Автор: Мелихова Ирина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка Белгородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические указания к выполнению курсовой работы по ПМ 01 Реализация агротехнологий различной интенсивности МДК 01 01 Технологии производства продук-ции растениеводства для обучающихся по специальности 35.02.05 Агрономия
Раздел: среднее профессиональное
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»
Методические указания
к выполнению курсовой работы по ПМ 01 Реализация агротехнологий раз-
личной интенсивности МДК 01 01 Технологии производства продукции рас-
тениеводства для обучающихся по специальности 35.02.05 Агрономия
Дмитриевка 202
0
Методические указания к выполнению курсовой работы по ПМ 01 Реализа-
ция агротехнологий различной интенсивности МДК 01 01 Технологии произ-
водства продукции растениеводства для обучающихся по специальности
35.02.05 Агрономия. Дмитриевка, 2020, 25 с.
Составитель: И.А. Мелихова, Дмитриевка, 2020, 25 с.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа по ПМ 01 Реализация агротехнологий различной интен-
сивности МДК 01 01 Технологии производства продукции растениеводства
представляет собой творческий труд студента, завершающий изучение курса.
Написание её вводится с целью углубления знаний научного растение-
водства, привития обучающимся навыков самостоятельного мышления, уме-
ния обобщать и анализировать данные деятельности хозяйств и научно- ис-
следовательских учреждений. Кроме этого, обучающиеся учатся работать с
литературными источниками по изучаемой теме и оформлять их в соответ-
ствии с требованиями ГОСТа.
Курсовая работа предусматривает также формирование умения проекти-
ровать новые более эффективные приемы возделывания сельскохозяйствен-
ных культур и проведения необходимых расчётов.
2. ВЫБОР ТЕМЫ И ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Работа по закреплению тем курсовой работы проводится на 2 курсе очного
обучения перед началом зимних каникул и после окончания 1 курса на заоч-
ном отделении.
Темой курсовой работы могут быть технологии возделывания одной или
нескольких родственных по характеру использования культур, успешно возд-
лываемых в хозяйстве, где обучающийся проходит производственную практи-
ку, работает или проживает.
Тема должна быть актуальной и отражать состояние технологии возделы-
вания культуры.
Например:
1. Технология возделывания_______________________________________
название культуры
В______________________________________________________________
название хозяйства, район, область
2. Опыт возделывания_____________________________________________
название культуры
В______________________________________________________________
название хозяйства, район, область
3. Получение высоких урожаев_____________________________________
культура
В______________________________________________________________
название хозяйства, район, область
4. Возделывание _______________________ по технологии сберегающего
культура
земледелия в____________________________________________________
5.. Пути увеличения производства
__________________________________________________________________
_______________________________в__________________________________
название продукции и культуры название хозяйства, район, область
6. Влияние предшественников на урожайность зерна ячменя с высокими
пивоваренными качествами в_________________________________________
__________________________________________________________________
название хозяйства, район, область
7. Повышение белковости корма в зависимости от соотношения компо-
нентов в смешанных посевах зерновых и бобовых культур.
Курсовая работа выполняется на основе собранного в хозяйстве мате-
риала. Студенты, успешно занимающиеся научно-исследовательской работой
на опытных полях или в хозяйствах, могут выполнять курсовую работу на те-
мы, в выполнении которых они принимали участие.
3. СРОКИ И ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Работа в законченном виде должна быть представлена преподавателю за
месяц до начала экзаменационной сессии. Все главы должны быть написаны
согласно требованиям настоящих методических указаний. Консультации по
выполнению курсовой работы проводятся индивидуально в установленное
преподавателем время.
4. ПЛАНЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
4.1. ПО ОБОБЩЕНИЮ ОПЫТА ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
В ХОЗЯЙСТВЕ
Введение
Глава 1. Краткие сведения о хозяйстве.
1.1. Землепользование, рельеф, почвы.
1.2. Метеорологические условия.
1.3. Структура посевных площадей.
1.4. Урожайность и себестоимость продукции растениеводства.
Глава 2. Ботанико-биологические особенности культуры.
Глава 3. Технология возделывания культуры в хозяйстве:
3.1. Место культуры в севообороте.
3.2. Система обработки почвы.
3.3. Система удобрений (основное, припосевное, подкормки).
3.4. Подготовка семян к посеву.
3.5. Посев (норма высева в млн. шт. всхожих семян на 1 га и весовая - кг/
га, способы посева, марки машин и орудий).
3.6. Уход за посевами (прикатывание, боронование, зимние мероприятия,
борьба с сорняками, болезнями и вредителями, формирование густоты стоя-
ния растений пропашных культур).
3.7. Уборка урожая. Способы уборки, применение десикантов, с.-х. ма-
шин.
Глава 4. Проектирование элементов программирования урожаев.
4.1 Расчёт потенциально возможного урожая в условиях хозяйства по изу-
чаемой культуре.
4.2. Расчёт удобрений на запланированный урожай с учётом выноса эле-
ментов питания с 1 ц урожая данной культуры.
4
4.3. Расчет норм высева с.-х. культур в соответствии с научно обоснован-
ными рекомендациями.
4.4. Разработка рекомендуемой технологической схемы выращивания
культуры.
4.5. Экономическая эффективность выращивания культуры по рекомен-
дуемой технологии.
Выводы и предложения.
Список использованной литературы.
Приложения.
4.2. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Введение
Глава 1. Ботанико-биологическая характеристика культуры.
Глава 2. Краткий обзор литературы по теме работы.
Глава 3. Задачи, место, условия и методика проведения исследований.
3.1. Задачи исследований.
3.2. Место проведения исследований (краткие общие сведения о хозяйстве,
где проводились исследования).
3.3. Условия, в которых проводились исследования (почвенные, метеоро-
логические, агротехнические).
3.4. Методика проведении исследований (схема полевых опытов, размеры
делянок, повторность, применяемая агротехника, фенологические и другие
сопутствующие наблюдения, методика агротехнических, биохимических и
других лабораторных анализов).
Глава 4. Результаты исследований (при изложении полученных данных необ-
ходимо проводить их обсуждение, делать критические замечания, определить
их научно-производственное значение).
Глава 5. Экономическая эффективность результатов исследований, (определя-
ется для тех приёмов, которые заслуживают практического применения). Вы-
воды и предложения.
Список использованной литературы.
Приложения.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛОВ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОБЩЕНИЮ ОПЫТА ВОЗДЕЛЫВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ В ХОЗЯЙСТВЕ
Введение
Во введении необходимо изложить народнохозяйственное значение куль-
туры, отметить масштабы её возделывания в России и Белгородской области,
указав площади посева и удельный вес её в структуре посевных площадей,
урожайность и потенциальные возможности, а также задачи своего хозяйства
по повышению её эффективности.
Глава 1. Краткие сведения о хозяйстве
В этом разделе необходимо охарактеризовать специализацию и организа-
5
ционную структуру, природно-экономические условия хозяйства, используя
для этой цели материалы по землеустройству, а также агрохимических взыс-
каний, годовые и перспективные планы, годовые отчёты, метеорологические
данные, книгу истории полей.
1.1. Землепользование, рельеф полей, почвы, схема севооборотов
По землепользованию необходимо описать структуру сельскохозяйствен-
ных угодий, расположение территории хозяйства, наличие эрозионно-опас-
ных участков, продуктивность сенокосов и пастбищ, наличие мероприятий
по коренному или поверхностному их улучшению. Привести таблицы экс-
пликации земельных угодий, характеристику и рельеф почв на пашне, типы и
виды принятых севооборотов, а также схемы чередования культур в них.
1.2. Метеорологические условия
Привести средние многолетние данные осадков и температуры воздуха
по месяцам, за последние 2-3 календарных года ближайшей метеостанции,
назвать её.
Месяц
Сумма осадков, мм
Среднемесячная температура
воздуха, °С
Средняя
многолет-
няя
20___г.
20___г.
Средняя
многолет-
няя
20___г.
20___г.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Всего за год
При выполнении курсовой работы по озимым культурам необходимо пред-
ставлять эти данные за с.-х. годы (август-декабрь предшествующего года и
январь-июль следующего года).
При анализе выше приведенной таблицы целесообразно отметить, име-
лись ли значительные отклонения температурного режима в последние годы
от среднемноголетних величин, охарактеризовать выпадение осадков в
отдельные месяцы и их влияние на рост и развитие растений данной культу-
ры.
1.3. Структура посевных площадей
Здесь предусматривается представить структуру посевных площадей с по-
следующим её анализом за последние три года по следующей форме:
6
Культура
20___г
20___г
20___г
га
%
га
%
га
%
Зерновые – всего
в т.ч. озимая пшеница
озимая рожь
ячмень
овёс
просо
гречиха
кукуруза
горох
соя
Технические – всего
в т.ч. сахарная свекла на фабричные цели
подсолнечник
яровой рапс
кориандр
Картофель и овощи
Кормовые – всего
в т.ч. кукуруза на силос и з/к
кормовая свекла
однолетние травы
многолетние травы
Посевная площадь - всего
Чистый пар
Площадь пашни
* Примечание: Удельный вес групп культур, а также каждой культуры в от-
дельности определяется от площади пашни.
1.4. Урожайность и себестоимость продукции растениеводства
Наименование
культур
Урожайность, ц/га
Себестоимость 1ц продукции,
руб.
20__ г
20__ г
20__ г
20__ г
20__ г
20__ г
Необходимо дать оценку полученным результатам.
Глава 2. Ботанико-биологические особенности культуры
В данной главе необходимо указать семейство, род, вид, разновидность
культуры, описать строение корня, стебля, листа, соцветий, плода и семени.
На основе учебных пособий, монографий, источников отечественной и
иностранной литературы охарактеризовать народно-хозяйственное значение
культуры, а также отношение ее к факторам окружающей среды (теплу, влаге,
свету, элементам питания, почве), отметить фазы её развития и критические
периоды. Здесь же предусматривается дать характеристику возделываемых в
хозяйстве и области сортов (гибридов) культуры.
7
Глава 3. Технология возделывания культуры в хозяйстве
3.1. Место культуры в севообороте
Исполнителю необходимо указать: по каким предшественникам в хозяй-
стве размещается данная культура, дать оценку принятого чередования куль-
тур, охарактеризовать предшественники, указать их удельный вес за послед-
ние 3 года в отдельности от общей площади возделываемой культуры.
3.2. Система обработки почвы
По каждому предшественнику подробно и дифференцированно описать
применяемые в хозяйстве приёмы основной и предпосевной обработок поч-
вы, указать сроки и качество выполнения каждого вида работ, глубину обра-
боток, марки применяемых орудий и машин. Кратко описать противоэрозион-
ные мероприятия.
3.3. Система удобрений культуры
Привести анализ применения удобрений под данную культуру, увязав её с
принятой системой удобрений в хозяйстве. Данные привести в таблице, с по-
следующими комментариями.
Показатели
Сроки внесения удобрений
Подкормки
основное
предпосевное
рядковое
1-я
2-я
3-я
Сроки внесения
Название и формы
удобрений
Дозы удобрений (кг
д.в. на га) всего: в т.ч.
N; Р
2
0
5
К
2
0
Способы внесения
удобрений
Название и марки ма-
шин
3.4. Подготовка семян к посеву
В этом разделе указать: на каких машинах в хозяйстве проводилась очи-
стка и сортировка семян, привести данные посевных качеств на основании
документов из KCJI, какие использовались пестициды, бактериальные удо-
брения, микроэлементы и их дозы для предпосевной обработки семян. Здесь
же указывается количество приобретенных семян данной культуры со сторо-
ны с указанием названия поставщика, сорта (гибрида), а также их качества.
* Примечание - Все представленные таблицы должны сопровождаться ком-
ментариями.
3.5. Посев или посадка культуры
8
Площадь по пред-
шественникам, га
Сроки посева (на-
чало, окончание)
Способы посева
Нормы высева, по-
садки, кг/га
Глубина заделки се-
мян, см
С/х машины, марка
Качество посева
3.6. Уход за посевами
Описать все применяемые агроприёмы по уходу за посевами (прикатыва-
ние, боронование, междурядные рыхления, механические и химические
способы борьбы с сорняками, вредителями, болезнями, подкормки, поливы,
использование ретардантов, сортовые и видовые прополки) по форме.
Прием
ухода
Срок про-
ведения ра-
бот (фаза
развития
растения)
Цель прове-
дения меро-
приятий
Название
препаратов,
удобрений
Нормы оп-
рыскивания
подкормок,
кг/га д.в.
Марки
машин
3.7. Уборка урожая
Описывается весь цикл уборочных работ: сроки уборки (фазы спелости,
влажность зерна), способы уборки, предуборочная подготовка полей и участ-
ков, марки уборочных машин и качество уборки.
Глава 4. Проектирование элементов программирования урожаев
Анализ применяемой технологии возделывания культуры в хозяйстве по-
казывает, что уровень урожайности не соответствует её потенциальным воз-
можностям, а поэтому необходимо провести расчёты на программированный
урожай согласно нижеследующим методическим указаниям.
4.1. Расчёт потенциально возможного урожая
В производстве всё большее распространение получает метод расчёта удо-
брений на запланированный урожай. Поэтому, прежде всего, следует опреде-
лить уровень потенциальной возможности культуры по урожайности в усло-
виях конкретного хозяйства.
При обосновании урожайности необходимо в первую очередь учитывать
лимитирующие его факторы, в частности для нашей области и ЦЧЗ в целом -
влагообеспеченность. В этом случае нужно иметь следующие данные - коли-
чество продуктивной влаги, используемой на формирование урожая и коэф-
фициент водопотребления культуры, с помощью которых определяется:
где:
9
Удв – действительно возможный урожай абсолютно сухой биомассы, т/га;
W – среднегодовое количество выпадающих осадков в зоне, где распо-
ложено хозяйство, мм;
10 – коэффициент для перевода, в т/га воды;
0,7 – коэффициент продуктивного использования осадков;
К – коэффициент водопотребления.
В связи с тем, что возможный урожай абсолютно сухой биомассы скла-
дывается из основной и побочной продукции, в дальнейшем определяют уро-
жай сухой биомассы основной продукции путем деления полученной величи-
ны в предыдущей формуле (Удв, т/га сухой биомассы урожая культуры) на
сумму весовых частей основной и побочной продукции данной культуры.
Пересчет сухого вещества основной продукции на урожай биомассы при
стандартной влажности проводится по формуле:
где:
X - урожай при стандартной влажности, т/га;
А - урожай абсолютно сухого вещества основной продукции, т/га;
С - стандартная влажность, %.
Более достоверные данные получаются, когда для обоснования урожай-
ности берётся продуктивная влага как сумма запасов продуктивной влаги в
метровом слое почвы на момент возобновления озимых, многолетних трав
(или посева для яровых), а также осадков за вегетационный период.
Примеры:
1-ая культура - Ячмень
Хозяйство – ОАО АПО «Моя Родина » Краснояружского района.
Из приложений 1, 2, 3 берём исходный материал:
W – для данного района, расположенного в 1 (западной) зоне области, со-
ставляет 490-540 (среднее 515 мм)
К – для ячменя 400
Соотношение основной и побочной продукции – (зерно, солома) – 1:1,1.
На основе предыдущей формулы определяем, что
в т.ч. основной продукции (зерна) =
В пересчёте на стандартную влажность получаем, что возможный урожай
зерна ячменя составляет:
2-ая – культура – Сахарная свекла
Хозяйство - ЗАО «Должанское » Вейделевского района
10
Согласно тем же приложениям получаем исходный материал:
W – для этого района, расположенного в III (юго-восточной) зоне области,
составляет – 455-490 мм (среднее 472 мм);
К – для сахарной свеклы 270-325 (среднее многолетние 310).
Соотношение основной и побочной продукции (корнеплоды: ботва – 1:0,4.
Используя эти данные, по той же формуле определяем, что:
в т.ч. на долю корнеплодов приходится =
В пересчёте на стандартную влажность получаем, что возможный урожай
корнеплодов сахарной свеклы в данном хозяйстве составляет:
Аналогичным образом можно определить возможный урожай и других по-
левых культур, возделываемых в хозяйстве. Для зерновых культур биологиче-
ский урожай зерна можно определить по структурной формуле М.С.Савицко-
го:
У – биологический урожай зерна, т/га;
Р – число растений на 1м
2
перед уборкой, шт.;
К – продуктивная кустистость;
3 – число зёрен в колосе, шт.;
А – масса 1000 зёрен при стандартной влажности, г;
100000 – коэффициент для перевода урожая в т/га.
При этом исходные данные для расчета по приведённой формуле можно
получать в научном учреждении, на сортоучастке или пользоваться результа-
тами (наблюдениями) своего хозяйства.
Сравнивая рассчитанную по формуле и фактическую урожайность за по-
следние 3-5 лет в своем, соседних хозяйствах и по району в целом, исполни-
тель делает заключение об уровне использования потенциала при выращива-
нии данной культуры.
4.2. Расчёт удобрений на запланированный урожай с учётом выноса
элементов питания с 1ц урожая данной культуры
После определения уровня программируемой урожайности приступают к
расчету норм удобрений. В настоящее время существует более 40 методик
расчета норм удобрений под заданный урожай.
11
Среди многочисленных методов наиболее распространенным является ме-
тод, предложенный учеными ВИУА, который описывается формулой:
где:
Д - доза питательных веществ (NPK) на заданный урожай, кг/га д.в.;
B
1
- вынос питательных веществ (NPK) на 1 ц основной продукции, кг
(приложение 4);
П - содержание элементов питания в почве, мг/100 г;
Км - коэффициент для перевода мг/100 г в кг/га в расчетном слое поч-
вы;
Кп, Ку - коэффициенты использования питательных веществ соответ-
ственно из почвы и удобрений (приложение 5 и приложение 6).
Км для слоев почвы: 0-22, 0-25, 0-28, и 0-30 см будет соответственно
равен -30, 34, 38, и 41 кг/га.
При совместном применении органических и минеральных удобрений
формула имеет вид:
где:
Д - доза питательного вещества (NPK) на заданный урожай, кг/га;
Дн - доза навоза, т/га;
Сн - содержание питательного вещества в навозе, кг/т;
Кн - коэффициент использования питательного вещества из навоза
(приложение 7).
Для проведения расчета по данной формуле необходимо иметь материалы
агрохимического обследования почв своего хозяйства, а также справочный
материал по отдельным вопросам.
На основании рассчитанных доз основных элементов питания на запла-
нированный урожай разрабатывается система удобрений при выращивании
данной культуры по следующей форме:
Показатели
Дозы внесения кг д.в. на 1га,кг
всего
в том числе
N
Р
2
0
5
К
2
О
1. Основное, всего
в т.ч. осенью, под основную обработку;
весной, под культивацию
2. Рядковое
12
3. Подкормка, всего
в т.ч. первая
вторая
третья
ИТОГО:
Здесь же рекомендуется включить использование микроэлементов, а также
биопрепаратов, стимуляторов роста и бактериальных удобрений с учетом
конкретной культуры, экономическая и экологическая целесообразность кото-
рых в современных условиях весьма очевидны.
Необходимо предложить приёмы и способы наиболее эффективного ис-
пользования удобрений, в частности виды их, марки машин, требования по
качеству внесения, использование результатов диагностики и т.д.
4.3. Расчёт норм высева с/х культур
В данном разделе студент даёт рекомендацию хозяйству по расчету научно
обоснованной нормы высева и определяет её для данной культуры.
а) Для культур сплошного посева используют числовые нормы высева в
млн. шт. всхожих семян на гектар, рекомендуемые научно-исследовательски-
ми учреждениями и сортоучастками в зависимости от предшественников (см.
приложение 8).
Для перехода к весовой норме необходимо эти цифры умножить на массу
1000 семян при 100% посевной годности, например, для пшеницы 5x40 (мас
са 1000 семян) = 200 кг/га, а для посева необходима более точная норма высе-
ва с учётом посевной годности семян для чего:
Если известно число семян на 1 га, то
Н – норма высева культуры, кг/га;
К – количество всхожих семян на 1 га (коэффициент высева), млн.шт.;
М – масса 1000 семян, г;
П – посевная годность (%), которая определяется по формуле:
Ч - чистота семян, %;
В - всхожесть (лабораторная), %.
б) Норму высева кукурузы на зерно определяют по формуле:
Н – норма высева, кг/га;
13
Ч – число растений перед уборкой, тыс. шт/га;
П – полевая всхожесть семян, %;
Г – количество растений, погибших в процессе вегетации, %;
А – масса 1000 семян, г.
Например, для получения 60 тысяч растений на 1га при полевой всхоже-
сти семян 85%, гибели всходов 10% и массе 1000 семян З00 г необходимо вы-
сеять: Н = 60 × 100 × 0,3 / 85 – 10 = 24 кг/га.
Для обеспечения оптимальной густоты стояния растений в зависимости от
качества семян норму высева повышают на 15-30%. На сильно засорённых
полях применяют механизированный уход, а поэтому, в расчёте на каждое бо-
ронование по всходам, норму высева увеличивают на 5-6%.
Полевая всхожесть всегда ниже лабораторной и близка к силе роста семян.
в) По сахарной свекле при определении нормы высева исходим из коли-
чества всходов А, которое должны получить после посева на одном погонном
метре, и прежде всего определяем, какое количество плодиков надо для этого
высеять (В).
В - количество плодиков, шт./пог. м;
А - количество планируемых всходов, шт./пог. м;
Д - лабораторная всхожесть посевного материала, %;
(Д – 25) - полевая всхожесть, %;
Затем весовую норму высева определяют с учётом полученного ко-
личества плодов по формуле:
Н – весовая норма посевного материала сахарной свеклы, кг/га;
м – масса 1000 шт. плодиков, г;
В – количество высеянных плодиков, шт./пог.м;
К – количество погонных метров на 1 га, (при междурядьях 45 см – 2,22);
После проведения вышеизложенных расчетов целесообразно сопоставить
их с фактическими данными и сделать соответствующие выводы по этому во-
просу.
4.4. Разработка рекомендуемой технологической схемы выращивания
культуры
Наиболее целесообразно в этом разделе обратить внимание на основные
элементы, использование которых позволит повысить продуктивность этой
культуры. Причем данную работу лучше осуществлять при сравнении с при-
нятой в хозяйстве технологией (от основной подготовки почвы до уборки
урожая) примерно по следующей форме:
Основные элементы применяемой и рекомендуемой технологии
14
выращивания культуры.
Элемент
технологии
Технология
существующая
рекомендуемая
способ
выполнения
срок
проведения
способ
выполнения
срок
проведения
Здесь же необходимо указать по использованию новых, районированных
сортов или гибридов культуры в хозяйстве, а также дать краткое обоснование
предлагаемой технологии.
4.5. Определение экономической эффективности рекомендуемой и
традиционной технологии возделывания культуры
При сравнительной оценке эффективности рекомендуемой и традицион-
ной технологий показатели анализируют отдельно. При этом по каждой тех-
нологии рассчитывают следующие показатели: урожайность, стоимостную
оценку урожая с 1га с учётом его качества, себестоимость 1 ц затраты на вы-
ращивание, прибыль и рентабельность производства продукции.
Сравнительная эффективность рекомендуемой и традиционной технологии
выращивания культуры
Показатели
Рекомендуемая
технология
Традиционная
технология
1. Урожайность, ц/га
2. Реализационная цена основ-
ной продукции за 1 ц, руб.
3. Стоимость урожая с 1 га, руб.
4. Затраты всего на 1 га, руб.
5. Себестоимость 1 ц, руб.
6. Прибыль с 1 га, руб.
7. Рентабельность, %
Затраты всего (руб./га) представляют общий итог элементов затрат: оплата
труда, стоимость семян, удобрений, пестицидов, механизированных работ,
прочих накладных расходов и т.д.
6. ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Материал курсовой работы излагается по плану, предложенному в на-
стоящих методических указаниях.
Порядок изложения отдельных глав и разделов приведён выше.
В курсовой работе по научным исследованиям приводится краткий обзор
литературы по изучаемой теме, который по объёму занимает 10-12 страниц. В
этой главе, после глубокого изучения и анализа материала, опубликованного в
литературе, исполнитель кратко освещает состояние изученности данного во-
проса и обоснование выбора принятого направления исследования. В литера-
турном обзоре отразить достижения отечественной и зарубежной науки и
передового опыта.
Материал целесообразно излагать в хронологической последовательности
15
с указанием кем, где и когда проведены исследования. По каждому источнику
(или группе) приводят основное их содержание и выводы. Анализируют при-
мерно 20-25 источников.
Обзор литературы следует вести по принципу перехода от общих сведений
к конкретным данным по теме исследований или обобщений, рассматривая
наиболее важные работы по изучаемому вопросу. Предпочтение нужно да-
вать анализу работ, выполненных в данном регионе или прилегающих к нему
районов, особенно в последние годы. На основании литературных источни-
ков исполнитель указывает, что по данному вопросу установлено, что вызы-
вает сомнение и требует проверки. При этом автор работы может полемизи-
ровать, ссылаясь на авторитетных исследователей, а также высказывать свою
точку зрения. Не следует увлекаться вопросами, которые достаточно хорошо
изложены в учебнике, и тем более не следует приводить те сведения, которые
не относятся к теме курсовой работы.
В тексте делают ссылки на источники информации (откуда приведен ма-
териал). Ссылки нумеруются последовательно арабскими цифрами в скобках
в конце абзаца (по мере цитирования в тексте). При ссылках в тексте на ис-
точники информации приводят порядковый номер по списку литературы, вы-
деляемой двумя скобками, например; "Многими исследованиями (1,4,8,15)
установлено...", или: по данным М.П. Петрова (7) Фамилии иностранных ав-
торов в тексте пишут в русской, а рядом в скобках - в иностранной транс-
крипции. Если литературные данные приводят в виде таблиц, то под их заго-
ловком в скобках ссылаются на автора, например: «Урожайность сортов пше-
ницы (по П. П. Лукьяненко, 1985)». Все цитаты и цифры должны быть тща-
тельно проверены по первоисточникам.
Задача, место и методика проведения исследований
Описать поставленные цель и задачи исследований, краткие сведения о хо-
зяйстве, где проводились исследования (где расположено хозяйство, его спе-
циализация, структура посевных площадей, состояние возделывания данной
культуры, ее продуктивность). Охарактеризовать агротехнические, метеоро-
логические, почвенные и гидрологические условия проведения опыта, приве-
сти необходимые таблицы.
Сослаться на автора, согласно методике которого проведены исследования,
привести схему опытов, размеры делянок, повторности, агротехнику возде-
лывания в опытах, фенологические и сопутствующие наблюдения в опытах,
методику агрохимических, биохимических, лабораторных анализов.
Результаты исследований
Основной раздел курсовой работы должен занимать 50-60% всего объёма.
Здесь необходимо привести все таблицы полученных результатов с подроб-
ным их анализом и комментариями, а также с учётом математической обра-
ботки результатов. Целесообразно для объяснения ссылаться на источники
литературы. Определить производственное значение проведенных результа-
тов исследований.
Экономическая оценка изучаемых вариантов проводится для определе-
ния наиболее эффективного из них, по сравнению с контролем. С этой целью
определяют и представляют в виде таблиц показатели себестоимости, прибы-
ли и рентабельности.
16
Выводы и предложения производству должны бы конкретными, с циф-
ровыми данными, показывающими повышение или снижение того или друго-
го показателя по варианту.
Список использованной литературы составляется в соответствии с тре-
бованиями ГОСТа. В список включаются все источники литературы, на кото-
рые имеются ссылки в курсовой работе, а также годовые отчеты, книги исто-
рии полей и т.д. Названия источников размещают в алфавитном порядке по
фамилиям авторов. Название использованных документов хозяйства указыва-
ются в конце списка литературы.
При использовании монографии в списке указывают фамилию и инициалы
автора (авторов), название работы, место издания, издательство, год издания,
количество страниц. При ссылке на журнальные статьи, кроме авторов и на-
звания статьи, указываются названия журнала, год издания, номер и страни-
цы.
7. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Работа выполняется на бумаге стандартного формата (А-4) на одной сто-
роне листа с оставлением полей: слева 35 мм, справа не менее 10 мм сверху
20 мм и снизу не менее – 25 мм. Страницы нумеруются арабскими цифрами в
правом углу листа, но на титульном листе цифра не ставится. Нумерация
страниц и таблиц сквозная. Объём курсовой работы 40-45 страниц.
В начале работы даётся её содержание, соответствующее плану, с указа-
нием страниц каждого раздела. Каждая глава начинается с новой страницы.
Перенос заголовка на другую страницу, отрыв текста от заголовка и переносы
слов в заголовке не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Новое
предложение, не связанное по смыслу с предыдущим, начинается с красной
строки. При написании текста все слова, как правило, должны быть написаны
полностью, за исключением общепринятых сокращений (г, кг, ц, т и т.д.).
Порядковая нумерация глав начинается после введения. Каждая таблица
должна иметь порядковый номер, который ставят перед заголовком таблицы
(но без знака номера и слова "таблица"), краткое заглавие, отражающее со-
держание таблицы.
Титульный лист должен быть установленной формы. На титульном листе
должно быта указано название вуза, факультета, Ф.И.О. студента, курс, назва-
ние курсовой работы, Ф.И.О. руководителя, год (см. приложение 9).
17
Приложение 1
Среднемноголетнее количество осадков и ориентировочные запасы продук-
тивной влаги по зонам Белгородской области
Показатели
Наименование районов по зонам области
1 (западная)
2 (центральная)
3 (юго-восточная)
Борисовский
Губкинский
Валуйский
Грайворонский
Старооскольский Красногвардейский
Ракитянский
Чернянский
Алексеевский
Краснояружский
Новооскольский
Красненский
Ивнянский
Корочанский
Вейделевский
Яковлевский
Прохоровский
Волоконовский
Белгородский
Ровеньской
Шебекинский
Сумма температур за
период (> 10°С)
2510-2620
2565-2690
2710-2720
Годовая сумма осад-
ков: мм т/га
490-540
4900-5400
460-505
4600-5050
456-490
4560-4900
Непроизводитель-
ные расходы влаги
на сток и испарение:
мм т/га
147-162
1470-1620
151,8-166,7
1518-1667
159,2-171,5
1592-1715
Количество продук-
тивной влаги для
растений: мм т/га
343-378
3430-3780
308,2-338,3
3082-3383
295,8-318,5
2958-3185
18
Приложение 2
Примерные коэффициенты водопотребления основных полевых культур (по
С.В. Кадырову, В.А. Федотову, 2005)
Культура
Колебания
по годам
Среднее
Культура
Колебания
по годам
Среднее
Пшеница: озимая
яровая мягкая
370
138-500
420
430
Кострец б/о: на
семена; на зеле-
ный корм;
460-560
550-650
500
600
Озимая рожь
370-500
400
Овсяница луго-
вая на семена
450-550
500
Тритикале
360-480
405
Овсяница луго-
вая на з/к
450-550
500
Ячмень
370-450
400
Тимофеевка лу-
говая на семена
600-650
610
Овес
440-590
500
Т имофеевка лу-
говая на з/к
600-650
610
Просо
250-340
290
Ежа сборная на
семена
450-550
500
Гречиха
470-600
520
Ежа сборная на з/
к
-//-
-//-
Кукуруза: на зер-
но на силос
280-350
250-350
310
300
Житняк широко-
колосый на семе-
на, на з/к
400-460
350
435
Горох
360-520
450
Люцерна посев-
ная на семена
550-650
600
Соя
450-600
520
Люцерна посев-
ная на з/к
550-650
600
Вика яровая на
семена
450-550
500
Клевер красный
на семена
650-700
670
Вика озимая на
семена
450-530
480
Клевер красный
на з/к
650-700
670
Озимые на зеле-
ный корм
430-500
460
Эспарцет песча-
ный на семена
450-520
480
Вико-овес на зе-
леный корм
470-500
510
Эспарцет песча-
ный на з/к
450-520
460
Суд. трава на се-
мена, на з. корм
240-350
260
Подсолнечник на
семена
470-550
500
Кориандр
550-650
600
Свекла: сахарная
кормовая
270-350
210-320
310
270
Картофель:
420-550
490
19
Приложение 3
Соотношение основной и побочной продукции и стандартная влажность
основной продукции полевых культур
Культура
Соотно-
шение
основной
и побоч-
ной про-
дукции
Стандарт-
ная
влаж-
ность,
%
Культура
Соотно-
шение
основной
и побоч-
ной про-
дукции
Стандарт-
ная
влаж-
ность,
%
Пшеница: озимая
яровая
1:1,3
1:1,5
14
14
Кормовая свекла
Сахарная свекла
(маточники)
1:0,3
1:3,2
85
14
Озимая рожь
1:1,7
14
Картофель
1:1
75
Тритикале
1:1,5
14
Сено
-
16
Ячмень
1:1,1
14
Сенаж
-
55
Овес
1:1,5
14
Силос
-
70
Просо
1:1,8
13
Кострец б/о на
семена
1:7
14
Гречиха
1:2,3
14
Кострец б/о на з/
к
-
86
Кукуруза: на зер-
но
1:1,5
14
Овсяница луго-
вая на семена
1:11
14
Горох
1:1,3
14
Овсяница на з/к
-
74
Соя
1:1,7
14
Тимофеевка лу-
говая на семена
1:13
14
Вика яровая на
семена
1:3,0
14
Тимофеевка лу-
говая на з/к
76
Вика озимая на
семена
1:6,0
14
Ежа сборная на
семена
1:12
14
Вико-овес на зе-
леный корм
-
74
Ежа сборная на з/
к
-
71
Озимые на з/к
79
Житняк широко-
колосый на семе-
на, на з/к
1:14
14
69
Суд. трава на се-
мена
на зеленый корм
1:2,5
-
14
75
Люцерна посев-
ная на семена
1:14
13
77
на з/к
Рапс на семена
на зеленый корм
1:1,8
-
10
86
Клевер красный
на семена
1:17
13
Подсолнечник на
семена
1:2,1
10
Клевер красный
на з/к
-
79
Кориандр
1:2,1
14
Эспарцет песча-
ный на семена
1:5
13
20
Приложение 4
Вынос элементов питания 1 ц основной продукции и соответствующим коли-
чеством прочей органической массы, кг (по М.К. Каюмову, 1989)
Культуры
N
P
2
O
5
К
2
О
Пшеница озимая
3,25
1,15
2,0
Пшеница яровая
4,27
1,24
2,05
Рожь озимая
3,10
1,37
2,60
Ячмень
2,50
1,09
1,75
Овес
2,95
1,31
2,58
Кукуруза (зерно)
3,03
1,02
3,13
Просо
3,30
1,02
3,26
Гречиха
3,00
1,51
3,91
Сорго
3,68
1,12
1,54
Горох
6,60
1,52
2,00
Люпин
6,80
1,91
4,69
Соя
7,24
1,41
1,93
Вика (зерно)
6,23
1,31
1,56
Вика (сено)
2,27
0,62
1,00
Подсолнечник (семена)
6,00
2,60
18,60
Свекла сахарная (корнеплоды)
0,59
0,18
0,75
Свекла кормовая (корнеплоды)
0,40
0,13
0,46
Картофель (клубни)
0,62
0,30
1,45
Люцерна (сено)
2,60
0,65
1,50
Клевер луговой (сено)
1,97
0,56
1,50
Тимофеевка (сено)
1,55
0,70
2,04
Эспарцет (сено)
2,50
0,46
1,30
Костер безостый (сено)
2,20
0,64
1,76
Кукуруза (зеленая масса)
0,45
0,10
0,37
21
Приложение 5
Коэффициенты использования NPK из почвы (Кп), (обобщенные данные пo
М.К. Каюмову, 1989)
Культуры
N
Р
2
О
5
К
2
О
Пшеница озимая
0,20 - 0,35
0,05 - 0,10
0,08 - 0,15
Пшеница яровая
0,20 - 0,30
0,05 - 0,08
0,06 - 0,12
Рожь озимая
0,20 - 0,35
0,05 - 0,12
0,07 - 0,14
Ячмень
0,15 - 0,35
0,05 - 0,09
0,06 - 0,10
Овес
0,20 - 0,35
0,05 - 0,11
0,08 - 0,14
Кукуруза (зерно)
0,25 - 0,40
0,06 - 0,18
0,08 - 0,28
Просо
0,15 - 0,35
0,05 - 0,09
0,06 - 0,09
Гречиха
0,15 - 0,35
0,05 - 0,09
0,06 - 0,09
Сорго
0,15 - 0,40
0,06 - 0,13
0,07 - 0,15
Горох
0,30 - 0,55
0,09 - 0,16
0,06 - 0,17
Люпин
0,30 - 0,65
0,08 - 0,16
0,07 - 0,36
Вика (зерно)
0,25 - 0,40
0,06 - 0,10
0,05 - 0,11
Вика (сено)
0,20 - 0,35
0,06 - 0,09
0,05 - 0,10
Подсолнечник
0,30 - 0,45
0,07 - 0,17
0,08 - 0,24
Свекла сахарная
0,25 - 0,50
0,06 - 0,15
0,07 - 0,40
Свекла кормовая
0,20 - 0,45
0,05 - 0,12
0.06 - 0,25
Картофель
0,20 - 0,35
0,07 - 0,12
0,09 - 0,40
Люцерна (сено)
0,35 - 0,70
0,07 - 0,20
0,08 - 0,25
Клевер луговой (сено)
0,30 - 0,65
0,05 - 0,18
0,06 - 0,16
Тимофеевка (сено)
0,15 - 0,25
0,03 - 0,10
0,08 - 0,12
Костер безостый (сено)
0,30 - 0,45
0,06 - 0,16
0,07 - 0,18
Кукуруза (зеленая масса)
0,20 - 0,40
0,06 - 0,18
0,08 - 0,28
22
Приложение 6
Коэффициенты использования NPK туков полевыми культурами (Ку)
(обобщенные данные по М.К. Каюмову, 1989)
Культуры
N
Р
2
О
5
К
2
О
Пшеница озимая
0,55 - 0,85
0,15 - 0,45
0,55 - 0,95
Пшеница яровая
0,45 - 0,75
0,15 - 0,35
0,55 - 0,85
Рожь озимая
0,55 - 0,80
0,25 - 0,40
0,65 - 0,80
Ячмень
0,60 - 0,75
0,20 - 0,40
0,60 - 0,70
Овес
0,60 - 0,80
0,25 - 0,35
0,65 - 0,85
Кукуруза (зерно)
0,65 - 0,85
0,25 - 0,45
0,75 - 0,95
Просо
0,55 - 0,75
0,25 - 0,40
0,65 - 0,85
Гречиха
0,50 - 0,70
0,30 - 0,45
0,70 - 0,90
Сорго
0,55 - 0,80
0,25 - 0,35
0,65 - 0,85
Горох
0,50 - 0,80
0,30 - 0,45
0,70 - 0,80
Люпин
0,50 - 0,90
0,15 - 0,40
0,55 - 0,75
Вика (зерно)
0,55 - 0,85
0,20 - 0,35
0,65 - 0,80
Вика (зеленая масса)
0,50 - 0,75
0,20 - 0,30
0,60 - 0,75
Подсолнечник
0,55 - 0,75
0,25 - 0,35
0,65 - 0,95
Свекла сахарная
0,60 - 0,85
0,25 - 0,45
0,70 - 0,95
Свекла кормовая
0,65 - 0,90
0,30 - 0,45
0,80 - 0,95
Картофель
0,50 - 0,80
0,25 - 0,35
0,85 - 0,95
Люцерна (сено)
0,80 - 0,95
0,30 - 0,45
0,80 - 0,95
Клевер луговой (сено)
0,75 - 0,90
0,30 - 0,40
0,75 - 0,90
Тимофеевка (сено)
0,80 - 0,90
0,25 - 0,35
0,75 - 0,85
Кострец безостый (сено)
0,75 - 0,95
0,30 - 0,45
0,80 - 0,85
Кукуруза (зеленая масса)
0,60 - 0,85
0,25 - 0,40
0,75 - 0,95
23
Приложение 7.
Коэффициенты использования NPK органических удобрений (Кн),
(обобщенные данные по М.К. Каюмову, 1989)
Культуры
N
Р
2
О
5
К
2
О
Пшеница озимая
0,20 - 0,35
0,30 - 0,50
0,50 - 0,70
Рожь озимая
0,20 - 0,35
0,30 - 0,50
0,50 - 0,55
Овес
0,20 - 0,25
0,25 - 0,40
0,50 - 0,70
Ячмень
0,20 - 0,25
0,25 - 0,40
0,50 - 0,60
Картофель
0,20 - 0,30
0,30 - 0,40
0,60 - 0,70
Свекла сахарная
0,15 - 0,40
0,20 - 0,50
0,60 - 0,75
Свекла кормовая
0,30 - 0,40
0,40 - 0,50
0,60 - 0,80
Кукуруза (зерно)
0,35 - 0,40
0,45 - 0,50
0,65 - 0,75
Кукуруза (зеленая масса)
0,30 - 0,35
0,45 - 0,50
0,60 - 0,65
Приложение 8
Масса 1000 семян и коэффициент высева основных полевых культур ( в млн.
шт. всхожих семян на 1 га).
№
п/
п
Культура
Масса 1000 се-
мян,г
Коэф. высева при способе посе-
вов
рядовом
широкорядном
1
2
3
4
5
1.
Озимая пшеница
40-45
4,5-5,5
.
2.
Озимая рожь
30-35
5,0-5,5
-
3.
Яровая пшеница
35-50
4,0-5,5
-
4.
Ячмень
30-50
3,5-5,5
-
5.
Овес
30-35
4,5-5,0
.
6.
Г речиха
18-32
2,5-3,5
1.5-2,0
7.
Просо
5-10
4,0-4,5
3,5
8.
Горох
150-300
1,0-1,2
-
9.
Фасоль
200-500
-
0,3-0,5
10.
Соя
120-130
-
0,6-0,8
И.
Яровая вика (сено)
45-86
2-2,3
-
12.
Озимая вика + Озимая
пшеница
28-30
1,0+1,0
13.
Кукуруза (зерно) ТОСС
223МВ Коллективный
181 СВ
до 300 260-290
-
60-70 тыс/га 55-
70 тыс/га
24
Продолжение приложения 8
1
2
3
4
5
14.
Подсолнечник
35-75
-
сорта: 35-40 тыс/
га, гибриды:50-
55 тыс/га
15.
Сахарная свекла
10-20 (дражи-
рованные)
6-8 клубочков на
1м.пог.
16.
Картофель
50-80 г 1-го
клубня
-
47-60 тыс. клуб-
ней
17.
Люцерна на сено
1,8-2,5
8-10
-
18.
Клевер луговой (сено)
7,0
8-10
-
19.
Эспарцет
11-15
5-6
-
20.
Тимофеевка
0,3-0,5
20-22 млн.шт
10-12
21.
Вика+овес
60+35,5
4(вика)
+2(овес)
-
22.
Горох+овес
150+35
1+2
-
23.
Овсяница луговая
2,0
7-8
4.0-4,5
24.
Тимофеевка+клевер
0,3-0,5 (ти-
мофеевка) +
1,6-1,8 клевер
1,2+5,9
25.
Кукуруза (силос)
200-300
-
60-70 тыс/га
26.
Озимая вика+пшеница
30 (вика) + 40
(пшен.)
2+2
-
27.
Кориандр
7-10
2,4-2,5
1,5-1,7
28.
Рапс
3-7
2,8
1,3
29.
Горчица белая
5-8
2-2,5
1,0-1,2
25
Приложение 9
Форма титульного листа курсовой работы
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПМ 01 Реализация агротехнологий различной интенсивности
МДК 01 01 Технологии производства продукции растениеводства
на тему___________________________________________________
Выполнил обучающийся (-аяся)
специальности _____________________
____________ курса _________ группы
Ф.И.О. ____________________________
Проверил (-а):
должность _________________________
Ф.И.О. ____________________________
Оценка ____________________________
Дмитриевка, 20____
26
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.Цель и задачи курсовой работы
3
2. Выбор темы и требования, предъявляемые к курсовой работе
3
3. Сроки и характер выполнения курсовой работы
4
4. Планы курсовой работы
4
4.1. По обобщению опыта возделывания культуры в хозяйстве
4
4.2. По результатам научных исследований
5
5. Методические указания к выполнению разделов курсовой работы по
обобщению опыта возделывания культуры в хозяйстве
5
6. Выполнение курсовой работы по результатам научных исследований
15
7. Оформление курсовой работы
17
Приложения (1-9)
18
27