Напоминание

«МОТИВАЦИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» или «На работу, как на праздник!»


Автор: Курмазова Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №125 г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Авторская статья-исследование
Тема: «МОТИВАЦИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» или «На работу, как на праздник!»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«МОТИВАЦИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» или

«На работу, как на праздник!»

Подготовила: Курмазова Галина Анатольевна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №125 г. Владивостока»

Когда я слышу слово «двигатель», в моем воображении представляется

картинка – автомобиль. Чтобы автомобиль поехал, ему нужен двигатель - это

профессиональный рост педагога. Еще ему нужен бензин – без него не заработает

двигатель. Условно, можно назвать двигатель и бензин мотивациями. И наша

машина обязательно поедет.

Теперь немного теории. Все, что мы делаем: ходим на работу, смотрим ТВ,

пришли сегодня на конференцию, моем посуду, проводим НОД и т.д. имеет свой

мотив или причину. Мотив – это ответ на вопрос: «Что движет мной в данной

ситуации? Почему я делаю то, что делаю?» Наши мотивы – это по сути следствие

наших ценностей. Какие ваши внутренние ценности? На этот вопрос важно

ответить, потому что именно они будут определять ваши мотивы. К примеру, если

моя ценность «чтобы меня оставили в покое», то как бы меня не мотивировали

выступить с докладом, меня это будет только раздражать. Если моя ценность

«признание у людей» - всякий раз, когда она будет «подкармливаться», я буду

замотивирована развиваться, двигаться вперед. Но как только меня «не признают»,

не оценят «по достоинству» - мотивация пропадает. Поэтому, на смой взгляд, нам

прежде всего нужно развивать в себе правильные ценности, которые и определят

наши мотивы.

Чтобы стало еще понятнее, давайте обратимся к терминам и их значениям.

Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщённый образ материальных или

идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий

направление его деятельности, достижение которых

выступает смыслом деятельности. Мотива

́

ция (от лат. Movere- «двигать») —

побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий

поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и

устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Сегодня этот термин понимается разными учёными немного по-своему. Например,

мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих

за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация как

явление психическое есть совокупность мотивов. Теорию мотива разрабатывали

психологи А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн.

Мотивация может быть внешней и внутренней. Внутренняя мотивация

мотивация, которую человек носит в себе. Она связана не с внешними

обстоятельствами, не со стимулами и вознаграждениями, а, в первую очередь, с

самим содержанием деятельности. Наградой является «момент переживания чего-

то большего, чем обыденное существование». Например, маленький ребенок все

время что-то пробует, все исследует - и это определяется не столько окружающими

его стимулами, а идет из него самого. Или взрослый, любящий и ценящий свою

работу: "Я работаю не за зарплату, я люблю свое дело. Здесь у меня есть все, чтобы

быть счастливым, и мое вознаграждение - моя активность сама по себе!"

Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать

внешними для человека обстоятельствами или стимулами. Пообещали премию -

мы стали шевелиться быстрее. Написали сотрудникам правила, назначили штрафы

- мы хочешь-не хочешь стали ориентироваться на правила. Дети задали вопрос,

ответ на который воспитатель не знает, очень мотивирует быстро бежать за

помощью в Google. У детей возникла драка из-за игрушки – мы предпринимаем

действия без колебаний.

Грань между внешней и внутренней мотивацией достаточно тонкая.

Например, если у педагога высокая мотивация для работы, связанная с её

содержанием, то доход служит внешним регулятором. Если же педагога

интересуют исключительно деньги, то они являются внутренним мотивом.

С мотивациями все понятно. Теперь попробуем связать вышесказанное с

Образом педагога г. Владивостока – 2023, описанном в Концепции развития

образования г. Владивостока. Педагог – это:

-человек устремленный, осознающий свое предназначение в образовании как

миссию своей созидательной жизни, духовный;

-человек чувствующий, понимающий искусство, как способ познания мира,

восприимчивый к чувствам другого, душевный;

-человек мыслящий, понимающий природу психолого-педагогической реальности

будущего;

-педагог «цифры» со знанием английского языка как международного;

-человек – «предприниматель», владеющий «человекосозидающей технологией»

педагогического проектирования.

Высокие требования, не так ли? Останутся ли они лишь нашими внешними

мотивациями или же они станут нашими ценностями, как стремящегося к развитию

педагога, нашими внутренними мотивами в обучении и воспитании подрастающего

поколения? Стоит помнить, что внешняя мотивация характеризуется установками;

«должен», «надо», «придется» и действует кратковременно, в то время как

внутренняя мотивация характеризуется с позиции «хочу», «получаю

удовольствие», «нравится» и действует продолжительное время. На практике

педагога увидеть подобные мотивации несложно: у одного педагога дело в руках

«спорится», а другой «тянет» от зарплаты до зарплаты.

Мною было проведено анкетирование 6 воспитателей нашего детского сада.

Стаж работы составил от 1 до 15 лет. Интересно, что чем дольше работает

воспитатель в детском саду, тем качественнее изменяются его мотивации для

профессионального роста: от самореализации и признания к практическому

стремлению участвовать в воспитании, развитии и коррекции детей совместно с

семьей.

Итак, что же мотивирует моих коллег «изнутри» и является внутренней

мотивацией:

1.

Любовь к детям, делу воспитания подрастающего поколения; желание

обучаться, узнавать новое, чтобы быть «в ногу» с детьми и дальше на один

шаг. Меняется жизнь, сознание, образ жизни, - как следствие – сейчас дети

не такие, какие приходили даже 5 лет назад. Раньше играли в зайчиков,

потом в пакемонов, роботов. Теперь другие «герои», умеющие

трансформироваться, летать и т.д. Педагог должен знать, что интересно

детям сейчас, быть интересным, творческим, готовым меняться.

2.

Желание поделиться своим опытом с родителями в воспитании и коррекции

детей. Мы видим детей в саду с другой стороны, а не так, как видят их

родители дома, поэтому можем помогать, участвовать в развитии и

исправлении ребенка. Для этого, нужно постоянно самообразовываться,

читать литературу, участвовать в семинарах, тренингах, делиться и

обмениваться опытом с коллегами разного возраста и стажа.

3.

Стремление к успеху, саморазвитию, самореализации, карьерному росту.

4.

Уважение к профессии воспитателя и желание, чтобы это профессию

уважали и ценили.

5.

Внутренняя ответственность, инициативность, творчество, желание

применять это на практике.

6.

Осознание своей одаренности и предназначения к воспитанию детей.

7.

Осознание ответственности подготовить детей к школе: развить

самостоятельность, желание учиться; стремление заложить в детей зерна

добра, честности, ответственности, инициативности для дальнейшей жизни.

8.

Осознание детей, как будущего нашей страны.

9.

Новый жизненный опыт.

10. Воспитание в себе личностных и профессиональных качеств.

11. Возможность делиться собственным опытом в детской психологии, оказать

помощь в решении детских проблем во взаимоотношениях с другими детьми

и родителями.

12. Соперничество.

Из внешних мотиваций наиболее часто упоминались следующие:

1.

Материальное и поощрение: надтариф за больший объем работы.

Интересно, эксперименты показали, когда испытуемым начинают платить за

работу над интересными головоломками, они теряют желание их разгадывать.

«Деньги говорят», если оплата соответствует качеству и объему работы. Награды

могут быть использованы как способ выразить признание, одобрение и уважение к

усилиям. Материальное поощрение не связано напрямую с выдачей денежных

средств за какое-либо действие. Это могут быть другие инструменты, имеющие

подобную оценку: оплачиваемое обучение, квалификационная категория, что в

конечном итоге, выражается в материальной выгоде.

2.

Моральное поощрение: похвала, признание со стороны коллег, родителей,

воспитанников .

3.

Требования руководства, жесткие сроки, навязанные цели, надзор, оценки.

4.

Видимые результаты работы с детьми, родителями. Довольные родители.

5.

Сплоченность коллектива, здоровый психологический климат, взаимное

уважение, поддержка коллег

6.

Совместное обучение, деятельность, мероприятия в коллективе.

7.

Обмен опытом, результатами работы с другими педагогами.

8.

Возможность высказать свои идеи и мнения, к которым могут прислушаться.

9.

Перспектива карьерного роста.

10. Соперничество, стремление победить, получить награду.

11. Здоровая атмосфера в семье, поддержка семьи.

12. Вручение памятных подарков и грамот для портфолио.

Говорят, счастливый человек тот – который утром с удовольствием идет на

работу, а вечером домой. Подводя итог, хочется пожелать всем, чтобы так и было,

особенно у педагогов, соприкасающихся очень тесно с душами детей. Думаю, что

следующие советы обязательно помогут всем нам в этих вопросах.

Практические советы «Как себя мотивировать»:

Смотреть (общаться) с успешными педагогами, людьми

Вы можете смотреть видео с ними, можете читать их статьи и книги, а возможно

даже и лично общаться. Люди, которые много достигли и являются мудрыми - это

отличные наставники по жизни. Вы впитываете их слова как губка впитывает воду.

И уже с этим багажом сами по себе замотивированы. Наше окружение сильно

влияет на нас. Вспомните костер: огонь ярче, если дрова сложены вместе и друг

друга «поддерживают». Оказавшись вне костра, полено начинает дымиться.

Ставить перед собой

конкретные

цели

, конкретный срок для осуществления

своей мечты. Смысл в том, что вы начинаете планировать конкретные действия.

Если же не ставить срок, то у вас всегда будет отговорка перед самим собой, что

"ну попозже сделаю то-то".

Понять, что Вас наиболее мотивирует и периодически к этому возвращаться

(другими словами получать новый заряд мотивации). Старайтесь быть рядом с тем,

что Вас мотивирует. Пример с холодильником.

Смотреть мотивирующие видео

Можно найти много интересных видео, посмотрев которые захочется развиваться.

Это самое простой и быстрый способ для каждого. Видеоролики занимают всего

лишь от 3 до 10 минут.

Пересматривать свои ценности, вносить коррективы в них.

Учиться у детей как оставаться чуть-чуть ребенком.

И закончу словами неизвестного автора: «Для человека в позиции Автора,

любая мотивация - хоть внешняя, хоть внутренняя - задает только фон его жизни.

Если фон становится давлеющей самоцелью вашего поведения - вы в позиции

Жертвы. Если же вы используете мотивацию как парус и можете свою мотивацию

в нужный момент создавать себе самостоятельно по принципу "Захоти захотеть!",

вы - Автор своей жизни!

Давайте становится Авторами, а не Жертвами в нашей педагогической

деятельности!...и не только в ней.



В раздел образования