Напоминание

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка


Автор: Яицкая Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании

ребенка

Сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности

нравственного, трудового, умственного, физического, художественного

воспитания и развития детей. Для предупреждения и преодоления

трудностей и проблем семейного воспитания необходимо

координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми.

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях

семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный

социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым

вступают в контакт родители и где начинается их систематическое

педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и

родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Для создания в семье

благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок

в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть

полным объемом определенных психолого-педагогических знаний,

практическими навыками и умениями педагогической деятельности. А

так же в последующей реализации следующих задач: - показать

актуальность проблемы; - изучить дифференцированный подход к

работе с родителями; - определить необходимость проведения работы с

родителями дошкольников; - выделить как традиционные, так и новые

активные формы работы с родителями; - доказать необходимость

повышения эффективности деятельности педагогов в стенах

дошкольных учреждений; - проследить организацию взаимодействия

семьи и детского сада. Поэтому мы стараемся постоянно

совершенствовать содержание и формы этой работы, стремимся

добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на

ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее

развитие личности.От совместной нашей работы и родителей зависит

дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы группы, а в

частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры

родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов

дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить

образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с

доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут

устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать

требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему

отношению к детям и родителям. Поэтому главной задачей воспитателей

является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а

предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь

как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в

дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация

работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть

поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия

родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой

согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее

влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование

у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети

получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в

семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне

важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных

учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся

родителями в семейном воспитании: многие молодые родители

недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые

затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют

должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на

раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в

дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности

родителей как участников воспитательного процесса. Для создания в

семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения

ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего,

овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических

знаний, практическими навыками и умениями педагогической

деятельности. Согласуя свои действия с семьей, мы старались

дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Важно

отметить, что наша задача - осознавая разницу между детьми, между их

семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.

Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной

непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к

развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же

возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и

детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном

учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду

ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-

педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному

труду.Третья проблема - развить интерес детей к познанию

окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание

доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс

совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы

ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену

отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в

каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и

психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с

детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно

сделать путем использования активных форм и методов работы с

родителями. Еще одна проблема - научить детей общению друг с

другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость.

И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря

на разницу в методах педагогической организации дошкольных

учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность

объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого,

ответственного человека, готового для жизни в обществе. Важно

объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями

решить их.Современная ситуация, в которой оказалось наше общество,

потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности

в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности

и семьи. Являясь одним из важных факторов социального воздействия,

семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и

социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном

введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно

природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение

ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество,

культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая

функция семьи. Но все это невозможно без систематического

просвещения родителей.Для плодотворного просвещения родителей

дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи. В связи

с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое

значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители

имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания,

необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия

детского сада и семьи, использование новых форм работы является

решающим условием обновления системы дошкольных учреждений.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и

не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям,

но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их

в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно

заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые

формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и

родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Первым и решающим условием положительного направления

взаимодействия являются доверительные отношения между

воспитателем и родителями, контакт должен строятся таким образом,

чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность

добиться успеха, уверенность в своих силах.Не менее важная задача -

вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении

непосредственно в теоретической и практической, определенным

образом организованной деятельности. Следствием такой организации

педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в

воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и

родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения

партнерства предполагают равенство сторон, взаимную

доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи

в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях,

они осуществляют в воспитании одни и те же функции:

информационную, собственно воспитательную, контролирующую.Для

осуществления дифференцированного подхода к родителям нужно

соблюдать, как общепедагогических, так и специфических условий.

Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между

воспитателем и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости

по отношению к родителям; - учет своеобразия условий жизни каждой

семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах

воспитания; - сочетание индивидуального подхода к каждой семье, с

организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь

разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на

родителей и детей; - обеспечение в работе с родителями определенной

последовательности, системы. Такая дифференциация помогает найти

нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой

семье.Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с

ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности,

воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое,

требующее проявления уважения ко всем членам семьи, искренности,

желания оказать помощь в воспитании детей.Для выявления уровня

педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании

детей можно использовать следующие методы: 1. Анкетирование

родителей; 2. Тестирование родителей; 4. Индивидуальные беседы с

родителями; 5. Индивидуальные беседы с детьми; 6. Посещение семьи

ребенка; 7. Изучение тестов-рисунков детей типа "Мой дом", "Моя

семья". 8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре "Семья". 9.

Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во

время приема и ухода детей. 10. Моделирование игровых и проблемных

ситуаций. В зависимости от различий в семейном воспитании, в

структуре общения, педагогической и психологической просвещенности

родителей необходимо применение разнообразных форм работы.

Работу с родителями проводим активно, применяем не в общем, а с

точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории

родителей. Так же дифференцируем работу, разделив родителей на две

большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые,

активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом

отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи

кризисные семьи; семьи групп риска). В зависимости от проблем,

возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина

в том, что часто не используется или используется недостаточно

положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляется

своевременная подготовка родителей к родительским собраниям,

консультациям, беседам. Активность родителей повышается, если

своевременно попросит их рассказать о своем опыте, о проблемах,

возникающих в воспитании детей. Эффективность работы с родителями

во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в

процессе повседневных контактов между воспитателем и родителями.

Этот настрой определяется индивидуальным подходом к самим

родителям, тем, как учитываются особенности личности родителей и

затруднения семейного воспитания.В целях облегчения работы при

подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей

особое внимание уделяем систематизации и разработке различных

рекомендаций. В настоящее время стараемся использовать

всевозможные методы и формы педагогического просвещения

родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские,

нетрадиционные. В этих формах работы примечательно то, что

практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый

принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями,

высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может

психолог.Дальнейшее взаимодействие с родителями походит в

процессе: Ежедневных непосредственных контактов, когда родители

приводят и забирают ребенка; Неформальных бесед о детях или

запланированных встреч с родителями воспитателями или

специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от

конкретных проблем; Ознакомления родителей с информацией,

подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;

Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;

Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности

детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок («Недели

открытых дверей для родителей»); Решения любых вопросов,

касающихся их детей (родительский комитет); Участия в праздничных

мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;

Работы семейного клуба “Домовёнок”; Приглашения учителей начальной

школы, врачей по интересующим вопросам; Участие семьи в

воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество

образования детей, так как родители лучше знают возможности своего

ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с

родителями приобретает особое значение и становится актуальной,

необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с

родителями.Являясь посредником в системе взаимодействия личности

ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на

формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных

отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником

семейного воспитания.



В раздел образования