Автор: Курмазова Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №125 г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Авторская статья-исследование
Тема: «МОТИВАЦИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» или «На работу, как на праздник!»
Раздел: дошкольное образование
Статья
«МОТИВАЦИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» или
«На работу, как на праздник!»
Подготовила: Курмазова Галина Анатольевна
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №125 г. Владивостока»
Когда я слышу слово «двигатель», в моем воображении представляется
картинка – автомобиль. Чтобы автомобиль поехал, ему нужен двигатель - это
профессиональный рост педагога. Еще ему нужен бензин – без него не заработает
двигатель. Условно, можно назвать двигатель и бензин мотивациями. И наша
машина обязательно поедет.
Теперь немного теории. Все, что мы делаем: ходим на работу, смотрим ТВ,
пришли сегодня на конференцию, моем посуду, проводим НОД и т.д. имеет свой
мотив или причину. Мотив – это ответ на вопрос: «Что движет мной в данной
ситуации? Почему я делаю то, что делаю?» Наши мотивы – это по сути следствие
наших ценностей. Какие ваши внутренние ценности? На этот вопрос важно
ответить, потому что именно они будут определять ваши мотивы. К примеру, если
моя ценность «чтобы меня оставили в покое», то как бы меня не мотивировали
выступить с докладом, меня это будет только раздражать. Если моя ценность
«признание у людей» - всякий раз, когда она будет «подкармливаться», я буду
замотивирована развиваться, двигаться вперед. Но как только меня «не признают»,
не оценят «по достоинству» - мотивация пропадает. Поэтому, на смой взгляд, нам
прежде всего нужно развивать в себе правильные ценности, которые и определят
наши мотивы.
Чтобы стало еще понятнее, давайте обратимся к терминам и их значениям.
Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщённый образ материальных или
идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий
направление его деятельности, достижение которых
выступает смыслом деятельности. Мотива
́
ция (от лат. Movere- «двигать») —
побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий
поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и
устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.
Сегодня этот термин понимается разными учёными немного по-своему. Например,
мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих
за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация как
явление психическое есть совокупность мотивов. Теорию мотива разрабатывали
психологи А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн.
Мотивация может быть внешней и внутренней. Внутренняя мотивация —
мотивация, которую человек носит в себе. Она связана не с внешними
обстоятельствами, не со стимулами и вознаграждениями, а, в первую очередь, с
самим содержанием деятельности. Наградой является «момент переживания чего-
то большего, чем обыденное существование». Например, маленький ребенок все
время что-то пробует, все исследует - и это определяется не столько окружающими
его стимулами, а идет из него самого. Или взрослый, любящий и ценящий свою
работу: "Я работаю не за зарплату, я люблю свое дело. Здесь у меня есть все, чтобы
быть счастливым, и мое вознаграждение - моя активность сама по себе!"
Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать
внешними для человека обстоятельствами или стимулами. Пообещали премию -
мы стали шевелиться быстрее. Написали сотрудникам правила, назначили штрафы
- мы хочешь-не хочешь стали ориентироваться на правила. Дети задали вопрос,
ответ на который воспитатель не знает, очень мотивирует быстро бежать за
помощью в Google. У детей возникла драка из-за игрушки – мы предпринимаем
действия без колебаний.
Грань между внешней и внутренней мотивацией достаточно тонкая.
Например, если у педагога высокая мотивация для работы, связанная с её
содержанием, то доход служит внешним регулятором. Если же педагога
интересуют исключительно деньги, то они являются внутренним мотивом.
С мотивациями все понятно. Теперь попробуем связать вышесказанное с
Образом педагога г. Владивостока – 2023, описанном в Концепции развития
образования г. Владивостока. Педагог – это:
-человек устремленный, осознающий свое предназначение в образовании как
миссию своей созидательной жизни, духовный;
-человек чувствующий, понимающий искусство, как способ познания мира,
восприимчивый к чувствам другого, душевный;
-человек мыслящий, понимающий природу психолого-педагогической реальности
будущего;
-педагог «цифры» со знанием английского языка как международного;
-человек – «предприниматель», владеющий «человекосозидающей технологией»
педагогического проектирования.
Высокие требования, не так ли? Останутся ли они лишь нашими внешними
мотивациями или же они станут нашими ценностями, как стремящегося к развитию
педагога, нашими внутренними мотивами в обучении и воспитании подрастающего
поколения? Стоит помнить, что внешняя мотивация характеризуется установками;
«должен», «надо», «придется» и действует кратковременно, в то время как
внутренняя мотивация характеризуется с позиции «хочу», «получаю
удовольствие», «нравится» и действует продолжительное время. На практике
педагога увидеть подобные мотивации несложно: у одного педагога дело в руках
«спорится», а другой «тянет» от зарплаты до зарплаты.
Мною было проведено анкетирование 6 воспитателей нашего детского сада.
Стаж работы составил от 1 до 15 лет. Интересно, что чем дольше работает
воспитатель в детском саду, тем качественнее изменяются его мотивации для
профессионального роста: от самореализации и признания к практическому
стремлению участвовать в воспитании, развитии и коррекции детей совместно с
семьей.
Итак, что же мотивирует моих коллег «изнутри» и является внутренней
мотивацией:
1.
Любовь к детям, делу воспитания подрастающего поколения; желание
обучаться, узнавать новое, чтобы быть «в ногу» с детьми и дальше на один
шаг. Меняется жизнь, сознание, образ жизни, - как следствие – сейчас дети
не такие, какие приходили даже 5 лет назад. Раньше играли в зайчиков,
потом в пакемонов, роботов. Теперь другие «герои», умеющие
трансформироваться, летать и т.д. Педагог должен знать, что интересно
детям сейчас, быть интересным, творческим, готовым меняться.
2.
Желание поделиться своим опытом с родителями в воспитании и коррекции
детей. Мы видим детей в саду с другой стороны, а не так, как видят их
родители дома, поэтому можем помогать, участвовать в развитии и
исправлении ребенка. Для этого, нужно постоянно самообразовываться,
читать литературу, участвовать в семинарах, тренингах, делиться и
обмениваться опытом с коллегами разного возраста и стажа.
3.
Стремление к успеху, саморазвитию, самореализации, карьерному росту.
4.
Уважение к профессии воспитателя и желание, чтобы это профессию
уважали и ценили.
5.
Внутренняя ответственность, инициативность, творчество, желание
применять это на практике.
6.
Осознание своей одаренности и предназначения к воспитанию детей.
7.
Осознание ответственности подготовить детей к школе: развить
самостоятельность, желание учиться; стремление заложить в детей зерна
добра, честности, ответственности, инициативности для дальнейшей жизни.
8.
Осознание детей, как будущего нашей страны.
9.
Новый жизненный опыт.
10. Воспитание в себе личностных и профессиональных качеств.
11. Возможность делиться собственным опытом в детской психологии, оказать
помощь в решении детских проблем во взаимоотношениях с другими детьми
и родителями.
12. Соперничество.
Из внешних мотиваций наиболее часто упоминались следующие:
1.
Материальное и поощрение: надтариф за больший объем работы.
Интересно, эксперименты показали, когда испытуемым начинают платить за
работу над интересными головоломками, они теряют желание их разгадывать.
«Деньги говорят», если оплата соответствует качеству и объему работы. Награды
могут быть использованы как способ выразить признание, одобрение и уважение к
усилиям. Материальное поощрение не связано напрямую с выдачей денежных
средств за какое-либо действие. Это могут быть другие инструменты, имеющие
подобную оценку: оплачиваемое обучение, квалификационная категория, что в
конечном итоге, выражается в материальной выгоде.
2.
Моральное поощрение: похвала, признание со стороны коллег, родителей,
воспитанников .
3.
Требования руководства, жесткие сроки, навязанные цели, надзор, оценки.
4.
Видимые результаты работы с детьми, родителями. Довольные родители.
5.
Сплоченность коллектива, здоровый психологический климат, взаимное
уважение, поддержка коллег
6.
Совместное обучение, деятельность, мероприятия в коллективе.
7.
Обмен опытом, результатами работы с другими педагогами.
8.
Возможность высказать свои идеи и мнения, к которым могут прислушаться.
9.
Перспектива карьерного роста.
10. Соперничество, стремление победить, получить награду.
11. Здоровая атмосфера в семье, поддержка семьи.
12. Вручение памятных подарков и грамот для портфолио.
Говорят, счастливый человек тот – который утром с удовольствием идет на
работу, а вечером домой. Подводя итог, хочется пожелать всем, чтобы так и было,
особенно у педагогов, соприкасающихся очень тесно с душами детей. Думаю, что
следующие советы обязательно помогут всем нам в этих вопросах.
Практические советы «Как себя мотивировать»:
Смотреть (общаться) с успешными педагогами, людьми
Вы можете смотреть видео с ними, можете читать их статьи и книги, а возможно
даже и лично общаться. Люди, которые много достигли и являются мудрыми - это
отличные наставники по жизни. Вы впитываете их слова как губка впитывает воду.
И уже с этим багажом сами по себе замотивированы. Наше окружение сильно
влияет на нас. Вспомните костер: огонь ярче, если дрова сложены вместе и друг
друга «поддерживают». Оказавшись вне костра, полено начинает дымиться.
Ставить перед собой
конкретные
цели
, конкретный срок для осуществления
своей мечты. Смысл в том, что вы начинаете планировать конкретные действия.
Если же не ставить срок, то у вас всегда будет отговорка перед самим собой, что
"ну попозже сделаю то-то".
Понять, что Вас наиболее мотивирует и периодически к этому возвращаться
(другими словами получать новый заряд мотивации). Старайтесь быть рядом с тем,
что Вас мотивирует. Пример с холодильником.
Смотреть мотивирующие видео
Можно найти много интересных видео, посмотрев которые захочется развиваться.
Это самое простой и быстрый способ для каждого. Видеоролики занимают всего
лишь от 3 до 10 минут.
Пересматривать свои ценности, вносить коррективы в них.
Учиться у детей как оставаться чуть-чуть ребенком.
И закончу словами неизвестного автора: «Для человека в позиции Автора,
любая мотивация - хоть внешняя, хоть внутренняя - задает только фон его жизни.
Если фон становится давлеющей самоцелью вашего поведения - вы в позиции
Жертвы. Если же вы используете мотивацию как парус и можете свою мотивацию
в нужный момент создавать себе самостоятельно по принципу "Захоти захотеть!",
вы - Автор своей жизни!
Давайте становится Авторами, а не Жертвами в нашей педагогической
деятельности!...и не только в ней.