
познавательно-
творческого
развития
дошкольников
«Сказки
фиолетового
леса» (стр 14)
2 неделя:
Игровая ситуация «Как
Крутик По подарил
Развивать умение
анализировать фигуры,
сравнивать их по составу и
находить одинаковую часть,
1.Игры «Логорифмочки 3» и
«Чудо-соты 1»(по
количеству детей);
2. Пособие
Т. Г. Харько
Методика
познавательно-
Пчёлке Жуже лодочку»
понимать пространственные
характеристики «верх»,
«низ», составлять из частей
по схеме силуэт «кукла»,
называть его,
аргументировать свой
выбор.
«Коврограф“Ларчик”»;
3. Схема куклы;
4. Персонажи Жужа и
Крутик По.
творческого
развития
дошкольников
«Сказки
фиолетового
леса»
(стр 20)
Декабрь
1 неделя:
Игровая ситуация
«Как Лопушок и
Гусеница Фифа гуляли по
Ковровой Полянке»
Развивать умение
ориентироваться в
пространстве, отгадывать
загадки, придумывать и
конструировать контуры и
силуэты отгаданных
предметов.
1. Игры «Чудо-соты 1» и
«Геоконт Малыш» (по
количеству детей);
2 Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
3. Карточка со знаком
вопроса (3 шт);
4. Карточки с изображением
гриба и колокольчика;
5. Персонажи Гусеница
Фифа и Лопушок.
Т. Г. Харько
Методика
познавательно-
творческого
развития
дошкольников
«Сказки
фиолетового
леса»
(стр 21)
2 неделя:
Игровая ситуация «Как
Малыш Гео гостил у
Паучка и Девочки
Дольки»
Развивать умение
конструировать контур
геометрической фигуры
прямоугольника, понимать
пространственные
характеристики «слева»,
«справа», «верх», «вниз»,
определять на ощупь части
игры, составлять целое из
разного количества частей,
придумывать и
конструировать силуэт
игрушки, называть его.
1. Игры «Геоконт Малыш» и
«Чудо-цветик» (по количеству
детей), «Геоконт Великан»;
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»,
«Волшебный мешочек»;
3. Персонажи Малыш Гео,
Девочка Долька, Паучок.
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 23)
Январь
1 неделя:
Игровая ситуация «Как
друзья разгадывали
загадки Краб Крабыча»
Развивать умение
отгадывать загадки о
геометрических фигурах,
находить фигуры по
количеству углов и сторон
(квадрат и прямоугольник),
по описанию их признаков
(цвет и размер),
придумывать и составлять из
геометрических фигур
1. Игры «Чудо-крестики 2» и
«Фонарики» (по количеству
детей), «Фонарики “Ларчик”»;
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
3.Персонажи Малыш Гео,
Галчонок Каррчик, Краб
Крабыч.
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
силуэты чего-либо,
рассказывать о них, решать
простые задачи на
выкладывание фигур в ряд,
выполнять физические
упражнения.
леса»
(стр 27)
2 неделя:
Игровая ситуация «Как
зверята выступали на
арене Цифроцирка»
Развивать умение составлять
числовой ряд от одного до
пяти, обозначать числа
цифрами, аргументировать
свой выбор, придумывать и
составлять силуэт
«бабочка», конструировать
силуэт «гантель» по образцу,
поддерживать беседу на
тему «Выступление в
цирке», придумывать и
показывать действия
сказочных артистов
(элементы театрализации).
1.Игра «Чудо-соты 1» (по
количеству детей);
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
3. «Забавные цифры»
(персонажи Магнолик, Ёжик-
наездник, Зайчик-
укротитель, Мышка-гимнастка,
Крыска-силачка,
Пёс-жонглёр);
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 33)
Февраль
1 неделя:
Игровая ситуация «Как
кораблик попал в
шторм»
Развивать умение
определять высоту
предметов, их порядковый
номер, решать логическую
задачу на определение
формы предмета, понимать
пространственные
характеристики «низкий»,
«верхний», «нижний»,
«между», тренировать
мелкую моторику рук и
координацию действий
«глаз-рука».
1. Игра «Кораблик Плюх-
Плюх»;
2. Пособие «Игровизор +
маркер и лист с изображением
рыболовных сетей (по
количеству детей).
3. Персонажи Гусь и Лягушки.
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 35)
2неделя:
Игровая ситуация «Как
команда кораблика
наводила порядок после
шторма »
Развивать умение составлять
из фигур – головоломок
«лесенку» по простому
алгоритму (цвет и
количество частей),
придумывать и составлять
силуэты «рыбки», называть
их, видеть в простой
ситуации проблему и
предлагать варианты её
решения, поддерживать
беседу на предложенную
тему.
1. Игра «Кораблик Плюх-
Плюх»;
2. «Чудо-соты» и «Фонарики»
(по количеству детей);
3. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
4. Персонажи Гусь и Лягушки,
Китёнок Тимошка.
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 37)
Март
1 неделя:Игровая
ситуация«Как друзья
пили чай с пирогами»
Развивать умения
сравнивать простые
силуэты между собой и
выбирать один по
заданным признакам, с
помощью системного
оператора (технология
ТРИЗ) называть состав
пирогов, где их выпекают,
какие изделия из муки
выпекали в прошлые
времена, придумывать
«пироги будущего» и
составлять их силуэты из
частей.
1.Игры «Чудо- крестики 2»
(по количеству детей);
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
3. «Разноцветные
верёвочки»;
4. Картинки с изображением
пирогов, муки, яиц, молока,
соли, сахара, дрожжей, ягод,
лепёшек, печи и духовки;
5.Схемы «Чашка»;
6. Персонажи Медвежонок
Мишик, Галчонок Каррчик и
пчёлка Жужа.
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 40)
2 неделя:
Игровая ситуация «Как
Пчёлка Жужа угощала
Девочку Дольку»»
Развивать умения выбирать
один предмет из трёх по
заданным признакам,
конструировать предметный
контур корзины, составлять
целое из двух, трёх, четырёх
частей, участвовать в
экспериментировании,
находить фигуру-
головоломку по описанию и
составлять её, определять
количество предметов.
1. Игры «Геоконт Малыш»,
«Чудо-цветик» и «Чудо-соты
1» (по количеству детей);
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
3.Лист с изображениями
корзин;
4. Персонажи девочка Долька и
пчёлка Жужа.
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 43)
Апрель
1 неделя: Игровая
ситуация «Как Гусеница
Фифа наряжалась»
Развивать умения
складывать фигуру
«башмачок» путём
перемещения частей в
1.Игры «Квадрат Воскобовича»
(двухцветный) и «Чудо-
крестики 2» (по количеству
детей), «Чудо-крестики 2
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
пространстве, находить
геометрические фигуры по
признакам (цвет и форма),
выкладывать из них
горизонтальный ряд, решать
простую задачу на
изменение положение фигур
в ряду, придумывать и
конструировать предметные
силуэты, называть их.
“Ларчик”»;
2. Игры по выбору детей;
3. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
4. Персонаж Гусеница
Фифа.
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 49)
2 неделя:
Игровая ситуация «Как
друзья украшали ёлку в
Цифроцирке»
Развивать умения обозначать
числа цифрами,
придумывать и
конструировать силуэт
«ёлочка», составлять силуэт
«гантель» по образцу,
решать задачи с
противоречием (технология
ТРИЗ), находить
геометрические фигуры по
признакам (цвет, размер,
форма), составлять из них
горизонтальный ряд с
учётом пространственного
положения относительно
друг друга.
1. Игры «Фонарики»,
«Математические корзинки 10»
(игровое поле от 1 до 5),
«Чудо-крестики 2» (по
количеству детей);
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
3«Забавные цифры»
(персонажи Магнолик, Ёжик-
наездник, Зайчик-
укротитель, Мышка-гимнастка,
Крыска-силачка,
Пёс-жонглёр);
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 73)
Май
1 неделя:
Игровая ситуация «Как
команда Кораблика
получила подарки».
Развивать умения
определять высоту
предметов, понимать
пространственные
характеристики «верхний»,
«нижний», разворачивать
предметы справа налево,
придумывать и
конструировать силуэты и
контуры предметов,
рассказывать о них, решать
задачи с противоречием
(технология ТРИЗ),
составлять «плот» из фигур-
головоломок по образцу.
1. Игры «Кораблик Плюх-
Плюх», «Геоконт Малыш»,
«Чудо-цветик» и «Чудо-
крестики 2» (по количеству
детей); 2. Пособие
«Коврограф “Ларчик”»;
3. Силуэтная схема «плот»;
4. Персонажи Гусь и Лягушки,
Девочка Долька, Паучок,
Китёнок Тимошка и Краб
Крабыч.
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 58)
2 неделя:
Игровая ситуация «Как
Развивать умения находить
геометрические фигуры по
признакам (форма, цвет,
1. Игры «Чудо-крестики 2»,
«Геоконт Малыш», «Чудо-
цветик» и «Прозрачный
Т. Г. Харько
Лопушок и Гусеница
Фифа делили фигуры»
размер), придумывать и
конструировать из них узор,
составлять фигуру из
разного количества частей,
придумывать и
конструировать разные
силуэты, сортировать
фигуры по форме.
квадрат» (по количеству
детей); 2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»; 3.
Схема «пятидолька».
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 63)
3 неделя:
Игровая ситуация «Как
Медвежонок с Галчонком
поссорились и
помирились»
Развивать умения находить
геометрические фигуры по
признакам (форма и цвет),
решать задачи на
пересечение множеств
(круги Эйлера), предлагать
варианты решения
проблемной ситуации,
конструировать фигуры
«башмачок» и «самолёт»
путём перемещения частей в
пространстве.
1. Игры «Чудо-крестики 2» и
«Квадрат Воскобовича»
(двухцветный) (по количеству
детей), «Чудо-крестики
2“Ларчик”»;
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»,
«Разноцветные верёвочки»,
«Круговерт и стрелочка»;
3. Персонажи Медвежонок
Мишик, Галчонок Каррчик и
Краб Крабыч.
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 67)
Июнь
1 неделя аттестации
Игровая ситуация «Как
зверята поменяли грибы
на лепестки»
Развивать умения
определять, сравнивать и
отсчитывать необходимое
количество предметов,
отгадывать загадки про
цвета, находить предметы
указанного цвета, составлять
из частей силуэт «цифра
“пять”», придумывать и
конструировать силуэты
любых предметов, называть
их, рассказывать, для чего
они нужны.
1. Игры «Математические
корзинки 10» (игровое поле от 1
до 5), «Чудо-соты 1» и «Чудо-
цветик» (по количеству детей);
2. Пособие
«Коврограф“Ларчик”»;
3. «Забавные цифры»
(персонажи Зайчик-укротитель,
Пёс-жонглёр), Девочка Долька;
Т. Г. Харько
Методика
познаватель
но-
творческого
развития
дошкольник
ов «Сказки
фиолетового
леса»
(стр 55)
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология
интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …»
(приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
3. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-
творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные
лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
4. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей.
- Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
5. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.