Автор: Яицкая Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании
ребенка
Сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности
нравственного, трудового, умственного, физического, художественного
воспитания и развития детей. Для предупреждения и преодоления
трудностей и проблем семейного воспитания необходимо
координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми.
Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях
семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный
социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым
вступают в контакт родители и где начинается их систематическое
педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и
родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Для создания в семье
благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок
в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть
полным объемом определенных психолого-педагогических знаний,
практическими навыками и умениями педагогической деятельности. А
так же в последующей реализации следующих задач: - показать
актуальность проблемы; - изучить дифференцированный подход к
работе с родителями; - определить необходимость проведения работы с
родителями дошкольников; - выделить как традиционные, так и новые
активные формы работы с родителями; - доказать необходимость
повышения эффективности деятельности педагогов в стенах
дошкольных учреждений; - проследить организацию взаимодействия
семьи и детского сада. Поэтому мы стараемся постоянно
совершенствовать содержание и формы этой работы, стремимся
добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на
ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее
развитие личности.От совместной нашей работы и родителей зависит
дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы группы, а в
частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры
родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов
дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить
образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с
доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут
устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать
требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему
отношению к детям и родителям. Поэтому главной задачей воспитателей
является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а
предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь
как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в
дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация
работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть
поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия
родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой
согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее
влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование
у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети
получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в
семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне
важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных
учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся
родителями в семейном воспитании: многие молодые родители
недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые
затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют
должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на
раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в
дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности
родителей как участников воспитательного процесса. Для создания в
семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения
ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего,
овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических
знаний, практическими навыками и умениями педагогической
деятельности. Согласуя свои действия с семьей, мы старались
дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Важно
отметить, что наша задача - осознавая разницу между детьми, между их
семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.
Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной
непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к
развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же
возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и
детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном
учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду
ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-
педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному
труду.Третья проблема - развить интерес детей к познанию
окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание
доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс
совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы
ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену
отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в
каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и
психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с
детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно
сделать путем использования активных форм и методов работы с
родителями. Еще одна проблема - научить детей общению друг с
другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость.
И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря
на разницу в методах педагогической организации дошкольных
учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность
объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого,
ответственного человека, готового для жизни в обществе. Важно
объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями
решить их.Современная ситуация, в которой оказалось наше общество,
потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности
в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности
и семьи. Являясь одним из важных факторов социального воздействия,
семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и
социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном
введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно
природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение
ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество,
культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая
функция семьи. Но все это невозможно без систематического
просвещения родителей.Для плодотворного просвещения родителей
дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи. В связи
с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое
значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители
имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания,
необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия
детского сада и семьи, использование новых форм работы является
решающим условием обновления системы дошкольных учреждений.
Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и
не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям,
но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их
в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно
заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые
формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и
родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
Первым и решающим условием положительного направления
взаимодействия являются доверительные отношения между
воспитателем и родителями, контакт должен строятся таким образом,
чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность
добиться успеха, уверенность в своих силах.Не менее важная задача -
вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении
непосредственно в теоретической и практической, определенным
образом организованной деятельности. Следствием такой организации
педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в
воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и
родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения
партнерства предполагают равенство сторон, взаимную
доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи
в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях,
они осуществляют в воспитании одни и те же функции:
информационную, собственно воспитательную, контролирующую.Для
осуществления дифференцированного подхода к родителям нужно
соблюдать, как общепедагогических, так и специфических условий.
Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между
воспитателем и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости
по отношению к родителям; - учет своеобразия условий жизни каждой
семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах
воспитания; - сочетание индивидуального подхода к каждой семье, с
организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь
разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на
родителей и детей; - обеспечение в работе с родителями определенной
последовательности, системы. Такая дифференциация помогает найти
нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой
семье.Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с
ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности,
воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое,
требующее проявления уважения ко всем членам семьи, искренности,
желания оказать помощь в воспитании детей.Для выявления уровня
педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании
детей можно использовать следующие методы: 1. Анкетирование
родителей; 2. Тестирование родителей; 4. Индивидуальные беседы с
родителями; 5. Индивидуальные беседы с детьми; 6. Посещение семьи
ребенка; 7. Изучение тестов-рисунков детей типа "Мой дом", "Моя
семья". 8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре "Семья". 9.
Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во
время приема и ухода детей. 10. Моделирование игровых и проблемных
ситуаций. В зависимости от различий в семейном воспитании, в
структуре общения, педагогической и психологической просвещенности
родителей необходимо применение разнообразных форм работы.
Работу с родителями проводим активно, применяем не в общем, а с
точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории
родителей. Так же дифференцируем работу, разделив родителей на две
большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые,
активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом
отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи
кризисные семьи; семьи групп риска). В зависимости от проблем,
возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.
Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина
в том, что часто не используется или используется недостаточно
положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляется
своевременная подготовка родителей к родительским собраниям,
консультациям, беседам. Активность родителей повышается, если
своевременно попросит их рассказать о своем опыте, о проблемах,
возникающих в воспитании детей. Эффективность работы с родителями
во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в
процессе повседневных контактов между воспитателем и родителями.
Этот настрой определяется индивидуальным подходом к самим
родителям, тем, как учитываются особенности личности родителей и
затруднения семейного воспитания.В целях облегчения работы при
подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей
особое внимание уделяем систематизации и разработке различных
рекомендаций. В настоящее время стараемся использовать
всевозможные методы и формы педагогического просвещения
родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские,
нетрадиционные. В этих формах работы примечательно то, что
практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый
принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями,
высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может
психолог.Дальнейшее взаимодействие с родителями походит в
процессе: Ежедневных непосредственных контактов, когда родители
приводят и забирают ребенка; Неформальных бесед о детях или
запланированных встреч с родителями воспитателями или
специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от
конкретных проблем; Ознакомления родителей с информацией,
подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности
детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок («Недели
открытых дверей для родителей»); Решения любых вопросов,
касающихся их детей (родительский комитет); Участия в праздничных
мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
Работы семейного клуба “Домовёнок”; Приглашения учителей начальной
школы, врачей по интересующим вопросам; Участие семьи в
воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество
образования детей, так как родители лучше знают возможности своего
ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с
родителями приобретает особое значение и становится актуальной,
необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с
родителями.Являясь посредником в системе взаимодействия личности
ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на
формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных
отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником
семейного воспитания.