Напоминание

Мой Пермский край 5 класс


Автор: Гибнер Мария Андреевна
Должность: Учитель естествознания
Учебное заведение: МБОУ С(К)ОШ г. Нытва
Населённый пункт: г. Нытва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Мой Пермский край 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья» г.Нытва

«Согласовано»

На педсовете

Протокол № ___ от

«____»___________2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

ВР

____________Гончарова

Е.В.

«____»____________2020

г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ

С(К)ОШ

г.Нытва

______________Кургульская

О.С.

«___»______________2020 г.

Дополнительная образовательная программа.

Мой Пермский край

Странички далёких и близких времён

Класс: 5 класс АООП УО

Педагог: Гибнер Мария Андреевна

г. Нытва, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мой Пермский край» создана в соответствии с

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития

и воспитания личности гражданина России.

Программа

разработана

на

основе

программы:

Н.П.Горбацевич,

Н.В.Шатова «Прикамье: странички далеких и близких времен», Пермь,

2005г.

Учебник Н.П.Горбацевич, О.В.Власова Мой Пермский край. Странички

далеких и близких времен, Пермь, 2015

Цели:

В результате изучения курса учащиеся 5-х классов должны получить

знания об источниках комплексного изучения родного края, об историко-

культурных

достопримечательностях

города

и

района,

экологических

проблемах, о площади и территории своего края, об основных этапах

заселения района и области, об истории старинных городов области, гербах и

датах,

выдающихся людях области, особенностях быта, традициях и

легендах, о памятниках истории и культуры области.

Задачи:

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины;

• сбор материала о горах и реках Урала;

• овладение навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России

и своему краю;

• воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков,

понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих

способностей;

• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и

его людях, интереса учащихся к краеведению.

Общая характеристика предмета:

Данный курс имеет основной целью пробудить интерес к родному

краю, желание беречь общий дом и заботиться о нём. Раскрывает многие

стороны

жизни

человека

и

Природы

в

Пермском

крае,

является

дополнительным источником материала о природе, истории и культуре,

достопримечательностях нашего края.

Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего

человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта

и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.

Необходимость изучения предмета в том, что Прикамье – это

территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас нужно

узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как

необходимы ему наши внимание и забота.Предполагается при изучении

курса работа с разными источниками информации, усиление практической

направленности

материала,

нацеленность

школьников

на

овладение

знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных

отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так

и

электронные

формы

обучения

с

использованием

дистанционных

образовательных

технологий,

которые

реализуются

в

основном

с

применением

информационно-телекоммуникационных

сетей

при

опосредованном

взаимодействии

с

обучающимися

(урок,

онлайн-

консультация, практикум, контрольная работа, самостоятельная работа, тест,

викторина, экскурсия.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности.

Количество часов в неделю по учебному плану: 1

Общее количество часов в соответствии с учебным планом: 34

Количество учебных недель: 34

Содержание программы учебного предмета

п/п

Раздел

Количество часов

1.

Раздел 1. Давным-давно

5

2.

Раздел 2. Старинные города Прикамья

6

3.

Раздел 3. Пермь — главный город Прикамья

5

4.

Раздел 4. Старинные города и поселки Прикамья

11

5.

Раздел 5. Что даёт наш край стране

1

6.

Раздел 6. Новые города Прикамья

3

7.

Раздел 7. Великая Отечественная война, город

Пермь и Пермский край

1

8.

Раздел 8. Прикамье литературное

2

Всего часов

34

1.

Раздел 1. Давным-давно – 5 часов

Раздел призван подвести учащихся к пониманию исторических корней

края,

особенностей

его

заселения,

неповторимости

его

культуры;

познакомить их с особенностями истории и жизни коренного населения

Прикамья, их культурой, традициями, бытом.

Опорные

понятия

и

термины:

археология

и

археологические

памятники,

летоисчисление,

кроманьонец,

пермский

звериный

стиль,

металлургия,

священное

животное,

ханты,

манси,

коми-пермяки,

топонимика, святилище, легенда, сказание, парма, утварь, этнография,

летопись, канонизация, епископ, крещение, христианство, язычество, обереги

и др.

Страничка 1. Посмотрим глазами историка

Что из себя представляет наука история, какие вопросы изучает, с

какими другими науками дружит, почему историю нельзя исправить или

переписать. Кто такие историки. Счет лет в истории (летоисчисление).

История народа.

Страничка 2. Пермский период

Страничка 3. Каменный век Прикамья

Облик края в давние времена. Открытие первобытных стоянок

человека на территории Прикамья. Возвращение к понятиям «археология» и

«археологические памятники», их охрана. Жизнь древних людей.

Страничка 4. Века металлов

Переход от каменного века к векам металлов, совершенствование

орудий охоты и земледелия. Понятие о пермском зверином стиле. Время

создания предметов пермского звериного стиля. Причины его появления.

Легенды и сказания, связанные с наиболее распространёнными в Прикамье

священными животными.

Страничка 5. Кто живёт, тот и названия даёт

Понятие о топонимике. Происхождение слова «пермь». Народы,

населявшие Прикамье в древности и живущие здесь в настоящее время.

Освоение русскими уральских земель. Переход от языческой веры к

христианству.

2.

Раздел 2. Старинные города Прикамья – 6 часов

Задача раздела – формирование у учащихся интереса и уважения к

историческому

прошлому,

создание

образного

представления

о

неповторимости городов края, о вкладе жителей Прикамья в развитие и

культуру России.

Опорные понятия и термины: крепость, острог, городище, усадьба,

кремль, слобода, посад, собор, амбар, зодчество, город-памятник, ремёсла и

ремесленники, набеги, соляной промысел, вотчина, иконопись, атаман,

ханство, летопись и летописец, шатёр, каменная соль, магний, ботанический

сад, оранжерея, систематика, тюркские народы, тракт, благотворительность,

купечество, гильдия, гостиный двор, селенит, камнерезное искусство,

сталактит, сталагмит, завод-поселение, полба, крестьянская война, диорама,

метеорит, герб, геральдика и др.

Страничка 6. Чердынь, Ныроб

Древнейший город Прикамья. История его основания. Каменная

архитектура Чердыни. Город-памятник и его охрана.

Страничка 7. Соликамск, Усолье

Основание города. Его значение в истории России и Прикамья. Роль

промышленников Демидовых в развитии города и края. Архитектура.

Современный Соликамск. Город-памятник и его охрана.

Род Строгановых и история Усолья. Основной промысел Верхнего

Прикамья в прошлом — солеварение. Архитектура. Город-памятник и его

восстановление.

Страничка 8. Кунгур

Основание

Кунгура

крупного

торгового

центра

Прикамья.

Кунгурская ярмарка. Купцы Грибушин и Губкин и их вклад в развитие

города. Культура и искусство. Кунгурская ледяная пещера — памятник

природы мирового значения.

3.

Раздел 3. Пермь — главный город Прикамья – 5 часов

Цель изучения раздела – сформировать у учащихся представление об

основании Перми, помочь им осознать значение города в истории России

(экономика, культур, искусство), роль исторических деятелей в истории

Перми, получить необходимые сведения о современно городе и его

экономических и культурных особенностях.

Опорные понятия и термины:

индустрия, экономика, культура,

искусство, барка, устье, сваи, плотина, амбар, контора, землянка, светлица,

гужевой транспорт, уезд, губерния, каторжный труд, параллельное и

перпендикулярное расположение улиц, меценаты, купцы, патриоты, балет,

опера,

ротонда,

собор,

кафедральный

собор,

монастырь,

колокольня,

освящение, иконостас, прикладное искусство, пуд, духовная семинария,

барельеф,

мемориальная

доска

и

мемориал,

университет,

гимназия,

электротехника, сварка, держава, империя, ковать победу, военкомат,

эвакуация, обмундирование, ГЭС и др.

Персоналии: В.Н. Татищев, Пётр I, Екатерина II, Александр I, Н.В.

Мешков, И.И. Свиязев, К.Ф. Модерах, Дягилевы и др.

Страничка 9. Основание Перми

Основание Егошихинского завода. Роль В.Н. Татищева в освоении

богатств уральских земель. Первые постройки старой Перми.

Страничка 10. Губернский город Пермь

1780 год — переименование Егошихинского завода в город Пермь.

1781 год — образование Пермской губернии. Первые улицы и каменные

здания Перми. Градостроительство и архитектура XIX века. Губрнаторы

Прикамья, оставившие свой след в истории.

Страничка 11. Пермь и её замечательные жители. Гости Перми

Ф.Х. Граль — замечательный доктор. Знаменитые изобретатели —

уроженцы

Прикамья:

А.С.

Попов,

Н.Г.

Славянов,

Н.В.

Воронцов.

Пароходчики И.И. Любимов и Н.В. Мешков. Памятники Н.Г. Славянову и

А.С. Пушкину. Мемориальная доска А.С. Попову, Д.Н. Мамину-Сибиряку и

П.П. Бажову на здании бывшей духовной семинарии.

Страничка 12. Коми-Пермяцкий округ

Образование Пермского края.

4.

Раздел 4. Старинные города и поселки Прикамья – 11 часов

Материал этого раздела призван познакомить учащихся с причинами

возникновения новых городов в ХХ веке, показать их сходство и различия со

старинными городами Прикамья, подчеркнуть вклад жителей края в развитие

экономики и культуры Родины.

Опорные

понятия

и

термины:

первооткрыватели,

полезные

ископаемые, индустрия, экономика, культура, наука, образование, ГЭС,

комбинат, республика химии, промышленность, калий, магний, титан,

экология, нефтяные вышки и насосы-качалки, барак и др.

Страничка 13. Оса,Оханск, Ильинский, Очер, Добрянка, Чермоз,

Нытва, Лысьва, Пожва, Суксун, Орел, Кын-завод, Павловский, Орда,

Всеволодо-Вильва, Бикбарда, Пыскор.

Основание

городов,

географическое

положение,

население,

деятельность

людей,

памятники

истории

и

архитектуры,

природные

особенности.

5.

Раздел 5. Что даёт наш край стране. Особенности Перми и

Пермского края – 1 час

Раздел знакомит с сегодняшним днём Прикамья, рассказывает о

значении края для России.

Страничка 14. Горное дело и развитие Прикамья.

6.

Раздел 6. Новые города Прикамья – 3 часа

Задача раздела – дать представление о городах, их истории,

знаменитых людях, которые родились здесь и жили.

Страничка 15. Березники, Краснокамск, Чайковский.

История возникновения города. Березниковский калийный комбинат.

Березники сегодня.История возникновения города. Краснокамск — город

нефтяников. Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат. Краснокамск

сегодня.История возникновения города и его названия. Чайковский комбинат

шёлковых тканей. Чайковский сегодня.

7.

Раздел 7. Великая Отечественная война, город Пермь и

Пермский край – 1 час

Задача раздела – дать детям представление о том, какой огромный

вклад в Победу в Великой Отечественной войне внесли жители Прикамья,

объяснить необходимость уважительного отношения к военным реликвиям,

бережного отношения к памятникам, местам захоронения, мемориалам.

Страничка 17. Прикамье в военные годы

Урал – кузница Победы. Дети и война. Вечная память героям.

8.

Раздел 8. Прикамье литературное – 2 часа

Задача раздела – познакомить учащихся с пермскими писателями и

поэтами, писавшими о родном крае.

Технологии:

коррекционно – развивающего обучения;

дифференцированного обучения;

здоровьесберегающие;

информационные

Форма и режим занятий:

• групповая работа;

• экскурсии;

• беседы, викторины;

• коллективные творческие дела;

Требования к уровню подготовки учащихся

ЗНАТЬ:

- Природу Прикамья;

– Заповедные места;

– Народное искусство Прикамья;

УМЕТЬ:

- Вести исследовательскую работу;

– Писать рефераты и делать сообщения;

– составлять кроссворды, экологические плакаты;

– Составлять презентации и карты.

Календарно – тематическое планирование

урока

Дата

Название раздела программы;

темы урока

Кол-

во

часов

Примечание

1 четверть

9 часов

1

Посмотрим глазами историка

1

2

Пермский период

1

3

Каменный век Прикамья

1

4

Века металлов

1

5

Кто живёт, тот и названия даёт.

1

6

Чердынь — древнейший город Прикамья.

1

7

Ныроб

1

8

Соликамск. Как варили соль

1

9

Усолье. Андрей Воронихин

1

2 четверть

7 часов

10

Кунгур.

1

11

Кунгур. Ледяная пещера

1

12

Основание Перми. Василий Татищев

1

13

Губернский город Пермь

1

14

Пермь и её замечательные жители.

1

15

Гости Перми.

1

16

Коми-Пермяцкий округ

1

3 четверть

10 часов

17

Оса

1

18

Оханск

1

19

Ильинский, Очер

1

20

Добрянка, Чермоз

1

21

Нытва, Лысьва

1

22

Пожва, Суксун

1

23

Орел, Кын-завод

1

24

Павловский,

1

25

Орда

1

26

Всеволодо-Вильва, Бикбарда

1

4 четверть

8 часов

27

Пыскор.

1

28

Горное дело и развитие Прикамья

1

29

Березники

1

30

Краснокамск

1

31

Чайковский

1

32

Религиозная литература. «Житие Стефана

Пермского»

1

33

Писатели Прикамья.

1

34

Итоговый урок

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.

Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова «Мой Пермский край: странички

далёких и близких времён». Пермь: «Книжный мир», 2015 г.

2.

Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова «Прикамье: странички далёких и

близких времён». Методическое пособие для учителя. Пермь: «Книжный

мир», 2003 г.

3.

Программа курса «Прикамье: странички далёких и близких

времён». Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Пермь: «Книжный мир», 2003 г.

4.

Родное Прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению.

5-6 классы. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь: «Книжный мир»,

2003 г.

Материально-техническое обеспечение:

5.

Карточки с заданиями для контроля знаний.

6.

Компьютер.

7.

Проектор.

8.

Экран.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники