Напоминание

Русская народная музыка


Автор: Лебедева Ирина Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Орловская область Орловский район
Наименование материала: статья
Тема: Русская народная музыка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской

народной культуры посредством музыкального фольклора.

В детском саду пос. Стальной Конь я работаю 3,5 года. Садик малокомплектный, в нём 2

группы: старшая(4-7 лет) и младшая (2-3 лет).

В основе моей «Рабочей программы» по разделу «Музыкальное воспитание»

программы: «Ладушки» авторов И.М. Каплуновой, И.С. Новоскольцевой и «Музыкальные

шедевры» О.П.Радынцевой, предусматривающие воспитание интереса к музыке,

развитие эмоциональной отзывчивости, певческого голоса, навыков движения под

музыку, знакомство с музыкальными жанрами.

В своей работе большое значение уделяю фольклору, т.к. в России фольклор является

не только наследием народа, но и одной из основ, на которой держится нравственность.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен

сказками, различными видами песен, считалками и т.д. Народная музыка помогает

формировать у ребёнка любовь к Родине и духовным ценностям своего народа, доступно

знакомить детей с природой родного края и историей своей страны.

В приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры определяю

следующие задачи:

1) знакомство с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

2) развитие воображения, эмоциональности, творчества ребёнка;

3) формирование исполнительских навыков в области пения и музыкально-ритмических

движений;

4) знакомство с народными инструментами;

5) знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Непосредственно - образовательная деятельность в детском саду является важной

формой приобщения к различным видам музыкального фольклора. Это колыбельные,

игровые попевки, детские колядки, шуточные песни, заклички, игры, потешки, хороводы,

считалочки, инсценировки, которые используются в различных обрядовых праздниках и

в повседневной жизни.

Знакомство с народной музыкой начинаю с младшего дошкольного возраста. На

занятиях использую колыбельные песни, потешки, пестушки: «Петушок», «Солнышко-

вёдрышко», «Дождик», «Ладушки», «Зайка» , «Ах ты, котенька - коток» и др. Песенный

материал не сложен по образности, доступен по содержанию, мелодическому и

ритмическому строю мелодии, легко усваивается детьми. Особое внимание уделяю

«Колыбельным песням», спокойные и мелодичные напевы которых оказывают

терапевтическое воздействие, создают положительный эмоциональный настрой,

являются неисчерпаемым источником воспитания и образования детей.

При пении песенок, ритмические приговорки сопровождаются движениями, хлопками в

ладоши. У ребёнка развивается ритмичность, закладываются азы музыкально-

ритмических движений, умение делить слова на слоги. Например: в песне «Заинька» -

движения сопровождаются лёгкими помахиваниями кистей рук, подпрыгиванием на двух

ногах, а в «Ладушках» применяются хлопки в ладоши на каждый слог. В младшей группе

от приседаний, подпрыгиваний под песенки- потешки постепенно перехожу к обучению

элементам пляски: вращению кистями рук ( «фонарики»), притопам, выставлении ноги на

пяточку, пружинке, кружению в парах.

Для развития чувства ритма использую детские шумовые музыкальные инструменты:

погремушки, колокольчики, барабан, бубны, ложки. Впоследствии эти инструменты

использую при инсценировании песенок, сопровождении народной мелодии «Игрой

оркестром». Малышам нравится « шуршать» листочками бумаги под русские народные

мелодии, подыгрывать на детских музыкальных инструментах. С детьми младшего

дошкольного возраста музыкальные занятия провожу в игровой форме, что помогает

эмоционально откликаться на музыку. Народная музыка способствует более быстрой

адаптации в детском саду, т.к. все используемые образы в фольклорных музыкальных

произведениях взяты из жизни, конкретны и содержательны: «Заинька», «Петушок»,

«Гуси», «Мишка» и др.

С детьми старшей группы непосредственно-образовательную деятельность провожу по

подгруппам, учитываю народный календарь, времена года, индивидуальные

особенности.

С подгруппой детей 4-5 лет продолжаю знакомство с различными видами русских

народных песен. К колыбельным песням предлагаю сочинить свои слова, рассказ о маме,

уложить спать куклу. Для шуточных, игровых и хороводных песен подобрать движения,

сочинить слова.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю с традициями русского народа, обрядовыми

праздниками. Это расширяет кругозор детей, словарный запас, знакомит с историей,

воспитывает любовь к родному краю и своей семье. Народная музыка помогает в

развитии интонационной выразительности, чистоте интонирования, напевности,

ритмичности движений, эмоциональности.

Дети любят инсценирование русских народных песен с использованием русских

народных костюмов, различных атрибутов, детских музыкальных инструментов.

Например, в р.н.п. «Как у наших, у ворот» - красивая, незатейливая мелодия,

интересный весёлый текст. Исполняют песню в русских костюмах, с подыгрыванием на

детских музыкальных инструментах. Солисты одевают шапочки и костюмы своих героев ,

выразительно передают образы персонажей: комара, мухи. муравья, стрекозы. Любят

дети и р.н.п. «Где был, Иванушка?» Мелодия и слова песни сопровождаются жестами,

танцевальными движениями, дошкольники с радостью передают шуточный характер и

ритмический рисунок песни .

Частушки, песни игрового и плясового характера, хороводы, элементы народного

театра, народные музыкальные инструменты являются основой всех обрядовых

праздников, которые проводятся в течение учебного года в ДОУ .

Участие в играх, хороводах, обрядовых праздниках, выступление скоморохов,

ряженых ,яркая красочная атрибутика постепенно приобщает дошкольников к русским

национальным традициям, раскрывает личность, способствует развитию творческой

деятельности, развивает музыкальные и артистические способности.

Тесная связь в работе с воспитателями способствует успешному приобщению детей к

истокам русской народной культуры посредством музыкального фольклора. Все

праздники и развлечения проводим по совместно составленному плану, подготавливаем

декорации, костюмы и атрибуты, распределяем роли.

Театрализованная деятельность в данном направлении является одной из ведущих как

на праздниках и развлечениях, так и на НОД. Через театрализованную деятельность дети

знакомятся с устным народным творчеством, развивают свои творческие способности,

коммуникативные навыки.

Родители дошкольников являются активными помощниками в приобщении детей к

истокам русской культуры: пекут блины, участвуют в изготовлении различных поделок,

костюмов, оформлении выставок и др.

Благодаря совместной работе нашего коллектива и родителей, различным формам

приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются интерес к

истории своей малой родины, чувство причастности к великому наследию прошлого

своего народа, что способствует воспитанию чувства патриотизма, развивает духовно-

нравственные качества.



В раздел образования