Автор: Лебедева Ирина Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Орловская область Орловский район
Наименование материала: статья
Тема: Русская народная музыка
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской
народной культуры посредством музыкального фольклора.
В детском саду пос. Стальной Конь я работаю 3,5 года. Садик малокомплектный, в нём 2
группы: старшая(4-7 лет) и младшая (2-3 лет).
В основе моей «Рабочей программы» по разделу «Музыкальное воспитание»
программы: «Ладушки» авторов И.М. Каплуновой, И.С. Новоскольцевой и «Музыкальные
шедевры» О.П.Радынцевой, предусматривающие воспитание интереса к музыке,
развитие эмоциональной отзывчивости, певческого голоса, навыков движения под
музыку, знакомство с музыкальными жанрами.
В своей работе большое значение уделяю фольклору, т.к. в России фольклор является
не только наследием народа, но и одной из основ, на которой держится нравственность.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен
сказками, различными видами песен, считалками и т.д. Народная музыка помогает
формировать у ребёнка любовь к Родине и духовным ценностям своего народа, доступно
знакомить детей с природой родного края и историей своей страны.
В приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры определяю
следующие задачи:
1) знакомство с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
2) развитие воображения, эмоциональности, творчества ребёнка;
3) формирование исполнительских навыков в области пения и музыкально-ритмических
движений;
4) знакомство с народными инструментами;
5) знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Непосредственно - образовательная деятельность в детском саду является важной
формой приобщения к различным видам музыкального фольклора. Это колыбельные,
игровые попевки, детские колядки, шуточные песни, заклички, игры, потешки, хороводы,
считалочки, инсценировки, которые используются в различных обрядовых праздниках и
в повседневной жизни.
Знакомство с народной музыкой начинаю с младшего дошкольного возраста. На
занятиях использую колыбельные песни, потешки, пестушки: «Петушок», «Солнышко-
вёдрышко», «Дождик», «Ладушки», «Зайка» , «Ах ты, котенька - коток» и др. Песенный
материал не сложен по образности, доступен по содержанию, мелодическому и
ритмическому строю мелодии, легко усваивается детьми. Особое внимание уделяю
«Колыбельным песням», спокойные и мелодичные напевы которых оказывают
терапевтическое воздействие, создают положительный эмоциональный настрой,
являются неисчерпаемым источником воспитания и образования детей.
При пении песенок, ритмические приговорки сопровождаются движениями, хлопками в
ладоши. У ребёнка развивается ритмичность, закладываются азы музыкально-
ритмических движений, умение делить слова на слоги. Например: в песне «Заинька» -
движения сопровождаются лёгкими помахиваниями кистей рук, подпрыгиванием на двух
ногах, а в «Ладушках» применяются хлопки в ладоши на каждый слог. В младшей группе
от приседаний, подпрыгиваний под песенки- потешки постепенно перехожу к обучению
элементам пляски: вращению кистями рук ( «фонарики»), притопам, выставлении ноги на
пяточку, пружинке, кружению в парах.
Для развития чувства ритма использую детские шумовые музыкальные инструменты:
погремушки, колокольчики, барабан, бубны, ложки. Впоследствии эти инструменты
использую при инсценировании песенок, сопровождении народной мелодии «Игрой
оркестром». Малышам нравится « шуршать» листочками бумаги под русские народные
мелодии, подыгрывать на детских музыкальных инструментах. С детьми младшего
дошкольного возраста музыкальные занятия провожу в игровой форме, что помогает
эмоционально откликаться на музыку. Народная музыка способствует более быстрой
адаптации в детском саду, т.к. все используемые образы в фольклорных музыкальных
произведениях взяты из жизни, конкретны и содержательны: «Заинька», «Петушок»,
«Гуси», «Мишка» и др.
С детьми старшей группы непосредственно-образовательную деятельность провожу по
подгруппам, учитываю народный календарь, времена года, индивидуальные
особенности.
С подгруппой детей 4-5 лет продолжаю знакомство с различными видами русских
народных песен. К колыбельным песням предлагаю сочинить свои слова, рассказ о маме,
уложить спать куклу. Для шуточных, игровых и хороводных песен подобрать движения,
сочинить слова.
В старшем дошкольном возрасте знакомлю с традициями русского народа, обрядовыми
праздниками. Это расширяет кругозор детей, словарный запас, знакомит с историей,
воспитывает любовь к родному краю и своей семье. Народная музыка помогает в
развитии интонационной выразительности, чистоте интонирования, напевности,
ритмичности движений, эмоциональности.
Дети любят инсценирование русских народных песен с использованием русских
народных костюмов, различных атрибутов, детских музыкальных инструментов.
Например, в р.н.п. «Как у наших, у ворот» - красивая, незатейливая мелодия,
интересный весёлый текст. Исполняют песню в русских костюмах, с подыгрыванием на
детских музыкальных инструментах. Солисты одевают шапочки и костюмы своих героев ,
выразительно передают образы персонажей: комара, мухи. муравья, стрекозы. Любят
дети и р.н.п. «Где был, Иванушка?» Мелодия и слова песни сопровождаются жестами,
танцевальными движениями, дошкольники с радостью передают шуточный характер и
ритмический рисунок песни .
Частушки, песни игрового и плясового характера, хороводы, элементы народного
театра, народные музыкальные инструменты являются основой всех обрядовых
праздников, которые проводятся в течение учебного года в ДОУ .
Участие в играх, хороводах, обрядовых праздниках, выступление скоморохов,
ряженых ,яркая красочная атрибутика постепенно приобщает дошкольников к русским
национальным традициям, раскрывает личность, способствует развитию творческой
деятельности, развивает музыкальные и артистические способности.
Тесная связь в работе с воспитателями способствует успешному приобщению детей к
истокам русской народной культуры посредством музыкального фольклора. Все
праздники и развлечения проводим по совместно составленному плану, подготавливаем
декорации, костюмы и атрибуты, распределяем роли.
Театрализованная деятельность в данном направлении является одной из ведущих как
на праздниках и развлечениях, так и на НОД. Через театрализованную деятельность дети
знакомятся с устным народным творчеством, развивают свои творческие способности,
коммуникативные навыки.
Родители дошкольников являются активными помощниками в приобщении детей к
истокам русской культуры: пекут блины, участвуют в изготовлении различных поделок,
костюмов, оформлении выставок и др.
Благодаря совместной работе нашего коллектива и родителей, различным формам
приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются интерес к
истории своей малой родины, чувство причастности к великому наследию прошлого
своего народа, что способствует воспитанию чувства патриотизма, развивает духовно-
нравственные качества.