Напоминание

Развитие речевого дыхания.


Автор: Захаревич Марина Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого дыхания.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевого дыхания.

В научном мире

редко есть

унифицированное значение столь

объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны

Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени –

признано большинством лингвистов. Оно звучит так:

Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая

внутреннее проговаривание) или письменной форме.

В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:

Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков,

отличающий человека от животных.

Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В

зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации. Так,

например, ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и

письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.

Однако сегодня, мне хотелось бы рассказать о речевом дыхании, как о

важном компоненте формирования устной речи. Ведь формирование устной

речи у человека происходит именно на выдохе.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во

время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе

речевого

высказывания.

Речевое дыхание - дыхание в процессе речи.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

- значительным увеличением дыхательного объема;

- преимущественно ротовым типом дыхания;

- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе

и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно

обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и

музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет

верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и

соблюдать необходимые паузы.

Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный

плавный выдох ртом. Ребенку надо научиться контролировать время выдоха,

расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в

нужном направлении.

Регулярные

занятия

дыхательной

гимнастикой

способствуют

воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным

выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных

по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики желательно ознакомится

и руководствоваться следующими рекомендациям:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в

помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха,

воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного

ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом

пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не

стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не

напрягались мышцы рук, шеи, груди.

И наконец, когда все подготовительные мероприятия проведены, мы

можем приступить непосредственно к самим упражнениям.

1.

Чередование вдоха и выдоха.

- вдох через нос - выдох через рот

- краткий вдох - глубокий замедленный выдох

- медленный вдох - резкий выдох

- медленный вдох - выдох струёй

- медленный вдох - выдох двумя порциями

- медленный вдох - выдох ровными порциями

2.

Упражнение «Свеча».

Необходимо глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло

медленно и плавно (можно использовать полоску бумаги).

3.

Упражнение «Шторм в стакане» направлено на выработку умения

направлять

воздушную

струю

посередине

языка.

Для

данного

упражнения

хорошо

подходит

прозрачный

стакан,

на

треть

наполненный водой и трубочка для коктейля.

Вдох выполняется через но и сильно дуем в трубочку, опущенную в

воду

4.

Упражнение

«Сдуть

снежинку»,

также,

предназначено,

чтобы

вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха,

идущую посередине языка. Для этого упражнения ваша фантазия не

ограничивается

ничем.

Для

«сдувания»

подойдет

и

снежинка,

вырезанная из бумаги и небольшие листочки из фольги и, даже,

перышко, выпавшее из подушки. Любое из вышеперечисленного

«оборудования» просто положите себе на ладошку и предложите его

сдуть ребенку, пуская воздушную струю посередине языка.

5.

Упражнение «Гуси шипят», направленно на умение контролировать и

удерживать длительно сильный речевой выдох.

Для этого нужно встать, ноги поставить врозь на ширине плеч, руки на

пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею,

произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в

медленном темпе.

6.

Упражнение «Вырастим большими».

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх,

ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет

«три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед

— усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

7.

Упражнение «Укачивание ребёнка». Напевайте с закрытым ртом (а - А

- а, а -А - а).

Упражнений для формирования правильного речевого дыхания

очень и очень много, это лишь их малая часть.

Упражнения всегда проводятся в игровой форме, что детьми

всегда воспринимается позитивно. Дети играя, стремятся достичь

«идеала» в выполнении тех или иных заданий и всегда искренне рады,

когда их результат совпадает с результатом взрослого.



В раздел образования