Автор: Захаревич Марина Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого дыхания.
Раздел: дошкольное образование
Развитие речевого дыхания.
В научном мире
редко есть
унифицированное значение столь
объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны
Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени –
признано большинством лингвистов. Оно звучит так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая
внутреннее проговаривание) или письменной форме.
В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:
Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков,
отличающий человека от животных.
Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В
зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации. Так,
например, ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и
письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.
Однако сегодня, мне хотелось бы рассказать о речевом дыхании, как о
важном компоненте формирования устной речи. Ведь формирование устной
речи у человека происходит именно на выдохе.
Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во
время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе
речевого
высказывания.
Речевое дыхание - дыхание в процессе речи.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе
и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно
обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и
музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет
верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и
соблюдать необходимые паузы.
Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный
плавный выдох ртом. Ребенку надо научиться контролировать время выдоха,
расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в
нужном направлении.
Регулярные
занятия
дыхательной
гимнастикой
способствуют
воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным
выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных
по длине отрезков.
Перед проведением дыхательной гимнастики желательно ознакомится
и руководствоваться следующими рекомендациям:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в
помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха,
воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного
ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом
пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не
стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не
напрягались мышцы рук, шеи, груди.
И наконец, когда все подготовительные мероприятия проведены, мы
можем приступить непосредственно к самим упражнениям.
1.
Чередование вдоха и выдоха.
- вдох через нос - выдох через рот
- краткий вдох - глубокий замедленный выдох
- медленный вдох - резкий выдох
- медленный вдох - выдох струёй
- медленный вдох - выдох двумя порциями
- медленный вдох - выдох ровными порциями
2.
Упражнение «Свеча».
Необходимо глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло
медленно и плавно (можно использовать полоску бумаги).
3.
Упражнение «Шторм в стакане» направлено на выработку умения
направлять
воздушную
струю
посередине
языка.
Для
данного
упражнения
хорошо
подходит
прозрачный
стакан,
на
треть
наполненный водой и трубочка для коктейля.
Вдох выполняется через но и сильно дуем в трубочку, опущенную в
воду
4.
Упражнение
«Сдуть
снежинку»,
также,
предназначено,
чтобы
вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха,
идущую посередине языка. Для этого упражнения ваша фантазия не
ограничивается
ничем.
Для
«сдувания»
подойдет
и
снежинка,
вырезанная из бумаги и небольшие листочки из фольги и, даже,
перышко, выпавшее из подушки. Любое из вышеперечисленного
«оборудования» просто положите себе на ладошку и предложите его
сдуть ребенку, пуская воздушную струю посередине языка.
5.
Упражнение «Гуси шипят», направленно на умение контролировать и
удерживать длительно сильный речевой выдох.
Для этого нужно встать, ноги поставить врозь на ширине плеч, руки на
пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею,
произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в
медленном темпе.
6.
Упражнение «Вырастим большими».
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх,
ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет
«три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед
— усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.
7.
Упражнение «Укачивание ребёнка». Напевайте с закрытым ртом (а - А
- а, а -А - а).
Упражнений для формирования правильного речевого дыхания
очень и очень много, это лишь их малая часть.
Упражнения всегда проводятся в игровой форме, что детьми
всегда воспринимается позитивно. Дети играя, стремятся достичь
«идеала» в выполнении тех или иных заданий и всегда искренне рады,
когда их результат совпадает с результатом взрослого.