Напоминание

Из опыта работы с детьми ОВЗ


Автор: Карачун Надежда Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Кировск Мурманской обл.
Наименование материала: Особенности работы с детьми ОВЗ
Тема: Из опыта работы с детьми ОВЗ
Дата публикации: 25.02.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта работы с детьми ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие отклонения от норм

жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности

осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую

деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-

двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с

задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю первый год. Главным

приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики

и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что

эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в

особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании

условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не

приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных

условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом, используютсяся следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

Чередование занятий и физминуток;

Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными

усилиями;

Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

Разрешение переделать задание, с которым он не справился;

Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи

информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения

задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития

навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и

тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей

на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и

фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую

очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной

деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к

учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы

обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером

правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем

при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную

инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий

учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с

которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже

самые незначительные успехи.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются, прежде всего, там, где требуется

аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом,

навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на

практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников

затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них

фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла

прочитанного.

С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое

внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на

разных этапах усвоения учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный

материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более

прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной

на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение.

Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое

количество учебного времени отводится на этот процесс.

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс

изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является

одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их

полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах

профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом

специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что

эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных

возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

1.

индивидуальный подход;

2.

предотвращение наступления утомляемости;

3.

активизация познавательной деятельности;

4.

проведение подготовительных занятий;

5.

обогащение знаниями об окружающем мире;

6.

коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7.

проявление педагогического такта.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию

у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в

себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной

помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс для такого ребёнка то, что он не изолирован в специализированное заведение, а имеет

возможность быть полноценным членом классного коллектива.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники