Напоминание

Методические рекомендации по работе с дошкольниками по ОБЖ


Автор: Семененко Тамара Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 41
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Методические рекомендации по работе с дошкольниками по ОБЖ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение:

«Детский сад № 41 Краснооктябрьского района Волгограда»

Авторский материал:

«Методические рекомендации по работе с

дошкольниками по ОБЖ»

Автор: воспитатель 1 категории

Семененко Тамара Петровна

Воспитание

безопасности-

непрерывный,

систематический,

последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда

закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем и все, что

ребёнок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, здоровый

образ жизни, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше.

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных

катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за

беззащитных

маленьких

граждан

- дошколят.

Естественная

любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать

небезопасной для него. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях

детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред

своему здоровью. Да из - за воротами детей ждут опасности, которые можно

избежать лишь путём целенаправленного обучениям самого раннего детства

основам безопасного поведения.

Но прежде чем знакомить детей с основами безопасности, педагогу

необходимо хорошо разбираться с основными понятиями предмета изучения.

Перед педагогом стоит задача сформировать у ребёнка сознательное и

ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих,

воспитывать

готовность

к

эффективным,

обоснованным

действиям

в

неадекватных ситуациях. Опасность - это явление, процесс или объект,

способный

в

определённых

условиях

непосредственно

или

косвенно

наносить ущерб здоровью человека. Выделяются следующие опасности -

природные, технологические и социальные.

Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему и

по

мнению

учёных

включает

в

себя

решение

следующих задач:

идентификацию

опасностей,

то

есть

распознание

опасностей

и

их

источников; разработка

превентивных,

или

предупредительных

мер;

ликвидация возможных последствий.

Реализация первоначальных основ безопасности осуществляется с

учётом основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении

детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных

особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и

другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается

через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых фактов).

Возникает вопрос с чего начать? Для этого можно выделить

следующие этапы.

1

этап

-

заинтересовать

детей,

актуализировать,

уточнить

и

систематизировать их знания о правилах безопасности.

Для реализации этого этапа поможет следующее:

а) беседы - как избежать неприятности дома, на улице, в лесу и др.

б)

различные

виды

игровой

деятельности

-

сюжетно-ролевые,

дидактические,

развивающие,

настольно-печатные,

подвижные,

игры-

драматизации и др.

в) тренинги - "Я потерялся. ", "Разговор по телефону. ", "Незнакомец за

дверью. ", "Новый приятель. ", "Заброшенный дом. ", "Один дома. " и др.

г) разбор проблемных ситуаций - "Какую ошибку совершила Красная

Шапочка. " ,"Что ты будешь делать если постучались в дверь, зазвонил

телефон, тебя приглашают покататься на машине?" и др.

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их

проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти

правила.

Для создания условий выполнения 2 этапа необходимо организовать

предметно- развивающую среду в группе:

1. уголок безопасности, который содержит материалы:

+ практический: щит безопасности с различными видами розеток,

включателей, замков; макет улиц с дорожными знаками, разметкой для

транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно- ролевых игр

"Автобус", "Шофер", "Спасатели", "Скорая помощь" и др.

+ наглядный: " Валеология, или Здоровый малыш", "Малыши -

крепыши", Как избежать неприятности", " Если малыш поранился", "Не

играй с огнём"; план-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с

отметкой опасных участков, мест, благоприятных для разнообразных детских

игр; плакаты по ОБЖ по теме: "Если ты потерялся на улице", "Внимание!

Терроризм!", "Пожарная безопасность для дошкольников" и др.

2. игротека, которая содержит:

+ дидактические игры: "Опасно- не опасно", "Продолжи ряд",

"Четвертый лишний", "Назови одним словом", "Так - не так" и др.

+ развивающие настольно- печатные игры: "Азбука безопасности",

Чрезвычайные ситуации в доме", " Внимание! Дорога!", "Природа здоровья",

"Дорожные знаки", "Лото осторожностей", "Час пик", "Лото пешеход" и др.

3. библиотек, в которой имеются познавательная и художественная

литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения

различных ситуации.

3

этап

-

на

основе

усвоенных

знаний

и

умений

помочь

осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы

организации детей:

-специально организованная деятельность детей - занятия, экскурсии.

развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению

правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице,

устанавливают причинно- следственные связи;

- совместная деятельность воспитателя и детей - беседы, тренинги,

чтение

художественной

литературы,

заучивание

правил

безопасного

поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения,

игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях.

Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с

использованием

игровых

персонажей,

что

делает

процесс

усвоения

материала

живым

и

лёгким.

Игра

даёт

возможность

быть

ребёнку

самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные

навыки "Азбуки безопасности". При обучении у детей возникает желание

заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности,

пробовать

себя

в

разных

её видах:

рисование,

театрализованной,

художественно- речевой. Так, после драматизации произведения "Кошкин

дом" дети с удовольствием зарисовали интересные моменты; после чтения

произведения "Умный светофор" выполнили аппликацию "Светофор" и так

далее.

С

помощью

таких

занятий

воспитанники

лучше

и

быстрее

воспринимают и усваивают информацию: у них развиваются познавательная

активность,

коммуникативные

навыки.

На

интегрированных

занятиях

достигается главное - дети не только знают на практике основные правила

безопасности, но и умеют формировать, объяснять необходимость их

применения в экстремальных ситуациях.

Изучаемый материал должен быть понятным, плакаты по ОБЖ

более современные: они всегда перед глазами детей, их легко запомнить,

неоднократно рассматривая и повторяя изображённые на них правила.

Поможет в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые

попадают в опасные ситуации ("Волк семеро козлят", Красная Шапочка",

"Колобок", "Три поросёнка", "Кот, петух и лиса" и др.).

Работа с родителями - так же важна в обучении основ безопасности.

Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка, невозможно решить

только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с

родителями, ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники

в работе с детьми по данному направлению.

Цель работы с

родителями

-

объяснить

актуальность,

важность

проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей

по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо

знакомить прежде всего в семье.

Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а

сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Только тогда наш труд

будет не напрасен и принесёт радость.



В раздел образования