Автор: Манапова Минаш Джалавовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №68
Населённый пункт: города Нижневартовска
Наименование материала: Проект
Тема: "Маленькие исследователи"
Раздел: дошкольное образование
Проект:
"Маленькие исследователи"
Подготовила
Манапова М. Д.
2017г.
Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений
окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей
проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное
его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные
процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование
является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная
активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является
ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую
очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной
частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода
работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это
хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во
время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об
увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже
двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее
будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием
элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно
возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры,
производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную
значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими
операциями облегчает экспериментирование.
Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя
исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: долгосрочный – 1 год.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители
воспитанников, педагоги.
Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
через экспериментирование”.
Задачи проекта:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность
видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных
средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём
включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность,
самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные
технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми,
продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В.,
Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”,
Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А.,
Сучкова И.М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной
деятельности детей;
- оформление “детской лаборатории в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для
дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек,
выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних
условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие
ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего
нужны опыты и эксперименты.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом,
камнями.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нам нужна лаборатория в группе?
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось
интересное?
2. Что мы хотим узнать?
- Что такое микроскоп и лупа?
- Какие вещества растворяет вода?
- Почему дует ветер?
- Почему не тонут айсберги?
- Как действует магнит на предметы?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.
- Проделать эксперименты и опыты.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги,
посмотреть информацию в энциклопедиях.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический.
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”
Работа с детьми
Месяц
Формы работы
СентябрьЭкскурсия в “детскую лабораторию”.
Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской
лаборатории и культуре поведения в ней.
Октябрь Эксперимент “Какая бывает вода”.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха,
имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы
пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный
кроссворд.
Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом
очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при
работе с различными веществами.
Эксперимент “Куда делась вода”.
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от
условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину
выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о
значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей;
умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра
доказывать правильность своего мнения.
Ноябрь
Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.
Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную
деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить
умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Эксперимент “Волшебные стёклышки”.
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой,
биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.
Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства
стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
Эксперимент “Родственники стекла”.
Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить
их качественные характеристики и свойства.
Декабрь Эксперимент “Воздух”.
Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет
запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;
закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить
детей с историей изобретения воздушного шара.
Эксперимент “Почему дует ветер”.
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением
воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий
поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.
Эксперимент “Этот удивительный воздух”.
Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать
желание заботиться о чистоте воздуха.
Эксперимент “Вдох - выдох”.
Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме
воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек
может находиться без воздуха.
Январь
Эксперимент “Разноцветные сосульки”.
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность,
растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе
поисковой деятельности.
Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.
Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый,
имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об
айсбергах, их опасности для судоходства.
Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.
Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.
Февраль Эксперимент “Испытание магнита”.
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его
особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать
магнетическими.
Эксперимент “Два магнита”.
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и
отталкивание.
Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.
Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с
выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и
приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Эксперимент “Необычная скрепка”.
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.
Март
Эксперимент “Волшебный шарик”.
Цель: установить причину возникновения статистического электричества.
Эксперимент “Чудо-причёска”.
Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и
возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух
наэлектризованных предметов
Эксперимент “Что такое молния”.
Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”;
сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить
причину образования молнии.
Эксперимент “Почему горит фонарик”.
Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей;
познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом
использования лимона в качестве батарейки.
Апрель
Эксперимент “Сила тяготения”.
Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы
тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
Эксперимент “Две пробки”.
Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.
Эксперимент “Упрямые предметы”.
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;
развивать умение фиксировать результат наблюдения.
Эксперимент “Почему предметы движутся”.
Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу
трения; закрепить умение работать с микроскопом.
Май
Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов
по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для
родителей и педагогов.
Работа с родителями
Месяц
Формы работы
СентябрьБеседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Октябрь Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю,
сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить
халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.
Ноябрь Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
Декабрь Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку
для занятий по экспериментированию.
Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома
вместе с детьми.
Февраль Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Март
Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему
“электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.
Апрель Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.
Май
Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и
сделали, для чего?”.
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей:
познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм
работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение
метода проекта в работе с детьми.