Автор: Муниров Фиргат Рифович
Должность: МОБУ СОШ д.Юнусово МР Мечетлинский район Республики Башкортостан
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Юнусово МР Мечетлинский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: деревня Юнусово
Наименование материала: Патриотическое воспитание школьников в рамках предмета ОБЖ
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: среднее образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - ОРГАНИЗАТОРА ОБЖ.
Общество сегодня, поставив задачу модернизации образования, должно решить в
первую очередь вопросы воспитания и затем обучения. Только поколение граждан с новым
мировоззрением сможет сделать нашу страну процветающей. Важнейшая составляющая
процесса
воспитания
-
формирование
и
развитие
гражданских
качеств
личности,
патриотических чувств.
Патриотизм—это не слепая преданность своей стране, а знание и уважение истории и
культуры
своего
Отечества,
сохранение
самобытности
и
традиций
своего
народа,
сопричастность к общественной жизни страны, стремление приложить все силы для того,
чтобы повысить духовное и материальное благосостояние своей Родины, ее безопасность.
Задача всемерного повышения безопасности нашей Родины актуальна в свете
нынешней ситуации в мире. Угрозы для России не только существуют, но, без сомнения,
возрастают и вполне могут быть реализованы. Поэтому в России должна быть армия, хорошо
вооруженная и оснащенная по последнему слову науки и техники, в которой будут служить
крепкие, сильные, горячо любящие Родину российские парни, настоящие защитники
Отечества!
При организации занятий по предмету ОБЖ - военно-патриотическая направленность
должна быть стержнем и основой воспитания учащихся школьного возраста. В воспитании
мальчиков-юношей, будущих защитников Родины, очень важно сформировать такое
качество, как верность воинскому долгу ради высокой цели - защиты своей Родины. Именно
в школе ученики должны понять непреходящую мудрость А.В. Суворова: «Все может родная
земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой
цветущих садов. Вот одного только не может — защитить себя, и сделать это должен тот, кто
пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой». Поэтому перед преподавателем-
организатором
ОБЖ стоит задача — воспитать у учащихся патриотические чувства,
сформировать у них готовность к военной службе, защите Родины, даже ценой своей жизни
Следовательно, основные цели военно-патриотического воспитания:
♦
развитие
у
молодежи
гражданственности,
патриотизма
как
важнейших
духовно-
нравственных и социальных ценностей;
♦
формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному
проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других,
связанных с ней видов государственной службы;
♦
воспитание верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного
времени.
К сожалению, это серьезная проблема в современном обществе, в силу реалий
подобные качества воспитывать сложно. Слишком уж в наших людях сидит потребительский
дух. И поэтому патриотом молодой человек, призванный на военную службу, никогда не
станет в одно мгновение. Патриотизм, любовь к Родине должны воспитываться с детства в
семье, школе. Ведь дети во всем стараются быть похожими на старших брата, отца, дедушку.
Мальчик, будущий воин, приходит в школу с уже приобретенными в коллективе
сверстников опытом и навыками и от воспитателей и учителей учебного учреждения, от их
терпения, настойчивости и последовательности зависит, каким будет этот гражданин, когда
закончит школу. Рождается вопрос. Смогут ли родители быть союзниками в этом непростом
процессе? Здесь больше вопросов, чем ответов.
Предмет
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
в
вопросах
военно-
патриотического воспитания учащихся, без сомнения, является интегрирующим. Однако
урочного времени, выделенного для ОБЖ явно недостаточно. Что делать? Внеурочная
деятельность, кружковая, досуговая работа в данном случае становится тем недостающим и
связующим звеном, усиливающим воспитательный эффект.
Педагоги школы, учитывая все аспекты воспитания школьников, должны с первых
дней учебы вовлекать детей в активную познавательную внеурочную деятельность. Самые
разнообразные кружки и секции - спортивные, туристско-краеведческие, поисковые,
музейные, исторические помогают детям лучше узнать о своей стране, расширить
мировоззрение, попробовать себя в разных качествах.
Внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в
нашей школе проводится по трём системообразующим направлениям:
1-е направление
- патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых
поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает в себя следующее:
мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей
Родины (Вахта Памяти; митинги посвящённых торжественным датам и другие
патриотические мероприятия);
проведение уроков Мужества, встреч с тружениками тыла, празднование памятных дат,
организация викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
проведение смотров-конкурсов строя и военно-патриотической песни, а также
праздничных концертов, посвященных знаменательным датам;
2-е направление - военно-спортивные игры:
проведение игр «Зарница», и «А ну-ка, парни!», военизированные эстафеты. Военно-
спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление школьного
коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют
качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины;
месячники
оборонно-массовой
и
спортивно-оздоровительной
работы,
военно-
спортивные эстафеты и конкурсы;
3-е направление – ЗОЖ:
привитие здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, расширение
кругозора личности, формирование здравых ценностей и мировоззрения.
В нашей школе создан спортивный клуб «Сапсан». Членами клуба осуществляется
физическая подготовка и полученные знания, и навыки закрепляются в соревнованиях, играх,
конкурсах.
Обстановка состязательности мотивирует ребят к повышению своих
достижений, желанию стать сильнее и выносливее, помочь слабому. Знания, приобретаемые
учащимися на занятиях внеурочной деятельностью, востребованы на уроках физической
культуры, ОБЖ и в ходе соревнований различного уровня.
Примерами
того
служат
высокие
показатели
на
районном,
региональном
и
всероссийском уровнях в соревнованиях по хоккею с шайбой.
Воспитание процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в
учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-
патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего
защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий
рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его
патриотизм. А вот если действия, воспитывающие, образно выражаясь, не мальчика для
битья, но мужа (воина фактически), производить постоянно, сделав их привычными и
естественными для школьников с учетом их возрастных особенностей, то человек станет
патриотом, даже не заметив, что его воспитывали в этом духе.
Необходимо отметить, что для обеспечения более полной реализации целей военно-
патриотического воспитания нужен хорошо оснащенный кабинет ОБЖ. ОБЖ — это
практико-ориентированный предмет, изучение которого требует практического закрепления,
а не просто накопления знаний.
Кабинет ОБЖ — это не только место для проведения учебных занятий, это и центр
военно-патриотической работы. Здесь организуются и проводятся уроки Мужества, встречи,
классные часы, просмотры видеофильмов, где сама атмосфера настраивает учащихся на
рабочий лад.
Исключительно важную роль в воспитании высоких моральных качеств у детей играет
общественное мнение. С этой целью мы показываем результаты деятельности клуба
«Сапсан» учащимся школы, родителям, вывешивая фото и информацию на стенды,
отправляем статьи в районную газету.
Конечно, вся работа должна проводиться в системе. В нашей школе она постоянно
дорабатывается. Однако есть силы и желание действовать.
Список литературы
1.
Черноморцев М.А. Военно-патриотическое воспитание как средство социализации
молодёжи. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013., №3 (201), стр. 16-21, Москва,
«Русский журнал».
2.
Греченев В.П. Патриотизм как стержень гражданского воспитания. // ОБЖ. Основы
безопасности жизни. 2013., №1 (199), стр. 20-22, Москва, «Русский журнал».
3.
Ремизов А. Как заинтересовать школьников предметом ОБЖ. // ОБЖ. Основы
безопасности жизни. 2013., №3 (201), стр. 22-25, Москва, «Русский журнал».