Автор: Гибнер Мария Андреевна
Должность: Учитель естествознания
Учебное заведение: МБОУ С(К)ОШ г. Нытва
Населённый пункт: г. Нытва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Мой Пермский край 5 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» г.Нытва
«Согласовано»
На педсовете
Протокол № ___ от
«____»___________2020 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
ВР
____________Гончарова
Е.В.
«____»____________2020
г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ
С(К)ОШ
г.Нытва
______________Кургульская
О.С.
«___»______________2020 г.
Дополнительная образовательная программа.
Мой Пермский край
Странички далёких и близких времён
Класс: 5 класс АООП УО
Педагог: Гибнер Мария Андреевна
г. Нытва, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мой Пермский край» создана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России.
Программа
разработана
на
основе
программы:
Н.П.Горбацевич,
Н.В.Шатова «Прикамье: странички далеких и близких времен», Пермь,
2005г.
Учебник Н.П.Горбацевич, О.В.Власова Мой Пермский край. Странички
далеких и близких времен, Пермь, 2015
Цели:
В результате изучения курса учащиеся 5-х классов должны получить
знания об источниках комплексного изучения родного края, об историко-
культурных
достопримечательностях
города
и
района,
экологических
проблемах, о площади и территории своего края, об основных этапах
заселения района и области, об истории старинных городов области, гербах и
датах,
выдающихся людях области, особенностях быта, традициях и
легендах, о памятниках истории и культуры области.
Задачи:
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины;
• сбор материала о горах и реках Урала;
• овладение навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России
и своему краю;
• воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков,
понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и
его людях, интереса учащихся к краеведению.
Общая характеристика предмета:
Данный курс имеет основной целью пробудить интерес к родному
краю, желание беречь общий дом и заботиться о нём. Раскрывает многие
стороны
жизни
человека
и
Природы
в
Пермском
крае,
является
дополнительным источником материала о природе, истории и культуре,
достопримечательностях нашего края.
Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего
человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта
и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.
Необходимость изучения предмета в том, что Прикамье – это
территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас нужно
узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как
необходимы ему наши внимание и забота.Предполагается при изучении
курса работа с разными источниками информации, усиление практической
направленности
материала,
нацеленность
школьников
на
овладение
знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных
отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так
и
электронные
формы
обучения
с
использованием
дистанционных
образовательных
технологий,
которые
реализуются
в
основном
с
применением
информационно-телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
взаимодействии
с
обучающимися
(урок,
онлайн-
консультация, практикум, контрольная работа, самостоятельная работа, тест,
викторина, экскурсия.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности.
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Общее количество часов в соответствии с учебным планом: 34
Количество учебных недель: 34
Содержание программы учебного предмета
№
п/п
Раздел
Количество часов
1.
Раздел 1. Давным-давно
5
2.
Раздел 2. Старинные города Прикамья
6
3.
Раздел 3. Пермь — главный город Прикамья
5
4.
Раздел 4. Старинные города и поселки Прикамья
11
5.
Раздел 5. Что даёт наш край стране
1
6.
Раздел 6. Новые города Прикамья
3
7.
Раздел 7. Великая Отечественная война, город
Пермь и Пермский край
1
8.
Раздел 8. Прикамье литературное
2
Всего часов
34
1.
Раздел 1. Давным-давно – 5 часов
Раздел призван подвести учащихся к пониманию исторических корней
края,
особенностей
его
заселения,
неповторимости
его
культуры;
познакомить их с особенностями истории и жизни коренного населения
Прикамья, их культурой, традициями, бытом.
Опорные
понятия
и
термины:
археология
и
археологические
памятники,
летоисчисление,
кроманьонец,
пермский
звериный
стиль,
металлургия,
священное
животное,
ханты,
манси,
коми-пермяки,
топонимика, святилище, легенда, сказание, парма, утварь, этнография,
летопись, канонизация, епископ, крещение, христианство, язычество, обереги
и др.
Страничка 1. Посмотрим глазами историка
Что из себя представляет наука история, какие вопросы изучает, с
какими другими науками дружит, почему историю нельзя исправить или
переписать. Кто такие историки. Счет лет в истории (летоисчисление).
История народа.
Страничка 2. Пермский период
Страничка 3. Каменный век Прикамья
Облик края в давние времена. Открытие первобытных стоянок
человека на территории Прикамья. Возвращение к понятиям «археология» и
«археологические памятники», их охрана. Жизнь древних людей.
Страничка 4. Века металлов
Переход от каменного века к векам металлов, совершенствование
орудий охоты и земледелия. Понятие о пермском зверином стиле. Время
создания предметов пермского звериного стиля. Причины его появления.
Легенды и сказания, связанные с наиболее распространёнными в Прикамье
священными животными.
Страничка 5. Кто живёт, тот и названия даёт
Понятие о топонимике. Происхождение слова «пермь». Народы,
населявшие Прикамье в древности и живущие здесь в настоящее время.
Освоение русскими уральских земель. Переход от языческой веры к
христианству.
2.
Раздел 2. Старинные города Прикамья – 6 часов
Задача раздела – формирование у учащихся интереса и уважения к
историческому
прошлому,
создание
образного
представления
о
неповторимости городов края, о вкладе жителей Прикамья в развитие и
культуру России.
Опорные понятия и термины: крепость, острог, городище, усадьба,
кремль, слобода, посад, собор, амбар, зодчество, город-памятник, ремёсла и
ремесленники, набеги, соляной промысел, вотчина, иконопись, атаман,
ханство, летопись и летописец, шатёр, каменная соль, магний, ботанический
сад, оранжерея, систематика, тюркские народы, тракт, благотворительность,
купечество, гильдия, гостиный двор, селенит, камнерезное искусство,
сталактит, сталагмит, завод-поселение, полба, крестьянская война, диорама,
метеорит, герб, геральдика и др.
Страничка 6. Чердынь, Ныроб
Древнейший город Прикамья. История его основания. Каменная
архитектура Чердыни. Город-памятник и его охрана.
Страничка 7. Соликамск, Усолье
Основание города. Его значение в истории России и Прикамья. Роль
промышленников Демидовых в развитии города и края. Архитектура.
Современный Соликамск. Город-памятник и его охрана.
Род Строгановых и история Усолья. Основной промысел Верхнего
Прикамья в прошлом — солеварение. Архитектура. Город-памятник и его
восстановление.
Страничка 8. Кунгур
Основание
Кунгура
—
крупного
торгового
центра
Прикамья.
Кунгурская ярмарка. Купцы Грибушин и Губкин и их вклад в развитие
города. Культура и искусство. Кунгурская ледяная пещера — памятник
природы мирового значения.
3.
Раздел 3. Пермь — главный город Прикамья – 5 часов
Цель изучения раздела – сформировать у учащихся представление об
основании Перми, помочь им осознать значение города в истории России
(экономика, культур, искусство), роль исторических деятелей в истории
Перми, получить необходимые сведения о современно городе и его
экономических и культурных особенностях.
Опорные понятия и термины:
индустрия, экономика, культура,
искусство, барка, устье, сваи, плотина, амбар, контора, землянка, светлица,
гужевой транспорт, уезд, губерния, каторжный труд, параллельное и
перпендикулярное расположение улиц, меценаты, купцы, патриоты, балет,
опера,
ротонда,
собор,
кафедральный
собор,
монастырь,
колокольня,
освящение, иконостас, прикладное искусство, пуд, духовная семинария,
барельеф,
мемориальная
доска
и
мемориал,
университет,
гимназия,
электротехника, сварка, держава, империя, ковать победу, военкомат,
эвакуация, обмундирование, ГЭС и др.
Персоналии: В.Н. Татищев, Пётр I, Екатерина II, Александр I, Н.В.
Мешков, И.И. Свиязев, К.Ф. Модерах, Дягилевы и др.
Страничка 9. Основание Перми
Основание Егошихинского завода. Роль В.Н. Татищева в освоении
богатств уральских земель. Первые постройки старой Перми.
Страничка 10. Губернский город Пермь
1780 год — переименование Егошихинского завода в город Пермь.
1781 год — образование Пермской губернии. Первые улицы и каменные
здания Перми. Градостроительство и архитектура XIX века. Губрнаторы
Прикамья, оставившие свой след в истории.
Страничка 11. Пермь и её замечательные жители. Гости Перми
Ф.Х. Граль — замечательный доктор. Знаменитые изобретатели —
уроженцы
Прикамья:
А.С.
Попов,
Н.Г.
Славянов,
Н.В.
Воронцов.
Пароходчики И.И. Любимов и Н.В. Мешков. Памятники Н.Г. Славянову и
А.С. Пушкину. Мемориальная доска А.С. Попову, Д.Н. Мамину-Сибиряку и
П.П. Бажову на здании бывшей духовной семинарии.
Страничка 12. Коми-Пермяцкий округ
Образование Пермского края.
4.
Раздел 4. Старинные города и поселки Прикамья – 11 часов
Материал этого раздела призван познакомить учащихся с причинами
возникновения новых городов в ХХ веке, показать их сходство и различия со
старинными городами Прикамья, подчеркнуть вклад жителей края в развитие
экономики и культуры Родины.
Опорные
понятия
и
термины:
первооткрыватели,
полезные
ископаемые, индустрия, экономика, культура, наука, образование, ГЭС,
комбинат, республика химии, промышленность, калий, магний, титан,
экология, нефтяные вышки и насосы-качалки, барак и др.
Страничка 13. Оса,Оханск, Ильинский, Очер, Добрянка, Чермоз,
Нытва, Лысьва, Пожва, Суксун, Орел, Кын-завод, Павловский, Орда,
Всеволодо-Вильва, Бикбарда, Пыскор.
Основание
городов,
географическое
положение,
население,
деятельность
людей,
памятники
истории
и
архитектуры,
природные
особенности.
5.
Раздел 5. Что даёт наш край стране. Особенности Перми и
Пермского края – 1 час
Раздел знакомит с сегодняшним днём Прикамья, рассказывает о
значении края для России.
Страничка 14. Горное дело и развитие Прикамья.
6.
Раздел 6. Новые города Прикамья – 3 часа
Задача раздела – дать представление о городах, их истории,
знаменитых людях, которые родились здесь и жили.
Страничка 15. Березники, Краснокамск, Чайковский.
История возникновения города. Березниковский калийный комбинат.
Березники сегодня.История возникновения города. Краснокамск — город
нефтяников. Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат. Краснокамск
сегодня.История возникновения города и его названия. Чайковский комбинат
шёлковых тканей. Чайковский сегодня.
7.
Раздел 7. Великая Отечественная война, город Пермь и
Пермский край – 1 час
Задача раздела – дать детям представление о том, какой огромный
вклад в Победу в Великой Отечественной войне внесли жители Прикамья,
объяснить необходимость уважительного отношения к военным реликвиям,
бережного отношения к памятникам, местам захоронения, мемориалам.
Страничка 17. Прикамье в военные годы
Урал – кузница Победы. Дети и война. Вечная память героям.
8.
Раздел 8. Прикамье литературное – 2 часа
Задача раздела – познакомить учащихся с пермскими писателями и
поэтами, писавшими о родном крае.
Технологии:
коррекционно – развивающего обучения;
дифференцированного обучения;
здоровьесберегающие;
информационные
Форма и режим занятий:
• групповая работа;
• экскурсии;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
Требования к уровню подготовки учащихся
ЗНАТЬ:
- Природу Прикамья;
– Заповедные места;
– Народное искусство Прикамья;
УМЕТЬ:
- Вести исследовательскую работу;
– Писать рефераты и делать сообщения;
– составлять кроссворды, экологические плакаты;
– Составлять презентации и карты.
Календарно – тематическое планирование
№
урока
Дата
Название раздела программы;
темы урока
Кол-
во
часов
Примечание
1 четверть
9 часов
1
Посмотрим глазами историка
1
2
Пермский период
1
3
Каменный век Прикамья
1
4
Века металлов
1
5
Кто живёт, тот и названия даёт.
1
6
Чердынь — древнейший город Прикамья.
1
7
Ныроб
1
8
Соликамск. Как варили соль
1
9
Усолье. Андрей Воронихин
1
2 четверть
7 часов
10
Кунгур.
1
11
Кунгур. Ледяная пещера
1
12
Основание Перми. Василий Татищев
1
13
Губернский город Пермь
1
14
Пермь и её замечательные жители.
1
15
Гости Перми.
1
16
Коми-Пермяцкий округ
1
3 четверть
10 часов
17
Оса
1
18
Оханск
1
19
Ильинский, Очер
1
20
Добрянка, Чермоз
1
21
Нытва, Лысьва
1
22
Пожва, Суксун
1
23
Орел, Кын-завод
1
24
Павловский,
1
25
Орда
1
26
Всеволодо-Вильва, Бикбарда
1
4 четверть
8 часов
27
Пыскор.
1
28
Горное дело и развитие Прикамья
1
29
Березники
1
30
Краснокамск
1
31
Чайковский
1
32
Религиозная литература. «Житие Стефана
Пермского»
1
33
Писатели Прикамья.
1
34
Итоговый урок
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова «Мой Пермский край: странички
далёких и близких времён». Пермь: «Книжный мир», 2015 г.
2.
Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова «Прикамье: странички далёких и
близких времён». Методическое пособие для учителя. Пермь: «Книжный
мир», 2003 г.
3.
Программа курса «Прикамье: странички далёких и близких
времён». Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Пермь: «Книжный мир», 2003 г.
4.
Родное Прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению.
5-6 классы. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь: «Книжный мир»,
2003 г.
Материально-техническое обеспечение:
5.
Карточки с заданиями для контроля знаний.
6.
Компьютер.
7.
Проектор.
8.
Экран.