Напоминание

"Маленькие исследователи"


Автор: Манапова Минаш Джалавовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №68
Населённый пункт: города Нижневартовска
Наименование материала: Проект
Тема: "Маленькие исследователи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект:

"Маленькие исследователи"

Подготовила

Манапова М. Д.

2017г.

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений

окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей

проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное

его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные

процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование

является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная

активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является

ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую

очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной

частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода

работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это

хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во

время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об

увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже

двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее

будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием

элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно

возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры,

производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную

значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими

операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя

исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: долгосрочный – 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители

воспитанников, педагоги.

Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

через экспериментирование”.

Задачи проекта:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность

видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных

средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём

включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность,

самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные

технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми,

продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В.,

Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”,

Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А.,

Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной

деятельности детей;

- оформление “детской лаборатории в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для

дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек,

выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних

условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие

ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего

нужны опыты и эксперименты.

- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом,

камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- для чего нам нужна лаборатория в группе?

- для чего нужны эксперименты?

- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось

интересное?

2. Что мы хотим узнать?

- Что такое микроскоп и лупа?

- Какие вещества растворяет вода?

- Почему дует ветер?

- Почему не тонут айсберги?

- Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

- Проделать эксперименты и опыты.

- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги,

посмотреть информацию в энциклопедиях.

- Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”

Работа с детьми

Месяц

Формы работы

СентябрьЭкскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской

лаборатории и культуре поведения в ней.

Октябрь Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха,

имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы

пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный

кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом

очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при

работе с различными веществами.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от

условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину

выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о

значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей;

умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра

доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную

деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить

умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства

стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”.

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить

их качественные характеристики и свойства.

Декабрь Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет

запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;

закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить

детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением

воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий

поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать

желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме

воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек

может находиться без воздуха.

Январь

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность,

растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе

поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый,

имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об

айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль Эксперимент “Испытание магнита”.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его

особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать

магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и

отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с

выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и

приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”.

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Март

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и

возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух

наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”;

сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить

причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей;

познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом

использования лимона в качестве батарейки.

Апрель

Эксперимент “Сила тяготения”.

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы

тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;

развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу

трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов

по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для

родителей и педагогов.

Работа с родителями

Месяц

Формы работы

СентябрьБеседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Октябрь Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю,

сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить

халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Ноябрь Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Декабрь Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку

для занятий по экспериментированию.

Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома

вместе с детьми.

Февраль Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему

“электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и

сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей:

познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм

работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение

метода проекта в работе с детьми.



В раздел образования