Автор: Силюк Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 г. Медвежьегорска"
Населённый пункт: г. Медвежьегорск
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию
Тема: "В горнице"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по речевому развитию в
подготовительной к школе группе
«В горнице».
Воспитатель:
Силюк О.Н.
Медвежьегорск, 2020 г.
Тема: «В горнице».
Цель: Закрепление представлений детей о звуке [ц].
Задачи: 1. Уточнить артикуляцию и характеристику звука [ц].
2. Учить детей правильно произносить звук [ц] в слогах, словах и
предложениях
3. Формировать фонематическое восприятие звука [ц] на уровне слов.
4. Тренировать детей в построении и репродуцировании
восклицательных, вопросительных интонационных конструкций,
развивать умение ставить логическое ударение во фразах.
5. Формировать слоговую структуру слова (2,3,4-сложные слова без
стечения согласных, 2-сложные слова со стечением согласных).
6. Формировать навыки фонематического анализа и синтеза слов,
слогового анализа слов.
7. Развивать слуховое, зрительное внимание детей.
8. Формировать представления детей о жизни, особенностях быта
наших предков.
Речевой материал, дидактический материал:
1.
Ряды слов для формирования фонематического восприятия: цапля,
сабля, цокот, топот, рокот, курица, крутит, шлепанцы, пальто, кольцо,
леденец.
2.
Слоги для автоматизации звука [ц]: ца – ца – ца
цо – цо – цо
3.
Слова для автоматизации звука [ц]: спицы, ножницы, рукавицы,
пяльца, полотенце, ситец, ларец, кольцо)
1.Организационный момент. «Посыл добра»:
- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и мысленно пошлем «лучик
добра» тем детям, которые не смогли сегодня прийти в детский сад,
заболели, а также самым близким и родным вам людям. Пошлем улыбки друг
другу, нашим гостям для того, чтобы хорошее настроение сохранилось у нас
как можно дольше.
2. Подведение к теме занятия.
(Звучат звуки кантеле).
- Ребята, подскажите, где мы оказались? (В карельской горнице). Почему вы
так решили? (Ответы детей).
-Сегодня мы пришли на посиделки в горницу.
-День вам добрый! Милости прошу к нам, сядем рядком, поговорим ладком.
-Знаете ли вы, что такое «горница», «посиделки»? (Ответы детей).
-Горница – это лучшая комната в крестьянском доме, которая устраивалась
на втором этаже. Горница отличалась большими окнами и печью.
- Посиделки (беседа, вечорка) – собрание парней и девушек в закрытом
помещении в осенне-зимний период времени.
-Вот какие девицы пришли на посиделки!
-Аннушка – красавица, свет Алина – умница, Елизавета – ясный цветик.
-И молодцы: Михаил – мудрец, Егор – молодец и Дмитрий – удалец!
(накидываю девочкам платки на плечи, мальчикам надеваю фуражки).
-Скажите, пожалуйста, какой звук чаще других повторяется в этих словах?
(Звук [ц]).
-Сегодня на посиделках в горнице мы будем продолжать знакомиться со
звуком [ц], будем учиться правильно произносить слоги, слова, предложения
со звуком [ц], а также будем учиться слушать и слышать данный звук.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Для этого подготовимся, выполним артикуляционную гимнастику:
1) Вдох – через нос, выдох – через «трубочку» (на 2 счета).
2) «Улыбка» (на 2 счета).
3) «Лопатка» (удержание позы на 5 счетов).
4) «Кошка сердится» (удержание позы на 5 счетов).
4. Характеристика звука [ц] по артикуляционным и акустическим
признакам.
- Произнесите звук [ц] по «цепочке». (Произносят вслух).
-Что происходит, когда мы произносим этот звук [ц]? (Губы вытянуты в
улыбку, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние передние
зубы, боковые края языка прижаты к коренным зубам).
- Как проходит воздух? (Несвободно, встречает преграду).
-Что мы можем сказать о звуке? (Согласный твердый глухой).
-Звук [ц] всегда твердый.
-Каким символом будем его обозначать? (Синим кружком).
5. Формирование фонематического восприятия звука [ц] на уровне слов.
(Работают с символами звука)
Слова: цапля, сабля, цокот, топот, рокот, курица, крутит, шлепанцы, пальто,
кольцо, леденец.
6. Автоматизация звука [ц] в слогах. Развитие просодической стороны
речи.
-На посиделках часто играли. Одной из игр была игра «Дразнилка». Сейчас
мы будем играть следующим образом: девицы – мастерицы произносят «ца-
ца-ца» с восклицательной интонацией, а добры молодцы отвечают с
утвердительной интонацией.
-Ца-ца-ца! (ца-ца-ца).
-Добры молодцы произносят «цо-цо-цо» с вопросительной интонацией, а
девицы отвечают утвердительно.
7. Автоматизация [ц] в словах.
-Девицы – мастерицы и добры молодцы, что вы видите в горнице? (Спицы,
ножницы, рукавицы, полотенце, ситец, кольцо).
-Назовите, пожалуйста, слова, в которых звук [ц] слышится в середине
слова? (спицы, рукавицы, полотенце, ножницы, кольцо).
-Что это за ткань? (Ситец).
-Каким по счету идет звук [ц] в слове «ситец»? (Пятым).
-Из чего вы сошьете рубашку добрым молодцам? (Мы сошьем рубашку
добрым молодцам из ситца).
-Какая она будет, добры молодцы? (Ситцевая).
-Что
вы
делаете
с
перечисленными
предметами?
(Вяжем
спицами
рукавицы и т.д.)
-Девицы – мастерицы, что вы будете вышивать? (Полотенце).
8. Физкультминутка. Координация речи с движением «Вышивает, шьет
иголка…»
Вышивает, шьет иголка (левая ладошка раскрыта, в правой – иголка),
Пальцу больно, пальцу колко (имитация укалывания).
А наперсток в тот же миг
К девочке на пальчик прыг (надеваем наперсток).
Говорит иголке: «Шей! А колоться ты не смей!»
9. Формирование навыков слогового анализа, фонематического анализа
и синтеза.
-Мы вышили много…(полотенец).
-Чем вы будете утираться, добры молодцы? (полотенцами).
-Мастерицы, вы подарите каждому молодцу по одному…(полотенцу).
-Мы вышивали, и на полотенце появились узоры (рассматривание узоров).
-Как вы думаете, что они могут обозначать? (Это слоговые схемы).
-Подберите слова – названия предметов к следующим схемам:
____________ __________________ ______________________
Спицы, ситец, кольцо ножницы рукавицы, полотенце
-Пока мы с вами рассматривали загадочные узоры у одной из мастериц что-
то упало в колодец….Составьте слово из первых звуков следующих слов и
узнайте, что же она уронила в колодец: «санки», «пища», «искры», «цапля»,
«аист». (спица).
-Составьте звуковую схему данного слова (работают с индивидуальными
«звуковыми пеналами»).
- «Прочитайте» слово по схеме. (Читают вслух).
10. Автоматизация звука в чистоговорке.
-Что мы берем из колодца? (Воду).
-Измените слово так, чтобы в нем появился звук [ц]. (Водицу).
-Скажем следующие слова: «Холодна водица, можно простудиться. Лучше
леденцами всем нам угоститься». (Меняем интонационную окраску, силу
голоса).
11. Знакомство с буквой.
- Звук обозначается буквой. Посмотрите вокруг и подумайте, из каких
материалов вы сейчас можете сконструировать букву. Постарайтесь найти
свое решение (Дети выполняют задание).
-Что у вас получилось? Поделитесь друг с другом своей идеей. Молодцы.
Итог занятия.
-
На посиделках люди всегда делились друг с другом новостями,
рассказывали о том, что увидели или узнали. Чем поделиться хотели бы вы?
О чем могли бы рассказать? (Ответы детей).
-Наши посиделки подошли к концу. Хлеб да соль вам и нашим гостям!
Доброго пути (Дети совместно с педагогом исполняют Карельский хоровод)!