"Интегрированный урок русского языка в 9 классе "Виды придаточных частей сложноподчинённого предложения"
Автор: Олейник Ирина Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1748 Гимназия "Вертикаль" Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект Тема: "Интегрированный урок русского языка в 9 классе "Виды придаточных частей сложноподчинённого предложения" Раздел: среднее образование
Класс – 9-ый (общеобразовательный)
Тип урока – повторение ранее изученного.
Тема лингвистическая – виды придаточных частей сложноподчиненного
предложения.
Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический
материал, направленный на самоанализ и самоопределение личности
учащихся.
Тема по развитию связной речи - рассуждение-миниатюра с элементами
самоанализа.
Технология урока - комплексная (при повторении и обобщении материала в
системе изучаемых единиц); поэлементная (при отработке умений и навыков
анализа и разбора)
Средства обучения – дидактический материал – сложноподчиненные
предложения, взятые из разных источников, объединенные общей тематикой;
обобщающая таблица по синтаксису, словарь, интерактивная доска.
Цели урока.
1.
Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения о СПП: его строении, видах
придаточных частей. Повторять попутно: знаки препинания в сложных
предложениях, различие союзов и союзных слов, правописание
подчинительных союзов;
б) обобщить и систематизировать полученные знания в ходе анализа и
разбора СПП.
2.
Практические:
а) закрепить умение отличать СПП от других видов предложений, видеть
его структуру;
б) сформировать умение различать значение и виды придаточных частей
СПП.
3.
Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету в ходе повторения лингвистической темы и
размышления над содержанием дидактического материала;
- языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей
компетентности (языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
- нравственные качества школьников (самоопределение, определение
нравственных ценностей и жизненных приоритетов);
б) развивать: память, логическое мышление (мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация);
речь, способности, волю, эмоции;
в) формировать умение самостоятельной работы.
Оформление доски.
Повторение.
Придаточное предложение – это
Нужно приложить немало
зависимая часть СПП, поясняющая
усилий, чтобы найти свое
смысл главной (или отдельных слов
место в жизни.
в ней).
Г.К.Селевко.
(Эпиграф временно закрыт)
I. Сообщение темы, постановка перед учащимися целей урока (3-4 мин .)
(Ведущий метод – фронтальная беседа)
.
Слово учителя
Примерные ответы учащихся
- Как вы понимаете выражение
«найти свое место в жизни»?
- Какие усилия нужно для этого
приложить?
В этом году заканчивается
важнейший этап вашей жизни –
основная школа. Сегодня на уроке мы
затронем очень важную для каждого
из вас тему самоопределения: кем
быть и каким быть.
Обратите внимание на структуру
высказывания. К какому типу
предложений оно относится?
Докажите.
Определите вид этого
сложноподчиненного предложения.
Докажите свою точку зрения.
Возможна дискуссия.
Это сложноподчиненное
предложение. В нем есть главная и
придаточная части, связанные
подчинительным союзом.
СПП с придаточным
обстоятельственным: придаточная
часть отвечает на вопрос
обстоятельства и поясняет всю
Прочитайте второй эпиграф к уроку и
определите тему повторения.
главную часть.
Виды придаточных частей СПП
II. Проверка домашнего задания и опрос (10 мин.)
(составить текст на тему: «Моя будущая профессия». Включить в него
СПП с различными видами придаточных. Выполнить их разбор).
Содержание проверки и
опроса
Методы и приемы
проверки
Деятельность учащихся
1. Знания о
сложноподчиненном
предложении, видах и
отличительных
особенностях
придаточных частей.
(воспроизведение
изученного ранее
материала)
2. Умение отличать СПП
от предложений других
типов; составлять СПП
с учетом их признаков.
(обобщение: признаки
СПП)
3. ОТД (опыт
творческой
деятельности) –
проверка речевых
умений.
4. НЭОМ (нормы
эмоционального
отношения к миру, к
обществу, к себе).
Знания (структуры
СПП, видов
придаточных частей);
умение (анализа и
разбора СПП).
(систематизация:
анализ языковых единиц
в системе)
1. Индивидуальный
опрос с использованием
средств мультимедиа.
Задание : восстановить
схему; рассказать о
классификации сложных
предложений и
отличительных
особенностях
сложноподчиненного
предложения.
2. Чтение учащимися
самостоятельно
составленных текстов о
будущей профессии с
устным анализом
употребленных в них
СПП.
Индивидуальное
задание у доски
Устная монологическая
речь.
1 человек отвечает у
доски
2 человека читают
составленные тексты,
анализируют
употребленные в них
СПП.
1 человек частично
воспроизводит
домашнее письменное
задание на доске:
выписывает 3 СПП
(разных видов),
выполняет их разбор.
III. Закрепление ранее изученного. Репродуктивно-продуктивное
упражнение на конструирование
(3 мин.).
Содержание работы и деятельность
учителя. Ведущие методы.
Деятельность учащихся
Слово учителя : «Как же не
ошибиться с выбором профессии?»
Чтобы узнать об этом, предлагаю вам
выполнить следующее упражнение:
подберите к главной части СПП
подходящую по смыслу
придаточную, запишите
получившееся предложение,
определите вид придаточной части.
Расставьте пропущенные знаки
препинания, раскройте скобки.
Обобщение изученного (учет
признаков понятия);
систематизация (различение видов
придаточных частей)
Выполнение письменного задания в
тетради с последующей
самопроверкой.
Рекомендации по выбору профессии
(советы психолога).
1. (Н,н)ужно учитывать образ жизни
и вид деятельности связанный с ней
что с ней связано
2. Осознайте ценность вашего выбора
(для себя и для общества) изучайте
профессию и все
что вы можете и что нужно в данной
профессии
3. Произнося «Я хочу» знайте
что(бы) выбрать правильную
профессию
4. Выбирая профессию помни о тех
трудностях
(по)этому будьте ответственны в
решении
5. Жизнь не знает черновиков
которые приходится преодолевать
людям этой профессии.
Фронтальная проверка работы (2 мин.)
1.
Чтобы выбрать правильную профессию, нужно учитывать образ жизни
и вид деятельности, связанный с ней.
2.
Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте
профессию и все, что с ней связано.
3.
Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что нужно в данной
профессии.
4.
Выбирая профессию, помни о тех трудностях, которые приходится
преодолевать людям этой профессии.
5.
Жизнь не знает черновиков, поэтому будьте ответственны в решении.
Чтение и анализ учащимися записанных предложений.
1.
Какие из записанных предложений отличаются от других по структуре?
(3-е: в этом СПП 2 придаточные части; 1-е: в этом СПП придаточная
часть предшествует главной)
2. Какие из записанных предложений отличаются от других по средству
связи?
(1-е
и
5-е:
придаточные
части
в
них
присоединяются
к
главной
при
помощи подчинительных союзов)
3. Назовите придаточные части в каждом из СПП. Определите их вид. (1
ученик отвечает на оценку)
IV. Повторение теоретических сведений (5 мин.)
Содержание повторения
Деятельность учащихся
Фронтальный опрос.
Обобщение
(работа
с
признаками
понятия);
систематизация
(сопоставление
понятий в системе)
Задание:
и с п о л ь з у я
с р е д с т в а
интерактивной
до ски,
в н е с т и
исправления в таблицу и рассказать
об
основных
видах
придаточных
СПП.
Фронтальная и индивидуальная
работа.
Таблица, включающая фактические ошибки
Вид придаточного
Вопросы
К чему относится
Средства
связи
Изъяснительное
какой?
чей?
к глаголу-
сказуемому со
значением речи,
мысли, чувства
союзы и
союзные слова
Определительное
падежные
вопросы
к
существительному
(местоимению)
главной части
союзы и
союзные слова
Обстоятельственны
е
где? куда?
зачем? откуда?
почему? когда?
как? и др.
ко всей главной
части
союзные слова
IV
. Закрепление ранее изученного. Работа с текстом (10 мин.).
Содержание и методическое
Деятельность учащихся
обоснование работы
1. Вступительное слово учителя.
Выбор профессии – это не все, что
вам
придется
выбирать.
Самая
трудная задача, стоящая перед вами –
определить для себя те нравственные
законы,
по
которым
вы
будете
стремиться жить.
С е год н я
м ы
п о з н а ком и м с я
с
отрывками из дневника юного Льва
Толстого. Это замечательный пример
того, как человек формировал самого
себя, свою личность, какие высокие
задачи
ставил
перед
собой
и ,
сознательно
борясь
с
недостатками,
прокладывал свой жизненный путь.
2.
Чтение
текста
учащимися
(тексты распечатаны и лежат на
партах).
3.
Анализ текста по вопросам:
-
в
чем
жанровая
о собенно сть
данного текста?
- Какую пользу от ведения дневника
видел Л.Н.Толстой?
- Определите тип и стиль речи в этом
тексте.
- Какие синтаксические конструкции
преобладают в тексте?
- Какую роль они выполняют?
4.
Задание:
Найдите в тексте СПП, постройте их
схемы.
Укажите
вид
придаточной
части.
Обобщение (изученных ранее
сведений о тексте); систематизация
(вычленение СПП из текста,
содержащего различные
синтаксические конструкции)
Тип речи – рассуждение, стиль –
художественный.
В тексте преобладают СПП
Самостоятельная работа учащихся
выполняется на листе (с
копировальной бумагой). Затем
работы сдаются, а копии
проверяются.
Текст.
(1)7 апреля 1847 г. (2)Я никогда не имел дневника, потому что не видал
никакой пользы от него. (3)Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих
способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития…
(4)14 июня 1847 г. (5)Я много переменился, но еще не достиг той степени
совершенства, которого бы мне хотелось достигнуть. (6)Я не исполняю того,
что себе предписываю. (7)Если и исполняю, то исполняю не хорошо, не
изощряю памяти. (8)Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, как
мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать.
1) (9)Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
2) (10)Что исполняешь, исполняй хорошо.
3) (11)Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам
вспомнить.
4) (12)Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною
силою…
Проверка работы (используя средства мультимедиа,
продемонстрировать правильные ответы с кратким пояснением)
(3 мин).
V
. Продуктивное творческое задание (5 – 7 мин).
Содержание работы
Деятельность учащихся
Синтез в использовании языковых
средств в тексте и в умениях и
навыках учащихся.
Задание на выбор:
1.
используя начало предложений,
составить связный текст о себе;
2.
составить связный текст в
форме рассуждения о себе,
используя в нем СПП с
разными видами придаточных
частей.
Самостоятельная письменная
работа учащихся
Проверка: чтение учащимися составленных текстов.
Итоги урока.
Слово учителя.
VI. Домашнее задание на выбор (конверты с СПП разных видов).