Напоминание

"Ознакомление с окружающим миром детей второй группы раннего возраста"


Автор: Репина Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7
Населённый пункт: города Кирово-Чепецка Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ознакомление с окружающим миром детей второй группы раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7

города Кирово – Чепецка Кировской области

Картотека опытов по экспериментированию с живой и неживой

природой для детей раннего возраста

Выполнила:

Репина Екатерина Александровна,

воспитатель Ι квалификационной категории

Карточка№ 1

«Бросание в воду шариков из разного материала»

Цель: знакомство с понятиями: тяжёлые, лёгкие, плавают, тонут.

Описание: воспитатель приносит шарики одинаковой величины, но из

разного материала: бумажный, стеклянный, металлический, шерстяной,

деревянный.

Карточка№ 2

«У воды нет вкуса»

Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.

Описание: предложите попробовать воду детям через соломинку. Есть

ли у неё вкус? Для сравнения предложите молоко или сок. Если не смогут

ответить, пусть ещё раз попробуют воду. Вывод: у воды нет вкуса.

Карточка № 3

«Пересыпание песка через воронку»

Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Карточка№4

«Влияние солнечного света на жизнь на земле»

Цель: расширять представления о значении неживой природы в нашей

жизни.

Описание: положите два камешка, один на солнышко, другой в тень.

Закройте его плотным деревянным ящиком или ведром, чтобы было темно.

Через некоторое время проверьте с детьми какой камешек теплее. Почему?

Карточка № 5

«Пейте, куклы, молоко»

Цель: развитие познавательной активности в смешивании краски в

различных сочетаниях.

Описание:

накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и

мишек

и

угостите

их

различными

напитками.

Красная

вода

пусть

превратится в томатный сок, белая в молоко, оранжевая в апельсиновый сок,

а коричневая в кофе.

Карточка№6

«Песок может двигаться»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка.

Описание: возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так,

чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус,

растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания.

Если долго сыпать песок, то в одном месте или в другом возникают

сплавы. Движение песка похоже на течение.

Карточка№ 7

«Где ночует солнышко»

Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы.

Описание: обратить внимание детей на то, что солнышко в течение дня

меняет своё положение на небе: восход солнца можно наблюдать из одного

окна, а заход из другого.

Карточка№ 8

«Тень»

Цель: воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Описание: солнечный свет яркий. Если встать на асфальтовой дорожке

спиной к солнышку, то на асфальте появится тень. Если бы лучи света не

были прямыми, то они могли бы обогнуть тело и тени бы не было.

Карточка№ 9

«Животные двигаются. А растения?»

Цель:

выявить признаки живой природы на примере комнатного

растения (движение).

Описание:

рассмотрев

комнатное

растение,

поставить

его

на

подоконник. Обратить внимание на расположение его листьев. (можно

сделать зарисовки). Через некоторое время проверить, изменилось ли

направление его листьев. Можно ещё несколько раз повторить опыт.

Карточка № 10

«Внутри растений есть вода»

Цель: выявить признаки живой природы на примере цветов (питание).

Описание: мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть

вода. Для доказательства этого убеждения возьмите один цветок из букета и

оставьте его без воды воды (можно даже засушить его на бумаге). Через

некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и

засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода ушла из него испарилась.

Вывод: внутри растений есть вода.

Карточка№ 11

«Превращение воды»

Цель: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и

состоянием воды.

Описание: воспитатель вносит в помещение колобки снега, размещает

их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, шкаф) через

некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет: что

произошло с ними и почему некоторых совсем нет.

Вывод: в тепле снег превращается в воду, значит снег – это тоже вода.

Карточка№ 12

«Рыбалка»

Цель: формировать представление детей о свойствах магнита.

Описание: воспитатель ставит на стол тазик с рыбками в воде: это

озеро, в нём живут разноцветные рыбки, мы попробуем их поймать с

помощью удочек. Воспитатель ловит рыбок, дети делают вывод, что

магнитные

наконечники

притягиваются

к

магниту,

так

как

они

металлические. Дети ловят рыбок, радуются. Для сравнения могут притянуть

на магнит бумажку или тряпочку. Нет, не притягивает! Дети пробуют

самостоятельно ловить рыбок.

Карточка№ 13

«Коробочки с секретами»

Цель: развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук.

Описание:

в

качестве

познавательного

материала

используют

коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные

способы открывания. Внутри коробочки может находится какой – нибудь

звучащий предмет. Задача педагога: привлечь внимание ребёнка, вызвать

желание открыть коробочку, извлечь «секрет».

Карточка№ 14

«Плыви, кораблик»

Цель:

учить детей дуть на кораблик, чтобы он передвигался по воде.

Описание: сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с

парусом, поместите его в ванночку с водой и подуйте на парус, чтобы дети

понаблюдали, как кораблик плывёт по воде. Вы можете вместе с детьми

моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.

Карточка№ 15

«Найди такую же конфету»

Цель: развитие слухового восприятия.

Описание: у воспитателя «конфеты», заполненные разными крупами

(«конфет» с одинаковой крупой должно быть по две). Один набор конфет

положите перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из

«конфет», привлекая внимание ребёнка к звучанию. Предложите ребёнку

найти среди его «конфет» ту, которая звучит так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие

материалы. Количество пар увеличивайте постепенно.

Карточка № 16

«Капитаны»

Цель: учить детей передвигать по воде игрушки.

Описание:

покажите

ребёнку

как

надо

положить

игрушку

в

полиэтиленовую

крышку

(«кораблик»)

и,

загребая

воду

ладонями,

направлять движение корабля.

Карточка № 17

«Фонтан»

Цель: познакомить детей с ещё одним свойством воды – разлетаться

брызгами.

Описание:

воспитатель подставляет под струю воды ложку либо

пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект

приводит детей в восторг. Воспитатель предлагает подставить пальчик под

струю «фонтана», побуждает детей повторять действия за ним.

Карточка№ 18

«Вода – это жидкость»

Цель: знакомство со свойствами воды: жидкая, может течь.

Описание: дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой,

и предложите перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему?

Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не могла бы

течь в реках, ручейках, из крана.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать и переливать.

Карточка № 19

«Вода не имеет форму»

Цель: знакомство с ещё одним свойством воды – растекаемость.

Описание: предложить детям рассмотреть один кубик льда (лёд – это

твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму,

если мы его отпустим в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?

Нет, в любом месте он остаётся кубиком.

А жидкая вода? Налить воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность

стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором

находится, а на ровной поверхности – лужа.

Вывод: вода не имеет форму.

Карточка №20

«Как очистить грязную воду?»

Цель: закреплять знания что вода прозрачна.

Описание: перед детьми два стакана с водой. Педагог сообщает, что в

стаканах вода из реки. В первом стаканчике вода из чистой реки. Во втором –

из грязной реки, после того как люди загрязнили речку, и она заболела.

Предложите детям сравнить воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В

каком стаканчике могут жить рыбы, а в каком не могут?

Предложите очистить грязную воду через фильтр. Дети сравнивают

чистую и очищенную воду. Благодаря их усилиям речка выздоровела. Есть

такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают

грязную воду, текущую с рек и заводов.

Карточка№ 21

«Вода на морозе замерзает»

Цель: познакомить детей с ещё одним состоянием воды – твёрдым.

Описание: воду в какой – то ёмкости помещают на улицу при сильном

морозе. Вода замерзает и превращается в лёд. На ощупь лёд холодный,

гладкий, прозрачный.

Карточка № 22

«У воды нет запаха»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Описание: предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет

или совсем не пахнет. Вода ничем не пахнет.

Вывод: у воды нет запаха.

Карточка№ 23

«Капелька»

Цель:

дать представление что вода может при малом количестве

капать.

Описание: из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды.

Капельницу держите довольно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой

формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Карточка№ 24

«Вода способна смачивать и растворять предметы»

Цель: дать представление детям что вода смывает те вещества, которые

в ней растворяются. Она без запаха вкуса и цвета. Но всеми учёными

признано это: С любого грязнули всю грязь без следа

Смоет обычная наша вода.

Описание:

возьмите сухую или марлевую салфетку и осторожно

положите её на поверхность воды в широком сосуде. Через некоторое время

салфетка промокнет. Вода пропитывает волокна ткани и смачивает её. Вода

может и очищать предметы от грязи растворяя её.

Карточка № 25

«Волшебное зеркальце»

Цель:

формировать представление как с помощью зеркала можно

отражать солнечный луч.

Описание: игра проводится в солнечный день. «Солнечным зайчиком»

называют луч от зеркальной поверхности, взрослый предлагает малышу

посмотреть, как зайчик бегает, как играет в прятки. Малышу можно просто

понаблюдать, как скачет «солнечный зайчик», поймать его и попросить

самому поиграть с зеркальцем.

Карточка № 26

«Вода умеет растворять»

Цель:

дать представление детям о том, что в воде растворяются

некоторые вещества.

Описание: возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите

обычный песок. И помешайте. Что произошло? Песок не растворился.

Возьмите другой стаканчик, положите в него ложечку сахарного песка

и помешайте. Сахарный песок растворился в воде. Растворяется сахарный

песок в чае.

А обычный песок кладут на дно аквариума, но он в воде не

растворяется. А что было бы, если бы в аквариум положили сахарный песок?

(Он бы растворился)

Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

Карточка № 27

«Встреча с ручейком»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о свойствах

воды.

Описание: сделайте небольшой желобок, положите на русло ручейка.

Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке.

Верхний конец жёлоба укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он

держался и не падал. В результате у вас должна получится модель

наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите ёмкость с водой

примерно 1 литр. Наклоните её над жёлобом и лейте воду небольшой

струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких

камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта

журчащих струек.

Карточка №28

«Знакомство с сухим песком»

Цель: дать представление о свойствах песка.

Описание:

воспитатель расставляет детей вокруг ящика так,чтобы

можно было играть с песком. Он, набирая в пригоршни песок, чуть подняв

ладони, ссыпает его обратно, отчего образуется горка.

Обращает внимание детей, на то, что песок сыплется, шуршит, а руки

остаются чистыми. Раздаёт детям пузырьки и предлагает подставить их под

воронку, через которую насыпает песок. Затем дети высыпают из пузырьков

песок на горку. Горка становится выше.

Вывод: сухой песок сыплется.

Карточка № 29

«Сырой песок лепится»

Цель: продолжать знакомство со свойствами песка.

Описание: намоченный песок нельзя сыпать струйкой с ладони, зато он

может принимать любую нужную форму, пока он высохнет. Когда песок

намокает,

воздух

между

гранями

песчинок

исчезает,

мокрые

грани

слипаются друг с другом. Воспитатель показывает, как из сухого песка

получается мокрый, поливая его водой. Для игр с мокрым песком предлагает

детям формочки, совочки. Дети насыпают совочком в формочку песок,

уплотняют его, прихлопывают совком, и опрокинув формочку, поднимают

её. Ребёнок любуется полученным изделием. Играет с ним.

Карточка № 30

«Вода прозрачная»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета.

Описание: перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с

молоком. В оба стакана положите палочку или ложечку. В каком из стаканов

они видны, а в каком- нет? Почему? Вода прозрачная, а молоко нет. Можно

попросить детей в стакан с прозрачной водой положить кристаллики разных

цветов и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод: вода прозрачная.

Карточка№31

«Цветная вода»

Цель: закрепить знание, что некоторые вещества растворяются в воде.

Описание: воспитатель расставляет стаканы в ряд на столе и наполняет

водой. Затем он берёт на кисточку краску одного из основных цветов и

разводит в одном из стаканов. Комментируя в слух свои действия, старается

привлечь внимание детей, вносит элемент волшебства: «Сейчас я возьму на

кисточку жёлтую краску, вот так. А теперь…опустим в стакан с водой.

Интересно что получится? Смотрите, как красиво!» …

И так со всеми цветами.

Карточка№ 32

«Песок может быть тёплый и холодный»

Цель: знакомство с понятиями «тёплый» и «холодный».

Описание:

Воспитатель обращает внимание на поверхность песка,

знакомит детей с понятием «тёплый». Затем, раскопав совком песок,

обращает внимание на то, что он внутри «холодный», потому что солнце

греет только сверху, а вглубь – нет. Затем, раздав детям кукол, предлагает

построить домики для них. Показывает так: вначале, сделав горку, уплотняет

песок совочком, а затем, выкопав в глубине небольшое отверстие, получает

домик. Домики украшает цветами, делает дорожку. Затем вместе с детьми

строят для кукол домики.

Карточка №33

«Как определить силу и направление ветра»

Цель: знакомство с природным явлением – ветер.

Описание:

во время сильного ветра ткань начинает колыхаться. С

помощью флажка можно определить силу и направление ветра.

Карточка № 34

«Могут ли наши ручки почувствовать солнце»

Цель: дать знания о солнце как о небесном светиле.

Описание: дети с воспитателем тянут руки к солнышку, ладошкам? Что

произойдёт с природой, растениями, животными и людьми, если солнышко

перестанет светить? После этого можно поиграть с солнечным зайчиком.

Карточка№ 35

«В воде виден воздух»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Описание: возьмите стакан с водой. Один конец соломинки опустите в

воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда

пузырьки? Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Карточка№ 36

«Льдинка тает»

Цель:

знакомить с новыми свойствами воды: переход из одного

агрегатного состояния в другое.

Описание: положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над

пламенем свечи: «Посмотрите, вот лёд. Давайте его подогреем на огне. Где

же лёд? Во что он превратился? В воду.».

Вывод: льдинка тает быстрее если её нагревают.

Карточка № 37

«Сырая ткань на морозе замерзает»

Цель: закрепление знаний о переходе воды из жидкого состояния в

твёрдое.

Описание: перед выходом на улицу педагог, вместе с детьми, опускает

хлопчатобумажную ткань в воду. Делают вывод, что вода пропитала ткань, и

платочек стал мокрым. На улице воспитатель вешает платочек, ещё раз

обращая внимание на то, что он мокрый. Через некоторое время по платочку

постукивают палочкой – он замёрз. Это вода превратилась в лёд и ткань

стала твёрдой.

Карточка№ 38

«Снежинка от тепла тает»

Цель: закреплять знания о свойствах снега.

Описание:

предложить

детям

рассмотреть

пойманную

в

руку

снежинку. Снежинка на руках растаяла. Почему? Что осталось от снежинки?

Капелька воды.

Вывод: снег – это тоже вода.



В раздел образования