Автор: Карачун Надежда Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Кировск Мурманской обл.
Наименование материала: Особенности работы с детьми ОВЗ
Тема: Из опыта работы с детьми ОВЗ
Раздел: среднее образование
Из опыта работы с детьми ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие отклонения от норм
жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности
осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую
деятельность.
Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-
двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с
задержкой и комплексными нарушениями развития.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю первый год. Главным
приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики
и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что
эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в
особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании
условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не
приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных
условиях, которые общество принимает и учитывает.
Мной, как педагогом, используютсяся следующие методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
Чередование занятий и физминуток;
Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными
усилиями;
Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
Оценка переделанных работ;
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи
информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения
задания или частичное его выполнение.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития
навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и
тревожности
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей
на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и
фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую
очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной
деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к
учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы
обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером
правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем
при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную
инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий
учебную деятельность.
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с
которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже
самые незначительные успехи.
Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются, прежде всего, там, где требуется
аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом,
навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на
практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников
затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них
фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла
прочитанного.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое
внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на
разных этапах усвоения учебного материала.
Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный
материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более
прочные знания и навыки он приобретет.
Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной
на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение.
Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое
количество учебного времени отводится на этот процесс.
Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс
изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является
одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом
специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что
эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных
возможностей и создании условий для развития.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1.
индивидуальный подход;
2.
предотвращение наступления утомляемости;
3.
активизация познавательной деятельности;
4.
проведение подготовительных занятий;
5.
обогащение знаниями об окружающем мире;
6.
коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7.
проявление педагогического такта.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию
у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в
себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной
помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс для такого ребёнка то, что он не изолирован в специализированное заведение, а имеет
возможность быть полноценным членом классного коллектива.