Автор: Семененко Тамара Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 41
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Методические рекомендации по работе с дошкольниками по ОБЖ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образовательное учреждение:
«Детский сад № 41 Краснооктябрьского района Волгограда»
Авторский материал:
«Методические рекомендации по работе с
дошкольниками по ОБЖ»
Автор: воспитатель 1 категории
Семененко Тамара Петровна
Воспитание
безопасности-
непрерывный,
систематический,
последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда
закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем и все, что
ребёнок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, здоровый
образ жизни, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше.
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных
катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за
беззащитных
маленьких
граждан
- дошколят.
Естественная
любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать
небезопасной для него. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях
детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред
своему здоровью. Да из - за воротами детей ждут опасности, которые можно
избежать лишь путём целенаправленного обучениям самого раннего детства
основам безопасного поведения.
Но прежде чем знакомить детей с основами безопасности, педагогу
необходимо хорошо разбираться с основными понятиями предмета изучения.
Перед педагогом стоит задача сформировать у ребёнка сознательное и
ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих,
воспитывать
готовность
к
эффективным,
обоснованным
действиям
в
неадекватных ситуациях. Опасность - это явление, процесс или объект,
способный
в
определённых
условиях
непосредственно
или
косвенно
наносить ущерб здоровью человека. Выделяются следующие опасности -
природные, технологические и социальные.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему и
по
мнению
учёных
включает
в
себя
решение
следующих задач:
идентификацию
опасностей,
то
есть
распознание
опасностей
и
их
источников; разработка
превентивных,
или
предупредительных
мер;
ликвидация возможных последствий.
Реализация первоначальных основ безопасности осуществляется с
учётом основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении
детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных
особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и
другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается
через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых фактов).
Возникает вопрос с чего начать? Для этого можно выделить
следующие этапы.
1
этап
-
заинтересовать
детей,
актуализировать,
уточнить
и
систематизировать их знания о правилах безопасности.
Для реализации этого этапа поможет следующее:
а) беседы - как избежать неприятности дома, на улице, в лесу и др.
б)
различные
виды
игровой
деятельности
-
сюжетно-ролевые,
дидактические,
развивающие,
настольно-печатные,
подвижные,
игры-
драматизации и др.
в) тренинги - "Я потерялся. ", "Разговор по телефону. ", "Незнакомец за
дверью. ", "Новый приятель. ", "Заброшенный дом. ", "Один дома. " и др.
г) разбор проблемных ситуаций - "Какую ошибку совершила Красная
Шапочка. " ,"Что ты будешь делать если постучались в дверь, зазвонил
телефон, тебя приглашают покататься на машине?" и др.
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их
проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти
правила.
Для создания условий выполнения 2 этапа необходимо организовать
предметно- развивающую среду в группе:
1. уголок безопасности, который содержит материалы:
+ практический: щит безопасности с различными видами розеток,
включателей, замков; макет улиц с дорожными знаками, разметкой для
транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно- ролевых игр
"Автобус", "Шофер", "Спасатели", "Скорая помощь" и др.
+ наглядный: " Валеология, или Здоровый малыш", "Малыши -
крепыши", Как избежать неприятности", " Если малыш поранился", "Не
играй с огнём"; план-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с
отметкой опасных участков, мест, благоприятных для разнообразных детских
игр; плакаты по ОБЖ по теме: "Если ты потерялся на улице", "Внимание!
Терроризм!", "Пожарная безопасность для дошкольников" и др.
2. игротека, которая содержит:
+ дидактические игры: "Опасно- не опасно", "Продолжи ряд",
"Четвертый лишний", "Назови одним словом", "Так - не так" и др.
+ развивающие настольно- печатные игры: "Азбука безопасности",
Чрезвычайные ситуации в доме", " Внимание! Дорога!", "Природа здоровья",
"Дорожные знаки", "Лото осторожностей", "Час пик", "Лото пешеход" и др.
3. библиотек, в которой имеются познавательная и художественная
литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения
различных ситуации.
3
этап
-
на
основе
усвоенных
знаний
и
умений
помочь
осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы
организации детей:
-специально организованная деятельность детей - занятия, экскурсии.
развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению
правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице,
устанавливают причинно- следственные связи;
- совместная деятельность воспитателя и детей - беседы, тренинги,
чтение
художественной
литературы,
заучивание
правил
безопасного
поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения,
игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях.
Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с
использованием
игровых
персонажей,
что
делает
процесс
усвоения
материала
живым
и
лёгким.
Игра
даёт
возможность
быть
ребёнку
самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные
навыки "Азбуки безопасности". При обучении у детей возникает желание
заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности,
пробовать
себя
в
разных
её видах:
рисование,
театрализованной,
художественно- речевой. Так, после драматизации произведения "Кошкин
дом" дети с удовольствием зарисовали интересные моменты; после чтения
произведения "Умный светофор" выполнили аппликацию "Светофор" и так
далее.
С
помощью
таких
занятий
воспитанники
лучше
и
быстрее
воспринимают и усваивают информацию: у них развиваются познавательная
активность,
коммуникативные
навыки.
На
интегрированных
занятиях
достигается главное - дети не только знают на практике основные правила
безопасности, но и умеют формировать, объяснять необходимость их
применения в экстремальных ситуациях.
Изучаемый материал должен быть понятным, плакаты по ОБЖ
более современные: они всегда перед глазами детей, их легко запомнить,
неоднократно рассматривая и повторяя изображённые на них правила.
Поможет в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые
попадают в опасные ситуации ("Волк семеро козлят", Красная Шапочка",
"Колобок", "Три поросёнка", "Кот, петух и лиса" и др.).
Работа с родителями - так же важна в обучении основ безопасности.
Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка, невозможно решить
только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с
родителями, ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники
в работе с детьми по данному направлению.
Цель работы с
родителями
-
объяснить
актуальность,
важность
проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей
по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо
знакомить прежде всего в семье.
Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а
сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Только тогда наш труд
будет не напрасен и принесёт радость.